Буквы н нн в суффиксах прилагательных причастий и наречий 8 класс разумовская

Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

8 кл Урок 5. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Просмотр содержимого документа
«Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»

Урок 5. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Цели: учить применять правила написания букв н — нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; формировать умение отличать краткие прилагательные от кратких причастий, наречий и слов категории состояния; воспитывать культуру грамотного письма.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора н и нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; отработки умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм; обучения разграничению кратких прилагательных и кратких причастий, наречий и слов категории состояния. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Познавательные — адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные — определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные — осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

(Два ученика работают у доски, остальные — в тетрадях.)

Блестеть, забираю, горит, равнина, вырастить, Ростов, непромокаемый плащ, гореть, располагать, вычесть, посвятить жизнь науке, блистать на балу, сильное возгорание, подровнять чёлку, цветы увядают, разрядить ружьё, лестное сравнение.

(Проверка, анализ ошибок.)

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 19 — составление схем предложений на доске.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по карточкам

— Образуйте от существительных прилагательные.

Длина, письмо, торжество, сукно, кость, дерево, нефть, тыква, окно, авиация, листва, батальон, ветер.

— Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

Родстве..ый, серебря..ый, тыкве..ый, ремесле..ый, кожа..ый, оловя..ый, станцио..ый, подли..ый, клюкве..ый, отчая..ый, промышле..ый, сан..ый, пустын..ый, несчаст..ый, петуши..ый.

2. Обсуждение вопроса

На доске слова: алычовый — грушевый.

— К какой части речи относятся эти слова?

— Как вы это определили?

— Вспомните правило написания о/ё после шипящих в суффиксах прилагательных. Прочитайте эти слова вслух.

— Объясните, почему в слове грушевый пишется е, а в слове алычовый —о.

— От каких слов образованы прилагательные, написанные на доске? К какой части речи они относятся? Сделайте вывод: от какой части речи могут образовываться прилагательные.

— Не все прилагательные образуются от существительных. Некоторые из них образуются и от глаголов, например: мощеная (дорога), жареная (картошка), вареная (рыба).

— А какая еще часть речи образуется от глагола и отвечает на вопрос какой?

— Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?

Определите где причастие, а где отглагольное прилагательное:

сваренный суп, приготовленный суп, мощеная дорога, вымощенная дорога, вязаный свитер, вязанный крючком, груженая машина, груженная кирпичом

Сегодня на уроке мы будем изучать правописание н и нн в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.

— Почему для написания букв н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий важно определить, какой частью речи является слово?

(Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить часть речи, а потом применить соответствующее правило)

3. Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 18, 19).

Обучающиеся изучают таблицу и отмечают, что правописание н и нн в суффиксах зависит от части речи.

Чтобы не ошибиться на письме, нужно усвоить алгоритм. (См. Ресурсный материал.)

Алгоритм правописания н и нн в причастиях, прилагательных и наречиях

Слово отвечает на вопрос какой? и образовано

Русский язык. 8 класс

Конспект
Тема: Буквы Н и НН в суффиксах прилагатель-ных, причастий и наречий.

Н и НН в наречиях, прилагательных и причастиях

С одной буквой Н пишутся:

1. Прилагательные с непроизводной основой: красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.
2. Отымённые (образованные от существительных) прилагательные с суффиксами АН, ЯН: песчаный, серебряный, ИН: мышиный, воробьиный.
Исключение: деревянный, оловянный, стеклянный.
3. Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо.
Исключение: Пиши с двумя буквами нн слова из списка:
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный
4. Краткие прилагательные, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н: красна девушка (от полной формы с одной буквой н: красный), красно солнышко, красны девушки.
5. Наречия на-о и -е, образованные от прилагательных с одной буквой н: ветрено, аккуратно.

С двумя буквами НН пишутся:
1. Отымённые прилагательные с суффиксом Н, если корень существительного оканчивается на букву н: осенний, весенний, сонный.
2. Отымённые прилагательные с суффиксами ЕНН, ОНН: буквенный, порционный.
Исключение: ветреный человек, ветряная мельница, ветряная оспа, но безветренный день, подветренная сторона.
3. Отглагольные прилагательные с суффиксом НН: корчеванный участок, бракованная вещь.
Разберись, как образовано слово: бракованный ← браковать + нн .
Суффикс НН пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: ЁВА/ОВА, ЕВА: корчёванный ← корчевать, образованный ← образовать.
Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый.
4. Прилагательные-исключения:
Исключение: деревянный, оловянный, стеклянный.
Исключение: данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный.
5. Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный.
6. Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м. р. ед. ч., в которой всегда одна буква н): ночь безлунна, советы ценны.
7. Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с двумя буквами нн: искренне, обдуманно, безветренно.

Урок русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий

Осипова Татьяна Халилбаговна,

учитель русского языка

МАОУ «Светлинская средняя

общеобразовательная школа №2»

УМК «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.-3-е изд.-М.: Дрофа,2012.

Урок № 3.Повторение изученного в 5-7 классах.

Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.(1 час)

Тип урок а: комбинированный.

Цель урока: 1 ) Закрепить знание правил написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий .

Задачи урока:1) Учить различать прилагательные, причастия и наречия, определять их состав.

2) Знать условия выбора Н и НН в словах .

3) Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты : учащиеся различают части речи, знают строение слов, умеют применять знания на практике, логически излагают свои мысли, умеют аргументировать, доказывать свою точку зрения;

Оборудование : карточки, раздаточный материал.

II .Актуализация знаний.

— На прошлом уроке мы говорили о стилях речи, подбирали к каждому стилю речевую ситуацию. Прочитайте данный текст, определите стиль, тип речи, речевую ситуацию (раздаточный материал).

Мы вошли в лес который был освеще___ лучами осен___его солнца. Расчищен___ая дорожка вела к неугомон___ому морю. Мы часто останавливались поражен___ые красотой необыкновен____ого леса. Позолочен____ые солнцем листья радуют взор. Лесные дорожки пустын____ы но иногда попадается дача окружен____ая деревян____ым выкрашен____ым маслян____ой краской красивым забором.

-Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Как называется данная орфограмма? Какие затруднения возникли? Почему?

III .Объяснение темы урока. -Сегодня на уроке мы вспомним правописание суффиксов Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

IV. Актуализация знаний. Работа со схемой-алгоритмом.

У прилагательных пиши:

“ сделанный из. ”-ан, -ян, -ин

НО! Оловянный, деревянный, стеклянный

2) Основа на. н + н Туман + н = туманный Сон + н = сонный

3) Отглагольные прилагательные Печеный (картофель)

образовано от существительных при помощи суффиксов – енн, -онн

Соломенный, Станционный НО! Ветреный

У причастий пиши :

1) приставка (кроме не-) освещенный

2) зависимое слово сорванной (ветром)

3) от глагола совершенного вида рассказанная, купленная

4) образованы при помощи суффиксов – ова, — ева

НО! Кованый, жеваный

1) краткая форма причастий

— ен куплены, посажена

-н прочитана, вырезано

-н засеяно, повеяно

2) причастия несовершенного видаРаненый (солдат)

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

Пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы

Объяснял путано (путаный) Говорил торжественно (торжественный)

Отличай наречие от краткого причастия!

1)Упражнения 12,15,16 (выполняются выборочно) Задание: отработка навыка правописания Н иНН

V. Проверочная работа. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки. Разберите по составу выделенные причастия.

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Работа по карточке.

Задание : из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.

Сделайте выводы о том, как различить наречия и краткие причастия? В чем различия их написания? Какие трудные случаи написания данной орфограммы в причастиях и прилагательных вы можете назвать?

VII . Дом. задание: выучить алгоритм, упр.18

Методическое обеспечение урока:

1) Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.,М,: дрофа, 2012

2) Уроки русского языка в 8 классе : поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / сост. О.А. Финтисова. — Волгоград : Учитель, 2010.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/1940/main/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-bukvi-n-i-nn-v-suffiksah-imyon-prilagatelnih-prichastiy-i-narechiy-2806493.html