Буквы е о в суффиксах конспект урока

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный урок поможет повторить орфограмму «Буквы О-Е после шипящих в корне» и закрепить знания по новой теме.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc49.5 КБ
prezentatsiya_k_uroku.ppt862.5 КБ
prilozhenie_no_1.doc23 КБ
prilozhenie_no_2.doc30 КБ
prilozhenie_no_3.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».

  1. Обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы о, е после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
  2. Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
  3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки.

  1. Слово учителя
  2. Объяснение нового материала
  3. Закрепление материала
  4. Систематизация нового материала
  5. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала
  6. Итоги урока. Домашнее задание.

I. Слово учителя: При повторении правил орфографии особое внимание уделяется орфограмме о- е после шипящих. Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. нельзя забывать еще и о том, что буквы ё (как и я ) до 18 века совсем не было. Но было много других букв, которых нет сейчас.

Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

— проверка домашнего задания : орфограмма о-е после шипящих в корне, приставке

( отводится 1 минута на устную работу в парах)

— орфографическая разминка. ( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд № 4)

1) как называется плод дуба? (жёлудь)

2) цвет одуванчика? (желтый)

3) предмет для чистки зубов? (щетка)

4) тонкая веревка? (бечёвка)

5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)

6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)

7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)

8) водитель автомобиля ( шофер)

Запись на доске (Слайд № 5)

Вывод: в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)

II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)

-Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить.( Мужичок. доченька. рученька, мышонок, книжонка, замочек ).

1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции

2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции

Запись на доске: (Слайд № 8)

Вывод сначала проговорить с детьми ( хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)

III. Закрепление . Устно упражнение № 253. Образец: друж..к — в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.

В слове подуш..чка гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит пишем букву Е

IV. Систематизация нового материала.

Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.

Карточка № 1 (для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку «Забавные приключения весёлой девчонки».

Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.

Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.

1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

(Сначала проверяется работа по карточке №1)

V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала ( Слайд № 10, 11. 12)

1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирож ок.

Башмак — башмачок

друг — дружок суффикс придает уменьшительное значение

медведь- медвежонок

галка — галчонка суффикс обозначает детёнышей животных

одежда — одежонка

книга — книжонка суффикс придает пренебрежительное значение

2) Проверяется работа творческой группы.

3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.

4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика (Слайд № 13)

(загадки даны в приложении №1)

Вывод учащиеся делают самостоятельно.

VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)

Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.

1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.

2) Объясните значение выражения » на скорую руку».

VII .Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в приложении № 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек.)

VIII. Домашнее задание : подготовить ответы на контрольные вопросы и задания по вариантам: (Слайд № 15)

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Написание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.

2. Графическое обозначение условия выбора правильных написаний, определение значения суффиксов.

3. Повторение правила написания гласных о и ё после шипящих в корне слов.

4. Повторение правила написания гласных о и ё после шипящих в окончаниях существительных.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Шипящие звуки – это согласные звуки, обозначенные буквами ж, ш, ч, щ.

Окончание – зна́чимая часть слова, которая образует формы слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов. Список литературы

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим ряд слов: кусочек, овражек, орешек, пиджачок, пирожок, пушок. Это существительные. Сгруппируем слова по сходству шипящих. У нас получились пары: кусочек – пиджачок, овражек – пирожок, орешек – пушок. Теперь нужно определить морфему, в которой находится орфограмма. Все слова с уменьшительными суффиксами. Кусочек – это маленький кусок.

Пиджачок – маленький пиджак.

Овражек – маленький овраг.

Пирожок – маленький пирог

Орешек – маленький орех

Пушок – маленький пух

Расставим ударения в словах и снова сгруппируем слова: кусо́чек, пиджачо́к, овраже́к, пирожо́к, оре́шек, пушо́к.

Мы видим, что буква о после шипящих в суффиксах существительных пишется под ударением, в соответствии с произношением: пиджачо́к, пирожо́к, пушо́к. В суффиксах существительных после шипящих без ударения пишется буква е: кусо́чек, овраже́к, оре́шек. Такими же были условия выбора гласных о и е в окончаниях существительных: врачом, плащом, рубежом; товарищем, тучей.

После шипящих в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения – е.

Объединим оба правила: после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.

Вспомним ещё одно правило правописания гласных после шипящих. В корнях слов после шипящих пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или форму слова с чередованием ё//е: жёлтый – желтеть, чёлка – чело, шёл – шедший, шёпот – шепчет, дешёвый – дешевле. В остальных случаях пишется буква о: шорох, шоколад, шомпол, капюшон.

Составим алгоритм применения правил. Для анализа возьмём скороговорку: «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон».

Шаг 1. Определяем часть речи.

В тексте есть три слова с орфограммой. Два из них существительные: кукушонок и капюшон.

Шаг 2. Определяем, что орфограмма находится после шипящих.

Шаг 3. Определяем, в какой морфеме находится орфограмма: в слове кукушонок она в суффиксе, а в слове капюшон в корне.

Шаг 4. Ищем однокоренные слова с чередованием в корне.

Шаг 5. Ставим ударение.

Шаг 6. Делаем вывод.

В суффиксе существительного после шипящей под ударением пишем букву о.

Давайте потренируемся. Возьмём предложение: на свежий червячок и рыбка на крючок. В нём есть два существительных с орфограммой «Гласные после шипящих»: червячок и крючок. Применяем алгоритм. Определяем, в какой морфеме орфограмма. Червячок – это маленький червяк, а крючок – маленький крюк. Орфограммы находятся в суффиксах. Ставим ударение, оно падает на орфограмму. В соответствии с произношением пишем о.

Теперь обобщим случаи написания гласных о и ё после шипящих в существительных. Орфограмма может быть в корне слова, в суффиксе и в окончании. Под ударением в суффиксах и окончаниях пишется буква о. А в корне может писаться и буква о, и буква ё.

Рассмотрим примеры: мышонок, ключом, шёлк, шомпол (стержень для чистки и смазки огнестрельного оружия).

Мышонок – детёныш мыши. Орфограмма в суффиксе под ударением. Пишем о.

Ключом – это существительное ключ в форме творительного падежа. Орфограмма в окончании. Под ударением пишем о.

Шёлк – орфограмма в корне, ищем чередование: шёлк – шелка, шелковистый. Пишем в корне ё.

Шомпол – орфограмма в корне, однокоренных слов с чередованием нет, пишем о.

Слов с буквой о после шипящих в корне слова под ударением немало. Шов, шок, шоу, капюшон, крыжовник, шоры (боковые щитки на уздечке возле глаз, не дающие лошади возможность смотреть по сторонам; наглазники), шорох, шорты.

Если вы затрудняетесь определить, в какой морфеме находится орфограмма, воспользуйтесь толковым и словообразовательным словарями, в том числе онлайн-версиями. Например, нужно правильно написать слово беч..вка. Сначала выясняем значение слова по толковому словарю. А затем смотрим, как слово образовалось. Бечёвка от «бечева» (верёвка). Орфограмма после шипящих находится в корне слова, нужно писать букву ё.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите ошибку в объяснении правописания.

Книж..нка – после шипящих под ударением в суффиксе существительного пишется о;

Ларч..к – пишется и, так как при изменении слова гласный в суффиксе не выпадает;

Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о;

Ландыш..м – в окончании существительного после шипящих в безударном положении пишется е.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Определить часть речи (сущ.);

Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);

В слове ж..сткий орфограмма находится в корне. Ищем родственное слово или форму с чередованием е//ё: жестковатый. Вывод: в корне пишется ё.

Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о

Найдите лишние слова в каждом ряду, зачеркните их.

Морж..нок, пирож..к, крольч..нок, крюч..к, свеч..й

Циркач..м, ключ..м, стриж..нок (птенец стрижа), флаж..к, полотенц..м

Пуч..к, прич..ска, светляч..к, камыш..м, грач..м

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);

Сравнить варианты, найти лишний.

Моржо́нок, пирожо́к, крольчо́нок, крючо́к, свечо́й (орфограмма в окончании, в остальных словах – в суффиксе)

Циркачо́м, ключо́м, стрижо́нок, флажо́к, полоте́нцем (буква е)

Пучо́к, причёска, светлячо́к, камышо́м, грачо́м (буква ё)

Конспект урока по теме: «Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных» (6 класс)

УРОК русского языка В 6 КЛАССЕ

«Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»

(Учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А.Ладыженской)

Место занятия в учебном процессе: Тема «Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»

Форма занятия: урок изучения нового материала.

— карточки с дидактическим заданием;

— «Фразеологический словарь» под редакцией А.И.Молоткова

Обучающая цель: познакомить с условием выбора гласных о/е после шипящих в суффиксах существительных, уметь находить орфограмму в слове, графически выделять, тренироваться в написании, учиться разграничивать орфограмму в разных морфемах;

Развивающая цель: создание условий для развития памяти, внимания, логики учащихся; умения классифицировать, обобщать;

Воспитывающая цель: воспитание любви к природе родного края.

Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами, знатоками русского языка.

Начинаем урок с разминки. Запишите диктовку:

1)Желудь, тяжелый, капюшон, четкий.

2)Большой, птенцов, лучом, хорошего.

Подчеркните «четвертое лишнее». Объясните свой выбор.

— Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

— В какой морфеме можно встретить орфограмму «О/Е после шипящих»?

— Попробуйте сформулировать тему урока.

— Какую цель поставим перед собой, работая по теме?

— Слова, записанные на доске, запишите в столбик, сгруппировав.

Дружок, ракушек, корешок, лужок, овражек, песочек.

— Исходя из темы урока, поясните, какие условия необходимо выделить графически? (шипящую, гласную после нее, морфему)

— Подумайте, при каком условии в суффиксах существительных после шипящих пишется О или Е?

— Сверьте свой вывод с правилом в учебнике (чтение правила вслух).

— От чего зависит написание гласной в суффиксе существительных после шипящей?

Анализ примеров в правиле.

— Обратите внимание на правильное графическое выделение орфограммы (обращение к форзацу в учебнике).

— Прокомментируйте написание гласных в примерах на доске (1-2 учащихся выходят к доске).

Но есть слова-исключения, в которых после шипящих в суффиксе под ударением пишется ё: СТАЖЁР, ДИРИЖЁР, ТРЕНАЖЁР (повесить таблицу).

— Каково лексическое значение этих слов?

— Составьте и запишите с данными словами словосочетания, укажите главное слово.

— Зачитайте словосочетания. Назовите их вид.

Значения суффиксов с гласными о/е после шипящих разнообразны. Познакомимся с некоторыми. Приготовьте сигнальные карточки. Работать с ними будем стоя. Так совместим получение знаний и физкультминутку . Устно объясняйте правописание гласной в суффиксе.

Образуйте от данных существительных однокоренные слова:

1) –ОК/ЕК: орех 2) –ОНОК: волк 3) –ОНОК-: река

пастух заяц шапка

старик медведь книга

— Каково значение суффиксов?

— Каким способом образованы существительные?

— Расскажите друг другу, когда после шипящих в суффиксе существительных пишутся гласные О/Е.

Начинаем работать в группах.

1 группа: Выполнить упражнение из учебника № 255 в соответствии с заданием.

Запишите фразеологизмы, обозначив орфограмму;

Пользуясь фразеологическим словарем, устно объясните их значения;

Составьте 2 сложных предложения, постройте схемы.

Бить ключ..м как Мамай прош..л

С чуж..го голоса много воды утеч..т

Денежный меш..к калач..м не заманишь

Извиваться уж..м от больш..го ума

3 группа: 4 группа:

Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Спишите, расставляя знаки препинания (3 группа-1абзац, 4 группа – 4 абзац).

1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выск..чил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок.4)В кустах зам..чаю суетливую белку.5)Быстро скач..т она делает прыж..к за прыжком.

6)Осень грибная пора.7)Под ногами борович..к.8)Я не сразу увидел его потому что к шляпке пр..лип ч..рный комоч..к грязи.9)Нагнулся ра..двинул траву и срезал целую семейку.10)Я сл..жил грибы в меш..к где уже лежали ж..луди.

11)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.

Выполните тестовые задания:

1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми

2.Укажите номер и вид сложного предложения.

2. Укажите номера и вид сложных предложений.

Постройте схему 1 предложения.

Постройте схему 1 предложения.

Укажите количество букв, звуков в словах: осень , славная

4. Укажите количество букв, звуков в словах: его, грибная

— Проверим тестовую работу (открыть внутреннюю доску);

— Если ваш ответ правильный, ставьте «+» напротив номера задания. Подсчитайте количество правильных ответов.

7 баллов – «5»,5-6 баллов – «4»,4 балла – «3»

— В соответствии с количеством полученных баллов поставьте отметку за работу. Поднимите руки, кто получил «3»? «4»? «5»?

— Послушаем отчет о работе ребят 2 группы.

— Выборочно проверим работу 1 группы (открыв учебники).

— Послушаем текст ребят 3-4 групп.

Работа со всем классом (на карточках напечатан текст).

— Какова тема текста?

— Зачитайте заголовки текста.

— Почему в тексте 3 абзаца?

— Как вы думаете, какое предложение абзаца определяет тему? Докажите, обратившись к тексту.

— Что еще можно увидеть в лесу?

Предлагаю дома изложить свои наблюдения в мини-сочинении «Прогулка в лес», используя слова, над которыми работали в течение урока.

7 этап. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

— Мне интересно ваше мнение об уроке, поэтому, уходя на перемену, украсьте ёлку (скоро Новый год) шаром: желтый цвет шара означает «я все понял», красный – «хочу узнать больше».

Спасибо за работу, ребята!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Логачева Ольга ВладимировнаНаписать 4918 11.10.2018

Номер материала: ДБ-141011

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.10.2018 115
    10.10.2018 174
    10.10.2018 462
    10.10.2018 169
    09.10.2018 123
    09.10.2018 7640
    09.10.2018 1641
    09.10.2018 346

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Более 600 школ в регионах России закрыто из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6972/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-bukvi-o-i-e-posle-shipyaschih-v-suffiksah-suschestvitelnih-klass-3286230.html