Буква н и нн в суффиксах наречий для 7 класса

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

Наречия пишут­ся с -н- или -нн- в зави­си­мо­сти от напи­са­ния про­из­во­дя­ще­го при­ла­га­тель­но­го или пол­ной фор­мы при­ча­стия. Приведем при­ме­ры пра­во­пи­са­ния -н- и -нн- наре­чи­ях с суф­фик­сом -о/-е.

Все наре­чия про­изо­шли или про­ис­хо­дят от слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи. От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных и пол­ной фор­мы при­ча­стий актив­но обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -о/-е:

  • пре­крас­ный — выгля­деть пре­крас н о ;
  • оза­бо­чен­ный — спро­сить оза­бо­че нн о ;
  • искрен­ний — отве­тить искре нн е .

Часто воз­ни­ка­ет сомне­ние, как пра­виль­но пишет­ся про­из­вод­ная лек­се­ма: с одной бук­вой «н» или с дву­мя? Правописание -н- или -нн- в наре­чи­ях зави­сит, от сло­ва какой части речи они были образованы.

Правописание наречий с -н-

В напи­са­нии наре­чий с -н- и -нн-, обра­зо­ван­ных от име­ни при­ла­га­тель­но­го, руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом рус­ской орфографии:

Понаблюдаем, как рабо­та­ет этот прин­цип выбо­ра бук­вы -н- или -нн-:

  • береж н ый под­ход — отно­сить­ся береж н о ;
  • длин н ый доклад — напи­сал длин н о ;
  • намер енн ый посту­пок — сде­лал намер енн о ;
  • рас­те­ря нн ый взгляд — отве­тил рас­те­ря нн о.

Особое затруд­не­ние в напи­са­нии -н- и -нн- вызы­ва­ют наре­чия, обра­зо­ван­ные от отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных. Например, как пра­виль­но пишет­ся наре­чие «пута­но» или «путан­но»?

Тогда нуж­но делать свой выбор, вос­ста­нав­ли­вая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепочку:

(что делать?) путать → пута н ый (ответ) → отве­тить (как?) пута н о .

От гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся при­ла­га­тель­ное с помо­щью суф­фик­са -ен-, кото­рый сохра­ня­ет­ся в напи­са­нии про­из­вод­но­го наречия.

Аналогично про­ве­ря­ем напи­са­ние -н- в слове:

(что делать?) бесить → беш ен ый (волк) → вер­теть­ся (как?) беш ен о .

Моторы были пуще­ны во всю силу. Сотни бесов, име­ну­е­мых лоша­ди­ны­ми сила­ми, бились, беш ен о вра­щая рыча­ги порш­ней (А. Толстой).

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние при­ла­га­тель­но­го «вет­ре­ный» с одной бук­вой «н». Соответственно, про­из­вод­ное наре­чие сохра­ня­ет суф­фикс -ен-:

Вопреки здра­во­му смыс­лу она посту­пи­ла ветр ен о .

Правописание наречий с -нн-

С -нн- пишут­ся наре­чия, обра­зо­ван­ные от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий с -нн-:

  • тума нн ый — тума нн о отве­чать;
  • сосре­до­то­че нн ый чело­век — зани­мал­ся сосре­до­то­че нн о;
  • оби­же нн ый ребе­нок — гово­рит оби­же нн о;
  • совре­ме нн ый под­ход — выгля­дит совре­ме нн о.

Таблица

серьёз­ный — серьёзнонеза­кон­ный — незаконнобеше­ный — бешеноистин­ный — истинномуд­рё­ный — мудрёнобес­цен­ный — бесценнодосроч­ный — досрочноесте­ствен­ный — естественновет­ре­ный — ветреновзвол­но­ван­ный — взволнованно

Примеры

  • моно­тон­ный голос — капа­ет монотонно;
  • обду­ман­ный ответ — посту­пить обдуманно;
  • взвол­но­ван­ное вет­ром море — гово­рил взволнованно;
  • обос­но­ван­ный мотив — отве­тил обоснованно;
  • орга­ни­зо­ван­ный вечер — собра­лись организованно;
  • ско­ван­ное пове­де­ние — чув­ству­ет себя скованно.

Особо обра­тим вни­ма­ние на пра­во­пи­са­ние наре­чий, обра­зо­ван­ных от пол­ных форм при­ла­га­тель­ных с —нн-, напи­са­ние кото­рых сле­ду­ет запомнить:

  • неожи­да нн ый — неожи­да нн о услы­шать;
  • нечая нн ый — нечая нн о насту­пить;
  • неслы­ха нн ая дер­зость — посту­пил неслы­ха нн о гру­бо;
  • отчая нн ый — отчая нн о вскрик­нул;
  • жема нн ый — отве­тить жема нн о;
  • чека нн ый — чека нн о печа­тая шаг;
  • мед­ле нн ый — рабо­тать мед­ле нн о.
  • нежда нн ый и нега­да нн ый гость — при­шли нежда нн о-негада нн о.

Видеоурок «Н и НН в наречиях на -о , -е»

Карточки «Правописание Н и НН в наречиях»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

7 КЛАСС.

Правописание Н и НН в наречиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochki_n_nn_v_narchechiyah.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание Н и НН в наречиях.

Карточка 1. От данных прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание, составьте с ними предложения.

Активный, неожиданный, негаданный 2 , деятельный, выполненный, удивительный, уверенный, характерный, холодный, ветреная, постепенный, совершенный, дружный, встревоженный, естественный, безобразный.

(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Правописание Н и НН в наречиях.

Карточка 2. Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия. Как помогают они в написании Н и НН в наречиях?

Испуга…о, отчая…о, организова…о, охот. о, попар. о, надума. о, озор. о, несомне. о, звуч. о, бесшум. о, зауче…о, собра. о, притвор. о, тума. о, искажё. о, рассерже. о, убра. о, обдума. о, растеря. о, огорчё. о, наполне. о.

Какие два слова не являются наречиями? Какой частью речи они являются? Как это влияет на написание Н и НН?

(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Правописание Н и НН в наречиях.

Карточка 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные буквы.

1. Девочка смуще…о улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациоз..о, медле…о, изящ…о 4 . 3. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о. 4. Зрители начали хлопать преждевреме…о. 5. Мужчине плакать (не)прилич…о. 6. Любил я тай…о. 7. Хвалу приемли равнодуш…о. 8. И медле…о жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благоскло…о. 10. И многие годы (не) слыш…о прошли. 11. Она выглядит роскош…о.

(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Правописание Н и НН в наречиях.

Карточка 1. От данных прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание, составьте с ними предложения.

Активный, неожиданный, негаданный 2 , деятельный, выполненный, удивительный, уверенный, характерный, холодный, ветреная, постепенный, совершенный, дружный, встревоженный, естественный, безобразный.

(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Правописание Н и НН в наречиях.

Карточка 4. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные буквы.

1. Всё вокруг было очень таинстве…о. 2. Тоску изгнанья мы делили друж…о. 3. Но веч…о любить (не)возмож…о. 4. Есть речи – значенье тем…о иль ничтож…о, но им без волнения внимать (не)возмож…о. 5. Она смотрела на меня изумлё…о. 6. Я заходил постоя…о в аптеку. 7. Нельзя рассказывать моното…о. 8. Мужчине плакать (не)прилич…о. 9. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о.

(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Правописание Н и НН в наречиях.

Карточка 5. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия подчеркните как члены предложения. Укажите их разряд по значению.

1. Немая степь синеет и венцом серебря_ым Кавказ объемл_т. 2. А море ч_рное шумит (не) умолкая 4 . 3. Удастся ль мне на миг забыт_ся памятью к (не)давней старине. 4. И скучно, и груст_о, и (не)кому руку подать в минуту душевной (не)взгоды. 5. Слушай дядя: дар бесце_ый! Что другие все дары? Но его от всей вселе_ой я таил до сей поры. 6. Многие годы (не)слыш_о прошли.

Выполните фонетический разбор слова скучно . Какова особенность произношения слов скучно и грус_но?

(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Правописание Н и НН в наречиях.

Карточка 6. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия подчеркните как члены предложения. Укажите их разряд по значению.

1. (Н_)чей благоскло_ый (не)радуя взор колебл_мы вихрем и зноем палимы без пользы р_сли мы (М. Лермонтов). 2. Инженер выполнил работу очень квалифицирова_о. 3. На нём (не)обыкнове_о яркий наряд. 4. На улице вдруг стало очень ветре_о. 5. Приказы выполнять (не)укоснительно. 6. Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел под_езжать к столицам (А. Грибоедов). 7. И тот кто с песней по жизни шагает тот (н_)когда и (н_)где (не)пропадёт.

(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

Правописание Н и НН в словах.

Карточка 7. Спишите, вставляя Н или НН, раскрывая скобки. Поставьте запятые.

1. Балко_ая дверь плохо закрывается нуж_о починить. 2. Запуга_ый угрозами Петров (не)сказал (ни)слова 4 . 3. Я охотно верю что ты учил стихотворение но, к сожалению, (не)доучил. 4. Бабушка испекла мой любимый слоё_ый торт. 5. Операцио_ая должна сверкать чистотой. 6. Завтра на ужин приготовлю ваш любимый макаро_ик. 6. В нашем доме открыли фирме_ый магазин.

(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня.

The Adverb (Наречие). Группы Наречий.

Этот материал поможет учителю при изучении такого грамматического явления как наречие. Представлены примеры таких групп наречий:простые, производные, сложные, составные;наречия, не отличающиеся по фор.

Н и НН в наречиях

Ученики средних классов, изучающие наречие, могут столкнуться с распространенной проблемой – сколько -Н- писать в суффиксах этой части речи? В статье приведены правила написания одной и двух букв -Н- с наглядными примерами, а также исключения из этих правил.

Правила написания Н и НН в наречиях

В наречиях на -о- и -е-, образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н:

    Н в суффиксах наречий пишется в словах, образованных от прилагательных с одной буквой Н.

Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.

Как видно, правила написания одной и двух букв Н в суффиксах наречий и существительных совпадают. В школе данная тема изучается в 7 классе.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/11/20/kartochki-pravopisanie-n-i-nn-v-narechiyah

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/n-i-nn-v-suffiksah-narechiy