Конспект урока по русскому языку «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик (-щик)», (6 класс)
Тема: «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных – чик (-щик) »
Тип урока: изучение нового материала
Цель: изучение правописания существительных с суффиксом – чик- , — щик —
научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей;
содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
устойчивый познавательный интерес к русскому языку;
стремление к речевому самосовершенствованию.
формулировать собственное мнение;
осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
извлечение необходимой информации из текста;
преобразование текста с целью выявления общих законов.
планирование самостоятельного выполнения заданий;
выбор темпа работы;
умение действовать самостоятельно.
применять способ действия для правильного написания суффиксов – чик – и – щик -;
избегать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик – и – щик;
проводить наблюдение под руководством учителя;
осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
сравнивать, делать вывод;
формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
Формы работы учащихся : фронтальная работа, парная, индивидуальная
Оборудование : учебник, презентация.
Здравствуй, солнце, здравствуй, день!
Друг на друга посмотрите,
Улыбнитесь и садитесь!
Начинаем наш урок. Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».
Итак, ребята, мы продолжаем изучать имена существительные.
Сегодня на уроке мы поговорим о правописании наименьшей значимой части слова. Какой? Догадайтесь сами, прослушав стихотворение – загадку:
Маленький, но удаленький.
Живет в слове, в его основе.
Слов значенье меняет в мгновенье.
Было море – стал моряк.
Была рыба – стал рыбак.
Превратилась школа в школьника.
Школьный двор – в седого дворника.
Верно. Мы сегодня будем говорить о правописании суффиксов.
-Что такое суффикс? (Суффикс – наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов)
-Как называется способ образования слова с помощью суффикса? (суффиксальный)
3. Формулировка темы и целей урока.
Следующая наша задача – постараться определить тему урока.
— Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слова переписчик , каменщик
-Я не знаю, какие буквы мне выбрать в суффиксах. Вы мне не подскажете? ( Заслушиваются варианты ответов )
-Так какую же выбрать букву: ч или щ?
— Какую орфографическую проблему вы обнаружили? ( Произношение не соответствует написанию ).
– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать.
Чтобы решить спор, послушайте небольшую лингвистическую сказку про суффиксы.
Жили-были суффиксы — ЧИК и — ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: «Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж». Суффикс — ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс — ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только — ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор — ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит «Д-Т-З-С-Ж» — бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко.
-Какие же буквы мы пишем в словах перепис…ик, камен…ик ? Почему? ( Перед д-т, з-с, ж пишем Ч, опознавательный признак-стечение согласных. В остальных случаях Щ)
— Кто может сформулировать тему урока? (Буквы « ч» и «щ» в суффиксе имен существительных — чик (- щик).
— Запишем в тетрадях тему урока.
— Как вы думаете, какова цель нашего занятия?
(Научиться правильно писать буквы Ч и Щ в суффиксах -чик ( -щик ))
Научиться находить суффиксы -чик ( -щик ); объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; находить по опознавательным признакам места применения правил.
-Как вы думаете, на что следует обратить внимание при выборе суффикса? ( На конечную букву корня)
— Кто попробует сформулировать правило по данной теме ? (Перед д-т, з-с, ж пишем Ч, опознавательный признак-стечение согласных. В остальных случаях Щ)
– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
4. Изучение нового материала
-Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику . Открываем учебник на странице 153, п. 52. Читаем правило.
— Что мы еще нового узнали? (Перед суффиксом-чик (-щик) буква ь пишется только после Л)
-Чтобы легче запомнить правило, предлагаю вам фразы: «Я ТоЖе ЗДеСь». ДЖаЗиСТ
— Чем она вам помогает? (Здесь собраны все согласные)
5. Закрепление изученного материала
-Чтобы закрепить наши знания, выполним упражнение 293. Разделим слова на 2 колонки.
Но прежде прочитаем образец рассуждения.
-Ребята! Что общего в этих словах и в этих суффиксах? Каково значение суффиксов? Для чего они служат? (Суффиксы образуют существительные со значением лица, слова обозначают людей какой – либо профессии)
-Что такое орфоэпия? ( Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором изучается правильное произношение и ударение в словах)
— Определите лексическое значение слова КОПИРОВАТЬ
— Придумайте с данным словом предложение, правильно ставя ударение в слове.
6. Тематическая физкультминутка
— Если я назову слово, где надо писать –ЧИК, вам нужно будет 1 раз сесть, -ЩИК — поднять руки вверх, а если нет таких суффиксов – сделать 2 хлопка.
Сварщик, грузчик, заказчик, каменщик, мячик.
7. Развитие орфографических умений
— Я предлагаю вам лексический диктант . На столах у вас лежат листочки. Ваша цель – по лексическому значению определить слово, обозначающего человека по профессии и по роду деятельности. Записать слово, обозначить орфограмму.
1. Специалист по переводам с одного языка на другой. (ПЕРЕВОДЧИК)
2. Летчик, управляющий вертолётом. (ВЕРТОЛЁТЧИК)
3. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. (ПЕРЕПЛЁТЧИК)
4. Рабочий, специалист по кирпичной и каменной кладке. (КАМЕНЩИК)
5. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (СМАЗЧИК)
6. Работник бани, обслуживающий посетителей. (БАНЩИК)
7. Солдат, обслуживающий пулемет. (ПУЛЕМЁТЧИК)
8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (РАЗВЕДЧИК)
— Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга слова. (Нет ошибок «5», если 1 ошибка – «4», если 2 ошибки – «3», более 3 ошибок – «2»)
Работа в группе. «Корреспонденты»
-Предлагаю вам разделиться на группы.
— Представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами – чик, — щик вам в этом помогут? Напишите эту небольшую статью.
Строитель- это не одна, а много разных профессий…
— Над какой орфографической проблемой мы работали ? (Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных –чик (-щик)
— Какую роль играют в языке суффиксы? (Служат для образования слов, указывают на род деятельности человека)
— С какими пчелками дружит суффикс –ЧИК? (Учащиеся выбирают пчелок с нужными буквами)
Карточка – подсказка (раздается всем учащимся)
9. Домашнее задание
Составить текст, используя как можно больше слов на изученную орфограмму.
Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы ч, щ в суффиксах -чик, — щик»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_konkurs.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, — ЩИК.
Цель: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.
- познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных
- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
- научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
- расширить кругозор учащихся о профессиях.
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
- развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;
- продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
- создать условия для развития коммуникативных навыков.
- воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
- воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;
- совершенствование навыков этичного межличностного общения;
- продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная,индивидуальная, коллективная, дифференцированная , дидактическая игра, ролевая игра.
Оборудование: проектор, иллюстрации учащихся к уроку, пазл «Бакенщик», видеофильм «Суффиксы Чик и Щик», презентация PowerPoint, волшебная яблоня.
- Организационный момент. Вступительное слово учителя (1 минута).
— Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку ?? («пять»)!
- Мотивационная деятельность по формированию темы урока (5 минут).
Использование приёма «Отбрось лишнее».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.
— Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд.
Пр. .ехать, по л .. ж ить, газет ..ик , набор ..ик , о Лиди ..
-Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.
(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.
Положить –корень. Лож пишется, т.к. перед о – ж.
Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.
О Лидии – окончание. Пишется и, т.к. это П.П., существ.на – ия.)
— Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах
— Сегодня на нашем уроке мы окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)
-Мне надо правильно написать слово переписчик . ( На доске – перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете ? (Заслушиваются варианты ответов.)
— Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!
-Какую орфографическую и фонетическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).
-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока ? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике).
-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!
— Записываем в тетради число. Сегодня
- Изучение новых знаний и способов действия (10 минут).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.
— Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, хотела бы обратить ваше внимание на волшебную яблоню , которая выросла у нас в классе. На ней висят зеленые яблоки. А как вы думаете, почему яблоки могут быть зелёными? (по одной причине: от сорта (например, греннисмит или семеренко), но ещё они зелёные по другой причине –неспелые).
-Ребята, а почему же на нашем сегодняшнем уроке все яблоки зелёные, нет ни одного красного?( Потому что не знаем материал).
-А возможно ли сделать так, чтобы по волшебству яблоки вдруг покраснели? При каком условии это произойдет? ( Выучить новое правило, работать ).
-По ходу урока у вас будет возможность сорвать своё яблоко и положить себе на парту дозревать, но только в одном случае: если вы будете старательно работать.
-Я предлагаю вам окунуться в сказочный мир. Дома вы подготовили удивительные иллюстрации, я попросила вас изобразить суффиксы, которые ожили на ваших рисунках. Именно к ним в гости, в страну Суффиксляндию мы и отправимся.
Лингвистическая сказка на видео.
«Жили-были суффиксы ЧИК и ЩИК. И хотя ЧИК был тихоня, а ЩИК – задира и непоседа, жили суффиксы дружно. По очереди ходили на работу, по очереди отдыхали. А работали суффиксы строителями, строили слова.
Вот выходит на работу ЧИК, и появляются новые слова». ПАУЗА.
— Ребята, давайте попробуем заняться строительством слов,раз мы в сказочной стране!
буфе т – буфетЧИК
сма з ать – смазЧИК
разве д ать – разведЧИК
Разно с ить – разносЧИК
Перебе г(//ж) ать — перебежЧИК.
«А потом приходит смена суффикса ЩИК, и он образует новые слова»: ПАУЗА.
И все у братьев шло ладно да складно, пока однажды ЩИК не заявил своему брату:
— Послушай, ЧИК, а ведь я вполне могу обойтись и без тебя. Послушай, как звучат тобой образованные слова: резчик — ре[ЩИК], смазчик — сма[ЩИК], извозчик — изво[ЩИК], перебежчик — перебе[ЩИК]. Ну, что, убедился, что в этих словах вполне могу писаться я, суффикс ЩИК.
— Но это же несправедливо. Мы ведь договаривались с тобой всю работу делить пополам.
— Когда это было! Договаривались мы давно, а теперь я передумал. Словом, я решил: всю работу буду делать я, а ты, ЧИК, сиди дома, в русском языке обойдутся и без тебя.
ЩИК убежал, а ЧИК горько заплакал. Проходила мимо компания друзей- букв , увидели ЧИК и спрашивают:
Объяснил суффикс ЧИК, как брат ЩИК его обманул. Стали буквы возмущаться:
— Морфемика – это наука, и все в ней должны соблюдать лингвистические законы . Суффикс – это значимая часть слова, она образует новые слова. Но все-таки суффикс не самая важная часть слова, почему, ребята? ПАУЗА.
(Корень важнее.Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).
-А мы, буквы,часто завершаем корень. Ты, суффикс ЧИК, нам очень нравишься, и мы считаем тебя своим другом. Поэтому запомни: после нас будешь писаться только ты, суффикс ЧИК.
Так с тех пор и пошло: как только в слове, обозначающем лицо по профессии, роду деятельности, корень оканчивается на буквы(. Что за буквы, ребята. )
Д, Т, З, С, Ж , так пишется суффикс ЧИК, а после других букв пишется суффикс ЩИК.
— Вы сами не заметили, как сформулировали правило! (Суффикс ЧИК пишется после д, з, ж, с, т, а суффикс ЩИК после всех остальных).
Внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).
— Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, откроем учебник на странице 102, параграф 44 .
ФИЗМИНУТКА Флеш Плеер ! (1 минута)
IV. Этап проверки понимания изученного (2 минуты).
Форма организации учебной деятельности: совместно – распределительная работа.
-Молодцы, ребята! Теперь мы сможем решить нашу проблему, которую я поставила перед вами в начале урока. Что напишем на месте пропуска в слове перепис..ик? (чик, потому что после с) На доске вы видите цветочек чик, но его лепесточки с названиями потерялись. Ребята, давайте поможем цветочку обрести свои цвета и потерянные элементы.
-На слайде вы видите одну фразу: Я т о ж е зд е с ь. Кто догадался, какая подсказка заключена в этих словах??
— Ребята, вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.
V. Этап закрепления изученного.
- -Давайте для разминки сыграем в игру «Кто я такой?» (5 минут).
Цель данной игры – углубить свои знания по лексике, научиться применять новое правило.
Форма работы: дидактическая игра.
— Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).
- Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
- Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
- Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
- Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
- Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
- Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
- Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .
- Рабочий, который замешивает бетон – бетонщик .
- Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик .
- Работник, который укладывает паркет – паркетчик .
-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения? (познакомились с профессиями, научились применять правило)
2. «Распредели-ка!» (5 минут).
–Следующее задание – распределительный диктант . Но вы не будете работать поодиночке. Вообразим себя чик ом и щик ом. Поэтому один человек, работающий у доски будет отвечать за слова на – чик, а другой – на щик. От настроя в паре зависит качество вашей работы.
Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.
Переводчик, переносчик, рассказчик, грузчик, разносчик, заказчик.
Компьютерщик, наборщик, сборщик, барабанщик, сварщик, шарманщик.
–Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении?
3 . «Корректор» (6 минут)
— Далее я вам предлагаю представить себя взрослым, поработать в роли корректора .
Форма работы: ролевая игра.
Цель игры: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их.
-Кто знает, в чём заключается задача этой профессии? (Корректировать написанное, исправлять).
— На доске – зашифрованныйпазл. Но только когда мы исправим все ошибки, нам удастся узнать, что было спрятано за ошибками. С места вы читаете предложения поп порядку, ели нужно — исправляете ошибки в словах. Только потом я смогу открыть картинку, которую вы пожелаете.
Цель данного задания – научиться видеть орфографические ошибки в словах с изученной орфограммой, формировать умения отстаивать свою точку зрения.
- Работать грузщиком. (гру з чик)
- Являться рассказщиком (расска з чик)
- Юный барабанщик (нет ошибки)
- Ответственный приказщик (прика з чик)
- Опытный резщик (ре з чик)
- Подлый доносчик (нет ошибки)
- Профессиональные обходщики (обхо д чики)
- Он стал подписщиком (посдпи с чик)
- Усталый фонарьщик (фона рщ ик)
-Кто изображён на картине? (мужчина, рыбак). Как вы думаете, кто он, если судить по роду деятельности? (?? ) Взгляните на слайд. (БАКЕН) Что это, кто догадался? Ребята, а что такое бакен? ( плавучий знак, устанавливаемый для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров).
-Как вы думаете, существует ли профессия, связанная с этим словом? (Да, бакенщик – зажигают бакены)Значит, на зашифрованной картине изображен бакенщик.
— Напишите слово на доске, затранскрибируйте слово, объясните правописание орфограммы.
-Ребята, чему вы научились, выполняя это задание? Сложно ли исправлять ошибки, если знать правило? О какой профессии вы узнали?
4. Физминутка для глаз (слайд) (1 минута).
5. Распределительная работа с сигнальными карточками (1 минута).
Форма работы: дифференцированная работа.
Цель задания: научиться на слух дифференцировать слова с определенным написанием.
— Закрепим наши знания. На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.
-Что это задание позволило проследить? Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга?
6. Самопроверка (3 минуты).
Форма работы: индивидуальная.
Цель задания: формировать умения объективно оценивать свои знания, научиться мысленностроить цепочку логических рассуждений, касаемыхтой или иной изученной орфограммы.
— Ну что ж, ребята, мы с вами учились применять правило на практике, закрепляли его на примерах интересных упражнений. Теперь остается одно – проверить, на сколько вы освоили тему. Проверять вы будете себя сами. Оценивать тоже. Проведите в тетради вертикальную линию на 5 строк так, чтобы можно было с одной стороны в столбик вписать букву, которая пишется по новому правилу в суффиксах чикщик, а с другой стороны вы напишете букву, которая пишется в окончании этого слова. Это будет выглядеть примерно так:
Ч И
Слова для диктанта: о грузчике, в заговорщике, о водопроводчике, о погрузчике, об укладчике.
Ч Е
Если вы допустили 0 ошибок, можете смело поставить себе отметку «5», 1 ошибку — «4», 2-3 ошибки– «3». Передайте тетради с классной работой, чтобы я смогла выставить вам оценки. Откройте дневники.
VI. Этап информации о домашнем задании (2 минуты +шарики!). (СЛАЙД)
- На выбор:
- Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой;
- В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;
- Выполнить упражнения 244, 245;
- +Обязательное индивидуальное задание.
VII. Этап рефлексии (2 минуты).
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось
VIII. Подведение итогов (1 минута).
-Урок был очень увлекательным, интересным. Вы работали очень активно, и ваши яблоки успели поспеть. Угощайтесь и набирайтесь сил на следующий урок. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок — введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во.
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и.
Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ.
Данный материал (конспект урока русского языка в 5-м классе) предусматривает дифференцированный подход в изучении новой темы (работа в однородных группах).
Данный урок русского языка разработан для 5 класса при изучении темы «Суффикс». Тип урока – закрепление знаний по теме. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную .
Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.Задачи:1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова, стоящей .
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией «Вкусный урок».
Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- – -щик-)» (урок повторения и закрепления изученного)
Цели урока:
- Совершенствование умений правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК), графически обозначать условия выбора правильных написаний, определять значение суффикса.
- Расширение словарного запаса учащихся; обучение конструированию предложений и составлению текста на тему “Профессия”.
- Привитие интереса к изучаемому материалу; воспитание умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Наглядные материалы:
- Опорные схемы “Правописание суффиксов -ЧИК (-ЩИК)”.
- Рисунки — ребусы.
- Раздаточный материал (карточки с текстами).
Эпиграф к уроку:
Для своих писательских надобностей я
давно уже назвал суффикс словотвором .
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, а поможет нам морфема. Какая? Догадайтесь, прослушав стихотворение-загадку:
Маленький, но удаленький
Живет в слове, в его основе.
Слов значенье меняет в мгновенье.
Было море — стал моряк.
Была рыба — стал рыбак.
Был дом — стал домище.
Был топор — стал топорище.
Превратилась школа — в школьника.
Школьный двор — в седого дворника. (суффикс)
Зачитывается эпиграф к уроку.
Почему писатель дал такое наименование суффиксу?
Сам же он объясняет это таким образом: «Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова «.
Как могут быть связаны профессии и суффиксы?
Какова цель урока? Как бы вы ее сформулировали?
С какими суффиксами, обозначающими людей по роду занятий, мы уже познакомились? (- ЧИК и –ЩИК), .
— Сегодня на уроке мы продолжим работать с суффиксами. Запишите тему урока.
II. Основная часть.
1. Один ученик готовит у доски устный ответ о правописании суффиксов -ЧИК и -ЩИК. Демонстрируются придуманные дома «запоминалки» (рисунки, стихи и т.д.)
2. С остальными учениками проводится орфографическая разминка “словарь урока” с последующей самопроверкой:
— Заранее подготовившийся ученик дает этимологическую справку, объясняет лексическое значение слов:
3. Работа с текстом № 1 (на карточках)
— А чем же отличаются слова профессия и специальность?
Выяснить разницу в значении поможет нам текст №1. Прочитайте его, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Текст 1.
Профе. ия и спец. альность.
Бли. кие по значению и употреблению слова профе. ия и спец. альность имеют отличительные черты.
Профе. ия это род занятий определенная форма трудовой деятельности. Спец. льность это отдельная отр. сль науки техники производства в которой человек работает.
Люди одной профе. ии могут иметь разные спец. альности. Он по профе. ии строитель, а по спец. альности б. тон. ик. Она по профе. ии врач, а по спец. альности терапевт.
б.) После проверки задания выясняется разница в лексическом значении слов профессия и специальность.
Проводится анализ текста по вопросам:
К какому типу речи относится текст?
Какие доказательства приводит автор?
Какие правила вы вспомнили, когда работали со словом бетонщик?
Почему в этом слове пишется -ЩИК. Как его отличать от дублера –ЧИК?
Заслушивается ответ у доски. Ребята демонстрируют свои способы запоминания правила (схемы, рисунки, стихи)
5. Два человека работают у доски, выполняя задания на карточках.
Консультанты проверяют работы и выставляют оценки.
6. С классом проводится конкурс «Знаешь ли ты профессии?»
По лексическому значению слова необходимо догадаться, о какой профессии (специальности) идет речь.
а.) Рабочий на погрузке и выгрузке. (грузчик)
б.) Типографский рабочий, делающий переплеты у книг. (переплетчик)
в.) Шахтер, работающий в забое. (забойщик)
г.) Музыкальные инструменты настраивает ….(настройщик)
д.) Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик)
е.) Солдат, имеющий на вооружении пулемет. (пулеметчик)
з.) Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. (сцепщик)
и.) Специалист по управлению самолётом. (летчик)
Взаимопроверка. Один ученик объясняет правописание суффиксов в словах.
7. Работа с толковым словарем учебника.
— Объясните значение слов, обозначающих род занятий людей:
— Составьте и запишите предложения по схеме: [сущ. в И.п. — сущ. в И.п.]
— При образовании слов в русском языке активно ведут себя суффиксы. Этот строительный материал у нас обилен и разнообразен. Известно, что только для названия людей по роду занятий используется более десятка суффиксов, помимо известных: -ЧИК и -ЩИК.
Демонстрируются рисунки — ребусы.
— Запишите слова, зашифрованные на рисунках.
Выделите суффиксы в словах:
9. Работа с текстом № 2.
— Озаглавьте текст, закончите предложения, вставляя существительные, обозначающие людей по роду занятий. Выделите суффиксы. Напишите заключение.
Текст 2.
На транспорте, в промышленности, в сельском хозяйстве трудятся рабочие разных спец. альностей.
На железной дороге вы встретите _______________________________________.
На строительстве работают __________________________________________________.
В порту трудятся ___________________________________________________________.
_______________________________________ — основные спец. альности на селе.
Карточки с выполненной работой сдаются на проверку.
III. Заключительная часть.
1. Учитель обращается к классу с вопросами. Отвечая на вопросы, учащиеся делают выводы по уроку:
— Что показалось вам интересным сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Над чем бы вы хотели поработать ещё, изучая данную тему?
2. Ученик читает стихотворение:
Нужно нашим новостройкам
Мастеров умелых сколько?
Столяров, маляров,
Кузнецов, продавцов,
Инженеров и врачей,
Избачей, учителей,
Трактористов, машинистов,
Поваров, кондукторов.
Кто к труду готовит нас?
Школа.
Вот зачем позвали нас
В школу.
IV. Домашнее задание.
Составить текст на тему “Если бы исчезла профессия. ”
Используемая литература
- Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. – 21-е изд.- М. : Просвещение, 2000. – 191 с.
- Внеклассная работа по русскому языку. Методическое пособие для учителей средней школы. – Вологда, 1990. – 143 с.
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/08/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-bukvy-ch-shch-v
http://urok.1sept.ru/articles/410460