Буквы ч щ в суффиксе существительных чик щик 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы ч, щ в суффиксах -чик, — щик»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_konkurs.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, — ЩИК.

Цель: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.

  • познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных
  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
  • научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
  • расширить кругозор учащихся о профессиях.
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
  • развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;
  • продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
  • создать условия для развития коммуникативных навыков.
  • воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
  • воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;
  • совершенствование навыков этичного межличностного общения;
  • продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке:

фронтальная,индивидуальная, коллективная, дифференцированная , дидактическая игра, ролевая игра.

Оборудование: проектор, иллюстрации учащихся к уроку, пазл «Бакенщик», видеофильм «Суффиксы Чик и Щик», презентация PowerPoint, волшебная яблоня.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя (1 минута).

— Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку ?? («пять»)!

  1. Мотивационная деятельность по формированию темы урока (5 минут).

Использование приёма «Отбрось лишнее».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

— Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд.

Пр. .ехать, по л .. ж ить, газет ..ик , набор ..ик , о Лиди ..

-Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.

(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.

Положить –корень. Лож пишется, т.к. перед о – ж.

Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.

О Лидии – окончание. Пишется и, т.к. это П.П., существ.на – ия.)

— Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах

— Сегодня на нашем уроке мы окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)

-Мне надо правильно написать слово переписчик . ( На доске – перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете ? (Заслушиваются варианты ответов.)
— Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!

-Какую орфографическую и фонетическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию.В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).

-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока ? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике).

-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!

— Записываем в тетради число. Сегодня

  1. Изучение новых знаний и способов действия (10 минут).

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

— Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, хотела бы обратить ваше внимание на волшебную яблоню , которая выросла у нас в классе. На ней висят зеленые яблоки. А как вы думаете, почему яблоки могут быть зелёными? (по одной причине: от сорта (например, греннисмит или семеренко), но ещё они зелёные по другой причине –неспелые).

-Ребята, а почему же на нашем сегодняшнем уроке все яблоки зелёные, нет ни одного красного?( Потому что не знаем материал).

-А возможно ли сделать так, чтобы по волшебству яблоки вдруг покраснели? При каком условии это произойдет? ( Выучить новое правило, работать ).

-По ходу урока у вас будет возможность сорвать своё яблоко и положить себе на парту дозревать, но только в одном случае: если вы будете старательно работать.

-Я предлагаю вам окунуться в сказочный мир. Дома вы подготовили удивительные иллюстрации, я попросила вас изобразить суффиксы, которые ожили на ваших рисунках. Именно к ним в гости, в страну Суффиксляндию мы и отправимся.

Лингвистическая сказка на видео.

«Жили-были суффиксы ЧИК и ЩИК. И хотя ЧИК был тихоня, а ЩИК – задира и непоседа, жили суффиксы дружно. По очереди ходили на работу, по очереди отдыхали. А работали суффиксы строителями, строили слова.

Вот выходит на работу ЧИК, и появляются новые слова». ПАУЗА.

— Ребята, давайте попробуем заняться строительством слов,раз мы в сказочной стране!

буфе т – буфетЧИК

сма з ать – смазЧИК

разве д ать – разведЧИК

Разно с ить – разносЧИК

Перебе г(//ж) ать — перебежЧИК.

«А потом приходит смена суффикса ЩИК, и он образует новые слова»: ПАУЗА.

И все у братьев шло ладно да складно, пока однажды ЩИК не заявил своему брату:

— Послушай, ЧИК, а ведь я вполне могу обойтись и без тебя. Послушай, как звучат тобой образованные слова: резчик — ре[ЩИК], смазчик — сма[ЩИК], извозчик — изво[ЩИК], перебежчик — перебе[ЩИК]. Ну, что, убедился, что в этих словах вполне могу писаться я, суффикс ЩИК.

— Но это же несправедливо. Мы ведь договаривались с тобой всю работу делить пополам.

— Когда это было! Договаривались мы давно, а теперь я передумал. Словом, я решил: всю работу буду делать я, а ты, ЧИК, сиди дома, в русском языке обойдутся и без тебя.

ЩИК убежал, а ЧИК горько заплакал. Проходила мимо компания друзей- букв , увидели ЧИК и спрашивают:

Объяснил суффикс ЧИК, как брат ЩИК его обманул. Стали буквы возмущаться:

— Морфемика – это наука, и все в ней должны соблюдать лингвистические законы . Суффикс – это значимая часть слова, она образует новые слова. Но все-таки суффикс не самая важная часть слова, почему, ребята? ПАУЗА.

(Корень важнее.Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).

-А мы, буквы,часто завершаем корень. Ты, суффикс ЧИК, нам очень нравишься, и мы считаем тебя своим другом. Поэтому запомни: после нас будешь писаться только ты, суффикс ЧИК.

Так с тех пор и пошло: как только в слове, обозначающем лицо по профессии, роду деятельности, корень оканчивается на буквы(. Что за буквы, ребята. )

Д, Т, З, С, Ж , так пишется суффикс ЧИК, а после других букв пишется суффикс ЩИК.

— Вы сами не заметили, как сформулировали правило! (Суффикс ЧИК пишется после д, з, ж, с, т, а суффикс ЩИК после всех остальных).

Внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).

— Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, откроем учебник на странице 102, параграф 44 .

ФИЗМИНУТКА Флеш Плеер ! (1 минута)

IV. Этап проверки понимания изученного (2 минуты).

Форма организации учебной деятельности: совместно – распределительная работа.

-Молодцы, ребята! Теперь мы сможем решить нашу проблему, которую я поставила перед вами в начале урока. Что напишем на месте пропуска в слове перепис..ик? (чик, потому что после с) На доске вы видите цветочек чик, но его лепесточки с названиями потерялись. Ребята, давайте поможем цветочку обрести свои цвета и потерянные элементы.

-На слайде вы видите одну фразу: Я т о ж е зд е с ь. Кто догадался, какая подсказка заключена в этих словах??

— Ребята, вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.

V. Этап закрепления изученного.

  1. -Давайте для разминки сыграем в игру «Кто я такой?» (5 минут).

Цель данной игры – углубить свои знания по лексике, научиться применять новое правило.

Форма работы: дидактическая игра.

— Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .
  8. Рабочий, который замешивает бетон – бетонщик .
  9. Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик .
  10. Работник, который укладывает паркет – паркетчик .

-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения? (познакомились с профессиями, научились применять правило)

2. «Распредели-ка!» (5 минут).

–Следующее задание – распределительный диктант . Но вы не будете работать поодиночке. Вообразим себя чик ом и щик ом. Поэтому один человек, работающий у доски будет отвечать за слова на – чик, а другой – на щик. От настроя в паре зависит качество вашей работы.

Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.

Переводчик, переносчик, рассказчик, грузчик, разносчик, заказчик.

Компьютерщик, наборщик, сборщик, барабанщик, сварщик, шарманщик.

–Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении?

3 . «Корректор» (6 минут)

— Далее я вам предлагаю представить себя взрослым, поработать в роли корректора .

Форма работы: ролевая игра.

Цель игры: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их.

-Кто знает, в чём заключается задача этой профессии? (Корректировать написанное, исправлять).

— На доске – зашифрованныйпазл. Но только когда мы исправим все ошибки, нам удастся узнать, что было спрятано за ошибками. С места вы читаете предложения поп порядку, ели нужно — исправляете ошибки в словах. Только потом я смогу открыть картинку, которую вы пожелаете.

Цель данного задания – научиться видеть орфографические ошибки в словах с изученной орфограммой, формировать умения отстаивать свою точку зрения.

  1. Работать грузщиком. (гру з чик)
  2. Являться рассказщиком (расска з чик)
  3. Юный барабанщик (нет ошибки)
  4. Ответственный приказщик (прика з чик)
  5. Опытный резщик (ре з чик)
  6. Подлый доносчик (нет ошибки)
  7. Профессиональные обходщики (обхо д чики)
  8. Он стал подписщиком (посдпи с чик)
  9. Усталый фонарьщик (фона рщ ик)

-Кто изображён на картине? (мужчина, рыбак). Как вы думаете, кто он, если судить по роду деятельности? (?? ) Взгляните на слайд. (БАКЕН) Что это, кто догадался? Ребята, а что такое бакен? ( плавучий знак, устанавливаемый для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров).

-Как вы думаете, существует ли профессия, связанная с этим словом? (Да, бакенщик – зажигают бакены)Значит, на зашифрованной картине изображен бакенщик.

— Напишите слово на доске, затранскрибируйте слово, объясните правописание орфограммы.

-Ребята, чему вы научились, выполняя это задание? Сложно ли исправлять ошибки, если знать правило? О какой профессии вы узнали?

4. Физминутка для глаз (слайд) (1 минута).

5. Распределительная работа с сигнальными карточками (1 минута).

Форма работы: дифференцированная работа.

Цель задания: научиться на слух дифференцировать слова с определенным написанием.

— Закрепим наши знания. На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.

-Что это задание позволило проследить? Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга?

6. Самопроверка (3 минуты).

Форма работы: индивидуальная.

Цель задания: формировать умения объективно оценивать свои знания, научиться мысленностроить цепочку логических рассуждений, касаемыхтой или иной изученной орфограммы.

— Ну что ж, ребята, мы с вами учились применять правило на практике, закрепляли его на примерах интересных упражнений. Теперь остается одно – проверить, на сколько вы освоили тему. Проверять вы будете себя сами. Оценивать тоже. Проведите в тетради вертикальную линию на 5 строк так, чтобы можно было с одной стороны в столбик вписать букву, которая пишется по новому правилу в суффиксах чикщик, а с другой стороны вы напишете букву, которая пишется в окончании этого слова. Это будет выглядеть примерно так:

Ч И

Слова для диктанта: о грузчике, в заговорщике, о водопроводчике, о погрузчике, об укладчике.

Ч Е

Если вы допустили 0 ошибок, можете смело поставить себе отметку «5», 1 ошибку — «4», 2-3 ошибки– «3». Передайте тетради с классной работой, чтобы я смогла выставить вам оценки. Откройте дневники.

VI. Этап информации о домашнем задании (2 минуты +шарики!). (СЛАЙД)

  • На выбор:
  1. Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой;
  2. В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;
  3. Выполнить упражнения 244, 245;
  4. +Обязательное индивидуальное задание.

VII. Этап рефлексии (2 минуты).

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…

Я научился…
У меня получилось

VIII. Подведение итогов (1 минута).

-Урок был очень увлекательным, интересным. Вы работали очень активно, и ваши яблоки успели поспеть. Угощайтесь и набирайтесь сил на следующий урок. До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок — введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во.

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и.

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ.

Данный материал (конспект урока русского языка в 5-м классе) предусматривает дифференцированный подход в изучении новой темы (работа в однородных группах).

Данный урок русского языка разработан для 5 класса при изучении темы «Суффикс». Тип урока – закрепление знаний по теме. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную .

Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.Задачи:1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова, стоящей .

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией «Вкусный урок».

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(-щик)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Суффиксы, обозначающие профессию.

2. Омонимия суффиксов профессий и уменьшительно-ласкательных.

3. Изменение конечных к, ц, ч на т при суффиксе -чик.

Омонимия – звуковое совпадение различных по значению слов или морфем.

Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 153-155.

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слова, называющие профессию, образованы с помощью определённого суффикса. Например: резч..ик, лёт..ик, объезд..ик, бан..ик и другие. Какие суффиксы хочется здесь написать? Это -чик(-щик).

Но возникает вопрос: какую букву писать в суффиксе: ч или щ?

Попробуем вместе сформулировать правило. Для этого посмотрим на слова.

Лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик, каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик.

Выделим в них суффиксы и поделим на две группы.

лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик

каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик

От чего зависит правописание суффикса? Для этого посмотрим, какие основы имеют эти слова: лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик. Сравним их с похожими: паркетчик, разведчик, приказчик, доносчик, обтяжчик. Какую закономерность можно увидеть? Все эти слова перед суффиксом имеют буквы д, т, з, с или ж. Значит, часть правила мы можем сформулировать: после основ на д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик.

Вернёмся к другим словам: каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик. В них мы видим суффикс -щик. Следовательно, вторая часть правила звучит так: после других букв – -щик.

В этом правиле есть несколько особенностей. Например, слово стекольщик. Перед суффиксом появился ь, так как это связано с правилом «Правописание ь в середине слова». Ь пишется перед м, к, г, б, ш и после л[л’]. Например: кровельщик.

Другая особенность заключается в типе суффикса. Давайте сравним слова вагончик и разметчик. Что обозначает каждое из них? В первом случае слово образовалось от слова вагон с помощью суффикса -чик. Только что мы узнали, что после основ на должен писаться -щик. Но отчего здесь нужно писать иначе? Давайте обратимся к лексическому значению этих слов. Что обозначают ранее взятые для анализа слова лётчик, объездчик, грузчик, переписчик и другие? Все они обозначают профессию. А что обозначает слово вагончик? Это маленький вагон. А не профессия. Следовательно, перед нами омонимичные суффиксы -чик профессии и уменьшительно-ласкательные. Поэтому, работая с правилом, нужно обращать внимание на значение слова.

В правиле есть ещё один подводный камень. Например, как бы вы написали слово бриллиант..ик – через ч или щ? Руководствуясь правилом, смотрим на значение. Это профессия, следовательно, смотрим на букву в конце основы – т. По правилу мы пишем —щик, но в словаре бриллиантщик. С чем это может быть связано? Слово однозначно не исконно-русское, перед суффиксом две согласных, одна из них т. В таких словах пишется -щик. Например, флейтщик.

Необходимо помнить ещё про одну особенность этого правила. Для понимания посмотрим слово казатчина (крестьянское движение), образованное от казак, основа которого оканчивалась на к. Но в слове казатчина мы видим букву т. Это связано с фонетическими особенностями: к, ц, ч перед -чик меняются на т.

Потренируемся в написании.

Развод..ик – тот, кто занимается разведением чего-либо.

Подбор..ик – тот, кто занимается подборкой.

Первое, что нужно сделать, – отделить профессии от слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Здесь есть 2 таких слова – стакан..ик и размер..ик, поэтому в них -чик: стаканчик и размерчик. В оставшихся словах ищем основу и делим на 2 группы:

разводчик, добытчик, буфетчик, извозчик

В первой группе мы пишем -чик, а во второй – -щик.

Теоретический материал для углублённого изучения

В русском языке много слов, которые оканчиваются на -чик. Для примера возьмём слова барабанчик и барабанщик. В первом случае речь идёт о маленьком барабане, поэтому для слова использован уменьшительно-ласкательный суффикс -чик, для написания которого не требуется знать букву, на которую оканчивается основа. Во втором случае использовано название профессии – барабанщик, т.к. основа оканчивается на н, то мы подбираем суффикс -щик.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите правильное написание и объяснение для слова.

Катотет..ик – тот, кто составляет картотеку (список) книг с их месторасположением.

б) суффикс -чик, основа на т;

в) суффикс -чик и основа на к//т.

Разбор задания: картотетчик ← картотека, к меняется на т, суффикс -чик.

Правильный ответ: в)

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите суффикс и объяснение для слова асфальт..ик.

а) основа на т, суффикс -чик;

б) основа на т, суффикс -щик;

в) основа иноязычная с двумя согласными, это исключение, пишем -щик.

Разбор задания: это исключение из правила с иноязычными основами.

Урок русского языка в 6 классе «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

Выбранный для просмотра документ Открытый урок в 6 классе.docx

Прокопьева Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы

6-й класс, русский язык

Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в

существительных суффиксов -чик, -щик ;

Задачи: 1)научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, —

щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик

2)развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности

3)вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить уважение и любовь к родному

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, рабочие тетради к учебнику.

I. Организационный момент.

Мы за парты тихо сели,

И на доску посмотрели.

II. Актуализация знаний.

(учащиеся читают стихотворение-загадку)

После корня он стоит, перед окончанием.

Его я если заменю, другое слово получу.

Обозначу уголком, называю …. (суффиксом)

-Вспомните, что такое суффикс?

1)Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
2)Проблемная ситуация.

— Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик .

-Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете?

( Заслушиваются варианты ответов .)
-Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

( Произношение не соответствует написанию ).

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

I V . Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
2)Наблюдение.

-Посмотрите на записанные на слайде слова с суффиксами –чик- — щик-.

– Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Что обозначает в этих словах суффикс –чик-щик-?
( Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий ).
-Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? ( Заслушиваются варианты ответов .)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. ( Открывается таблица № 1 .)

В суффиксе существительных -чик (-щик)

после букв: д, т, з, с, ж

в остальных случаях:

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.

-Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику . Читаем правило.

-А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

-Чтобы легче запомнить правило, предлагаю вам «запоминалку». Зарисуйте её себе в тетрадь.

С З В остальных случаях суффикс –ЩИК-.

Или предложение ДеТи За СаЖей.

V . Закрепление изученного.

— Давайте проверим то, как вы поняли новую тему. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.

Извоз..ик, обход..ик (путей), груз..ик, развед..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, лёт..ик, рассказ..ик, камен..ик, арматур..ик, свар..ик, ракет..ик, прицепщик (вагонов), перевод..ик, стеколь..ик, барабан..ик, компьютер..ик.

(у доски 2 учащихся)

— По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик .
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик .
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик .
5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик .
6. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик .
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик .
8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности – съёмщик .
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
10. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик .

— Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

— А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. ( Используется таблица № 2 .)

-щик: сборщик, шарманщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов?

VII. Рефлексия. Самооценка.

— Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал:

Да (понял), Частично, Нет (не понял).

1)Я усвоил(а) орфограмму « Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «-чик» («-щик»).

2)Я умею находить слово с данной орфограммой.

3)Я отличаю значение суффиксов («уменьшительное», значение «лица»).

Частично – 3 балла

Домашнее задание. Выучить орфограмму, § 44. Выполнить упражнение 245, в рабочей тетради – 18б, в.

Рабочий лист учени 6 «б» класса __________________________________________(Ф.И.)

Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

1)Распределительное письмо. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.

Извоз..ик, обход..ик (путей), груз..ик, развед..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, лёт..ик, рассказ..ик, камен..ик, арматур..ик, свар..ик, ракет..ик, прицепщик (вагонов), перевод..ик, стеколь..ик, барабан..ик, компьютер..ик.

— Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

— Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал:

Да (понял), Частично, Нет (не понял).

1)Я усвоил(а) орфограмму « Буквы «ч» и «щ» в суффиксе имен существительных «-чик» («-щик»).

2)Я умею находить слово с данной орфограммой.

3)Я отличаю значение суффиксов («уменьшительное», значение «лица»).


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6970/conspect/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-bukvi-ch-i-sch-v-suffikse-imen-suschestvitelnih-chik-schik-553960.html