Правописание -Н- и -НН- в наречиях
Наречия пишутся с -н- или -нн- в зависимости от написания производящего прилагательного или полной формы причастия. Приведем примеры правописания -н- и -нн- наречиях с суффиксом -о/-е.
Все наречия произошли или происходят от слов, принадлежащих к разным частям речи. От качественных прилагательных и полной формы причастий активно образуются наречия с помощью суффикса -о/-е:
- прекрасный — выглядеть прекрас н о ;
- озабоченный — спросить озабоче нн о ;
- искренний — ответить искре нн е .
Часто возникает сомнение, как правильно пишется производная лексема: с одной буквой «н» или с двумя? Правописание -н- или -нн- в наречиях зависит, от слова какой части речи они были образованы.
Правописание наречий с -н-
В написании наречий с -н- и -нн-, образованных от имени прилагательного, руководствуемся правилом русской орфографии:
Понаблюдаем, как работает этот принцип выбора буквы -н- или -нн-:
- береж н ый подход — относиться береж н о ;
- длин н ый доклад — написал длин н о ;
- намер енн ый поступок — сделал намер енн о ;
- растеря нн ый взгляд — ответил растеря нн о.
Особое затруднение в написании -н- и -нн- вызывают наречия, образованные от отглагольных прилагательных. Например, как правильно пишется наречие «путано» или «путанно»?
Тогда нужно делать свой выбор, восстанавливая словообразовательную цепочку:
(что делать?) путать → пута н ый (ответ) → ответить (как?) пута н о .
От глагола несовершенного вида образуется прилагательное с помощью суффикса -ен-, который сохраняется в написании производного наречия.
Аналогично проверяем написание -н- в слове:
(что делать?) бесить → беш ен ый (волк) → вертеться (как?) беш ен о .
Моторы были пущены во всю силу. Сотни бесов, именуемых лошадиными силами, бились, беш ен о вращая рычаги поршней (А. Толстой).
Обратим внимание на написание прилагательного «ветреный» с одной буквой «н». Соответственно, производное наречие сохраняет суффикс -ен-:
Вопреки здравому смыслу она поступила ветр ен о .
Правописание наречий с -нн-
С -нн- пишутся наречия, образованные от полных форм прилагательных и причастий с -нн-:
- тума нн ый — тума нн о отвечать;
- сосредоточе нн ый человек — занимался сосредоточе нн о;
- обиже нн ый ребенок — говорит обиже нн о;
- совреме нн ый подход — выглядит совреме нн о.
Таблица
Примеры
- монотонный голос — капает монотонно;
- обдуманный ответ — поступить обдуманно;
- взволнованное ветром море — говорил взволнованно;
- обоснованный мотив — ответил обоснованно;
- организованный вечер — собрались организованно;
- скованное поведение — чувствует себя скованно.
Особо обратим внимание на правописание наречий, образованных от полных форм прилагательных с —нн-, написание которых следует запомнить:
- неожида нн ый — неожида нн о услышать;
- нечая нн ый — нечая нн о наступить;
- неслыха нн ая дерзость — поступил неслыха нн о грубо;
- отчая нн ый — отчая нн о вскрикнул;
- жема нн ый — ответить жема нн о;
- чека нн ый — чека нн о печатая шаг;
- медле нн ый — работать медле нн о.
- нежда нн ый и негада нн ый гость — пришли нежда нн о-негада нн о.
Видеоурок «Н и НН в наречиях на -о , -е»
Карточки «Правописание Н и НН в наречиях»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
7 КЛАСС.
Правописание Н и НН в наречиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_n_nn_v_narchechiyah.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 1. От данных прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание, составьте с ними предложения.
Активный, неожиданный, негаданный 2 , деятельный, выполненный, удивительный, уверенный, характерный, холодный, ветреная, постепенный, совершенный, дружный, встревоженный, естественный, безобразный.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 2. Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия. Как помогают они в написании Н и НН в наречиях?
Испуга…о, отчая…о, организова…о, охот. о, попар. о, надума. о, озор. о, несомне. о, звуч. о, бесшум. о, зауче…о, собра. о, притвор. о, тума. о, искажё. о, рассерже. о, убра. о, обдума. о, растеря. о, огорчё. о, наполне. о.
Какие два слова не являются наречиями? Какой частью речи они являются? Как это влияет на написание Н и НН?
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 3. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные буквы.
1. Девочка смуще…о улыбалась. 2. Танцовщица двигалась грациоз..о, медле…о, изящ…о 4 . 3. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о. 4. Зрители начали хлопать преждевреме…о. 5. Мужчине плакать (не)прилич…о. 6. Любил я тай…о. 7. Хвалу приемли равнодуш…о. 8. И медле…о жгли их до утра огнём. 9. Он отнёсся к нам благоскло…о. 10. И многие годы (не) слыш…о прошли. 11. Она выглядит роскош…о.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 1. От данных прилагательных образуйте наречия, объясните их правописание, составьте с ними предложения.
Активный, неожиданный, негаданный 2 , деятельный, выполненный, удивительный, уверенный, характерный, холодный, ветреная, постепенный, совершенный, дружный, встревоженный, естественный, безобразный.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 4. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные буквы.
1. Всё вокруг было очень таинстве…о. 2. Тоску изгнанья мы делили друж…о. 3. Но веч…о любить (не)возмож…о. 4. Есть речи – значенье тем…о иль ничтож…о, но им без волнения внимать (не)возмож…о. 5. Она смотрела на меня изумлё…о. 6. Я заходил постоя…о в аптеку. 7. Нельзя рассказывать моното…о. 8. Мужчине плакать (не)прилич…о. 9. Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты…о.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 5. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия подчеркните как члены предложения. Укажите их разряд по значению.
1. Немая степь синеет и венцом серебря_ым Кавказ объемл_т. 2. А море ч_рное шумит (не) умолкая 4 . 3. Удастся ль мне на миг забыт_ся памятью к (не)давней старине. 4. И скучно, и груст_о, и (не)кому руку подать в минуту душевной (не)взгоды. 5. Слушай дядя: дар бесце_ый! Что другие все дары? Но его от всей вселе_ой я таил до сей поры. 6. Многие годы (не)слыш_о прошли.
Выполните фонетический разбор слова скучно . Какова особенность произношения слов скучно и грус_но?
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
Правописание Н и НН в наречиях.
Карточка 6. Спишите, объясняя орфограммы и пунктограммы графически. Наречия подчеркните как члены предложения. Укажите их разряд по значению.
1. (Н_)чей благоскло_ый (не)радуя взор колебл_мы вихрем и зноем палимы без пользы р_сли мы (М. Лермонтов). 2. Инженер выполнил работу очень квалифицирова_о. 3. На нём (не)обыкнове_о яркий наряд. 4. На улице вдруг стало очень ветре_о. 5. Приказы выполнять (не)укоснительно. 6. Строжайше б запретил я этим лицам на выстрел под_езжать к столицам (А. Грибоедов). 7. И тот кто с песней по жизни шагает тот (н_)когда и (н_)где (не)пропадёт.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
Правописание Н и НН в словах.
Карточка 7. Спишите, вставляя Н или НН, раскрывая скобки. Поставьте запятые.
1. Балко_ая дверь плохо закрывается нуж_о починить. 2. Запуга_ый угрозами Петров (не)сказал (ни)слова 4 . 3. Я охотно верю что ты учил стихотворение но, к сожалению, (не)доучил. 4. Бабушка испекла мой любимый слоё_ый торт. 5. Операцио_ая должна сверкать чистотой. 6. Завтра на ужин приготовлю ваш любимый макаро_ик. 6. В нашем доме открыли фирме_ый магазин.
(Из дидактического материала по русскому языку. Составитель Л. А. Тропкина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня.
The Adverb (Наречие). Группы Наречий.
Этот материал поможет учителю при изучении такого грамматического явления как наречие. Представлены примеры таких групп наречий:простые, производные, сложные, составные;наречия, не отличающиеся по фор.
Н и НН в наречиях
Ученики средних классов, изучающие наречие, могут столкнуться с распространенной проблемой – сколько -Н- писать в суффиксах этой части речи? В статье приведены правила написания одной и двух букв -Н- с наглядными примерами, а также исключения из этих правил.
Правила написания Н и НН в наречиях
В наречиях на -о- и -е-, образованных от качественных прилагательных и отглагольных причастий, в суффиксах может писаться одна либо две буквы Н:
- Н в суффиксах наречий пишется в словах, образованных от прилагательных с одной буквой Н.
Не всегда в наречиях пишется столько Н, сколько их было в производящей основе.
Как видно, правила написания одной и двух букв Н в суффиксах наречий и существительных совпадают. В школе данная тема изучается в 7 классе.
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/11/20/kartochki-pravopisanie-n-i-nn-v-narechiyah
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/n-i-nn-v-suffiksah-narechiy