Буква ь в суффиксе глагола после шипящих

Мягкий знак в глаголах после шипящих. Примеры

Мягкий знак после шипя­щих, явля­ет­ся как пра­ви­ло, мор­фо­ло­ги­че­ским гра­фи­че­ским знач­ком, кото­рый ука­зы­ва­ет на грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, отно­ся­щих­ся к раз­ным частям речи. Например, мяг­кий знак после шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» обо­зна­ча­ет суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния в отли­чие от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го склонения.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Сравним:

  • бога­тая залежь — высо­кий этаж;
  • взвол­но­ван­ная речь — весе­лый циркач;
  • излиш­няя рос­кошь — аро­мат­ный ландыш;
  • нуж­ная вещь — вкус­ный борщ.

Глаголы с мягким знаком после шипящих

Перейдем к гла­го­лам. У слов этой части речи мяг­кий знак не смяг­ча­ет шипя­щие соглас­ные, а так­же слу­жит для обо­зна­че­ния их форм. Перечислим их:

Приведем при­ме­ры форм гла­го­лов с мяг­ким зна­ком после шипящих.

Примеры неопределенной формы глаголов с мягким знаком после шипящих

Эту фор­му гла­го­ла ука­жем у неболь­шой груп­пы слов с конеч­ным -чь, напри­мер:

Примеры форм глаголов 2 лица изъявительного наклонения

Мягкий знак после шипя­ще­го соглас­но­го «ш» обо­зна­ча­ет фор­му 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спряжения:

  • ты кра­сишь, дума­ешь, чита­ешь, стро­га­ешь, выду­мы­ва­ешь, танцуешь;
  • ты пилишь, кри­чишь, кле­ишь, нена­ви­дишь, сла­вишь, пла­тишь, видишь.

Мягкий знак обо­зна­ча­ет фор­му 2 лица про­сто­го буду­ще­го времени:

  • ты уйдёшь, спо­ёшь, нари­су­ешь, сни­мешь, убе­рёшь, рас­се­ешь, отнесёшь;
  • выло­вишь, рас­кро­ишь, уве­до­мишь, заста­вишь, рас­пла­вишь, при­го­то­вишь.

Возвратные гла­го­лы пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих перед пост­фик­сом -ся.

Понаблюдаем:

Мягкий знак после шипящих в формах глаголов повелительного наклонения

Формы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих, например:

  • огра­ни­чить — огра­ничь, ограничьте;
  • обес­пе­чить — обес­печь, обеспечьте;
  • наре­зать — нарежь, нарежьте;
  • уни­что­жить — уни­чтожь, уничтожьте;
  • поды­то­жить — поды­тожь, подытожьте;
  • отва­жить­ся — отважь­ся, отважьтесь;
  • спря­тать — спрячь, спрячьте;
  • поесть — поешь, поешьте;
  • уте­шить — утешь, утешьте;
  • поте­шить — потешь, потешьте;
  • обре­зать — обрежь, обрежьте.

Перед пост­фик­сом -ся и флек­си­ей -те мяг­кий знак в ука­зан­ных фор­мах гла­го­ла сохраняется.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа» (5 класс)

Правила написания мягкого знака в глаголах после шипящих

Мягкий знак – буква, не имеющая звука, смягчает впереди стоящую согласную, несёт разделительную функцию, а также служит показателем грамматической формы. Применяется в различных частях речи. В русском языке изучение разбито на отдельные темы, какую роль играет мягкий знак в существительных, наречиях, глаголах, частицах после шипящих. Рассмотрим подробно его правописание во всех видах глагола.

Функции мягкого знака

Имеет 3 функции:

  1. Разделительная. Написание после согласных в середине слова перед гласными и, ё, ю, я, е как существительного, так и глагола.
    Например: вьюга, муравьи, льёт, полью.
  2. Выражает мягкость согласных (исключаются Ч, Щ, Ж, Ш):
    – для смягчения согласного на конце слова (оставить, потратить);
    – в середине слова перед согласным твёрдым (письмо, борьба).
  3. Показатель грамматической формы графическое отображение слова при его изменении. Пишется после согласных:
    – мягких Щ, Ч;
    – твердых Ж, Ш.

В данном случае представлен графическим знаком и не выполняет роль смягчения, а имеет только грамматическое значение:

  • в окончаниях существительных в женском роде: мышь, ночь;
  • во всех формах глагола: спишь, лечь, съешь;
  • в наречиях: прочь, вскачь;
  • в частицах: лишь, ишь.

Мягкий знак в глаголах после шипящих

В глаголах после шипящих ставим мягкий знак в следующих случаях:

  • в безличной форме (инфинитиве) (жечь, достичь);
  • во 2 лице (ты, вы) изъявительного наклонения (красишь, снимешь);
  • в повелительном наклонении (поешь, спрячь).

Сохраняется в возвратных на -ся (беречься, обжечься).

Следует помнить исключительный случай, что знак мягкости после шипящих в корне перед согласной не ставится (начни, прочти, сочти, не обожгись).

Неопределенной формы

У каждого глагола есть неопределенная (неличная) форма, отвечающая на вопросы “что делать?”, “что сделать?”.

Эта форма не имеет времени, числа, рода, лица. Если она заканчивается на , всегда дописываем знак мягкости.

2-го лица изъявительного наклонения

Изъявительное указывает на действие, фактически произошедшее, происходящее или которое когда-нибудь произойдёт. Изменяется по временам, числам и лицам. Во 2-м лице (ты, вы) в настоящем и будущем времени, мягкий знак пишем после шипящего на конце слова и перед -ся.

Повелительного наклонения

Повелительное передаёт действие, направленное на собеседника в виде совета, просьбы, запрета, приказа. Имеет форму 2-го лица, изменяется по числам, не склоняется по временам. В повелительном наклонении после шипящих на конце глаголов пишется Ь. Написание мягкого знака сохраняется после шипящих перед -те и -ся.

Сводная таблица правил

Наблюдение за письменной речью свидетельствует, что встречается немало ошибок и отклонений от орфографических норм. Практическое назначение сводной таблицы правил – дать представление о существующих нормах и помочь разобраться в написании для более эффективного визуального запоминания.

Мягкий знак в глаголах после шипящихПримеры
1. Пишется, если глагол имеет форму:
— неопределеннуюСжечь мосты, залечь на дно
— 2 лицо изъявительного наклоненияПосадишь растение и ждешь урожая.
— повелительное наклонениеОтрежь хлеба кусок.
2. Не пишется:
— в корне перед согласнойПрочти эту книгу.

Изучая данную орфограмму, закрепите свои знания, выполняя упражнения. Самый лучший вариант – написание диктантов.

Мягкий знак после шипящих в глаголах — правила, примеры и упражнения

Употребление мягкого знака в глаголах

Правописание мягкого знака в глаголах не зависит от рода, которым, к примеру, регулируется его использование в именах существительных. У этой части речи знак «ь» указывает на глагольные формы. Так, мягкий знак после шипящих пишется в словах:

  • инфинитивах (неопределённой форме глагола) — отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»;
  • окончаниях глаголов изъявительного наклонения во втором лице единственного числа — в сочетании или потенциальной возможностью применения местоимения «ты»;
  • глаголах повелительного наклонения второго лица как единственного, так и множественного числа — в форме слова идёт прямое указание на действие (местоимения «ты» и «мы»).

Следует отметить, что мягкий знак также сохраняется после шипящих в глаголах, заканчивающихся на суффиксы «-ся» и «-те». В этом случае речь идёт о так называемых возвратных глаголах.

Исключения из правил

Как и любые правила, употребление знака «ь» в глагольных словоформах имеет исключения. Здесь следует чётко различать морфемы, в которых встречается шипящий звук.

Так, в корне глаголов после шипящего и перед последующей согласной буквой мягкий знак не употребляется. Примерами таких исключений могут служить слова и словосочетания вроде «не обожгись», «не сочти за обиду», «начни», «прочти».

Примеры использования

Для лучшего запоминания правила следует использовать примеры. Так, мягкий знак употребляется в следующих случаях.

После «ж», «ч», «ш», «щ» в глаголах неопределённой формы (инфинитив):

  • сберечь (деньги);
  • отвлечь (внимание);
  • достичь (победы);
  • беречь (тетрадь);
  • стеречь (отару);
  • предостеречь (об угрозе);
  • залечь (на дно);
  • увлечь (за собой);
  • налечь (на пищу);
  • развлечь (присутствующих);
  • слечь (в кровать);
  • испечь (хлеб);
  • отсечь (лозу);
  • жечь (костёр);
  • зажечь (свечу);
  • прижечь (рану);
  • обжечься;
  • стричь (волосы);
  • засечь (врага);
  • стричься (под каре);

После «ж», «ч», «ш», «щ» в глагольных формах изъявительного наклонения во 2 лице единственного числа:

  • красишь (стол);
  • думаешь (над книгой);
  • читаешь (газету);
  • строгаешь (доску);
  • мечтаешь (о счастье);
  • выдумываешь (небылицы);
  • танцуешь (вальс);
  • нарисуешь (картину);
  • уйдешь (домой);
  • снимешь (шляпу);
  • повесишь (пальто);
  • уберёшь (комнату);
  • отнесёшь (книгу);
  • выловишь (рыбу);
  • запрёшь (дом);
  • улыбнёшься (над шуткой);
  • отправишься (в путешествие);
  • распишешься (в документе);

После шипящих в глаголах изъявительного наклонения 2 лица единственного и множественного чисел:

  • ограничь, ограничьте (себя в еде);
  • нарежь, нарежьте (порции);
  • обеспечь, обеспечьте (успех);
  • спрячь, спрячьте (вещи);
  • уничтожь, уничтожьте (доказательства);
  • подытожь, подытожьте (результат);
  • отважься, отважьтесь (на поступок);
  • поешь, поешьте (пиццу);
  • утешь, утешьте (друга);
  • потешь, потешьте (публику);
  • обрежь, обрежьте (края).

Для лучшего запоминания орфограмм необходимо больше практиковаться в склонении глаголов по лицам. Также важно использовать правильную форму слова при спряжении.

Упражнения для запоминания

После изучения теоретической части правила важно закрепить полученные знания разными упражнениями. Так, может использоваться заполнение специальной таблицы из двух столбцов, в один из которых заносятся слова с «ь», в другой — без. Перечень слов даётся под диктовку в произвольном порядке: ляг, спрячь, уберёшь, финиш, сможешь, маг, ставим, жечь, поешьте, уйди.

Кроме того, можно попрактиковаться делать вывод о действии на основании двух других глаголов (желательно выполнить упражнение также под диктовку). Перечень слов: просеиваешь, месишь (вывод о действии — печёшь); садишь, поливаешь (растишь); оглядываешься, торопишься (убегаешь), бегаешь, плаваешь (закаляешься); целуешь, обнимаешь (любишь).

Еще одно упражнение — записать русские пословицы на основании их значений:

  • чтобы чего-то добиться, необходимо много трудиться — «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;
  • прежде чем что-то сделать, необходимо всё рассчитать и продумать — «Семь раз отмерь, один — отрежь»;
  • нельзя говорить о каком-либо достижении до полного окончания дела — «Не говори „гоп“, пока не перепрыгнешь»;
  • делая что-то не торопясь, быстрее можно достичь успеха в деле — «Тише едешь — дальше будешь»;
  • если спешить с выполнением поставленной задачи, то можно попасть в курьёзную ситуацию — «Поспешишь — людей насмешишь».

Упражнения лучше всего проводить под диктовку. Также можно воспользоваться специальными рабочими тетрадями или материалами из интернета.

Диктанты для закрепления знаний

Заключительной частью изучения правила является проверка усвоенного материала. Проверить полученные знания помогут диктанты. Краткие примеры таких текстов:

  1. Если посмотреть вокруг — всюду увидишь следы человеческой деятельности. Заводы и фабрики, дома и школы, мебель и предметы быта — всё это придумала и создала человеческая мысль. Когда начнёшь свой трудовой путь, ты узнаешь цену труда. Ты должен не только сохранить, но и приумножить богатства своей родины и всего человечества. Для этого необходимо хорошо учиться, чтобы после обучения стать достойным человеком.
  2. Когда солнечным утром пойдёшь в лес, то заметишь на траве россыпи алмазов. Все они блестят и переливаются на солнце разными цветами. Если подойдёшь поближе, то поймёшь, что это капли росы играют в лучах небесного светила на листьях травы. Если сорвёшь один из них, то увидишь, как они мгновенно скатываются по зелёному стеблю. Бывало, сорвёшь такую «россыпь», выпьешь — и вкуснее всего покажется эта живительная влага. И никакой другой напиток не сравнится с капелькой этого природного бриллианта.
  3. Какой проснёшься ты сегодня? Каким цветком заворожишь? Быть может, заводью спокойной, иль ураганом пролетишь? Как ты посмотришь в очи солнцу? Как птиц услышишь тихий свист? Зажмурясь и раскрыв оконце! Как мир прекрасен, светел, чист! Как ты встречать меня решила? Прогонишь или обовьёшь? Скучала, иль давно забыла? Иль впрямь ждала, иль это ложь?
  4. Мне очень хотелось отвлечься от грустных мыслей, не думать ни о чём и просто забыться в объятиях природы. Ты поймёшь всю важность того, что имеешь, лишь тогда, когда потеряешь. Попробуйте опереться на трость и пройти весь путь до конца. Не сочти за наглость, но твой вклад в этот успех был невелик. Ты не смеешь требовать от меня того, чего сам не умеешь. Пока не попробуешь всю тяжесть труда — не сможешь насладиться его плодами.

Важно помнить, что для достижения нужного показателя в изучении орфограммы необходимо закрепить не только теоретические основы. Следует применять все виды упражнений для запоминания.

Изучение орфограммы в учебных заведениях

Это правило изучается в школах Российской Федерации на уроках русского языка в 4 классе. Рекомендованы учебники и рабочие тетради авторства С. В. Иванова и М. И. Кузнецовой.

В ВУЗах изучение орфограммы проходит в курсе языкознания. Рассматривается использование буквы в историческом контексте. Если после реформы русского языка в 1918 году использование твёрдого знака на конце слов было отменено, то мягкий знак остался. Не смягчая шипящие и не являясь разделительным, он, в данном случае, бывает выражением грамматической формы слова.


источники:

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/pravila-napisaniya-myagkogo-znaka-v-glagolah-posle-shipyaschih.html

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/myagkii-znak-posle-shipyashchikh-v-glagolakh.html