Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных упражнения с ответами

Карточки по русскому языку на тему «О — Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных» (6 класс)

Карточка по теме:

«О — Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных»

Если вы выбрали оценку «3»

Прочитайте правило, перепишите в справочную тетрадь. Спишите, в ставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы во всех словах с пропущенными буквами.

Смотрите образец выделения орфограмм №18 и №35 на форзаце учебника.

Ситц…вый пиджач…к, ж..лтым камыш..м, замш…вый полович…к, кумач…вый кушач…к, леденц….вый бараш…к, тихий ш..пот, глянц…вый листоч…к, оранж…вый сундуч…к, сладкий крыж..вник, беж…вый

ярлыч…к, образц…вый воротнич…к, небольш…й тайнич…к холщ…вый колпач…к, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Если вы выбрали оценку «4»

Заполните таблицу «Гласные о и ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных», в ставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы во всех словах с пропущенными буквами.

Смотрите образец выделения орфограмм №18 и №35 на форзаце учебника.

1. Густой, черный дым большими клубами ш…л из-под длинных камыш…вых крыш. (Ч.) 2. Сторожевые казаки услышали ш…рох… (Алд.-Сем.) 3. Холщ…вое полотенце отливало голубизною мартовского снега. (Дем.) 4. Сторожевые суда окружили кольц…м транспорты. (Пауст.)

5. Глянц…вая зыбь отражала чистое небо. (Кат) 6. И почудилось Алексею, что оттуда доносился тихий взволнованный ш…пот. (Пол.) 7. Языч…к над коптилкой сгибался на сторону. (Алд.-Сем.) 8. Другой берег густо порос камыш…м, золотился на солнце, и камыш…вые цветы красивыми кистями наклонились к воде. (Ч.) 9. Шумела река… вяло пощ…лкивал парус. (Алд.-Сем.)

Если вы выбрали оценку «5»

Придумайте и запишите стихотворение на тему: «Гласные о и ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных».

«Гласные о и ё после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных».

О, е, ё после шипящих и ц в разных частях речи

Под ударением пишем ё , если можно подобрать проверочное слово с е в корне. Ч ё лка, ш ё пот .

Искл.: ш о в, ш о рох, крыж о вник, капюш о н, ш о к, ш о рты, ш о мпол, маж о р, ш о у, изж ог а, обж о ра, веч о р, ож о г (сущ), подж о г (сущ), трущ о ба, трещ о тка.

Без ударения пишем о в корне иноязычных слов. Ш о колад, ш о ссе

Под ударение пишем о . Волчок, зайчонок .

В существительных, образованных от глаголов под ударением пишем ё . затуш ёв ывать-затуш ёв ка

В отглагольных прилагательных под ударение пишем ё. уч ен ый, печ ен ый

«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6-й класс)

Класс: 6

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

  • Актуализация прежних знаний
  • Формирование новых знаний и способов действия
  • Применение знаний, т.е. формирование умений.
  • Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных
  • Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных
  • Закрепления правила в ходе выполнения заданий
  • Развитие речи учащихся
  • Формирование навыка добывания знаний
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока

  1. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.

На доске словосочетания (пишут в тетрадях)
  • Чуж…й город
  • Храбрый петуш…к
  • Высокое крыльц…
  • Ш…лковые локоны
  • Храброе сердц…
  • Маленький овраж…к
  • В дремуч…м лесу
  • Укрыть плащ…м
  • Алый флаж…к
  • Сладкий крыж…вник
  • Любоваться пейзаж…м
  • Золотое кольц…
  • Парч…вая накидка
  • Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
  • Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
  • От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)

Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

  • Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
  • Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

  1. Осмысление нового материала

— Посмотрите на эти словосочетания

На доске
  • Грошовый вклад
  • Сторожевой катер
  • Бежевый костюм
  • Отцовский рюкзак
  • Ежовые рукавицы
  • Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
  • Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?

  1. Объявление цели и темы урока.

Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?

На доске
  • Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
  • О — под ударением (пунцовый) Е — без ударения ситцевый)

Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)

1 этап: Диктант — “Молчанка”

Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах

У учащихся карточки

и

Правило повторитьУ учителя карточки со словами

  • ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ
  • КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА
  • БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА
  • ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ
  • ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ
  • ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
  • ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ
  • ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

2 этап: “Подбери слово”

Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”

Пишут в тетради

Правило повторить

  • Платье из парчи — …
  • Полотенце из холста — …
  • Вода из ключа — …
  • (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
  • Мешок для вещей — …
  • Краситель для пищи — …
  • Бумага с глянцем — …

— Все ли сочетания написаны верно?

  • плюшевый мишка
  • песцовый воротник
  • кумачевая рубаха
  • ситцевая занавеска
  • свинцовая пуля
  • моржовый клык
  • ландышовый запах
  • камышовые заросли
  • глянцовая бумага

— Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?

  1. Итоги урока

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Чему научились? Что открыли для себя?

Работа 20. Буквы О — Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательны

✵ Вставьте пропущенные буквы.

Парч..вая скатерть, кумач..вые стяги, камыш..вые заросли, вещ..вой рынок, свинц..вый отсвет, глянц..вый снимок, ситц..вая з..навеска, ключ..вое слово, груш..вый к..мпот, плюш..вые игрушки, холщ..вая руба..ка, пунц..вые щ..ки, еж..вое семейство, песц..вая шуба, борц..вский клуб, ландыш..вые капли.

Парчовая скатерть, кумачовые стяги, камышовые заросли, вещевой рынок, свинцовый отсвет, глянцевый снимок, ситцевая занавеска, ключевое слово, грушевый компот, плюшевые игрушки, холщовая рубашка, пунцовые щеки, ежовое семейство, песцовая шуба, борцовский клуб, ландышевые капли.

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2018-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/549317

http://grammarian.ru/teaching/6control_3/20.html