Буквы ч щ в суффиксе чик щик существительных упражнения

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(-щик)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Суффиксы, обозначающие профессию.

2. Омонимия суффиксов профессий и уменьшительно-ласкательных.

3. Изменение конечных к, ц, ч на т при суффиксе -чик.

Омонимия – звуковое совпадение различных по значению слов или морфем.

Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 153-155.

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слова, называющие профессию, образованы с помощью определённого суффикса. Например: резч..ик, лёт..ик, объезд..ик, бан..ик и другие. Какие суффиксы хочется здесь написать? Это -чик(-щик).

Но возникает вопрос: какую букву писать в суффиксе: ч или щ?

Попробуем вместе сформулировать правило. Для этого посмотрим на слова.

Лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик, каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик.

Выделим в них суффиксы и поделим на две группы.

лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик

каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик

От чего зависит правописание суффикса? Для этого посмотрим, какие основы имеют эти слова: лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик. Сравним их с похожими: паркетчик, разведчик, приказчик, доносчик, обтяжчик. Какую закономерность можно увидеть? Все эти слова перед суффиксом имеют буквы д, т, з, с или ж. Значит, часть правила мы можем сформулировать: после основ на д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик.

Вернёмся к другим словам: каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик. В них мы видим суффикс -щик. Следовательно, вторая часть правила звучит так: после других букв – -щик.

В этом правиле есть несколько особенностей. Например, слово стекольщик. Перед суффиксом появился ь, так как это связано с правилом «Правописание ь в середине слова». Ь пишется перед м, к, г, б, ш и после л[л’]. Например: кровельщик.

Другая особенность заключается в типе суффикса. Давайте сравним слова вагончик и разметчик. Что обозначает каждое из них? В первом случае слово образовалось от слова вагон с помощью суффикса -чик. Только что мы узнали, что после основ на должен писаться -щик. Но отчего здесь нужно писать иначе? Давайте обратимся к лексическому значению этих слов. Что обозначают ранее взятые для анализа слова лётчик, объездчик, грузчик, переписчик и другие? Все они обозначают профессию. А что обозначает слово вагончик? Это маленький вагон. А не профессия. Следовательно, перед нами омонимичные суффиксы -чик профессии и уменьшительно-ласкательные. Поэтому, работая с правилом, нужно обращать внимание на значение слова.

В правиле есть ещё один подводный камень. Например, как бы вы написали слово бриллиант..ик – через ч или щ? Руководствуясь правилом, смотрим на значение. Это профессия, следовательно, смотрим на букву в конце основы – т. По правилу мы пишем —щик, но в словаре бриллиантщик. С чем это может быть связано? Слово однозначно не исконно-русское, перед суффиксом две согласных, одна из них т. В таких словах пишется -щик. Например, флейтщик.

Необходимо помнить ещё про одну особенность этого правила. Для понимания посмотрим слово казатчина (крестьянское движение), образованное от казак, основа которого оканчивалась на к. Но в слове казатчина мы видим букву т. Это связано с фонетическими особенностями: к, ц, ч перед -чик меняются на т.

Потренируемся в написании.

Развод..ик – тот, кто занимается разведением чего-либо.

Подбор..ик – тот, кто занимается подборкой.

Первое, что нужно сделать, – отделить профессии от слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Здесь есть 2 таких слова – стакан..ик и размер..ик, поэтому в них -чик: стаканчик и размерчик. В оставшихся словах ищем основу и делим на 2 группы:

разводчик, добытчик, буфетчик, извозчик

В первой группе мы пишем -чик, а во второй – -щик.

Теоретический материал для углублённого изучения

В русском языке много слов, которые оканчиваются на -чик. Для примера возьмём слова барабанчик и барабанщик. В первом случае речь идёт о маленьком барабане, поэтому для слова использован уменьшительно-ласкательный суффикс -чик, для написания которого не требуется знать букву, на которую оканчивается основа. Во втором случае использовано название профессии – барабанщик, т.к. основа оканчивается на н, то мы подбираем суффикс -щик.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите правильное написание и объяснение для слова.

Катотет..ик – тот, кто составляет картотеку (список) книг с их месторасположением.

б) суффикс -чик, основа на т;

в) суффикс -чик и основа на к//т.

Разбор задания: картотетчик ← картотека, к меняется на т, суффикс -чик.

Правильный ответ: в)

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите суффикс и объяснение для слова асфальт..ик.

а) основа на т, суффикс -чик;

б) основа на т, суффикс -щик;

в) основа иноязычная с двумя согласными, это исключение, пишем -щик.

Разбор задания: это исключение из правила с иноязычными основами.

Упражнения по теме «Суффикс существительных -чик- и -щик-«

Суффикс существительных -чик (-щик)

В суффиксе существительных -чик (-щик)

после букв: д, т, з, с, ж

в остальных случаях:

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

Задание 1. Вставь суффикс, объясни орфограмму.

Камен….…., водопровод……. барабан…..…, полиров………, сбор………, газет…….…, рассказ………. стеколь………., бетон…….…, вагон………. .

Перевод……..…, буриль………, разнос………, портфель…..…, пулемёт…..…, уголь………, набор…….…, компьютер………, забастов………, зачин………. .

Задание 2. Образуй от данных слов существительные

-Чик-, -щик- : баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, часы, резать, кровля, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.

Задание 3. Заполни таблицу. Поставь знак «+» в соответствующем столбце.

Задание 4. Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор графически.

заказ…ик режиссер – постанов…ик

Задание 5. Найди в тексте слова с изученной орфограммой (с суффиксы -чик (-щик), обозначь суффикс в этих словах.

1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.)

II. 1. Шарманщик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо. (Купр.) 2. Хозяин оставил меня на попечение татарина-банщика. (П.) 3. Под окном стучит молоточком чеканщик Гоголев. (М. Г.) 4. На валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену. (П.) 5. Между офицером и денщиком установились простые, доверчивые отношения. (Купр.) 5. Пришел фонарщик с лестницей, два тусклые фонарика на площади задул. (И.)

III. 1. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. (М.) 2. По званию Яков — черпальщик на бумажной фабрике. (Т.)

Задание 6. Выпиши слова: с суффиксом чик в одну колонку, с суффиксом -щик — в другую.

Фрол Евсеевич ездит на извозчике в издательство за рукописями, а наборщики и печатники переводят те рукописи в книги. (Прилеж.) 2. К вечеру летчик увидел вертолет над сопками. 3. Из города приезжали скупщики. Они были проворные, ловкие, плутоватые, расчетливые. (Сераф.) 4. На Камчатке множество горячих источников, часто они бьют фонтанчиками. (Михайл.) 5. Объездчик очнулся от мыслей и встряхнул головой. (Ч) 6. В окопчике спал мальчик. (Кат.)

Укажи правильный ответ:

В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж
В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ц

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?

развед. ик
перебеж. ик
груз. ик
фонар. ик

В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?

груз. ик
фасов. ик
часов. ик
танцов. ик

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?

съём. ик
прицеп. ик
арматур. ик
лёт. ик

В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву ч?

лёт. ик
смаз. к
ростов. ик
пулемёт. ик

Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:

камен. ик, уклад. ик
сортиров. ик, пулемёт. ик
барабан. ик, газет. ик
перебеж. ик, уклад. ик

Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква щ:

забастов. ик, набор. ик
застрель. ик, воз. ик
буриль. ик, разнос. ик
болель. ик, прокат. ик

Укажите лишнее слово:

стакан. ик
лимон. ик
сбор. ик
разнос. ик

Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «-чик» («-щик»). 5-й класс, русский язык

Класс: 5

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доскеперепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.)
Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

– Произношение не соответствует написанию.

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

II. Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”.
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.
  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1.)

В суффиксе существительных -чик (-щик)

после букв: д, т, з, с, ж

объездчик

в остальных случаях:

барабанщик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? Почему?

III. Закрепление изученного.

– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов).
Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик).

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2.)

Значение лица

Уменьшительное значение

грузчик

фонтанчик

– Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

IV. Выборочный диктант.

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

V. Работа с индивидуальными карточками.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

– А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

Барабан был плох. Барабанщик – бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.

На Тихорецкую состав отправиться.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.

Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
“Наш Костя, кажется влюбился,” –
Кричали грузчики в порту.

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

VII. Домашнее задание.

Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.


источники:

http://infourok.ru/uprazhneniya-po-teme-suffiks-suschestvitelnih-chik-i-schik-611597.html

http://urok.1sept.ru/articles/102114