Буквы о е после шипящих в суффиксах прилагательных упражнения

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
bukvy_o_i_e_posle_shipyashchih_i_ts_v_suffiksah_prilagatelnyh.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

  1. Вспомни все шипящие буквы и запиши их:
  2. Изучи правило по & (стр. ).
  3. Запиши правило в виде схемы:
  1. Замените данные словосочетания словосочетаниями «прилагательные + существительное». Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Проверь себя по ключу.

Медвежонок из плюша —

Воротник из песца —

Косынка из кумача —

Платье из ситца —

Бумага с глянцем —

  1. Распредели слова в таблицу. Отдай на проверку учителю.

Буква О после шипящих

Буква Е после шипящих

Пищ…вой, лиц…вая, торц….вый, кварц…вый, плюш…вый, свинц…вый, морж…вый, вещ…вой, образц…вый, изразц…вый, еж…вый, ключ..вой, песц..вый, пунц..вый, камыш..вый, холщ…вый.

  1. Ответь на вопросы:
  • Чему ты научился во время этого урока?

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

  1. Вспомни все шипящие буквы и запиши их:
  2. Изучи правило по & (стр. ).
  3. Запиши правило в виде схемы:
  1. Замените данные словосочетания словосочетаниями «прилагательные + существительное». Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. Проверь себя по ключу.

Медвежонок из плюша —

Воротник из песца —

Косынка из кумача —

Платье из ситца —

Бумага с глянцем —

  1. Распредели слова в таблицу. Отдай на проверку учителю.

Буква О после шипящих

Буква Е после шипящих

Пищ…вой, лиц…вая, торц….вый, кварц…вый, плюш…вый, свинц…вый, морж…вый, вещ…вой, образц…вый, изразц…вый, еж…вый, ключ..вой, песц..вый, пунц..вый, камыш..вый, холщ…вый.

  1. Ответь на вопрос:
  • Чему ты научился во время этого урока?

Плюшевый медвежонок, песцовый воротник, кумачовая косынка, ситцевое платье, свинцовая пуля, камышовые заросли, моржовый клык, глянцевая бумага, ландышевый запах

Плюшевый медвежонок, песцовый воротник, кумачовая косынка, ситцевое платье, свинцовая пуля, камышовые заросли, моржовый клык, глянцевая бумага, ландышевый запах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Идея урока-путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а так же помогает формировать у учащихся бережное отношение к .

Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно.

Урок сообщения новых знаний. Использование технологии РКМЧП.

Промежуточный контрольный тест.

Конспект урока в 6 классе «Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных». Базовый учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Лад.

Карточки по русскому языку на тему «О — Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных» (6 класс)

Карточка по теме:

«О — Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных»

Если вы выбрали оценку «3»

Прочитайте правило, перепишите в справочную тетрадь. Спишите, в ставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы во всех словах с пропущенными буквами.

Смотрите образец выделения орфограмм №18 и №35 на форзаце учебника.

Ситц…вый пиджач…к, ж..лтым камыш..м, замш…вый полович…к, кумач…вый кушач…к, леденц….вый бараш…к, тихий ш..пот, глянц…вый листоч…к, оранж…вый сундуч…к, сладкий крыж..вник, беж…вый

ярлыч…к, образц…вый воротнич…к, небольш…й тайнич…к холщ…вый колпач…к, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Если вы выбрали оценку «4»

Заполните таблицу «Гласные о и ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных», в ставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы во всех словах с пропущенными буквами.

Смотрите образец выделения орфограмм №18 и №35 на форзаце учебника.

1. Густой, черный дым большими клубами ш…л из-под длинных камыш…вых крыш. (Ч.) 2. Сторожевые казаки услышали ш…рох… (Алд.-Сем.) 3. Холщ…вое полотенце отливало голубизною мартовского снега. (Дем.) 4. Сторожевые суда окружили кольц…м транспорты. (Пауст.)

5. Глянц…вая зыбь отражала чистое небо. (Кат) 6. И почудилось Алексею, что оттуда доносился тихий взволнованный ш…пот. (Пол.) 7. Языч…к над коптилкой сгибался на сторону. (Алд.-Сем.) 8. Другой берег густо порос камыш…м, золотился на солнце, и камыш…вые цветы красивыми кистями наклонились к воде. (Ч.) 9. Шумела река… вяло пощ…лкивал парус. (Алд.-Сем.)

Если вы выбрали оценку «5»

Придумайте и запишите стихотворение на тему: «Гласные о и ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных».

«Гласные о и ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных».

О, е, ё после шипящих и ц в разных частях речи

Под ударением пишем ё , если можно подобрать проверочное слово с е в корне. Ч ё лка, ш ё пот .

Искл.: ш о в, ш о рох, крыж о вник, капюш о н, ш о к, ш о рты, ш о мпол, маж о р, ш о у, изж ог а, обж о ра, веч о р, ож о г (сущ), подж о г (сущ), трущ о ба, трещ о тка.

Без ударения пишем о в корне иноязычных слов. Ш о колад, ш о ссе

Под ударение пишем о . Волчок, зайчонок .

В существительных, образованных от глаголов под ударением пишем ё . затуш ёв ывать-затуш ёв ка

В отглагольных прилагательных под ударение пишем ё. уч ен ый, печ ен ый

«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6-й класс)

Класс: 6

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

  • Актуализация прежних знаний
  • Формирование новых знаний и способов действия
  • Применение знаний, т.е. формирование умений.
  • Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных
  • Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных
  • Закрепления правила в ходе выполнения заданий
  • Развитие речи учащихся
  • Формирование навыка добывания знаний
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока

  1. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.

На доске словосочетания (пишут в тетрадях)
  • Чуж…й город
  • Храбрый петуш…к
  • Высокое крыльц…
  • Ш…лковые локоны
  • Храброе сердц…
  • Маленький овраж…к
  • В дремуч…м лесу
  • Укрыть плащ…м
  • Алый флаж…к
  • Сладкий крыж…вник
  • Любоваться пейзаж…м
  • Золотое кольц…
  • Парч…вая накидка
  • Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
  • Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
  • От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)

Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

  • Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
  • Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

  1. Осмысление нового материала

— Посмотрите на эти словосочетания

На доске
  • Грошовый вклад
  • Сторожевой катер
  • Бежевый костюм
  • Отцовский рюкзак
  • Ежовые рукавицы
  • Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
  • Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?

  1. Объявление цели и темы урока.

Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?

На доске
  • Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
  • О — под ударением (пунцовый) Е — без ударения ситцевый)

Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)

1 этап: Диктант — “Молчанка”

Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах

У учащихся карточки

и

Правило повторитьУ учителя карточки со словами

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
  • КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
  • БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
  • ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
  • ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
  • ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
  • ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
  • ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

2 этап: “Подбери слово”

Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”

Пишут в тетради

Правило повторить

  • Платье из парчи — …
  • Полотенце из холста — …
  • Вода из ключа — …
  • (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
  • Мешок для вещей — …
  • Краситель для пищи — …
  • Бумага с глянцем — …

— Все ли сочетания написаны верно?

  • плюшевый мишка
  • песцовый воротник
  • кумачевая рубаха
  • ситцевая занавеска
  • свинцовая пуля
  • моржовый клык
  • ландышовый запах
  • камышовые заросли
  • глянцовая бумага

— Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?

  1. Итоги урока

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Чему научились? Что открыли для себя?


источники:

http://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-na-temu-o-yo-posle-shipyaschih-v-suffiksah-i-okonchaniyah-prilagatelnih-klass-3571987.html

http://urok.1sept.ru/articles/549317