6. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
§34. Гласные о и е после шипящих
1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:
а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вира́жем – в фотографии, пейза́жем, прести́жем, тонна́жем, хронометра́жем; пла́чем; апа́шем, плю́шем; о́вощем; ба́ржей, да́чей, но́шей, пи́щей);
б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого, большого (ср. безударные окончания: ры́жего, хоро́шего);
в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);
г) в суффиксах имен прилагательных: -ов— (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый, ножовый), -он (с беглым о: смешон);
д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо, хорошо.
2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:
а) в окончаниях личных форм глаголов, например: лжёт, течёт;
б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;
в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка);
г) в суффиксе существительных -ёр, например: стажёр, тренажёр, ретушёр;
д) в суффиксе страдательных причастий -ённ (-ён-), например: сражённый, орошённый, прекращённый, сражён, орошён, прекращён ; в суффиксе отглагольных прилагательных -ён-, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;
е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.
Примечание. В соответствии с общим правилом в мужских отчествах в форме творительного падежа под ударением пишется о – Кузьмичом, Лукичом, в безударном положении – е – Сергеевичем (Сергеичем). Исключение – Ильичём (о Ленине). |
§35. Гласные после ц
1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо́м – па́льцем, купцо́в – торго́вцев, пальтецо́ – пла́тьице,берцо́вый – си́тцевый, окольцо́вывать – окольцева́ть.
2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, см. §5, п. 3), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын.
Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий
Написание букв «о» или «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий зависит от ударения. Укажем алгоритм написания о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов этих частей речи согласно правилу русского языка.
Алгоритм выбора букв о/е после шипящих
Чтобы выбрать букву «о» или «е» после шипящего, действуем пошагово, используя следующий алгоритм.
- Первый шаг — определение части речи, к которой принадлежит слово.
- Второй шаг — разбор слова по составу (морфемный разбор), чтобы выяснить, в какой его части находится орфографическая проблема.
- Третий шаг — поставить ударение в слове.
- Четвёртый шаг — написать букву «о» или «е»/»ё» в соответствии с правилом орфографии.
Разобрав слово по составу, убедимся, что это суффикс или окончание существительного, прилагательного или наречия. Тогда, чтобы правильно написать после шипящего согласного букву «е» или «о» в суффиксе или окончании слов этих частей речи, руководствуемся орфографическим правилом:
Рассмотрим, как действует это правило, на примерах слов указанных частей речи.
Написание букв о/е после шипящих у существительных
У существительных под ударением после шипящих корня в суффиксах и окончаниях форм творительного падежа напишем букву «о».
Примеры:
слуш о́к , сундуч о́к , прыж о́к ;
девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;
с силач о́м , борщ о́м , под стеллаж о́м , тираж о́м ;
с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .
Без ударения напишем букву — «е»:
В заимствованных существительных с суффиксом -ёр- и в русском слове «ухажёр» после шипящих корня пишется буква «ё»:
Отличаем эти написания от слова «мажор» и производного прилагательного, в морфемном составе которых нет указанного суффикса:
мажор н ый — корень/суффикс/окончание.
Имеем в виду, что существительные, образованные от глаголов, сохраняют суффикс этой части речи и пишутся после шипящих корня с буквой «ё»:
ноч ева ть — ноч ёв к а;
корч ева ть — корч ёв к а;
меж ева ть — меж ёв к а;
растуш ева ть — растуш ёв к а;
перекоч ева ть — перекоч ёв к а.
Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных
У прилагательных аналогично под ударением в суффиксах -ов-, -он и окончаниях после шипящих согласных корня пишется буква «о».
Примеры:
- морж о́в ый
- камыш о́в ый
- парч о́в ый
- грош о́в ый
- еж о́в ый
- холщ о́в ый
- смеш о́н (беглое «о»)
- больш о́й
- чуж о́й
но рыж е му , хорош е й .
Написание суффиксов наречий после шипящих
В соответствии с указанным орфографическим правилом в суффиксах наречий после шипящих согласных основы под ударением пишется буква «о», без ударения — «е»:
- горяч о́
- свеж о́
- общ о́
- голыш о́м
- нагиш о́м ,
но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е
Видеоурок
Презентация. Тема «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Помыканова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ – ООШ села Рюхов Унечского района Брянской области Урок — путешествие
Цели: Обучающие: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно с учащимися открыть правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных, отработать навыки правильного написания гласных О — Е. Развивающие: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в парах. Воспитательные: воспитывать творческие способности учащихся.
Рюкзак знаний Дать определение морфемам. Что называется корнем? Что называется приставкой? Что называется суффиксом? Что называется окончанием?
2. Разобрать слова по составу. Лесной, старушка, чистота, наводнение, приболеть.
III. Мост суффиксов. Выделите суффиксы прилагательных: Звонкий, грузовой, шерстяной, желтоватый, снежный.
IV. Гора Корень и Шипящие. Карта «Алгоритм».
Вставьте пропущенные буквы, где возможно подберите и запишите однокоренные слова Щ. лкать, ш. в, ш. лк, ш. рох, деш. вый, капюш. н, ж. лтый
Проверь себя Щёлкать – щелчок, шов, шёлк – шелка, шорох, дешёвый — дешеветь, капюшон, жёлтый – желтеть.
V. Река Существительных Существительное: «У меня много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два гласных суффиксов О и Е начинают спор. Никак не хотят уступать друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных. Расставьте им гласные в суффиксы и окончания».
Вставить пропущенные буквы. Записать слова в таблицу Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, деревц..м, певц..м, бельч..нок, веноч..к, луч..м, зеркальц..м, внуч..к, платоч..к. Окончание Суффикс о е о е
Проверь себя Окончание Суффикс о е о е врачом певцом лучом товарищем деревцем зеркальцем бочок бельчонок внучок барашек веночек платочек
Физкультминутка На зарядке шестой класс. Мы присядем один раз. Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без скуки. Повернемся вправо, влево. Вновь работать будем смело.
VI. Дом Суффиксов и Окончаний Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких именно.
Но потом он подружился с этим ужасным Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и род, и даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и писаться должны по тем же правилам, что суффиксы и окончания существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных, стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец, как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы тоже хотим работать в своей части речи, приносить пользу.
В окончаниях и суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.
Вставьте буквы е и о в окончания и суффиксы прилагательных. Помните об ударении. Камыш..вый, хорош..го, парч..вый, чуж..го, больш..го, беж..вый, пунц..вый, пригож..го, в дремуч..м, кольц..вая, колюч..го, ерш..вый, сторож..вой
Проверь себя Камышовый, хорошего, парчовый, чужого, большого, бежевый, пунцовый, пригожего, в дремучем, кольцевая, колючего, ершовый, сторожевой.
Орфографическое лото. Ум хорошо, а два – лучше. Работа в парах.
Т Е С Т по теме « Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных».
Работа с перфокартой Нож..вой удар Беж..вый цвет Куч..вые облака Холщ..вый мешок Глянц..вая бумага Реч..вой аппарат Образц..вый ученик Ключ..вая вода Оранж..вый платок Сторож..вые огни
Итоги урока — Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее. Почему? — Там появились новые знания. — Какие? — От чего зависит написание гласных после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?
Домашнее задание Для всех: Составить связный рассказ о правописании гласных после шипящих, записать план и примеры. По выбору учащихся: Мини-сочинение «Маленькое путешествие», используя имена прилагательные с суффиксами. Или Выписать из художественной литературы 5 предложений с прилагательными. Или Упражнение из учебника 288.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Помыканова Наталья ИвановнаНаписать 428 12.11.2020
Номер материала: ДБ-1483102
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 12.11.2020 0
- 11.11.2020 0
- 10.11.2020 0
- 08.11.2020 0
- 08.11.2020 0
- 08.11.2020 0
- 07.11.2020 0
- 05.11.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата
Время чтения: 1 минута
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
В России разработают план по развитию футбола для девочек в школах
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/napisanie-o-e-posle-shipyashhih.html
http://infourok.ru/prezentaciya-tema-bukvy-o-i-e-posle-shipyashih-i-c-v-suffiksah-i-okonchaniyah-prilagatelnyh-6-klass-4572800.html