Правописание -Н- и -НН- в прилагательных
В прилагательных пишется как одна буква -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сделаем, определив, от слова какой части речи и с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.
Для того чтобы выбрать одну и две буквы -Н- в написании имен прилагательных, определим, с помощью каких суффиксов они образованы от существительных или глаголов несовершенного и совершенного вида.
Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных
Если прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суффиксы пишутся с одной буквой -Н-, например:
- песок — песч ан ый пляж;
- рожь — рж ан ой хлеб;
- береста — берест ян ое лукошко;
- серебро — серебр ян ый крестик;
- осёл — осл ин ый крик;
- соловей — соловь ин ое пение.
Обратим внимание, что коренное «н» пишется в прилагательных:
Запомним написание слов-исключений :
- олово — олов янн ый
- дерево — дерев янн ый
- стекло — стекл янн ый
Прилагательные образуются от существительных с помощью суффиксов -онн- и -енн-, например:
- лекция — лекци онн ый курс;
- станция — станци онн ое здание;
- клятва — клятв енн ое обещание;
- бритва — бритв енн ый прибор.
Качественные прилагательные с суффиксом -енн- могут выражать большую меру признака:
- толст енн ый фолиант
- тяжел енн ый мешок
- широч енн ый пояс
- высоч енн ый баскетболист
- здоров енн ый мужчина.
Исключение составляет слово «ветре н ый» (день, человек, приятель). Однако приставочные образования этого прилагательного пишутся с -НН-:
С -НН- пишутся прилагательные, если суффикс -н- присоединяется к основе существительного, заканчивающейся тоже на «н»:
- осе н ь — осе н н ий день;
- дли н а — дли н н ые тени;
- балко н — балко н н ые перила;
- це н а — це н н ый камень;
- кух н я — кухо н н ый комбайн.
В прилагательных, которые образованы от существительных на -мя, напишем -НН-, так как они образованы от основы косвенных падежей этих существительных, оканчивающейся на «н», например:
- время — нет време н и — времен-н-ой;
- темя — вид теме н и — темен-н-ой;
- имя — зову по име н и — имен-н-ой;
- семя — много семе н и — семен-н-ой.
Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов
Чтобы выбрать написание -Н- или -НН- в прилагательных, образованных от глаголов, определяем вид глагола. Если производящим является бесприставочный глагол несовершенного вида (что делать?), то отглагольное прилагательное пишется с -Н-, например:
- грузить — гружёный вагон;
- сеять — сеяная мука;
- плести — плетёная корзина,
- метить — меченый атом;
- точить — точёная ложка.
Наличие приставки не- и полу- не меняет написания прилагательного:
- носить — ноше н ый — не ноше н ый костюм,
- ранить — ране н ый — не ране н ый солдат,
- грузить — гружё н ый — полу гружё н ый самосвал.
У таких слов в предложении не должно быть зависимых слов.
Сравним:
Плетё н ая корзина полна румяных яблок.
Плетё нн ые дедушкой корзинки были нарасхват на базаре.
Если же производящим является глагол совершенного вида (что сделать?) с приставкой, то прилагательное имеет в написании -НН-, например:
В прилагательных, имеющих в морфемном составе суффиксы -ова-/ева-, -ирова-, пишется -НН-:
- пресс ова ть — пресс ова нн ый;
- взволн ова ть — взволн ова нн ый;
- риск ова ть — риск ова нн ый;
- очар ова ть — очар ова нн ый;
- никел ирова ть — никел ирова нн ый;
- натрен ирова ть — натрен ирова нн ый;
- иллюстр ирова ть — иллюстр ирова нн ый.
Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных
Краткие формы прилагательных сохраняют написание -Н- или -НН-, которое существует в их полных формах.
Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных
Чтобы правильно написать прилагательное с -Н- или -НН-, выясним сначала его форму, полную или краткую. Затем определим, от существительного или глагола образовано рассматриваемое слово. Если производящим является существительное, обращаем внимание на его основу и суффикс, с помощью которого образовано прилагательное.
Если прилагательное является отглагольным, выясняем вид глагола, обратив внимание, есть ли приставка в его морфемном составе, а также учитываем словообразовательные суффиксы.
Схематично алгоритм определения написания -Н- или -НН- в именах прилагательных и причастиях выглядит так:
Определим, в какой форме стоит прилагательное: | |||
полной | краткой | ||
Две буквы в окончании (красивая) | Одна буква в окончании (красива, красив) | ||
Выясним, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола. | |||
Полная форма | |||
Прилагательные от существительных | Прилагательные от глаголов ( причастия) | ||
-Н- | -НН- | -Н- | -НН- |
-ан, -ян, -ин лев — львиный ! Стеклянный | -онн, -енн революция — революционный ! Ветреный | без приставки мороженый сом (от морозить) | с приставкой замороженный сом |
Н+Н = сон+ный НО! К первообразным также относятся слова: | не, полу. не считать! немороженый | зависимое слово мороженный мамой сом | |
МЯ = енн временный (время) | суф. -ова-, -ева-, -ирова- ! кованый, жёваный, клёваный ! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный | ||
Краткая форма | |||
Значение действия (что сделаны?) — «Н» воспитаны отцом, взволнованы бурей | Значение признака (каковы?) — см. на полную форму: сколько «н» в полной, столько и в краткой. Они воспитанны и образованны (воспитанные и образованные). |
Видеоурок
Конспект по русскому языку в 8 классе «Буквы н, нн в суффиксах прилагательных»
Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах прилагательных; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения;
Воспитательные : Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;
Материальная база, оборудование урока:
Таблица «Оцени свою работу»
Опорный конспект «-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных»
Карточки со словарными словами
«Толковый словарь» С.И. Ожегова
проверка подготовленности к уроку, организация внимания (перечислить, какой материал лежит на партах).
Создание эмоционального настроя
Дорогие ребята, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Перед вами лежат кружочки: красный, синий, зелёный. Красный означает, что у вас радостно на душе, зелёный, что немного грустно, а синий — это потеря всякого интереса ко всему происходящему.
Поднимите, пожалуйста, ваши кружочки, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Посчитаем количество кружочков, а в конце урока сравним: изменилось ли у вас настроение или нет.
А сейчас мы запишем предложение. ( 1 учащийся работает у доски )
Свет луны серебряный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
С. Есенин
— Какова основная мысль этого предложения? ( Любовь к родине )
— Объясните лексическое значение слова «отчий». ( Родной )
-Произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте схему.
3. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.
1) Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? ( таинственный — таинство, длинный — длина, журавлиный — журавль )
— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный — с одной?
— Не торопитесь с ответом. Попробуйте сами сформулировать тему урока.
— Сегодня на уроке мы изучим правило правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных, а для этого обратимся к слайду (слайд 2)
Выделите в словах суффиксы
от какой части речи образуются все эти прилагательные?
– Перечислите отдельно суффиксы, которые мы выделили.
– Осталось только вывести правило. А я приготовила вам подсказку. (Работаем в тетрадях с опорным конспектом; исключения не записаны).
— Сколько букв н пишется в кратких прилагательных?
— Обратите внимание на значение слов с суффиксами -ин-, -ан- (-ян-) ?
3) Работа с опорным конспектом.
– Скажите, пользуясь опорным конспектом и записью в тетради, когда пишется одно Н, когда – две?
Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?
Учащиеся узнают, что краткая форма как и полная: це нн ая вещь – це нн а, ветре н ая погода –ветре н а.
4) Работа со словами-исключениями.
– Но в русском языке не бывает правил без исключений. Отгадайте загадку и назовите слова – исключения:
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (Окно).
4) Работа с учебником.
— Прочитайте правило в учебнике. Правильно ли вы сформулировали правило?
— Обратите внимание на правописание слов ветреная – ветряная (слайд 4)
5) Правописание непроизводных прилагательных.
— Кроме того, ребята, в русском языке есть прилагательные, которые вообще не имеют суффиксов и совершенно безвинно страдают, ведь их вечно путают и пишут неправильно. Вот они: (слайд 5)
— Написание таких слов надо запомнить, а в сомнительных случаях проверить по орфографическому словарю.
5. . Закрепление полученных знаний.
Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н , одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.
Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.
Проверьте себя и поставьте оценку в оценочный лист (слайд 6)
2) Работа со словосочетаниями.
– А сейчас я буду читать словосочетания, а вы перестройте их так, чтобы одно из слов было прилагательным и соответствовало изученному правилу. (Пример на доске. Работа по цепочке на месте.).
Пух лебедя, сок лимона, чай на травах, солдатик из олова, каша из тыквы, дом из камня, носки из шерсти, кошелёк из кожи, гора песка, стол в кухне, крыша из соломы, сироп из клюквы, скатерть из полотна, писк комара, шляпка из соломы.
– Как называются словосочетания одинаковые по значению, но разные по написанию и строению?
– Такие словосочетания называются синонимичными.
Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н суффиксами
Песча..ый, обыкнове…ый, овся…ый, шерстя…ой, торфя…ой, кожа…ый, стекля…ый, письме…ый, оловя…ый, революцио…ый, орли…ый, обеде…ый, костя…ой, звери…ый, деревя…ый, экскурсио…ый
Проверь себя ( слайд 7)
А сейчас, ребята, поработаем в группах (работа в группах по 4 человека)
У вас на столах лежат листочки, переверните их — это словарные слова. Прочитайте их: коллекция, экскурсия, реставрация, репродукция (показываются на доске). Давайте посмотрим в толковый словарь и найдём значение этих слов. А теперь, используя суффиксы нашего урока, попробуйте из данных существительных образовать прилагательные. Сколько Н имеет суффиксы образованных прилагательных? Давайте запишем полученные слова и обозначим орфограмму.
6. Подведение итогов работы.
— Какую орфограмму мы с вами сегодня изучали на уроке?
— Расскажите о правописании одной и двух букв н в суффиксах прилагательных? (слайд 8)
— От слов какой части речи образуются прилагательные на изученную орфограмму?
Ребята, у вас на партах таблица с планом нашего урока. Во второй колонке есть графа «Оцени свою работу». Прокомментируйте, с каким видом работы вы лучше всего справились. А над чем нужно поработать?
(Оценивание работы учащихся за урок с комментарием)
8. Рефлексия. Наш урок подошел к концу и сейчас я вновь попрошу поднять кружочки, соответствующие вашему настроению, и мы вместе посчитаем их. Списибо всем за работу (слай 10)
Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных
Таблицы с примерами.
Правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных
Искл.: стеклянный, оловянный, деревянный
Искл.: ветреный (но: безветренный)
Запомните: юный, румяный, свиной, единый, пряный
(старинный (старина), карманный (карман))
Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов
Искл.: медленный, желанный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный, неслыханный
Искл.: кованый, жеваный (ов-, ев- входит в корень, а не в суффикс)
Искл.: раненый
Сложные прилагательные
Каждая часть сложного прилагательного пишется по тем же правилам,
что и соответствующее им самостоятельное слово
Краткие прилагательные
Пишется столько Н, сколько и в полной форме
Краткие причастия
Всегда пишется только Н
Сделано дело, задача решена, связаны словом
ПРИМЕЧАНИЕ: если вам трудно различить прилагательное и причастие, прежде всего постарайтесь определить, какой признак обозначает это слово. Если признак временный, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом, то это причастие.
(Девочка воспитана мамой. Комиссия вчера образована)
Если слово обозначает признак, постоянно присущий предмету, то это прилагательное
(Девочка воспитана, образованна)
Правописание -Н- и -НН- в наречиях
Пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы
Объяснял путано (путаный)
Говорил торжественно (торжественный)
Правописание -Н- и -НН- в существительных
Написании Н и НН зависит:
— от слов, от которых образованы существительные;
— от частей слов, с помощью которых образованы существительные
Всё для учебы » Русский язык » Правописание Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, существительных
Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:
http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yaziku-v-klasse-bukvi-n-nn-v-suffiksah-prilagatelnih-2916199.html
http://uchim.org/russkij-yazyk/pravopisanie-n-i-nn