Буква о после шипящих в суффиксах существительных слова

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о» или «е» после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния. Укажем алго­ритм напи­са­ния о/е после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях слов этих частей речи соглас­но пра­ви­лу рус­ско­го языка.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о» или «е» после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алгоритм.

  • Первый шаг — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит слово.
  • Второй шаг — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская проблема.
  • Третий шаг — поста­вить уда­ре­ние в слове.
  • Четвёртый шаг — напи­сать бук­ву «о» или «е»/»ё» в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс или окон­ча­ние суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е» или «о» в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом:

Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

Написание букв о/е после шипящих у существительных

У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о».

Примеры:

слуш о́к , сун­дуч о́к , прыж о́к ;

девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;

с силач о́м , борщ о́м , под стел­лаж о́м , тираж о́м ;

с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .

Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»:

В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр- и в рус­ском сло­ве «уха­жёр» после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»:

Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суффикса:

мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»:

ноч ева ть — ноч ёв к а;

корч ева ть — корч ёв к а;

меж ева ть — меж ёв к а;

рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;

пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о».

Примеры:

  • морж о́в ый
  • камыш о́в ый
  • парч о́в ый
  • грош о́в ый
  • еж о́в ый
  • холщ о́в ый
  • смеш о́н (бег­лое «о»)
  • больш о́й
  • чуж о́й

но рыж е му , хорош е й .

Написание суффиксов наречий после шипящих

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е»:

  • горяч о́
  • свеж о́
  • общ о́
  • голыш о́м
  • нагиш о́м ,

но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е

Видеоурок

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Написание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.

2. Графическое обозначение условия выбора правильных написаний, определение значения суффиксов.

3. Повторение правила написания гласных о и ё после шипящих в корне слов.

4. Повторение правила написания гласных о и ё после шипящих в окончаниях существительных.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Шипящие звуки – это согласные звуки, обозначенные буквами ж, ш, ч, щ.

Окончание – зна́чимая часть слова, которая образует формы слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов. Список литературы

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим ряд слов: кусочек, овражек, орешек, пиджачок, пирожок, пушок. Это существительные. Сгруппируем слова по сходству шипящих. У нас получились пары: кусочек – пиджачок, овражек – пирожок, орешек – пушок. Теперь нужно определить морфему, в которой находится орфограмма. Все слова с уменьшительными суффиксами. Кусочек – это маленький кусок.

Пиджачок – маленький пиджак.

Овражек – маленький овраг.

Пирожок – маленький пирог

Орешек – маленький орех

Пушок – маленький пух

Расставим ударения в словах и снова сгруппируем слова: кусо́чек, пиджачо́к, овраже́к, пирожо́к, оре́шек, пушо́к.

Мы видим, что буква о после шипящих в суффиксах существительных пишется под ударением, в соответствии с произношением: пиджачо́к, пирожо́к, пушо́к. В суффиксах существительных после шипящих без ударения пишется буква е: кусо́чек, овраже́к, оре́шек. Такими же были условия выбора гласных о и е в окончаниях существительных: врачом, плащом, рубежом; товарищем, тучей.

После шипящих в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения – е.

Объединим оба правила: после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.

Вспомним ещё одно правило правописания гласных после шипящих. В корнях слов после шипящих пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или форму слова с чередованием ё//е: жёлтый – желтеть, чёлка – чело, шёл – шедший, шёпот – шепчет, дешёвый – дешевле. В остальных случаях пишется буква о: шорох, шоколад, шомпол, капюшон.

Составим алгоритм применения правил. Для анализа возьмём скороговорку: «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон».

Шаг 1. Определяем часть речи.

В тексте есть три слова с орфограммой. Два из них существительные: кукушонок и капюшон.

Шаг 2. Определяем, что орфограмма находится после шипящих.

Шаг 3. Определяем, в какой морфеме находится орфограмма: в слове кукушонок она в суффиксе, а в слове капюшон в корне.

Шаг 4. Ищем однокоренные слова с чередованием в корне.

Шаг 5. Ставим ударение.

Шаг 6. Делаем вывод.

В суффиксе существительного после шипящей под ударением пишем букву о.

Давайте потренируемся. Возьмём предложение: на свежий червячок и рыбка на крючок. В нём есть два существительных с орфограммой «Гласные после шипящих»: червячок и крючок. Применяем алгоритм. Определяем, в какой морфеме орфограмма. Червячок – это маленький червяк, а крючок – маленький крюк. Орфограммы находятся в суффиксах. Ставим ударение, оно падает на орфограмму. В соответствии с произношением пишем о.

Теперь обобщим случаи написания гласных о и ё после шипящих в существительных. Орфограмма может быть в корне слова, в суффиксе и в окончании. Под ударением в суффиксах и окончаниях пишется буква о. А в корне может писаться и буква о, и буква ё.

Рассмотрим примеры: мышонок, ключом, шёлк, шомпол (стержень для чистки и смазки огнестрельного оружия).

Мышонок – детёныш мыши. Орфограмма в суффиксе под ударением. Пишем о.

Ключом – это существительное ключ в форме творительного падежа. Орфограмма в окончании. Под ударением пишем о.

Шёлк – орфограмма в корне, ищем чередование: шёлк – шелка, шелковистый. Пишем в корне ё.

Шомпол – орфограмма в корне, однокоренных слов с чередованием нет, пишем о.

Слов с буквой о после шипящих в корне слова под ударением немало. Шов, шок, шоу, капюшон, крыжовник, шоры (боковые щитки на уздечке возле глаз, не дающие лошади возможность смотреть по сторонам; наглазники), шорох, шорты.

Если вы затрудняетесь определить, в какой морфеме находится орфограмма, воспользуйтесь толковым и словообразовательным словарями, в том числе онлайн-версиями. Например, нужно правильно написать слово беч..вка. Сначала выясняем значение слова по толковому словарю. А затем смотрим, как слово образовалось. Бечёвка от «бечева» (верёвка). Орфограмма после шипящих находится в корне слова, нужно писать букву ё.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите ошибку в объяснении правописания.

Книж..нка – после шипящих под ударением в суффиксе существительного пишется о;

Ларч..к – пишется и, так как при изменении слова гласный в суффиксе не выпадает;

Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о;

Ландыш..м – в окончании существительного после шипящих в безударном положении пишется е.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Определить часть речи (сущ.);

Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);

В слове ж..сткий орфограмма находится в корне. Ищем родственное слово или форму с чередованием е//ё: жестковатый. Вывод: в корне пишется ё.

Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о

Найдите лишние слова в каждом ряду, зачеркните их.

Морж..нок, пирож..к, крольч..нок, крюч..к, свеч..й

Циркач..м, ключ..м, стриж..нок (птенец стрижа), флаж..к, полотенц..м

Пуч..к, прич..ска, светляч..к, камыш..м, грач..м

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);

Сравнить варианты, найти лишний.

Моржо́нок, пирожо́к, крольчо́нок, крючо́к, свечо́й (орфограмма в окончании, в остальных словах – в суффиксе)

Циркачо́м, ключо́м, стрижо́нок, флажо́к, полоте́нцем (буква е)

Пучо́к, причёска, светлячо́к, камышо́м, грачо́м (буква ё)

Буквы о — е после шипящих в суффиксах существительных

Корешок, петушок, пушок, ремешок, гребешок, дружок, кружок, лужок, пирожок, снежок, сапожок, творожок, рычажок, утюжок, флажок, шажок, барашек, воробышек, горошек, орешек, хлебушек, овражек.

Башмачок, воротничок, значок, кушачок, хомячок, крючок, пятачок, сучок, старичок, родничок, сундучок, червячок, язычок, ярлычок, дождичек, комочек, кусочек, ножичек, чулочек, ящичек, внучек, звоночек, замочек, платочек.

Горшечек, мешочек, дружочек, кружочек, лужочек, крючочек, клочочек, пучочек сучочек, стручочек.

Бумажонка, книжонка, одежонка, рубашонка, старушонка, девчонка, лавчонка, ручонка, собачонка, шапчонка, юбчонка, реченька дороженька, доченька.

Верблюжонок, медвежонок, ежонок, моржонок, лягушонок, мышонок, пастушонок, грачонок, зайчонок, галчонок, сычонок, барсучонок, волчонок.

I. 1. На переезде послышался рожок стрелочника. (Кат.) 2. В полдень дождь перестал, и, что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок. (Ник.) 3. Вмиг тогда мой петушок приподнимет гребешок, закричит и встрепенется (П.) 4. На лугу во множестве цветут львиные зевы синие, в лесу заячья капуста и душистый горошек. (Пришв.)

II. 1. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. (Пауст.) 2. Старичок покачнулся вперед, заговорил. (М. Г.) 3. Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Н.) 4. Дима вел научные наблюдения что-то все время записывал в свой дневничок. (В. Кологривов.) 5. На бору, на яру стоит мужичок — красный колпачок. (Загад.) 6. Дедушка и внучек вытащили шаланду на берег. (Кат.) 7. Это был дикий безлюдный кусочек берега, и здесь Петя чувствовал себя очень хорошо, спокойно и немного грустно. (Кат.) 8. Варюша купила махорки, завязала ее в мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. (Пауст.) 9. Каждый комочек Лева разминает руками, каждый малейший камешек показывает профессору. (Пришв.)

III. 1. В это время в толпе партизан показался пастушонок. (Фад.) 2. Талая вода проникла в глубь снега и разбудила сидящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. (Пришв.) 3. Получив шлепок, медвежонок кубарем откатывался в сторону. (Усп.) 4. Восемь дней Юлька наблюдала в окно за жизнью скворчонка. (Песк.) 5. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. (Пришв.) 6. Молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется — потом несколько дней сыт. (В. Бианки.)

IV. 1. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. (Т.) 2. Старик мирно спал под деревом на опушке, подложив под голову мягкую шапчонку. (Фад.) 3. Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеется. (Л. Г.)

V. 1. Кругом белым-бело, деревья до самого малого, чуть приметного сучонка убраны снегом. (Наг.) 2. Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Загад.)

Выпишите слова: 1) с о — е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных в одну колонку; 2) с е — о после шипящих в корне в другую.

1. При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою. (В. Жук.) 2. Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого человека становится его личным горем. (Сухомл.) 3. Плавунчик закружится в луже, как волчок, возмутит воду, закружит водяных жуков в водоворот и хватает их потом как с блюдечка. (Сл.) 4. Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса… любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика. (Уш.) 5. Вершины тополей шумели под холодным ветром, бледный рожок месяца одиноко висел в черном небе. (Н. Дубов.) 6. Черная лохматая собачонка рычит на нас, но не лает. (Ю. Гр.) 7. Солнышко серп нагревает, солнышко очи слепит, жжет оно голову, плечи, ноженьки, рученьки жжет. (Н.) 8. Шорохи и разряды усилились, голос походил на ниточку. (Дем.) 9. Несомненно, в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чем-то перешептывались. (Пол.) 10. Зеленый язычок листа весна задорно показала. (И. Груздев.) 11. Долго и тихо падает на землю сухой желтый листочек. (С.-М.) 12. Счет времени был окончательно потерян. (Боч.) 13. Земляной заяц — самый большой из всех тушканчиков, ростом с зайчонка. (Сл.) 14. Весной я вышел с ночевкой на глухариный ток. (Пришв.)

АДМИРАЛ Ф. П. ВРАНГЕЛЬ

Из всех адмиралов русского флота Фердинанд Петрович Врангель был самым удивительным. Он участвовал в кругосветном плавании Головнина, был начальником экспедиции, что искала для России новые земли у берегов Чукотки. Четыре года плавал он у северных берегов Азии. Впервые в истории русской географии его экспедиция проводила навигационные, геомагнитные, климатические исследования. Сто пятнадцать астрономических пунктов на северных берегах поставил Ф. П. Врангель (А. Алдан-Семенов.) (64 сл.)

1. Буквы е — и окончаниях имен существительных.

2. Буквы и — ы после ц.

3. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Смел и бесстрашен удод против сильной медведки, но беззащитен и робок даже перед воробьями. Он мирно уживается в соседстве с любыми птицами. В тысячной колонии розовых скворцов, черных стрижей и… воробьев непременным поселенцем бывает и удод.

Но если семье скворцов приглянется обжитое удодами дупло, то пересмешники выгоняют из него хозяев и выбрасывают яйца. А удоды не могут и не пытаются возвратить отнятое жилье. Хорошо, что этим птицам для гнезда годится любое пустое место с крышей над головой.

Полет удода легок. За кормом летает далеко и никогда не ищет его возле гнезда.

На Верхнем Дону удод выводит птенцов раз в лето, на Нижнем — дважды. Из года в год возвращается в одно место, но для гнезда ищет новое убежище. (По Л. Семаго.) (118 сл.)

1. Буквы о — е после шипящих в окончаниях существительных.

2. Разделительные ъ и ь.

3. Гласные и согласные в приставках.

…Давайте заглянем на реку: что там делается, кто кого кусает и зачем? Всем известная кусака — это щука. Рот у нее большой, и в нем полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов на верхней челюсти и нижней, все направлены назад — ужас! Только без таких зубов щуке не прожить, ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно ее удержать в пасти…

У судака, у окуня пасть поменьше, да и зубов тоже не так густо.

У усатого сома-нодкоряжника пасть здоровенная и зубастая, но зубки совсем мелкие, как будто терка. (М. Молюков.) (93 сл.)

1. Буквы е — и в падежных окончаниях существительных.

2. Проверяемые согласные в корне.

Половина человечества питается рисом. Рис выгоден: в тропиках можно трижды в год собирать урожай. Пока зерно поспевает, уже готовится рассада для нового посева. И так ежегодно. Для риса не страшна и засуха: он растет в воде. Его корни пронизаны целой сетью воздухоносных каналов. С помощью таких каналов хорошо проветривается все растение.

Рис теплолюбив. Поэтому его выращивают главным образом на его родине — в странах Юго-Восточной Азии: в Индии, Мьянме, Индонезии, Вьетнаме, Китае, Японии. Рис сеют также и в России в Приморском крае, в низовьях Волги и Кубани, в Казахстане, на юге Украины. В этих районах достаточно жаркое для этого растения лето, а воду на орошение берут из рек, Старые районы рисосеяния находятся и в Средней Азии. (Из кн. «Что такое? Кто такой?».) (116 сл.)

1 Буквы е — и в падежных окончаниях существительных.

2. Соединительные о — е в сложных словах.

3. Чередующиеся гласные в корне.

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили и отцы, и деды наши. Родиной мы зовем ее потому что в ней мы родились; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Велика наша родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она на одиннадцать тысяч верст, от севера к югу на шесть тысяч. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии.

В России две столицы: Санкт-Петербург и Москва, множество разных городов, а селам и деревням — так и счету нет. Живет в России много различных племен и народов, и кормит она более ста миллионов человек.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина. (К. Ушинский.) (139 сл.)

1. Буквы е — и в падежных окончаниях существительных.

2. Большая буква в собственных наименованиях.

1. Составьте словосочетания, ставя слова в дательном или предложном падеже.

Лотерея — история, оранжерея — гарантия, статуя — география, Мария — Марья.

Лекторий — санаторий, зной — профилакторий, иней — дендрарий.

Затишье — напряжение, здоровье — поглощение, предгорье — полоскание, приморье — увядание, зимовье — снаряжение.

Лошадь — лошадка, тетрадь — тетрадка, кровать — кроватка, ель — елка.

Бюллетень — мозоль, рояль — шинель, прорубь — картофель.

2. Перестройте предложения в словосочетания с родительным падежом.

Образец. Работа окончилась — окончание работы.

Уборка продолжалась. Праздновалась победа. Учеба возобновилась.

3. Составьте словосочетания, поставив данные слова в дательный или предложный падеж.

Экскурсия, столица, пшеница, суша, мельница.

4. Вставьте подходящие по смыслу существительные с о — е после шипящих в окончаниях.

Пирог начинили мясным … (фаршем). Перед крыльцом стоял воз с тяжелой … (поклажей). Рабочих кормили украинским … (борщом).

5.Перестройте предложения так чтобы, существительные на шипящей стояли в творительном падеже единственного числа.

Плющ обвивает беседку. Свеча освещает комнату. Врач принял больного. Туча закрыла все небо.

6. Замените слова и сочетания слов одним существительным с шипящим на конце.

Мелкие деньги (мелочь), неправда (ложь), глухое место (глушь), содействие (помощь), певозделаншдл земля (пустошь).

К ЛЮДЯМ ЗА ПОМОЩЬЮ

Михаил Григорьевич Юхлин — охотиик-эвенк. Однажды он услышал в своей избушке, как кто-то ломится через кусты. Схватил карабин, притаился. И видит, выходит на поляну медведица, медвежонка толкает.

Мать медвежонка лапой легонько поддала, а сама в кусты, через ручей перебралась и ушла в чащу. А медвежонок сел на задние лапы, переднюю держит на весу и взвизгивает. Пришел охотник поближе. Смотрит, лапа у медвежонка вздулась, нарыв на всю подошву, заноза синеет.

Взял Юхлин в избушке бинт, йод, медвежонка между колен зажал. Прокалил нож и вспорол нарыв, лапу вытер и йодом залил. Взвыл медвежонок от боли и убежал. А из кустов медведица вышла встречать малыша. (По М. Бубличенко.) (110 сл.)

1. Буквы о — е после шипящих в суффиксах существительных.

2. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6972/conspect/

http://dictations.ru/bukvy-o-e-posle-shipyashhix-v-suffiksax-sushhestvitelnyx/