В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют? «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 605,972
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Наличие уменьшительно – ласкательных суффиксов как эмоционально – оценочный прием былинного повествования
Каждое слово в былине индивидуально и имеют свою экспрессивную нагрузку. Суффиксы играли большую роль в изображении поэтического мира былин, в выражении исполнителями своего отношения к персонажам.
Уменьшительно-ласкательными суффиксами (деминутивами) награждались любимые герои. Например, в былине «Илья Муромец в ссоре с Владимиром» становится очевидным, что авторская симпатия на стороне Ильи Муромца.
Просмотр содержимого документа
«Наличие уменьшительно – ласкательных суффиксов как эмоционально – оценочный прием былинного повествования»
Наличие уменьшительно – ласкательных суффиксов как эмоционально – оценочный прием былинного повествования
Каждое слово в былине индивидуально и имеют свою экспрессивную нагрузку. Суффиксы играли большую роль в изображении поэтического мира былин, в выражении исполнителями своего отношения к персонажам.
Уменьшительно-ласкательными суффиксами (деминутивами) награждались любимые герои. Например, в былине «Илья Муромец в ссоре с Владимиром» становится очевидным, что авторская симпатия на стороне Ильи Муромца:
… Тут-то сам Ильюшенька раздумался:
«А что мне, молодцу, буде поделати?
А я ныне молодец разгневанный,
А я ныне молодец раздраженный. [9; 146];
… Когда ты, Добрынюшка Никитинич,
Меня позвал туда да на почестный пир,
Да я тебя, братец, послушаю… [9; 148];
…Знал послать кого меня позвать,
Послал-то братца ко мне крестового,
А того-то мне Добрынюшку Никитича.
Кабы мне да он не братец был,
Ни кого-то я бы не послушал здесь… [9; 149].
Следует обратить внимание на то, что в былинах суффиксы могут выполнять и иную роль – неприязнь к герою, общее негодование и уничижительными и увеличительными предстают в описании их противники. Например в былине «Илья Муромец и идолище в Царьграде» уже в самом названии становится понятным , кто из действующих лиц духовно ближе создателю былин . Но словоформа «Идолище» неоднократно повторится и в самом тексте былины. Например:
…Как было еще во Царе́-граде
Наехало поганое Идо́лище,
Одолели как поганые татаровья:
Святые образа были поколоты,
Да в черны грязи были потоптаны,
В божьих-то церквах начали коне́й кормить… [9: 156].
Часто слово, которое несет в себе негативную оценку происходящего ввиду использование соответствующего суффикса, данная словоформа сопровождается эпитетом. Например:
… Как говорит татарин таково слово:
«Есть у нас поганое Идолище
А росту две саже́ни печатныих,
В ширину саже́нь была печатная,
А голови́ще что лютое лоханище,
Глазища что пивные ча́шища,
А нос-от на роже с локоть был…[9: 162].
Таким образом, именно с помощью использования уменьшительно – ласкательных суффиксов реализуются оценочные значения описываемого предмета или явления и передача эмоций и отношений говорящего к предмету беседы.
Былина илья муромец и соловей разбойник уменьшительно ласкательный суффикс
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?
Эпитеты: дородный, добрый, славный относятся к главному герою произведения к Илье Муромцу. Илья отличается огромной силой. Причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.
Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют?
Стремясь подчеркнуть могущество и величие своих героев, народ часто пользуется в былине гиперболой для характеристики свойств и качеств былинного персонажа. Таково гиперболическое описание силы богатыря как основного качества воина. Гипербола типична и для изображения врагов Руси — Соловья.
Гиперболы
«С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат».
Объясните значение слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки.
Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах.
стольный — главный,столица
прямоезжая — прямая (дорога) имеется ввиду центральная,
заколодела — от слова колода, стала твердой,
лазоревый — голубой, синий, цвет неба,
величать — звать , обращаться(уважительно),
в особину — отдельно, выделено, особенно,
воспеть — восхвалять, прославлять.
Слова которые могут употребляться только в былинах:
Былинные слова — стольный, величать, воспеть, лазоревый
Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план.
План
1. Отъезд Ильи Муромца из Мурома в Киев.
2. Победа в первом бою.
3. Рассказ черниговцев о Соловье-разбойнике.
4. Встреча с Соловьем-разбойником.
5. Победа Ильи Муромца.
6. Гнездо Соловья-разбойника.
7. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром.
8. Сомнения князя Владимира.
9. Два приказа Соловью-разбойнику.
10. Расправа с Соловьем-разбойником.
Цитатный план
1. «Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.»
2. «Стал конём топтать да стал копьём колоть, А й побил он эту силу всю великую. »
3. «Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын. А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному. »
4. «Он спустил добра коня да й богатырского, Он поехал-то дорожкой прямоезжею.»
5. «Он стрелил в того-то Соловья-разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю. »
6. «Вы зовите мужика да деревенщину, В своё гнёздышко зовите соловьиное.»
7. «Он приехал-то во славный стольный Киев-град. А ко славному ко князю на широкий двор.»
8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься, Во глазах, мужик, да насмехаешься.»
9. «Говорил Владимир-князь да стольнокиевский: «Ай же старый казак ты Илья Муромец! Прикажи-ко засвистать ты Соловью. »
10. «Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле, И он срубил ему да буйну голову. «
Какие приёмы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? В тетради слева запишите название приёма, справа — пример.
Гиперболы
«С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат».
Параллелизмы
«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!»
Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Добрый молодец, силушка великая, дорожка прямоезжая, на сыру землю, лазоревы цветочки, стремечко булатное, раночки
Сравнения
Черным-черно, как черна ворона
Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определенный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Силлабо-тоническая система стихосложения — система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора — слог и ударение — и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов.
Ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
http://multiurok.ru/files/nalichiie-umien-shitiel-no-laskatiel-nykh-suffikso.html
http://picakin.ru/literature215.php