Буквы ч и щ в суффиксе чик щик 6 класс конспект урока фгос

Конспект урока по русскому языку «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик (-щик)», (6 класс)

Тема: «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных – чик (-щик) »

Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучение правописания существительных с суффиксом – чик- , — щик —

научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

обогащать словарный запас учащихся;

развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей;

содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

стремление к речевому самосовершенствованию.

формулировать собственное мнение;

осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

извлечение необходимой информации из текста;

преобразование текста с целью выявления общих законов.

планирование самостоятельного выполнения заданий;

выбор темпа работы;

умение действовать самостоятельно.

применять способ действия для правильного написания суффиксов – чик – и – щик -;

избегать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик – и – щик;

проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

сравнивать, делать вывод;

формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

Формы работы учащихся : фронтальная работа, парная, индивидуальная

Оборудование : учебник, презентация.

Здравствуй, солнце, здравствуй, день!

Друг на друга посмотрите,

Улыбнитесь и садитесь!

Начинаем наш урок. Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».

Итак, ребята, мы продолжаем изучать имена существительные.

Сегодня на уроке мы поговорим о правописании наименьшей значимой части слова. Какой? Догадайтесь сами, прослушав стихотворение – загадку:

Маленький, но удаленький.

Живет в слове, в его основе.

Слов значенье меняет в мгновенье.

Было море – стал моряк.

Была рыба – стал рыбак.

Превратилась школа в школьника.

Школьный двор – в седого дворника.

Верно. Мы сегодня будем говорить о правописании суффиксов.

-Что такое суффикс? (Суффикс – наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов)

-Как называется способ образования слова с помощью суффикса? (суффиксальный)

3. Формулировка темы и целей урока.

Следующая наша задача – постараться определить тему урока.

— Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слова переписчик , каменщик

-Я не знаю, какие буквы мне выбрать в суффиксах. Вы мне не подскажете? ( Заслушиваются варианты ответов )
-Так какую же выбрать букву: ч или щ?

— Какую орфографическую проблему вы обнаружили? ( Произношение не соответствует написанию ).

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.

Чтобы решить спор, послушайте небольшую лингвистическую сказку про суффиксы.

Жили-были суффиксы — ЧИК и — ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: «Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж». Суффикс — ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс — ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только — ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор — ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит «Д-Т-З-С-Ж» — бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко.

-Какие же буквы мы пишем в словах перепис…ик, камен…ик ? Почему? ( Перед д-т, з-с, ж пишем Ч, опознавательный признак-стечение согласных. В остальных случаях Щ)

— Кто может сформулировать тему урока? (Буквы « ч» и «щ» в суффиксе имен существительных — чик (- щик).

— Запишем в тетрадях тему урока.

— Как вы думаете, какова цель нашего занятия?

(Научиться правильно писать буквы Ч и Щ в суффиксах -чик ( -щик ))

Научиться находить суффиксы -чик ( -щик ); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил.

-Как вы думаете, на что следует обратить внимание при выборе суффикса? ( На конечную букву корня)

— Кто попробует сформулировать правило по данной теме ? (Перед д-т, з-с, ж пишем Ч, опознавательный признак-стечение согласных. В остальных случаях Щ)

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.

4. Изучение нового материала

-Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику . Открываем учебник на странице 153, п. 52. Читаем правило.

— Что мы еще нового узнали? (Перед суффиксом-чик (-щик) буква ь пишется только после Л)

-Чтобы легче запомнить правило, предлагаю вам фразы: «Я ТоЖе ЗДеСь». ДЖаЗиСТ

— Чем она вам помогает? (Здесь собраны все согласные)

5. Закрепление изученного материала

-Чтобы закрепить наши знания, выполним упражнение 293. Разделим слова на 2 колонки.

Но прежде прочитаем образец рассуждения.

-Ребята! Что общего в этих словах и в этих суффиксах? Каково значение суффиксов? Для чего они служат? (Суффиксы образуют существительные со значением лица, слова обозначают людей какой – либо профессии)

-Что такое орфоэпия? ( Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором изучается правильное произношение и ударение в словах)

— Определите лексическое значение слова КОПИРОВАТЬ

— Придумайте с данным словом предложение, правильно ставя ударение в слове.

6. Тематическая физкультминутка

— Если я назову слово, где надо писать –ЧИК, вам нужно будет 1 раз сесть, -ЩИК — поднять руки вверх, а если нет таких суффиксов – сделать 2 хлопка.

Сварщик, грузчик, заказчик, каменщик, мячик.

7. Развитие орфографических умений

— Я предлагаю вам лексический диктант . На столах у вас лежат листочки. Ваша цель – по лексическому значению определить слово, обозначающего человека по профессии и по роду деятельности. Записать слово, обозначить орфограмму.

1. Специалист по переводам с одного языка на другой. (ПЕРЕВОДЧИК)

2. Летчик, управляющий вертолётом. (ВЕРТОЛЁТЧИК)

3. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. (ПЕРЕПЛЁТЧИК)

4. Рабочий, специалист по кирпичной и каменной кладке. (КАМЕНЩИК)

5. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (СМАЗЧИК)

6. Работник бани, обслуживающий посетителей. (БАНЩИК)

7. Солдат, обслуживающий пулемет. (ПУЛЕМЁТЧИК)

8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (РАЗВЕДЧИК)

— Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга слова. (Нет ошибок «5», если 1 ошибка – «4», если 2 ошибки – «3», более 3 ошибок – «2»)

Работа в группе. «Корреспонденты»

-Предлагаю вам разделиться на группы.

— Представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами – чик, — щик вам в этом помогут? Напишите эту небольшую статью.

Строитель- это не одна, а много разных профессий…

— Над какой орфографической проблемой мы работали ? (Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных –чик (-щик)

— Какую роль играют в языке суффиксы? (Служат для образования слов, указывают на род деятельности человека)

— С какими пчелками дружит суффикс –ЧИК? (Учащиеся выбирают пчелок с нужными буквами)

Карточка – подсказка (раздается всем учащимся)

9. Домашнее задание

Составить текст, используя как можно больше слов на изученную орфограмму.

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы ч, щ в суффиксах -чик, — щик»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_konkurs.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, — ЩИК.

Цель: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.

  • познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных
  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
  • научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
  • расширить кругозор учащихся о профессиях.
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
  • развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;
  • продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
  • создать условия для развития коммуникативных навыков.
  • воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
  • воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;
  • совершенствование навыков этичного межличностного общения;
  • продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке:

фронтальная,индивидуальная, коллективная, дифференцированная , дидактическая игра, ролевая игра.

Оборудование: проектор, иллюстрации учащихся к уроку, пазл «Бакенщик», видеофильм «Суффиксы Чик и Щик», презентация PowerPoint, волшебная яблоня.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя (1 минута).

— Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку ?? («пять»)!

  1. Мотивационная деятельность по формированию темы урока (5 минут).

Использование приёма «Отбрось лишнее».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

— Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд.

Пр. .ехать, по л .. ж ить, газет ..ик , набор ..ик , о Лиди ..

-Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.

(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.

Положить –корень. Лож пишется, т.к. перед о – ж.

Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.

О Лидии – окончание. Пишется и, т.к. это П.П., существ.на – ия.)

— Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах

— Сегодня на нашем уроке мы окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)

-Мне надо правильно написать слово переписчик . ( На доске – перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете ? (Заслушиваются варианты ответов.)
— Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!

-Какую орфографическую и фонетическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).

-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока ? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике).

-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!

— Записываем в тетради число. Сегодня

  1. Изучение новых знаний и способов действия (10 минут).

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

— Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, хотела бы обратить ваше внимание на волшебную яблоню , которая выросла у нас в классе. На ней висят зеленые яблоки. А как вы думаете, почему яблоки могут быть зелёными? (по одной причине: от сорта (например, греннисмит или семеренко), но ещё они зелёные по другой причине –неспелые).

-Ребята, а почему же на нашем сегодняшнем уроке все яблоки зелёные, нет ни одного красного?( Потому что не знаем материал).

-А возможно ли сделать так, чтобы по волшебству яблоки вдруг покраснели? При каком условии это произойдет? ( Выучить новое правило, работать ).

-По ходу урока у вас будет возможность сорвать своё яблоко и положить себе на парту дозревать, но только в одном случае: если вы будете старательно работать.

-Я предлагаю вам окунуться в сказочный мир. Дома вы подготовили удивительные иллюстрации, я попросила вас изобразить суффиксы, которые ожили на ваших рисунках. Именно к ним в гости, в страну Суффиксляндию мы и отправимся.

Лингвистическая сказка на видео.

«Жили-были суффиксы ЧИК и ЩИК. И хотя ЧИК был тихоня, а ЩИК – задира и непоседа, жили суффиксы дружно. По очереди ходили на работу, по очереди отдыхали. А работали суффиксы строителями, строили слова.

Вот выходит на работу ЧИК, и появляются новые слова». ПАУЗА.

— Ребята, давайте попробуем заняться строительством слов,раз мы в сказочной стране!

буфе т – буфетЧИК

сма з ать – смазЧИК

разве д ать – разведЧИК

Разно с ить – разносЧИК

Перебе г(//ж) ать — перебежЧИК.

«А потом приходит смена суффикса ЩИК, и он образует новые слова»: ПАУЗА.

И все у братьев шло ладно да складно, пока однажды ЩИК не заявил своему брату:

— Послушай, ЧИК, а ведь я вполне могу обойтись и без тебя. Послушай, как звучат тобой образованные слова: резчик — ре[ЩИК], смазчик — сма[ЩИК], извозчик — изво[ЩИК], перебежчик — перебе[ЩИК]. Ну, что, убедился, что в этих словах вполне могу писаться я, суффикс ЩИК.

— Но это же несправедливо. Мы ведь договаривались с тобой всю работу делить пополам.

— Когда это было! Договаривались мы давно, а теперь я передумал. Словом, я решил: всю работу буду делать я, а ты, ЧИК, сиди дома, в русском языке обойдутся и без тебя.

ЩИК убежал, а ЧИК горько заплакал. Проходила мимо компания друзей- букв , увидели ЧИК и спрашивают:

Объяснил суффикс ЧИК, как брат ЩИК его обманул. Стали буквы возмущаться:

— Морфемика – это наука, и все в ней должны соблюдать лингвистические законы . Суффикс – это значимая часть слова, она образует новые слова. Но все-таки суффикс не самая важная часть слова, почему, ребята? ПАУЗА.

(Корень важнее.Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).

-А мы, буквы,часто завершаем корень. Ты, суффикс ЧИК, нам очень нравишься, и мы считаем тебя своим другом. Поэтому запомни: после нас будешь писаться только ты, суффикс ЧИК.

Так с тех пор и пошло: как только в слове, обозначающем лицо по профессии, роду деятельности, корень оканчивается на буквы(. Что за буквы, ребята. )

Д, Т, З, С, Ж , так пишется суффикс ЧИК, а после других букв пишется суффикс ЩИК.

— Вы сами не заметили, как сформулировали правило! (Суффикс ЧИК пишется после д, з, ж, с, т, а суффикс ЩИК после всех остальных).

Внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).

— Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, откроем учебник на странице 102, параграф 44 .

ФИЗМИНУТКА Флеш Плеер ! (1 минута)

IV. Этап проверки понимания изученного (2 минуты).

Форма организации учебной деятельности: совместно – распределительная работа.

-Молодцы, ребята! Теперь мы сможем решить нашу проблему, которую я поставила перед вами в начале урока. Что напишем на месте пропуска в слове перепис..ик? (чик, потому что после с) На доске вы видите цветочек чик, но его лепесточки с названиями потерялись. Ребята, давайте поможем цветочку обрести свои цвета и потерянные элементы.

-На слайде вы видите одну фразу: Я т о ж е зд е с ь. Кто догадался, какая подсказка заключена в этих словах??

— Ребята, вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.

V. Этап закрепления изученного.

  1. -Давайте для разминки сыграем в игру «Кто я такой?» (5 минут).

Цель данной игры – углубить свои знания по лексике, научиться применять новое правило.

Форма работы: дидактическая игра.

— Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .
  8. Рабочий, который замешивает бетон – бетонщик .
  9. Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик .
  10. Работник, который укладывает паркет – паркетчик .

-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения? (познакомились с профессиями, научились применять правило)

2. «Распредели-ка!» (5 минут).

–Следующее задание – распределительный диктант . Но вы не будете работать поодиночке. Вообразим себя чик ом и щик ом. Поэтому один человек, работающий у доски будет отвечать за слова на – чик, а другой – на щик. От настроя в паре зависит качество вашей работы.

Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.

Переводчик, переносчик, рассказчик, грузчик, разносчик, заказчик.

Компьютерщик, наборщик, сборщик, барабанщик, сварщик, шарманщик.

–Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении?

3 . «Корректор» (6 минут)

— Далее я вам предлагаю представить себя взрослым, поработать в роли корректора .

Форма работы: ролевая игра.

Цель игры: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их.

-Кто знает, в чём заключается задача этой профессии? (Корректировать написанное, исправлять).

— На доске – зашифрованныйпазл. Но только когда мы исправим все ошибки, нам удастся узнать, что было спрятано за ошибками. С места вы читаете предложения поп порядку, ели нужно — исправляете ошибки в словах. Только потом я смогу открыть картинку, которую вы пожелаете.

Цель данного задания – научиться видеть орфографические ошибки в словах с изученной орфограммой, формировать умения отстаивать свою точку зрения.

  1. Работать грузщиком. (гру з чик)
  2. Являться рассказщиком (расска з чик)
  3. Юный барабанщик (нет ошибки)
  4. Ответственный приказщик (прика з чик)
  5. Опытный резщик (ре з чик)
  6. Подлый доносчик (нет ошибки)
  7. Профессиональные обходщики (обхо д чики)
  8. Он стал подписщиком (посдпи с чик)
  9. Усталый фонарьщик (фона рщ ик)

-Кто изображён на картине? (мужчина, рыбак). Как вы думаете, кто он, если судить по роду деятельности? (?? ) Взгляните на слайд. (БАКЕН) Что это, кто догадался? Ребята, а что такое бакен? ( плавучий знак, устанавливаемый для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров).

-Как вы думаете, существует ли профессия, связанная с этим словом? (Да, бакенщик – зажигают бакены)Значит, на зашифрованной картине изображен бакенщик.

— Напишите слово на доске, затранскрибируйте слово, объясните правописание орфограммы.

-Ребята, чему вы научились, выполняя это задание? Сложно ли исправлять ошибки, если знать правило? О какой профессии вы узнали?

4. Физминутка для глаз (слайд) (1 минута).

5. Распределительная работа с сигнальными карточками (1 минута).

Форма работы: дифференцированная работа.

Цель задания: научиться на слух дифференцировать слова с определенным написанием.

— Закрепим наши знания. На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.

-Что это задание позволило проследить? Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга?

6. Самопроверка (3 минуты).

Форма работы: индивидуальная.

Цель задания: формировать умения объективно оценивать свои знания, научиться мысленностроить цепочку логических рассуждений, касаемыхтой или иной изученной орфограммы.

— Ну что ж, ребята, мы с вами учились применять правило на практике, закрепляли его на примерах интересных упражнений. Теперь остается одно – проверить, на сколько вы освоили тему. Проверять вы будете себя сами. Оценивать тоже. Проведите в тетради вертикальную линию на 5 строк так, чтобы можно было с одной стороны в столбик вписать букву, которая пишется по новому правилу в суффиксах чикщик, а с другой стороны вы напишете букву, которая пишется в окончании этого слова. Это будет выглядеть примерно так:

Ч И

Слова для диктанта: о грузчике, в заговорщике, о водопроводчике, о погрузчике, об укладчике.

Ч Е

Если вы допустили 0 ошибок, можете смело поставить себе отметку «5», 1 ошибку — «4», 2-3 ошибки– «3». Передайте тетради с классной работой, чтобы я смогла выставить вам оценки. Откройте дневники.

VI. Этап информации о домашнем задании (2 минуты +шарики!). (СЛАЙД)

  • На выбор:
  1. Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой;
  2. В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;
  3. Выполнить упражнения 244, 245;
  4. +Обязательное индивидуальное задание.

VII. Этап рефлексии (2 минуты).

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…

Я научился…
У меня получилось

VIII. Подведение итогов (1 минута).

-Урок был очень увлекательным, интересным. Вы работали очень активно, и ваши яблоки успели поспеть. Угощайтесь и набирайтесь сил на следующий урок. До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок — введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во.

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и.

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ.

Данный материал (конспект урока русского языка в 5-м классе) предусматривает дифференцированный подход в изучении новой темы (работа в однородных группах).

Данный урок русского языка разработан для 5 класса при изучении темы «Суффикс». Тип урока – закрепление знаний по теме. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную .

Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.Задачи:1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова, стоящей .

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией «Вкусный урок».

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- – -щик-)» (урок повторения и закрепления изученного)

Цели урока:

  1. Совершенствование умений правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК), графически обозначать условия выбора правильных написаний, определять значение суффикса.
  2. Расширение словарного запаса учащихся; обучение конструированию предложений и составлению текста на тему “Профессия”.
  3. Привитие интереса к изучаемому материалу; воспитание умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Наглядные материалы:

  1. Опорные схемы “Правописание суффиксов -ЧИК (-ЩИК)”.
  2. Рисунки — ребусы.
  3. Раздаточный материал (карточки с текстами).

Эпиграф к уроку:

Для своих писательских надобностей я
давно уже назвал суффикс словотвором .

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, а поможет нам морфема. Какая? Догадайтесь, прослушав стихотворение-загадку:

Маленький, но удаленький
Живет в слове, в его основе.
Слов значенье меняет в мгновенье.
Было море — стал моряк.
Была рыба — стал рыбак.
Был дом — стал домище.
Был топор — стал топорище.
Превратилась школа — в школьника.
Школьный двор — в седого дворника. (суффикс)

Зачитывается эпиграф к уроку.

Почему писатель дал такое наименование суффиксу?

Сам же он объясняет это таким образом: «Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова «.

Как могут быть связаны профессии и суффиксы?

Какова цель урока? Как бы вы ее сформулировали?

С какими суффиксами, обозначающими людей по роду занятий, мы уже познакомились? (- ЧИК и –ЩИК), .

— Сегодня на уроке мы продолжим работать с суффиксами. Запишите тему урока.

II. Основная часть.

1. Один ученик готовит у доски устный ответ о правописании суффиксов -ЧИК и -ЩИК. Демонстрируются придуманные дома «запоминалки» (рисунки, стихи и т.д.)

2. С остальными учениками проводится орфографическая разминка “словарь урока” с последующей самопроверкой:

— Заранее подготовившийся ученик дает этимологическую справку, объясняет лексическое значение слов:

3. Работа с текстом № 1 (на карточках)

— А чем же отличаются слова профессия и специальность?

Выяснить разницу в значении поможет нам текст №1. Прочитайте его, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Текст 1.

Профе. ия и спец. альность.

Бли. кие по значению и употреблению слова профе. ия и спец. альность имеют отличительные черты.

Профе. ия это род занятий определенная форма трудовой деятельности. Спец. льность это отдельная отр. сль науки техники производства в которой человек работает.

Люди одной профе. ии могут иметь разные спец. альности. Он по профе. ии строитель, а по спец. альности б. тон. ик. Она по профе. ии врач, а по спец. альности терапевт.

б.) После проверки задания выясняется разница в лексическом значении слов профессия и специальность.

Проводится анализ текста по вопросам:

К какому типу речи относится текст?

Какие доказательства приводит автор?

Какие правила вы вспомнили, когда работали со словом бетонщик?

Почему в этом слове пишется -ЩИК. Как его отличать от дублера –ЧИК?

Заслушивается ответ у доски. Ребята демонстрируют свои способы запоминания правила (схемы, рисунки, стихи)

5. Два человека работают у доски, выполняя задания на карточках.

Консультанты проверяют работы и выставляют оценки.

6. С классом проводится конкурс «Знаешь ли ты профессии?»

По лексическому значению слова необходимо догадаться, о какой профессии (специальности) идет речь.

а.) Рабочий на погрузке и выгрузке. (грузчик)
б.) Типографский рабочий, делающий переплеты у книг. (переплетчик)
в.) Шахтер, работающий в забое. (забойщик)
г.) Музыкальные инструменты настраивает ….(настройщик)
д.) Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик)
е.) Солдат, имеющий на вооружении пулемет. (пулеметчик)
з.) Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. (сцепщик)
и.) Специалист по управлению самолётом. (летчик)

Взаимопроверка. Один ученик объясняет правописание суффиксов в словах.

7. Работа с толковым словарем учебника.

— Объясните значение слов, обозначающих род занятий людей:

— Составьте и запишите предложения по схеме: [сущ. в И.п.сущ. в И.п.]

— При образовании слов в русском языке активно ведут себя суффиксы. Этот строительный материал у нас обилен и разнообразен. Известно, что только для названия людей по роду занятий используется более десятка суффиксов, помимо известных: -ЧИК и -ЩИК.

Демонстрируются рисунки — ребусы.

— Запишите слова, зашифрованные на рисунках.

Выделите суффиксы в словах:

9. Работа с текстом № 2.

— Озаглавьте текст, закончите предложения, вставляя существительные, обозначающие людей по роду занятий. Выделите суффиксы. Напишите заключение.

Текст 2.

На транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве трудятся рабочие разных спец. альностей.

На железной дороге вы встретите _______________________________________.

На строительстве работают __________________________________________________.

В порту трудятся ___________________________________________________________.

_______________________________________ — основные спец. альности на селе.

Карточки с выполненной работой сдаются на проверку.

III. Заключительная часть.

1. Учитель обращается к классу с вопросами. Отвечая на вопросы, учащиеся делают выводы по уроку:

— Что показалось вам интересным сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Над чем бы вы хотели поработать ещё, изучая данную тему?

2. Ученик читает стихотворение:

Нужно нашим новостройкам
Мастеров умелых сколько?
Столяров, маляров,
Кузнецов, продавцов,
Инженеров и врачей,
Избачей, учителей,
Трактористов, машинистов,
Поваров, кондукторов.
Кто к труду готовит нас?
Школа.
Вот зачем позвали нас
В школу.

IV. Домашнее задание.

Составить текст на тему “Если бы исчезла профессия. ”

Используемая литература

  1. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. – 21-е изд.- М. : Просвещение, 2000. – 191 с.
  2. Внеклассная работа по русскому языку. Методическое пособие для учителей средней школы. – Вологда, 1990. – 143 с.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/08/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-bukvy-ch-shch-v

http://urok.1sept.ru/articles/410460