Буквы обозначающие согласные звуки правописание имен собственных

урок русского языка в 1 класса «Правописание имён собственных»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

знакомство с пправописанием слов с большой буквы

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekty_otkrytykh_urokov.rar1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 1 классе

Тема: Правописание имён собственных

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
  • метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: учебник «Русский язык. 1 класс», автор — В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); Электронное приложение к учебнику; презентация, выполненная учителем; рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс», автор — В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); Е. М. Тихомирова. «Тесты по русскому языку. 1 класс». Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013); компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран.

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент: игра «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать»; пальчиковая гимнастика.
  2. Мотивация к учебной деятельности: запись имён друзей.
  3. Актуализация и пробное учебное действие: обоснование записи.
  4. Выявление места и причин затруднения: работа с учебником, вопрос на с. 122.
  5. Целеполагание и построение выхода из затруднения: работа с ЭОР; работа в малых группах с материалом упр. 1 с. 122; работа со словарным словом Москва; работа группы экспертов с материалами странички для любознательных; работа с рабочей тетрадью, упр. 76.
  6. Электронная физминутка для глаз.
  7. Реализация построенного проекта: работа в парах с упр. 2 с. 123.
  8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: работа с полными и сокращёнными именами.
  9. Физминутка.
  10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: упр. 75 в РТ; работа с ЭО — самопроверка «Упражнение из рабочей тетради»; работа с тестовыми заданиями с самопроверкой по слайду.
  11. Включение в систему знаний и повторение: работа с учебником – заметка на с. 124 об уважительном отношении к собеседнику; работа с предложением – запись, подчёркивание и обоснование изученных орфограмм.
  12. Итог урока. Рефлексия.

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, оформление записей в тетради.

1) Что первоклассники любят больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Мариша, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Марина. А вас? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа). Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена.

Личностные: учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.

2) — Но прежде чем начать письмо, давайте разогреем наши пальчики. Становимся в круг: пальчиковая гимнастика, упражнение «Заготавливаем капусту».

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

— Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?

(3 человека записывают имена). Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).

3. Актуализация и пробное учебное действие.

— Так почему же я написала с большой буквы, Серёжа с маленькой, а Света тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок.

Личностные : понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

4. Выявление места и причины затруднения.

— В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)

— Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника). Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя своего друга.

СЛАЙД 3 : дублирование вопроса учебника .

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

(цель и тема, способ, план, средство).

— Как вы думаете, какой будет его тема? А зачем нужно это знать? (Формулируют тему, цель).

СЛАЙД 4: тема, цель, задачи.

— Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы? (Ответы детей).

— Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (ЭО к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация»).

Вопросы после просмотра частей

  1. Какие буквы выделены? Что они обозначают?
  2. А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?
  3. Так как же пишутся фамилии, имена и отчества?
  4. Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?

— Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. работаем в малых группах по 3 человека: по две группы слов каждой группе. Каждая группа делает вывод по своим словам. Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов.

СЛАЙД 6: группы слов на слайде.

— А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на с. 123. Что это за слово? (Словарное)

ЭО: Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва.

— Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в тетрадь. Составим предложение.

-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?

СЛАЙД 7: вопрос о названии сёл.

— Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы наши сёла Новогромово, Катом, Забитуй. (Группа ребят из 3 человек).

Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76. Взаимопроверка, выявление причин затруднения.

— Слушаем экспертов: ребята сами выбирают, кто о каком селе рассказывает.

  • общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы;
  • логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.

Электронная физминутка для глаз.

6. Реализация построенного проекта.

— А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Мариша, а теперь называют Марина. Это что – разные имена?

— О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123.

Работа в парах: упр. 2 (разбиваем столбики между парами учащихся).

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Как будем выполнять задание? (Ответы, уточнения).

-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя.

Очень трудно так стоять –
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняем упр. 75 из Рабочей Тетради

Проверка с помощью ЭО: «упражнение из рабочей тетради». Самопроверка.

-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?

— А теперь давайте выполним тестовые задания с. 44 з. №2, с. 45 з. 6, 7.

Самопроверка (правильные ответы на доске). Выяснение, кем и почему допущены ошибки. Коррекция знаний.

СЛАЙД 8: правильные ответы на тестовые задания .

9. Включение в систему знаний и повторение.

-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

— Давайте прочтём заметку, с. 124.

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.

— И последнее задание на сегодня. Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы.

СЛАЙД 9: самопроверка, анализ написанного, обоснование орфограмм.

У Наташи Егоровой живёт чудесный кот Щёголь.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

— Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?

— Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Давайте продолжим фразу:

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Лучше всего у меня получилось….

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….

Лучше всего у меня получилось….

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Урок по обучению грамоте на тему «Согласные буквы. Правописание имен собственных»

1 класс. Обучение грамоте. Букварный период.

Тема урока: Согласные буквы. Правописание имен собственных.

· Упражнять учащихся в чтении слов с изученными буквами;

· Учить группировать, систематизировать буквы;

· Учить делить слова на слоги;

· Развивать речь, логическое мышление, внимание, фонематический слух;

· Воспитывать доброе отношение к окружающим.

· Умение ставить задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы при проектной и исследовательской работе;

· Участвовать в коллективном составлении коллажа из букв.

1.Включение в учебную деятельность.

а) — Что это за буквы?

(На наборном полотне выставлены буквы Н, К,Т,С. Можно на магнитах).

— Какие звуки они обозначают?

(Могут обозначать мягкие или твердые согласные звуки).

-Какие слоги можно с ними составить?

(Никакие. Слоги можно составить, если рядом с согласными есть гласные буквы).

б )На доске выставлены слоги, рядом с ними в хаотичном порядке – схемы к этим слогам.

Ти

Ты

То

ту

Расставьте правильно схемы к слогам.

— Почему в слоге ти звук [т , ] мягкий?

-Прочитайте предложения, записанные на доске:

У Кости окуни У Никиты соты У Насти сито

(Предложения записаны без знаков препинания).

-Скажите, какую ошибку я допустила, записывая эти предложения?

(Нет точек в конце предложений).

-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

(Имена и начало предложения пишутся с заглавной буквы).

-Откройте тетради по письму (с самого начала обучения дети используют дополнительные тетради по письму в косую линейку) и поработайте немного волшебниками. А для этого нужно перевести печатный текст с доски в письменный, записывая предложения .

3.Физкультминутка. Проводится с использованием мультимедиа под музыку. «Космическая».

4. Работа по теме урока.

-Рассмотрите верхнюю иллюстрацию на стр. 55 «Азбуки».

— Что делают дети?

(Играют на музыкальных инструментах).

-Что делает девочка?

Девочку, которая поет одна, называют солисткой.

— Что надето на детях?

(Русский национальный костюм)

-Запишите в тетради предложение:

Ноты у Антона. ( Под диктовку, предварительно разобрав:

-сколько слов в предложении;

— какие слова напишем с большой буквы. Почему?

-что поставим в конце предложения?)

азовите предметы, изображенные на стр. 55 внизу.

Кист и рябины, кисти на веревке, кисти для рисования.

Каток для укладки асфальта, каток для катания на коньках.

Слова произносятся одинаково, но имеют несколько значений. Такие слова называются многозначными.

-Давайте построим схемы данных слов (Дети открывают тетради по печатанию ( крупная клетка), заведенные в начале обучения).

4.Физкультминутка для глаз. ( Проводится с использованием мультимедиа).

5.Продолжение работы по теме урока.

«Азбука» стр. 56-57

-Что изображено в центре рисунка?

-Что необычного на этом дереве? Чем оно примечательно?

(На нем мирно разместились птицы, звери, насекомые).

Технологическая карта урока «Согласные звуки. Правописание имен собственных».

Технологическая карта урока по обучению грамоте. УМК «Школа России».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Согласные звуки. Правописание имен собственных».»

Технологическая карта урока

по обучению грамоте

Учитель: Артюх Марина Владимировна

Предмет – обучение грамоте

Тема урока – «Согласные звуки. Правописание имен собственных»

Тип урока – урок – закрепления пройденного материала

Педагогические технологии – игровая, личностно – ориентированная, проблемная, технология сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Продолжить знакомство с согласными звуками;

познакомить с написанием имен собственных.

1.Развитие умения извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций.

2.Понимать соотношение между буквами и звуками.

3.Выполнять операции анализа, синтеза, обобщения.

4.На основе анализа делать выводы.

1.Умение ставить задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы.

2.Уметь контролировать свои действия и действия одноклассников.

3.Работать по плану.

1.Участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения.

2.Осваивать различные способы взаимной помощи.

Формировать мотивацию к обучению.

Развитие фонематических умений;

Понимание различий звука и буквы;

Развивать умение систематизировать буквы;

Развивать умение делить слова на слоги, определять ударный слог;

Читать слова с изученными буквами;

Развивать логическое мышление, внимание;

Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Звук, буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; имена собственные; ударение, слог.

Ресурсы, используемые на уроке

Загадки, карточки со слогами для составления слов, лента букв, картинки, презентация.

Организационная структура урока

Этап 1. Организационный момент

Основные формы работы учителя и учащихся

Эмоциональный настрой на урок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок!

Рефлексия своих чувств

Этап 2. Актуализация знаний

— Кто помнит, что это за буквы?

— Какие звуки они обозначают?

Они могут обозначать мягкие или твердые согласные звуки.

— Какие слоги можете с ними составить?

Никакие. Слоги можно составить, если рядом есть гласные буквы.

— Давайте назовем изученные гласные звуки?

Расположите их на «ленте» букв

— А теперь прочитаем слоги изученными согласными и гласными буквами.

(на доске карточки со слогами)

НО КО ТО СО
НУ КУ ТУ СУ

Умение извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций

Этап 3. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по стране букв и звуков.

— Найдите «лишнее слово»

Антон кот Никита Нина Инна

— как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке…

Активизация знаний через проблемный вопрос

Этап 4. Актуализация опорных знаний

— Итак, «хозяйкой» сегодняшнего урока будет большая буква в словах.

— Какие слова пишутся с большой буквы?

Начало предложения, имена людей пишутся с большой буквы.

(слайд – картинка кота)

Чтение предложений: Это кот – Пушок.

Он и вправду – пушок.

— Прочитайте одинаковые по звукам слова?

— Почему в первом случае это слово пишется с большой буквы, а второе с маленькой?

Первое слово – означает кличку кота, поэтому пишется с большой буквы.

Вывод: клички животных пишутся с большой буквы.

— Какие же слова называются именами собственными?

Имена людей, клички животных – это имена собственные и пишутся с большой буквы.

— Составь предложение по картинке подходящее к данной схеме.

.

Корова щиплет траву.

.

Корова Зорька щиплет траву.

Умение представлять информацию в виде схем; понимание соотношение между буквами и звуками; понимание понятия имена собственные; выполнять операции анализа, синтеза, обобщения, на основе анализа делать выводы.

Этап 5. Планирование деятельности

— Какие задачи поставим в соответствии с темой урока?

Научимся слышать звуки в словах и отличать звуки в словах от их других звуков, пользоваться именами собственными, строить схемы предложений.

— Составить имена из слогов:

НИ НА НО НЫ НИ ВА ТА ТО АН ТОН
ИН НА ВО КИ

Инна, Антон , Нина, Вова, Никита.

— Встаньте те, у кого такие же имена.

— К какому имени подходит данная схема:

Умение выполнять операции анализа, синтеза, обобщения, на основе анализа делать выводы.

Этап 6. Развитие умений применять новые знания.

Работа с учебником стр.55

Работа с иллюстрацией.

— Рассмотрите верхнюю иллюстрацию.

— Что делают дети?

Дети играют на музыкальных инструментах.

— какие музыкальные инструменты у них?

— Что делает девочка?

Девочка поет. Она солистка. Одета в русский народный костюм.

— Составьте предложения с именами собственными по данной иллюстрации.

Никита играет на балалайке. Антон на гармошке. Нина поет песню.

Этап 7. Физкультминутка

Этап 8. Работа в парах

— Из набора предложенных слов составьте предложение.

( В, смотрит, Иван, окно)

Иван смотрит в окно.

В окно смотрит Иван.

Смотрит в окно Иван.

— Какую еще работу мы можем выполнить с этим предложением?

Можем составить схему предложения; поставить в словах ударение, разделить слова на слоги.

Умение работать в малой группе, умение определять общую цель и достигать ее; умение согласовывать свои действия с другими людьми.

Этап 9. Включение нового знания в систему знаний и повторения

Работа по учебнику – стр. 54

Зверь я горбатый,

А нравлюсь я ребятам..

— Составить схему этого слова .

( каждый ученик составляет схему слова на парте)

— А сейчас давайте выполним работу. Прочитаем слова и вставим подходящие клички животных.

Щиплет травку коза ….. Милка.

Мычит корова ….. Зорька.

Сторожит дом собака ….. Жучка.

Сидит во дворе кошка ….. Мурка.

Активизация через проблемные вопросы

Этап 10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Мы хорошо потрудились и пора подвести итоги.

— Что нового узнали на уроке?

— Оцените свою работу с помощью «Светофорика».


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=314

http://multiurok.ru/index.php/files/tekhnologicheskaia-karta-uroka-soglasnye-zvuki-pra.html