Буква о в суффиксе онок

Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок- — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей животных.

В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

  • лев — львё­нок ( льв ёнок — корень/суффикс/окончание);
  • бар­сук — бар­су­чо­нок ( бар­суч онок — корень/суффикс/окончание).

Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в слове.

Правописание суффикса -ёнок-

А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

рысь — рысёнокворо­на — воронёнок
олень — оленёнокстра­ус — страусёнок
козел — козлёнокгусь — гусёнок
слон — слонёнокутка — утёнок
кен­гу­ру — кенгурёноксоло­вей — соловьёнок

Правописание суффикса -онок-

Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые существительные:

волк — вол ч онокскво­рец — сквор ч онок
бар­сук — бар­су ч оноксоро­ка — соро ч онок
вер­блюд — верб­лю ж онокстриж — стри ж онок
ёж — е ж онокуж — у ж онок
мышь — мы ш онокиндюк — индю ш онок

Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ ж ], [ ш ] и все­гда мяг­кий звук [ ч’ ].

Вывод

Суффикс -ёнок- пишет­ся после мяг­ких соглас­ных кор­ня слов, кро­ме [ч’], а суф­фикс -онок- — после твер­дых соглас­ных и шипя­щих «ж», «ш», «ч».

Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. выде­лим корень в слове;
  2. посмот­рим, на какой соглас­ный он заканчивается;
  3. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.

Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

Коломыцева Елена Геннадиевна
Учимся писать суффиксы «-Ёнок», «-Онок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся писать суффиксы -ёнок-,-онок-

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-

Задачи:1. Формировать умения грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок-;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления;

3. Совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах;

4. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

• организация наблюдения за написанием суффиксов -онок-, -енок-;

• знакомство с правилом написания;

• отработка алгоритма применения правила.

Познавательные: • формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

• формирование умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;

• поиск и выделение необходимой информации;

• формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

• контроль и оценка учебных действий;

• развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

• формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать в паре.

Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориенировочный этап

Мотивация. -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

-Давайте пожелаем друг другу успеха на сегодняшнем уроке:

и везде! Дети настраиваются на активную работу на уроке.

2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в замок)

-Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Раз, два, три, четыре, пять

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

-Начинай считать опять.

-Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхните кистями.)

2. Минутка чистописания.

Расшифруйте, с какими буквами сегодня мы будем работать на минутке чистописания:

-эта буква обозначает согласный звук, он бывает только твердым, звонким, встречается в словах дружба, жук, ужин.

— эта буква обозначает звук, в слове чувствовать стоит в начале слова.

— эта буква обозначает звук, который в слове карандаш стоит в конце корня.

-Пропишем эти буквы.

-Что объединяет эти буквы?

Какая буква лишняя?

3. Словарная работа.

Д…ревня,к…ртина,б…реза, к…ньки, в…рона, з…яц, р…сунок, м…дведь.

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-девочки – выпишите слова, которые начинаются с мягких согласных,

-мальчики- выпишите слова, которые начинаются с твердых согласных. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

4. Самостоятельная работа.

(пока идет словарная работа, 3 ученика работают самостоятельно возле доски).

1ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

2 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

3 ученик- вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Проверка: ученик называет орфограмму, букву, которую вставил, проверочное слово, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или нет.

5. Фронтальная беседа.

— Что объединяет словарные слова?

-Что такое имя существительное?

— Что вы знаете об имени существительном?

-Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в словарной работе.

— В какой части слова находятся орфограммы, которые мы повторяли?

— Что такое корень?

— Что в себе содержит корень?

-Какие еще части слова знаете?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

— Какую часть слова называют суффиксом?

— Для чего служит суффикс?

— Образуйте от данных словарных слов уменьшительно-ласкательные существительные.

-Как образовались эти слова?

-Давайте определим с помощью какого суффикса образовались новые слова? Что для этого нужно сделать?

— делает разбор по составу,определяем суффиксы.

6. Самостоятельная работа.

(пока идет фронтальная работа, 1 ученик работает возле доски)

-Подобрать слова к схемам:

Грибок метро водный школа кино день

Проверка: ученик читает слова к каждой схеме, остальные ученики сигналами показывают, правильно выполнена работа или допущены ошибки.

Ученики выполняют движения руками, разминают пальчики для письма.

Ж ч ш ж ч ш ж ч ш

Ч- обозначает мягкий согласный, ж,ш- всегда твердые.

Начинаются на мягкие и твердые согласные.

Деревня, береза, рисунок, медведь.

Картина, коньки, ворона, заяц.

— это имена существительные.

-это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы «кто? Что?»

-имя сущ. бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

— медведь, ворона, заяц.

— это общая часть родственных слов.

— окончание, суффикс.

— изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

-часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-медвежонок, зайчонок, вороненок

— с помощью суффиксов.

Выделить окончание, корень, а затем определить суффикс.

Школа грибок метро

День водный кино

3).Определение темы урока.

-Итак, с помощью каких суффиксов можно образовать названия детенышей?

-Вызвало у вас затруднение, какой суффикс нужно написать?

-Значит это ошибочное место.

В какой части слова мы засомневались?

— Определите тему нашего урока.

-Какую цель перед собой поставим?

— в суффиксе

-Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-.

Должны научиться писать слова с суффиксами -онок-, ёнок-.

– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –онок–и –ёнок–.)

4).Выявление места и причины затруднения

-Как мы можем узнать об этом?

— Какой путь вы выбираете?

— Давайте определим, когда же пишется суффикс -ёнок-, а когда – -онок-

Гра «Назови детеныша!»

(Слова появляются на доске)

— Давайте побудем в роли исследователей.

— Обратите внимание на букву перед суффиксом.

— Какой вывод можем сделать?

после мягких согласных, кроме

пишется суффикс -ёнок-.

После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.

-Давайте проверим правильно ли мы сделали вывод.

сравним с правилом в учебнике.

Физминутка – Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.)

Тигрёнок – суффикс –ёнок-, перед суффиксом стоит мягкий согласный звук р. И т. д.

Читаем хором правило.

5).Построение проекта выхода из затруднения

Проверим, как вы запомнили правило.

— Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -енок-?

— Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твердых согласных?

— Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?

— Как закрепить полученные знания?

— Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе урока.

— Чтобы вы смогли сами применить правило на практике,давайте составим алгоритм действий:

(Парная работа. Дети обсуждают друг с другом свои варианты.)

1) Выделяю корень.

Определяю, какой согласный звук перед суффиксом;

2) Если мягкий согласный, кроме [ч’] – пишу -ёнок- (тигрёнок)

Если твёрдый согласный и [ч’] – пишу -онок- (волчонок).

-Сравните свои алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

-Нет, т. к. после [ч’] пишется -онок-.

-Нет, т. к. еще и после [ч’].

— Нет, знания надо закрепить.

6).Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Применение алгоритма: (с комментирование возле доски)

2. Дифференцированная работа

1 группа – р. т. с 68 упр. № 1

2 группа – р. т. с. 69 упр. №2 (более сильные)

Проверка: по эталону с доски.

3. Дифференцированная работа.

Учебник стр. 121 упр. №1

1 ряд,3 ряд – работа в парах.

1 ряд – выписать слова с суффиксом -онок-;

3 ряд – выписать слова с суффиксом –ёнок-.

2 ряд- работа по вариантам :

1 вариант- выписать слова с суффиксом -онок-;

2 вариант — выписать слова с суффиксом –ёнок-.

Проверка: один ученик читает, остальные проверяют.

Когда вы слышите слова с

-енок- присесть, с -онок- подпрыгнуть

— Лосенок, теленок, галчонок, тигренок, бельчонок.

4. Игра «Редактор.»— исправить ошибки в словах.

— разобрать слова по составу. (по рядам)

-составить предложения с полученными словосочетаниями.

-онок-

-ёнок-

Цыпленок, слоненок, лисенок,

— Ученики исправляют ошибки и записывают слова правильно:

III. Рефлексивно-оценочный этап.

-Какую цель вы перед собой ставили?

— Удалось ли достичь цели?

— Оцените свою работу

2. Остались вопросы- ?

3. Ничего не понял — —

Дети оценивают свою работу на уроке.

2) Домашнее задание Выучить правило, стр. 122,

упр. 2 – по вариантам

1вариант – выписать слова с суффиксом енок.

2 вариант – выписать слова с суффиксом онок.

— Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок! Урок окончен. Дети записывают и разбирают домашнее задание.

Консультация «Писать красиво может каждый» Давайте зададимся вопросом : что такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Обучение красивому.

Фотоотчет «Мы учимся трудиться» Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает.

Лэпбук «Занимательная математика»: стихи про цифры, как писать цифры, состав чисел, посчитай, задания на логику и др. Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему.

Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинение-рассуждение» * Прочитать внимательно (несколько раз) тему и определить ключевое слово, на которое необходимо опираться впоследствии. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ.

Методические рекомендации для учащихся «Как писать сочинительную часть изложения» * Прочитать вопрос и внимательно выделить только одну проблему (разобрать проблемы, отметить для себя ту, над которой можешь порассуждать,.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Занятие «Учимся аргументировать» Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают,.

Учимся любить природу Цель: формирование основ экологической культуры детей. Задачи по экологическому воспитанию: 1. Повышение уровня экологической культуры детей;.

Фотоотчет «Зачем писать письмо Деду Морозу?» Зачем писать письмо Деду Морозу? Все без исключения малыши с нетерпением ждут наступления того самого зимнего утра, когда каждый из них.

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-pisat-sufiksy-yonok-onok.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-3b/pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnyh