Буквы е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 7 класс правило

Конспект урока русского языка в 7 классе «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
e-yo_v_suffiksah_stradat_prich.docx24.77 КБ
e-yo_v_suffiksah_stradat_prich.pptx465.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Разработала и провела : учитель МОУ СОШ № 48 Горбунова Е. В.

Русский язык : учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

Тема: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Цель: познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», продолжить формирование орфографических умений и навыков.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, объявление темы, постановка цели урока.

Мы продолжаем изучать правописание причастий. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с условиями выбора букв Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий, но сначала давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущую тему.

Какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях). С этой орфограммой связаны следующие задания.

  1. Актуализация знаний (2 человека работают у доски, 4-5 человек на своих местах выполняют задание, остальные работают устно).
  1. Работа у доски по карточкам (Приложение 1):

Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:

Возлож_нные к памятнику

Перестрой словосочетания, образовав от глаголов страдательные причастия, объясни их правописание:

Замешать в историю

  1. Выполнение индивидуального задания на местах, 4-5 чел. (Приложение 2).

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

— Мы с вами поработаем устно. Итак, какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях).

— Сформулируйте правило: когда перед Н в причастиях пишем А, Я? Когда пишем Е? (Если причастие образовано от глагола на -ать, -ять, пишем Е, если от глагола на -ить, -еть – в причастии пишем Е).

— Посмотрите на экран. На слайде представлена опорная схема для данной орфограммы. Всё ли на схеме правильно? (неверно выделены суффиксы причастий).

Глаголы на -ать, -ять → -анн-, -янн-

Глаголы на -ить, -еть → -енн-

— Устраните недочеты, в тетрадях оформите эту запись правильно (на доске записать и правильно выделить суффиксы).

4) Проверка выполненных на доске заданий.

1) Запись в тетради даты, работы, темы.

— Посмотрите на экран, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова:

Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.

Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

— Поставьте ударение и верно произнесите выделенные жирным шрифтом слова. Запишите их.

— Попробуйте сформулировать правило написания букв Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Е, без ударения – Ё).

— Проверим, правильный ли вывод вы сделали.

3) Работа с учебником (Чтение правила на стр. 70, § 25).

5. Закрепление материала.

1) Выборочный диктант (работа «по цепочке», на доске и в тетрадях): из предложений выписать причастия с изучаемой орфограммой, графически ее обозначить.

Ты печальной вошла, озабоченной. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный

рожок. Он не представлял себе мысли вне фронта и сейчас ехал в Крым, где

разгорались ожесточённые бои. За нами тащилась запряжённая пушка с

зажжённым фитилём. В парке дружно зазеленели клёны, посаженные в День

Победы ветеранами. Погожими утренними зорями окопы и воронки,

опушённые по краям лохматым бурьяном, как сеткой, затянуты паутиной.

2) Выполнение упр. 139 по цепочке (на доске и в тетрадях).

3) Какую орфограмму вам напоминает сегодняшняя тема? (Буквы О-Ё-Е после шипящих и Ц в разных морфемах слов разных частей речи).

4) Составим алгоритм, который поможет вам без ошибок писать слова с данной орфограммой (учитель ставит перед обучающимися вопросы, ответив на которые, можно сформулировать пункты алгоритма; поэтому целесообразно настроить презентацию так, чтобы пункты алгоритма появлялись поочередно, после обсуждения, а не весь алгоритм сразу).

Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих

  1. Определить часть речи.
  2. Поставить в слове ударение.
  3. Выделить морфему с орфограммой.
  4. В корне:

— Под ударением пишем Ё ( шёпот, шёлк ).

— Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора .

— В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( ежовый, грушевый ).

— В прич. под ударением пишем Ё, без ударения – Е.

— В глаг. под ударением пишем Ё (печёт).

— В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).

6. Самостоятельная работа:

Упр. 143 (записать слова, распределив их по трем столбикам):

– Итак, с какой орфограммой вы познакомились сегодня?

  1. Домашнее задание ( слайд 7 ).

При составлении конспекта урока использовала материалы следующих пособий:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.А. Богданова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 227 с.
  2. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: кн. для учителя / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян]. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  3. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /авт.-сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 398 с.

Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:

Возлож_нные к памятнику

Перестрой словосочетания, образовав от глаголов причастия, объясни их правописание:

Замешать в историю

«___»_____________ 20___ г. ____________________________________

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

«___»_____________ 20___ г. ____________________________________

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда ИЗУЧАЕМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ ГОРБУНОВА Елена Викторовна, учитель русского языка высшей квалификационной категории

Гласные перед Н в причастиях Глаголы на — ать , -ять → -анн-, — янн — Глаголы на — ить , — еть → — енн —

Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку .

Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Суффикс — ённ — ударный Суффикс — енн — безударный

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи Определить часть речи. Поставить в слове ударение. Выделить морфему с орфограммой. В корне: — Под ударением пишем Ё ( шёпот, шёлк ). — Слова-исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, обжора .

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи В суффиксе: — В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( ежовый, грушевый ). — В прич . под ударением пишем Ё, без ударения – Е. В окончании: В глаг. под ударением пишем Ё ( печёт ). В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( врачом, полотенцем ).

1) § 25; 2) с. 71, упр. 143; 3) дополнительное задание: составить таблицу «Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи», заполнив ее примерами Домашнее задание:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у.

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях, поэтому .

Урок русского языка в 7 классе по ФГОС.

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания — н — и — нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2. .

Конспект урока по русскому языку «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов.

Урок русского языка в 7 классе.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией «Вкусный урок».

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях.

Урок русского языка в 7 классе «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

ТЕМА: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; вырабатывать навык написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи; уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний,
группировать слова с буквами о , е , ё после шипящих по видам орфограмм.

Метапредметные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

II . РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Актуализация и пробное учебное действие.

– Сегодня мы продолжим изучать правописание причастий, но вначале проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы.

А1. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1) Замеш..нный в преступлении человек;

2) картины развеш..ны;

4) пристрел..нное ружье.

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Решё..ая задача;

2) мороже..ые овощи;

3) освещё..ая улица;

4) копчё..ая на костре рыба.

А3. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

1) Листья развея..ы ветром;

2) девочка рассея..а;

3) страница разорва..а;

4) общество образова..о пять лет назад.

А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Ё?

1) Заключ..нный; 3) обожж..на;

2) получ..нный; 4) огорч..ны.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность ответов. Обращает внимание на задание А4, спрашивает, с чем связаны затруднения в выполнении задания (трудно выбрать между 1 и
2-м вариантом ответа)

2. Выявление места и причины затруднения.

– Посмотрите на доску, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова.

Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

– Можем ли мы сказать, с чем связан выбор букв е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

Организует обсуждение, побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что правописание букв в данном случае связано с ударением

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

– Попробуйте сформулировать правило написания букв е/ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Ё, без ударения – Е) .

– Проверим, правильный ли вывод вы сделали (работа с учебником с.71) .

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Ограничить – ограничен, ограниченный; сколотить – сколочен, сколоченный; раскрепостить – раскрепощен, раскрепощенный; обобщить – обобщен, обобщенный; обезоружить – обезоружен, обезоруженный; осветить – освещен, освещенный; объездить – объезжен, объезженный; потушить – потушен, потушенный; раскрасить – раскрашен, раскрашенный; лишить – лишен, лишенный; украсить – украшен, украшенный; ухудшить – ухудшен, ухудшенный; обезводить – обезвожен, обезвоженный; поглотить – поглощен, поглощенный; выутюжить – выутюжен, выутюженный.

5. Упражнение №161.

1.Увлечённый делом, испечённую булочку, сожженную бумажку, подслащенную воду, лишён таланта.

2.На выкрашенной в зеленый цвет веранде, скрученной проволокой, потушен к утру, очищенным воздухом, стриженный наголо, сильно рассержен.

– Спишите. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь составленным на уроке алгоритмом.

Потуш..нный свет; ож..г руки; с тяж..лой нош..й; подош..л к реш..тке; измельч..нный горох; сожж..нное письмо; ож..г руку; парч..вая ткань; пораж..нный богатством; покрыто сплошь саранч..й; ч..рствый хлеб; назна-
ч..нная встреча; окруж..нный полем; похожий на суч..к; пробирались чащ..й; сооруж..нный дворец; орош..нный водой; лиш..нный крова; стриж..м ч..лку; ж..лтый цветок; пунц..вые щ..ки.

III . Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Домашнее задание: § 27, орфограмма №55, упр.№164 (устно), 162.


источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/bukvy-e-i-yo-posle-shipyaschih-v-suffiksah-stradatelnyh-prichastiy-proshedshego-vremeni

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-bukvi-e-i-yo-posle-shipyaschih-v-suffiksah-stradatelnih-prichastiy-proshedshego-vremeni-1645106.html