Буквы е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времен

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; формировать навыки написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

  • познакомить воспитанников с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • формировать навыки написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • развивать речь воспитанников на основе составления предложений по данной иллюстраций;
  • корригировать образную память, логическое мышление на основе выполнения заданий на выделение конкретного из общего;
  • воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, иллюстрация об осени.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас присутствуют гости.

    Сообщение темы и цели урок.

-Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков).
— О какой части речи эта загадка? ( О причастии).

-Ребята, сегодня мы с вами дальше продолжим изучение большой и сложной темы: «Причастие ». Тема нашего урока : «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока.

III. Актуализация знаний учащихся.

Опрос воспитанников по индивидуальным карточкам (2 человека за первыми партами).

Задание: Расставить в предложениях недостающие знаки препинания. Обозначить причастные обороты.
Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.

Листья пригретые солнцем падали на сырые дорожки.

Не закрытая тучей заря освещала окна.

Не закрытая тучей заря освещала окна.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Замёрзшие за ночь цветы оживали.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

  1. Фронтальная проверка усвоения остальными учащимися темы предыдущего урока «-Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

-Задание: вместо точек вставьте нужную букву.

Подреза…ые деревья
Краше…ые стены
Заплете…ая коса
Выстрое…ая школа
Упакова…ые книги
Моче…ое яблоко
Прочита…ая книга
Вяза…ые варежки

Подрезанные деревья
Крашеные стены
Заплетенная коса
Выстроенная школа
Упакованные книги
Моченое яблоко
Прочитанная книга
Вязаные варежки

Задание: 1. Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное
(Ненавис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)скоше(н,нн)ый луг, никогда (не)вида(н,нн)ые станции, никем (не)занятая гостиница, (не)выслуша(н,нн)ый ответ.

  1. Показ иллюстрации об осени, составление предложений по ней. (Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.)

Наступает золотая осень, приносящая дожди.

Приносящая (осень)- причастие.

  1. Осень (какая?) — приносящая, нач. ф.- приносящий.
  2. Пост. признаки: действит., наст. вр., несов. в., невозвр.;

Непост. признаки: полн., ед. ч., им. п., ж. р.

  1. Осень (какая?)- приносящая, определение.

4. Фронтальная беседа

1. Что называется причастием?

2. Какие группы причастий мы знаем?

3. Что такое причастный оборот? Как он выделяется на письме?

Физминутка для глаз.

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

— В связи с какими частями речи и какими морфемами мы говорили о правописании О-Ё после шипящих? (Правописание О-Ё после шипящих в корне; суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных).

V. Объяснение нового материала.

-Какую гласную надо писать в суффиксах страдательных причастий после шипящих?

Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привечённое, почти не замеченное, бедное, бедное страдательное причастие.

— Вывод: Так как причастия образованы от глаголов, то в нём, как и в глаголах, под ударением после шипящих пишется буква Ё, без ударения- Е:

— В существительных, образованных от причастий, гласная Ё под ударением после шипящих также сохраняется:

— А теперь давайте посмотрим на примере:

-Его хребет казался напряжён

И, на когтях всё поднимаясь выше,

Пуститься в лёт готовится дракон.

-Какое причастие нашли в данном стихотворении?

-Напряжён- краткая форма страдательного причастия образована от глагола напрягаться, в безударном положении после шипящей Ж пишется Ё.

А теперь другой пример :

-Измученный уроками школьник с трудом дошёл до дома.

— Причастие измученный образовалось от глагола измучить, после шипящей Ч в суффиксе пишется Е.

Вставьте в суффиксы причастий либо букву Ё, либо букву Е:

Урок русского языка в 7 классе «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

ТЕМА: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; вырабатывать навык написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи; уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний,
группировать слова с буквами о , е , ё после шипящих по видам орфограмм.

Метапредметные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

II . РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Актуализация и пробное учебное действие.

– Сегодня мы продолжим изучать правописание причастий, но вначале проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы.

А1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1) Замеш..нный в преступлении человек;

2) картины развеш..ны;

4) пристрел..нное ружье.

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Решё..ая задача;

2) мороже..ые овощи;

3) освещё..ая улица;

4) копчё..ая на костре рыба.

А3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

1) Листья развея..ы ветром;

2) девочка рассея..а;

3) страница разорва..а;

4) общество образова..о пять лет назад.

А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Ё?

1) Заключ..нный; 3) обожж..на;

2) получ..нный; 4) огорч..ны.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность ответов. Обращает внимание на задание А4, спрашивает, с чем связаны затруднения в выполнении задания (трудно выбрать между 1 и
2-м вариантом ответа)

2. Выявление места и причины затруднения.

– Посмотрите на доску, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова.

Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

– Можем ли мы сказать, с чем связан выбор букв е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

Организует обсуждение, побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что правописание букв в данном случае связано с ударением

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

– Попробуйте сформулировать правило написания букв е/ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Ё, без ударения – Е) .

– Проверим, правильный ли вывод вы сделали (работа с учебником с.71) .

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Ограничить – ограничен, ограниченный; сколотить – сколочен, сколоченный; раскрепостить – раскрепощен, раскрепощенный; обобщить – обобщен, обобщенный; обезоружить – обезоружен, обезоруженный; осветить – освещен, освещенный; объездить – объезжен, объезженный; потушить – потушен, потушенный; раскрасить – раскрашен, раскрашенный; лишить – лишен, лишенный; украсить – украшен, украшенный; ухудшить – ухудшен, ухудшенный; обезводить – обезвожен, обезвоженный; поглотить – поглощен, поглощенный; выутюжить – выутюжен, выутюженный.

5. Упражнение №161.

1.Увлечённый делом, испечённую булочку, сожженную бумажку, подслащенную воду, лишён таланта.

2.На выкрашенной в зеленый цвет веранде, скрученной проволокой, потушен к утру, очищенным воздухом, стриженный наголо, сильно рассержен.

– Спишите. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь составленным на уроке алгоритмом.

Потуш..нный свет; ож..г руки; с тяж..лой нош..й; подош..л к реш..тке; измельч..нный горох; сожж..нное письмо; ож..г руку; парч..вая ткань; пораж..нный богатством; покрыто сплошь саранч..й; ч..рствый хлеб; назна-
ч..нная встреча; окруж..нный полем; похожий на суч..к; пробирались чащ..й; сооруж..нный дворец; орош..нный водой; лиш..нный крова; стриж..м ч..лку; ж..лтый цветок; пунц..вые щ..ки.

III . Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Домашнее задание: § 27, орфограмма №55, упр.№164 (устно), 162.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/02/26/bukvy-e-i-yo-posle-shipyashchih-v-suffiksah-stradatelnyh

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-bukvi-e-i-yo-posle-shipyaschih-v-suffiksah-stradatelnih-prichastiy-proshedshego-vremeni-1645106.html