Chitubox суффикс lg s30 не поддерживается

ChiTuBox Обзор слайсера, где скачать

ChiTuBox является мощным слайсером для и отличной альтернативой проприетарному программному обеспечению от производителей фотополимерных 3D-принтеров. Подробнее в этой статье.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Слайсеры для SLA 3D принтеров

G-код не подходит для 3D-принтеров SLA

Каждый слайсер представляет собой инструмент предварительной обработки, который преобразует цифровые 3D модели и параметры процесса печати в инструкции для 3D-принтера. Это самый важный шаг для любой процедуры 3D-печати, независимо от технологии (FDM , SLA, SLS, DLP и т. д.).

Большинство людей связывают слайсинг с генерацией G-кода, что не совсем верно, поскольку FDM является самой популярной технологией 3D-печати. Этот формат, к сожалению, не работает с фотополимерными 3D-принтерами из-за совершенно другой природы.

Вот почему необходимо специальное программное обеспечение для таких 3D-принтеров. Хотя и большинство таких 3D принтеров уже поставляются с фирменными слайсерами, это не значит, что они универсальны… ChiTuBox — это инструмент, совместимый с самыми популярными SLA-принтерами на рынке. В этой статье мы разберем обзор этого слайсера, а также рассмотрим его наиболее важные функции и инструменты.

ChiTuBox можно скачать по ссылке

ChiTuBox — это слайсер для фотополимерных 3D-принтеров на основе технологий SLA, DLP и LCD. Версия 1.0 была выпущена в 2017 году китайской компанией CBD-Tech . Относительно молодая компания инженеров начала свою деятельность в 2013 году с разработки аппаратного обеспечения для 3D-печати, в частности плат контроллеров, выпускаемых под аббревиатурой ChiTu.

CBD-Tech также занимается разработкой программного обеспечения. Одной из ее первых программ был ChiTu DLP Slicer. В конечном итоге оно было переименовано в официальное программное обеспечение для Anycubic Photon, которое практически идентично, за исключением имени и нескольких настроек. Еще одним дополнением к портфелю CBD является ChiTu Cloud, платформа 3D-печати для управления и мониторинга 3D принтерами.

ChiTuBox, пожалуй, самая популярная альтернатива проприетарным слайсерам. Он предлагает отличный контроль над настройками печати, сохраняя простой и удобный интерфейс, поддержку для Windows, Mac и Linux и это абсолютно бесплатно. На данный момент в работе также есть платная (Pro ) версия.

На момент написания статьи ChiTuBox предлагает официальную поддержку более чем 20 фотополимерных принтеров, включая Anycubic Photon , Phrozen Shuffle , WanHao D7 & D8 , Sparkmaker и Elegoo Mars.

Говоря об этом, ChiTuBox поддерживает большое количество форматов для экспорта, включая STL, ZIP и свои собственные форматы ( *. chitubox и *. cbddlp).

На момент написания статьи ChiTuBox доступен на 12 языках и имеет огромное сообщество пользователей. Хотя официальные каналы для учебных пособий и устранения ошибок носят всеобъемлющий характер, всегда полезно иметь полезные советы и рекомендации от других пользователей.

Пользовательский интерфейс ChiTuBox

  1. Основной интерфейс: при открытии пользователь приветствует главный интерфейс ChiTuBox. Главное меню расположено в верхней панели инструментов вместе с некоторыми часто используемыми инструментами.
  2. Основные инструменты: инструменты позиционирования и редактирования расположены в центре слева. Здесь пользователь может перевести, повернуть, масштабировать и отразить импортированные 3D модели, которая находится в центре экрана.
  3. Список моделей: импортированные модели отображаются в списке справа. Предварительно модель должна быть выбрана из списка для позиционирования и редактирования. Чуть ниже списка моделей находится кнопка настроек. Вы попадете в окно настроек принтера и параметров печати, такие как высота слоя и время экспозиции, их можно настроить вручную.
  4. Настройки поддержек: ChiTuBox также известен своим контролем поддерживающих структур. Этой функции посвящена вся вкладка, которая позволяет автоматически или вручную размещать или удалять эти структуры.
  5. Кнопка «Срез »: после нажатия на кнопку «Slice » модели будет подготовлена к печати. ChiTuBox покажет предварительный просмотр, отображающий отдельные слои.

Особенности ChiTuBox

Профили

ChiTuBox также позволяет создавать отдельные профили печати, функция аналогичная Simplify3D. Эти профили можно импортировать и экспортировать, что облегчает обмен.

AUTO-LAYOUT

Помимо обычных инструментов позиционирования, упомянутых в предыдущем разделе, ChiTuBox имеет инструмент Auto-Layout, который автоматически размещает несколько моделей на сцене, оптимизируя пространство. Также стоит отметить распределение вспомогательной структуры слайсера, поскольку автоматическое размещение очень надежно и эффективно. Остальные инструменты ручного размещения также очень интуитивны.

Заполнение

Одна из самых популярных функций ChiTuBox — это возможность выдавливать импортированные модели и делать сливные отверстия. Этот процесс очень распространен в 3D-принтерах SLA для экономии материала, поскольку фотоотверждаемые смолы довольно дороги.

С помощью полого инструмента определяется общая толщина стенки и внутренний материал модели освобождается от материала. С другой стороны, сливные отверстия позволяют смоле вытекать изнутри во время печати, оставляя только отвержденную оболочку модели. С помощью инструмента Dig Hole вы можете указать размер и вручную найти сливные отверстия.

Иногда полая часть может стать слишком хрупкой или потребуется запланировать определенную жесткость отпечатка. ChiTuBox может генерировать шаблоны заполнения, очень похожие на то, что делают слайдеры FDM. Это довольно необычная функция для слайсеров SLA. Здесь пользователь может выбрать процент заполнения и толщину стенки.

Запись видео

Еще одна необычная особенность ChiTuBox — встроенный инструмент, расположенный в верхней панели инструментов. Это позволяет записывать видео, которое автоматически экспортируется в формате GIF. Пользователь также может сделать один скриншот основного интерфейса и отредактировать его.

Предварительный просмотр

После настройки всех параметров и обработки модели ChiTuBox отобразит предварительный просмотр, который представляет собой имитацию фактической печати. Вертикальный выравниватель контролирует высоту (и следовательно ход печати) симуляции с 3D-моделью слева и одиночным 2D-срезом, который обрабатывается в определенное время.

Как добавить поддержки

Разместите 3D модель

  • Сначала импортируйте модель которую хотите распечатать в ChiTuBox
  • Отпечаток будет размещен в середине рабочего стола
  • Слева будут кнопки «Положение », «Повернуть », «Масштабировать » и т. д.
  • С помощью кнопки «Положение » вы можете установить подходящее положение для модели печати перед добавлением опор.
  • Убедитесь, что ни одна часть отпечатка не окрашена в красный цвет. Подсветка красным указывает на то, что эта область находится за пределами рабочей поверхности и не может быть напечатана.
  • С помощью кнопки поворота установите печать между 30 и 45 градусами по оси X, потому что это будет покрывать наиболее подходящий диапазон свесов для опор.
  • С помощью кнопки «Масштаб » вы можете изменить размер отпечатка.
  • Если вы установите размер, который выглядит так, как будто он выходит за пределы области построения, вернитесь к процессу положения и поворота и установите идеальное положение и угол для печати.
  • Взгляните на отпечаток сверху, чтобы лучше понять положение.

Добавление и настройка опор

  • В правой части экрана есть значок «Поддержки (Support )», щелчок по значку откроет все настройки ниже.
  • Установите высоту подъема Z-образной формы на 5,00 мм и плотность или толщину опоры на «Средняя » или «Толстая », особенно если вы новичок, чтобы иметь больше шансов на успех.
  • С помощью ползунка с правой стороны вы можете увидеть визуализацию того, как ваша печать будет развиваться слой за слоем. Это поможет вам увидеть, какие части будут печататься в воздухе и нуждаются в опорах.
  • Есть два варианта автоматической поддержки: «Платформа » и «Все ».
  • Нажмите кнопку «Платформа », если ваши опоры необходимо прикрепить к рабочей пластине, но выберите вариант «Все », если есть некоторые детали, которые необходимо разместить на самом отпечатке.
  • Вы можете удалить любую поддержку, если считаете ее ненужной, просто щелкнув по ней и нажав кнопку удаления.

Longer3D Export lgs30 File in CHITUBOX

Table of Contents

L onger3D Export lgs30 File in CHITUBOX Do you want your Longer Orange 10 And Orange 30 LCD Resin 3D printers to work in chitubox?. Its simple just follow the below steps.

Software Installation

  • Double click the “CHITUBOX64Install_1.6.1.exe”
  • install the software according to the installation wizard (the exe file is located in software folder
  • or you can download last version from https://www.chitubox.com/download.html).

This slideshow requires JavaScript.

Import Plugin

  • Click Help and select Plugins
  • import the plugin matches the operation system your currently use.
  • If your system is Windows-64bit, you might import the plugin named Longer3d-Orange30-Windows64bit.CHplugin, which is located in software folder, or you can get last version from link: plugin download.

Software Operation

  • add Orange30 3D printer
  • Click Settings, add Longer 3D Orange30 printer from the list

Import STL Model

  • Import and edit the stl model
  • click Settings and select the corresponding printing parameters profile from the list.
  • Take the Longer3D standard rapid for 0.05mm profile as an example, which is suitable for different colors of LONGER standard rapid resin, such as light brown, gray, clear and so on.

Slice The 3D Model

  • If your settings are ready, click the Slice button. Then wait for the slice process to finish.

Longer3D Export lgs30 File in CHITUBOX

  • Preview the sliced images
  • Click Save and select file directory to save lgs30 file. It saves the lgs30 file after the process of converting format is finished.

Trouble Shooting Questions lgs30 File

I Can’t Save As lgs30 File

It just pops up an error dialog prompting a message: “The suffix lgs30 is not supported…”. What’s wrong with it?

  • Answer: If the above error appears, please install the plugin firstly.

I Need More Detailed User Operation Manual

Where can I find more information on CHITUBOX software, where to find it?

  • Answer: Detailed software operation please refer to user manual of CHITUBOX, which is located in manual folder, or you can click Menu-> Help->User Manual to find it.

When I Import Plugin In CHITUBOX, It Just Pops Up As An Error Message

“The file is not a valid plugin,”. What should I do?

Аудио через Bluetooth: максимально подробно о профилях, кодеках и устройствах

Из-за массового выпуска смартфонов без аудиоразъема 3.5 мм беспроводные Bluetooth-наушники для многих стали основным способом прослушивания музыки и общения в режиме гарнитуры.
Производители беспроводных устройств не всегда пишут подробные характеристики товара, а статьи о Bluetooth-аудио в интернете противоречивы, местами некорректны, не рассказывают о всех особенностях, и часто копируют одну и ту же не соответствующую действительности информацию.
Попробуем разобраться с протоколом, возможностями Bluetooth-стеков ОС, наушников и колонок, Bluetooth-кодеков для музыки и речи, выясним, что влияет на качество передаваемого звука и задержку, научимся собирать и декодировать информацию о поддерживаемых кодеках и других возможностях устройств.

TL;DR:

  • SBC — нормальный кодек
  • У наушников есть свой эквалайзер и пост-процессинг на каждый кодек отдельно
  • aptX не настолько хорош, как о нём говорят рекламные анонсы
  • LDAC — маркетинговое фуфло
  • Качество звука в режиме разговора всё ещё низкое
  • В браузер можно встроить аудиоэнкодеры на C, скомпилировав в WebAssembly через emscripten, и они не будут особо тормозить.

Музыка через Bluetooth

Функциональная составляющая Bluetooth задается профилями — спецификациями конкретных функций. Передача музыки в Bluetooth осуществляется с использованием профиля передачи высококачественного однонаправленного аудио A2DP. Стандарт A2DP был принят в 2003 году, и с тех пор кардинально не менялся.
В рамках профиля стандартизирован 1 обязательный кодек низкой вычислительной сложности SBC, созданный специально для Bluetooth, и 3 дополнительных. Также допускается использование недокументированных кодеков собственной реализации.

По состоянию на июнь 2019 года мы находимся в комиксе xkcd с 14 A2DP-кодеками:

  • SBC ← стандартизирован в A2DP, поддерживается всеми устройствами
  • MPEG-1/2 Layer 1/2/3 ← стандартизированы в A2DP: всем известный MP3, используемый в цифровом ТВ MP2, и неизвестный MP1
  • MPEG-2/4 AAC ← стандартизирован в A2DP
  • ATRAC ← старый кодек от Sony, стандартизирован в A2DP
  • LDAC ← новый кодек от Sony
  • aptX ← кодек из 1988 года
  • aptX HD ← то же самое, что aptX, только с другими параметрами кодирования
  • aptX Low Latencyсовсем другой кодек, нет софтовой реализации aptX с уменьшенным буфером
  • aptX Adaptive ← еще один кодек от Qualcomm
  • FastStream ← псевдокодек, двунаправленная модификация SBC
  • HWA LHDC ← новый кодек от Huawei
  • Samsung HD ← поддерживается 2 устройствами
  • Samsung Scalable ← поддерживается 2 устройствами
  • Samsung UHQ-BT ← поддерживается 3 устройствами

Передача данных через Bluetooth

В Bluetooth существует два типа передачи данных: Asynchronous Connection Less (ACL) для асинхронной передачи без установки соединения, и Synchronous Connection Oriented (SCO), для синхронной передачи с предварительным согласованием соединения.
Передача осуществляется с использованием схемы разделения времени и выбора канала передачи на каждый пакет отдельно (Frequency-Hop/Time-Division-Duplex, FH/TDD), для чего время делится на 625-микросекундные интервалы, называемые слотами (slot). Одно из устройств ведет передачу в чётных номерах слотов, другое — в нечётных. Передаваемый пакет может занимать 1, 3 или 5 слотов, в зависимости от размера данных и установленного типа передачи, в этом случае передача одним устройством ведётся в чётных и нечетных слотах до конца передачи. Всего в секунду можно принять и отправить до 1600 пакетов, если каждый из них занимает 1 слот, и оба устройства без остановки что-то передают и принимают.

2 и 3 мбит/с для EDR, которые можно встретить в анонсах и на сайте Bluetooth, являются максимальной канальной скоростью передачи всех данных суммарно (включая технические заголовки всех протоколов, в которые нужно инкапсулировать данные), в двух направлениях одновременно. Фактическая скорость передачи данных будет сильно отличаться.

Для передачи музыки используется асинхронный способ, почти всегда с помощью пакетов типа 2-DH5 и 3-DH5, которые несут максимальное количество данных в режиме EDR 2 мбит/с и 3 мбит/с соответственно, и занимают 5 слотов временного разделения эфира.

Схематичное представление передачи с использованием 5 слотов одним устройством и 1 слота другим (DH5/DH1):

Из-за принципа разделения эфира по времени мы вынуждены ждать 625-микросекундный тайм-слот после передачи пакета, если второе устройство нам ничего не будет передавать или передает маленький пакет, и большее количество времени, если второе устройство ведёт передачу большими пакетами. Если к телефону подключено больше одного устройства (например, наушники, часы и фитнес-браслет), то время передачи разделяется между ними всеми.

Необходимость инкапсуляции аудио в специальные транспортные протоколы L2CAP и AVDTP забирает 16 байт от возможного максимального количества передаваемой полезной аудионагрузки.

Тип пакетаКол-во слотовМакс. кол-во байт в пакетеМакс. кол-во байт полезной нагрузки A2DPМакс. битрейт полезной нагрузки A2DP
2-DH33367351936 кбит/с
3-DH335525361429 кбит/с
2-DH556796631414 кбит/с
3-DH55102110052143 кбит/с

1414 и 1429 кбит/с точно недостаточно для передачи несжатого звука в реальных условиях, с зашумленным диапазоном 2.4 ГГц и необходимостью передачи служебных данных. EDR 3 мбит/с требователен к мощности передачи и шумам в эфире, поэтому, даже в режиме 3-DH5, комфортная передача PCM невозможна, постоянно будут кратковременные прерывания, и всё будет работать только на расстоянии в пару метров.
На практике, даже 990 кбит/с-аудиопоток (LDAC 990 kbit/s) передаётся с трудом.

Вернёмся к кодекам.

Кодек, обязательный для всех устройств, поддерживающих стандарт A2DP. Лучший и худший кодек одновременно.

Частота дискретизацииРазрядностьБитрейтПоддержка кодированияПоддержка декодирования
16, 32, 44.1, 48 кГц16 бит10-1500 кбит/сВсеми устройствамиВсеми устройствами

SBC — простой и вычислительно быстрый кодек, с примитивной психоакустической моделью (применяется только маскировка тихих звуков), использующий адаптивную импульсно-кодовую модуляцию (APCM).
Спецификация A2DP рекомендует к использованию два профиля: Middle Quality и High Quality.

Производители большинства наушников устанавливают максимальное значение параметра Bitpool в 53, что ограничивает битрейт 328 килобитами в секунду при использовании рекомендованного профиля.
Даже если производитель наушников установил максимальное значение Bitpool выше 53 (такие модели встречаются, например: Beats Solo³, JBL Everest Elite 750NC, Apple AirPods, также бывает на некоторых ресиверах и автомобильных головных устройствах), то большинство ОС не позволят использовать повышенные битрейты из-за установленного внутреннего ограничения значения в Bluetooth-стеках.
Кроме того, некоторые производители задают низкое максимальное значение Bitpool для некоторых устройств. Например, у Bluedio T оно равно 39, у Samsung Gear IconX — 37, что даёт плохое качество звука.

Искусственные ограничения со стороны разработчиков Bluetooth-стеков, вероятнее всего, возникли вследствие несовместимости некоторых устройств с большими значениями Bitpool или нетипичными профилями, даже если они сообщали об их поддержке, и недостаточном количестве тестов при сертификации. Авторам Bluetooth-стеков проще было ограничиться согласованием рекомендованного профиля, а не создавать базы некорректных устройств (хотя сейчас они это делают для других некорректно работающих функций).

SBC динамически выделяет биты квантования для частотных полос, действуя по принципу от нижних к верхним, с разными весовыми коэффициентами. Если весь битрейт использовался на нижние и средние частоты, верхние частоты «обрежутся» (вместо них будет тишина).

Пример SBC 328 кбит/с. Вверху — оригинал, внизу — SBC, периодически происходит переключение между дорожками. Для аудио в видеофайле используется кодек сжатия без потерь FLAC. Использование FLAC в контейнере mp4 официально не стандартизировано, поэтому не факт, что ваш браузер воспроизведет его, но должно работать в последних версиях десктопных Chrome и Firefox. Если у вас нет звука, можете скачать файл и открыть в полноценном видеоплеере.

ZZ Top — Sharp Dressed Man

На спектрограмме виден момент переключения: SBC периодически режет тихие звуки выше 17.5 кГц, и совсем не выделяет битов для полосы выше 20 кГц. Полная спектрограмма доступна по клику (1.7 МБ).

Я не слышу разницы между оригиналом и SBC на этом треке.

Возьмём что-нибудь новее, и смоделируем аудио, которое бы получилось при использовании наушников Samsung Gear IconX с Bitpool 37 (вверху — исходный сигнал, внизу — SBC 239 кбит/с, звук во FLAC).

Mindless Self Indulgence — Witness

Я слышу треск, меньший стереоэффект и неприятное «цоканье» вокала в высоких частотах.

Хоть SBC и очень гибкий кодек, может быть настроен под низкие задержки, даёт отличное качество аудио на высоких битрейтах (452+ кбит/с) и вполне хорошее для большинства людей на стандартном High Quality (328 кбит/с), из-за того, что стандарт A2DP не задает фиксированных профилей (а даёт только рекомендации), разработчики стеков установили искусственные ограничения на Bitpool, параметры передаваемого аудио не отображаются в пользовательском интерфейсе, а производители наушников вольны выставлять свои настройки и никогда не указывают значение Bitpool в технических характеристиках товара, кодек прославился низким качеством звука, хоть это и не проблема кодека как такового.
Параметр Bitpool прямо влияет на битрейт только в рамках одного профиля. Одно и то же значение Bitpool 53 может давать как битрейт 328 кбит/с при рекомендованном профиле High Quality, так и 1212 кбит/с с Dual Channel и 4 частотными полосами, из-за чего авторы ОС, помимо ограничений на Bitpool, устанавливают ограничение еще и на Bitrate. Как мне видится, такая ситуация возникла из-за недоработки стандарта A2DP: нужно было согласовывать битрейт, а не Bitpool.

Таблица поддержки возможностей SBC в разных ОС:

ОСПоддерживаемые частоты дискретизацииОграничение макс. BitpoolОграничение макс. BitrateТипичный BitrateДинамическая подстройка Bitpool
Windows 1044.1 кГц53512 кбит/с328 кбит/с✓*
Linux (BlueZ + PulseAudio)16, 32, 44.1, 48 кГц64 (при входящем подключении), 53 (при исходящем)Нет ограничения328 кбит/с✓*
macOS High Sierra44.1 кГц64, по умолчанию 53***Неизвестно328 кбит/с
Android 4.4-944.1/48 кГц**53328 кбит/с328 кбит/с
Android 4.1-4.3.144.1, 48 кГц**53229 кбит/с229 кбит/с
Blackberry OS 1048 кГц53Нет ограничения328 кбит/с

* Bitpool только уменьшается, но не увеличивается автоматически, в случае улучшения условий передачи. Для восстановления Bitpool нужно остановить воспроизведение, подождать пару секунд и заново запустить аудио.
** Значение по умолчанию зависит от настроек стека, указанных при компиляции прошивки. В Android 8/8.1 частота только либо 44.1 кГц, либо 48 кГц, в зависимости от настроек при компиляции, в остальных версиях поддерживаются 44.1 кГц и 48 кГц одновременно.
*** Значение Bitpool можно поднять в программе Bluetooth Explorer.

aptX и aptX HD

aptX — простой и вычислительно быстрый кодек, без психоакустики, использующий адаптивную дифференциальную импульсно-кодовую модуляцию (ADPCM). Появился примерно в 1988 году (дата подачи патента датирована февралём 1988 г.), до Bluetooth использовался преимущественно в профессиональной беспроводной аудиоаппаратуре, ISDN , кинотеатрах. На данный момент принадлежит компании Qualcomm, требует лицензирования и лицензионных отчислений. По состоянию на 2014 год: $6000 единовременно и ≈$1 за каждое устройство, для партий до 10000 устройств (источник, стр. 16).
aptX и aptX HD — один и тот же кодек, с разными профилями кодирования.

У кодека есть только один параметр — выбор частоты дискретизации. Ещё есть, правда, выбор количества/режима каналов, но во всех известных мне устройствах (70+ штук) поддерживается исключительно Stereo.

КодекЧастота дискретизацииРазрядностьБитрейтПоддержка кодированияПоддержка декодирования
aptX16, 32, 44.1, 48 кГц16 бит128 / 256 / 352 / 384 кбит/с (в зависимости от частоты дискретизации)Windows 10 (десктопная и мобильная), macOS, Android 4.4+/7*, Blackberry OS 10Широким числом аудиоустройств (аппаратно)

* Версии до 7 требуют модификации Bluetooth-стека. Кодек поддерживается, только если производитель Android-устройства лицензировал использование кодека у Qualcomm (если в ОС есть библиотеки кодирования).

aptX разделяет аудио на 4 частотных полосы и квантует их одним и тем же количеством бит постоянно: 8 бит для 0-5.5 кГц, 4 бита для 5.5-11 кГц, 2 бита для 11-16.5 кГц, 2 бита для 16.5-22 кГц (цифры для частоты дискретизации 44.1 кГц).

Пример aptX-аудио (вверху — исходный сигнал, внизу — aptX, спектрограммы только левых каналов, звук во FLAC):

Верхние частоты стали немного краснее, но разницы не слышно.

Из-за фиксированного распределения битов квантования, кодек не может «перенести биты» на те частоты, которые больше всего в них нуждаются. В отличие от SBC, aptX не будет «обрезать» частоты, а будет добавлять в них шумы квантования, уменьшая динамический диапазон аудио.

Не следует считать, что использование, например, 2 бит для полосы уменьшает динамический диапазон до 12 дБ: ADPCM позволяет использовать до 96 дБ динамического диапазона даже при использовании 2 бит квантования, но только при определенном сигнале.
ADPCM хранит разницу числового представления между текущим и следующим отсчетом, вместо записи абсолютного значения, как в PCM. Это позволяет уменьшить требования к количеству бит, необходимых для хранения такой же (без потерь) или практически такой же (с относительно небольшой ошибкой округления) информации. Для уменьшения ошибок округления применяются таблицы коэффициентов.
При создании кодека, авторы рассчитывали коэффициенты ADPCM на наборе музыкальных аудиофайлов. Чем ближе аудиосигнал к тому набору музыки, на которых строились таблицы, тем меньше ошибок квантования (шумов) создает aptX.

Из-за этого синтетические тесты всегда будут давать результат хуже, чем музыка. Я сделал специальный синтетический пример, на котором aptX показывает плохие результаты — синусоида частотой 12.4 кГц (вверху — исходный сигнал, внизу — aptX. Звук во FLAC. Уменьшите громкость!):

График спектра:

Отчетливо слышны шумы.

Однако, если сгенерировать синусоиду с меньшей амплитудой, чтобы она была тише, шумы также станут тише, что говорит о широком динамическом диапазоне:

Чтобы услышать разницу между оригинальным музыкальным треком и сжатым, можно инвертировать один из сигналов и сложить треки поканально. Такой подход, в общем случае, некорректен, и не давал бы вменяемого результата с более сложными кодеками, но конкретно для ADPCM вполне подходит.
Разница между оригиналом и aptX
Среднее квадратическое разницы сигналов находится на уровне -37.4 дБ, что не много для такой компрессированной музыки.

aptX HD

aptX HD не является самостоятельным кодеком — это улучшенный профиль кодирования кодека aptX. Изменения коснулись количества бит, отведённых для кодирования частотных диапазонов: 10 бит для 0-5.5 кГц, 6 бит для 5.5-11 кГц, 4 бита для 11-16.5 кГц, 4 бита для 16.5-22 кГц (цифры для 44.1 кГц).

КодекЧастота дискретизацииРазрядностьБитрейтПоддержка кодированияПоддержка декодирования
aptX HD16, 32, 44.1, 48 кГц24 бита192 / 384 / 529 / 576 кбит/с (в зависимости от частоты дискретизации)Android 8+*Некоторыми аудиоустройствами (аппаратно)

* Версии до 7 требуют модификации Bluetooth-стека. Кодек поддерживается, только если производитель Android-устройства лицензировал использование кодека у Qualcomm (если в ОС есть библиотеки кодирования).

Менее распространён, чем aptX: по всей видимости, требует отдельного лицензирования у Qualcomm, и отдельных лицензионных отчислений.

Повторим пример с синусоидой на 12.4 кГц:

Гораздо лучше, чем с aptX, но всё равно шумновато.

aptX Low Latency

Low Latency-версия aptX не является самостоятельным кодеком, а отличается только настройками задержки и буферов, которые применяются на стороне аудиоустройства. В остальном это обычный aptX.
Кодек предназначен для интерактивной передачи аудио с низкой задержкой (фильмы, игры), там, где задержка звука не может подстраиваться программно. Софтовая реализация доступна в виде драйвера Dell для Bluetooth-чипов Intel. Также поддерживается трансмиттерами, ресиверами, наушниками и колонками, но не смартфонами.

Частота дискретизацииБитрейтПоддержка кодированияПоддержка декодирования
44.1 кГц352 кбит/сWindows 10 с драйвером Dell и некоторыми трансмиттерами (аппаратно)Некоторыми аудиоустройствами (аппаратно)

AAC, или Advanced Audio Coding — вычислительно сложный кодек, с серьезной психоакустической моделью. Получил широкое распространение для аудио в интернете, второе по популярности после MP3. Требует лицензирования и лицензионных отчислений: $15000 единовременно (или $1000 для компаний с менее 15 работниками) + $0.98 за первые 500000 устройств (источник).
Кодек стандартизирован в рамках спецификаций MPEG-2 и MPEG-4, и вопреки частому заблуждению, не принадлежит Apple.

Частота дискретизацииБитрейтПоддержка кодированияПоддержка декодирования
8 — 96 кГц8 — 576 кбит/с (для стерео), 256 — 320 кбит/с (типичный для Bluetooth)macOS, Android 7+*, iOSШироким числом аудиоустройств (аппаратно)

* только на устройствах, производители которых заплатили лицензионные отчисления

В iOS и macOS используется лучший на сегодняшний день кодировщик Apple AAC, обеспечивающий максимально возможное качество аудио. В Android используется второй по качеству кодировщик Fraunhofer FDK AAC, но могут использоваться различные аппаратные, встроенные в платформу (SoC), с неизвестным качеством кодирования. По недавним тестам сайта SoundGuys, качество кодирования AAC разными Android-телефонами сильно отличается:

У большинства беспроводных аудиоустройств для AAC установлен максимальный битрейт 320 кбит/с, некоторые поддерживают только 256 кбит\с. Остальные битрейты встречаются крайне редко.
AAC обеспечивает отличное качество на битрейтах 320 и 256 кбит/с, но подвержен потерям последовательного кодирования уже сжатого контента, однако, услышать какие-либо различия с оригиналом на iOS при битрейте 256 кбит/с сложно даже при при нескольких последовательных кодированиях, при одиночном кодировании, например, MP3 320 кбит/с в AAC 256 кбит/с потерями можно пренебречь.
Как и в случае с другими Bluetooth-кодеками, любая музыка сначала декодируется, затем кодируется кодеком. При прослушивании музыки в формате AAC она сначала декодируется средствами ОС, затем кодируется в AAC еще раз, для передачи по Bluetooth. Это необходимо для микширования нескольких аудиопотоков, например, музыки и уведомления о новом сообщении. iOS — не исключение. В интернете можно найти множество утверждений о том, что на iOS музыка в формате AAC не транскодируется при передаче через Bluetooth, что неверно.

В стандарте AAC есть множество расширений стандартного метода кодирования. Одно из них — Scalable To Lossless (SLS) — стандартизировано для Bluetooth и позволяет передавать аудио без потерь (lossless). Увы, на реальных устройствах поддержка расширения не встречается. Расширение для уменьшение задержки передачи AAC-LD (Low Delay) не стандартизировано для Bluetooth.

MP1/2/3

Кодеки семейства MPEG-1/2 Part 3 состоят из известного и широкоиспользуемого MP3, менее распространённого MP2 (применяется преимущественно в цифровом ТВ и радио), и совсем неизвестного MP1.

Старые кодеки MP1 и MP2 не поддерживаются совсем: мне не удалось найти ни одни наушники и ни один Bluetooth-стек, который бы кодировал или декодировал их.
Декодирование MP3 поддерживается некоторыми наушниками, но кодирование не поддерживается ни в одном стеке современных операционных систем. Вроде бы, сторонний стек BlueSoleil для Windows может кодировать в MP3, если вручную изменить файл конфигурации, но у меня его установка приводит к BSoD на Windows 10. Вывод — кодеком фактически нельзя пользоваться для Bluetooth-аудио.
Раньше, в 2006-2008 годах, до распространения стандарта A2DP в устройствах, люди слушали MP3-музыку на гарнитуре Nokia BH-501 через программу MSI BluePlayer, которая была доступна на Symbian и Windows Mobile. В то время архитектура ОС смартфонов позволяла получать доступ ко многим низкоуровневым функциям, а на Windows Mobile и вовсе можно было устанавливать сторонние Bluetooth-стеки.

Последний патент кодека MP3 истёк, использование кодека не требует лицензионных отчислений с 23 апреля 2017 года.

If the longest-running patent mentioned in the aforementioned references is taken as a measure, then the MP3 technology became patent-free in the United States on 16 April 2017 when U.S. Patent 6,009,399, held by and administered by Technicolor, expired.

Частота дискретизацииБитрейтПоддержка кодированияПоддержка декодирования
16 — 48 кГц8 — 320 кбит/сНигде не поддерживаетсяНекоторыми аудиоустройствами (аппаратно)

Новый и активно продвигаемый «Hi-Res»-кодек от Sony, поддерживающий частоты дискретизации до 96 кГц и 24-битовую разрядность, с битрейтом до 990 кбит/с. Рекламируется в качестве аудиофильского кодека, как замена существующим Bluetooth-кодекам. Имеет функцию адаптивной подстройки битрейта, в зависимости от условий радиоэфира.

Энкодер LDAC (libldac) входит в стандартную поставку Android, поэтому кодирование поддерживается на любом Android-смартфоне, начиная с 8 версии ОС. Программные декодеры в свободном доступе отсутствуют, спецификация кодека недоступна широкой публике, однако, по первому взгляду на энкодер, внутреннее устройство схоже с ATRAC9 — кодеком от Sony, используемом в PlayStation 4 и Vita: оба работают в частотном диапазоне, используют модифицированное дискретное косинус-преобразование (MDCT) и сжатие с применением алгоритма Хаффмана.
LDAC использует разделение на 12 или 16 частотных полос: 12 используется для 44.1 и 48 кГц, 16 — для 88.2 и 96 кГц.

Поддержка LDAC представлена практически только наушниками от Sony. Возможность декодирования LDAC иногда встречается на наушниках и ЦАП других производителей, но очень редко.

Частота дискретизацииБитрейтПоддержка кодированияПоддержка декодирования
44.1 — 96 кГц303/606/909 кбит/с (для 44.1 и 88.2 кГц), 330/660/990 кбит/с (для 48 и 96 кГц)Android 8+Некоторыми наушниками Sony и единичными устройствами других производителей (аппаратно)

Маркетинг LDAC в качестве Hi-Res-кодека вредит его технической составляющей: глупо расходовать битрейт на передачу не слышимых человеческим ухом частот и повышенную разрядность, покуда его не хватает для передачи CD-качества (44.1/16) без потерь. К счастью, у кодека есть два режима работы: передача CD-аудио и передача Hi-Res-аудио. В первом случае по воздуху передаётся только 44.1 кГц/16 бит.

Так как программного декодера LDAC нет в свободном доступе, протестировать кодек без дополнительных устройств, раскодирующих LDAC, невозможно. По результатам теста LDAC на ЦАП с его поддержкой, который подключили инженеры сайта SoundGuys.com через цифровой выход и записали выдаваемый звук на тестовых сигналах, LDAC 660 и 990 кбит/с в режиме CD-качества обеспечивает соотношение сигнал/шум немногим лучше такового у aptX HD. Это хороший результат.


Источник: www.soundguys.com/ldac-ultimate-bluetooth-guide-20026

LDAC также поддерживает динамический битрейт вне установленных профилей — от 138 кбит/с до 990 кбит/с, но, насколько могу судить, в Android используются только стандартизированные профили 303/606/909 и 330/660/990 кбит/с.

Прочие кодеки

Другие A2DP-кодеки не получили широкого распространения. Их поддержка либо практически полностью отсутствует, либо имеется только на определенных моделях наушников и смартфонов.
Стандартизированный в A2DP кодек ATRAC ни разу не использовался в качестве Bluetooth-кодека даже самими Sony, кодеки Samsung HD, Samsung Scalable и Samsung UHQ-BT имеют очень ограниченную поддержку со стороны передающих и получающих устройств, а HWA LHDC — слишком новый, и поддерживается всего тремя(?) устройствами.

Поддержка кодеков аудиоустройствами

Не все производители публикуют точную информацию о кодеках, которые поддерживают те или иные беспроводные наушники, колонки, ресиверы или трансмиттеры. Иногда бывает так, что поддержка определённого кодека есть только на передачу, но не на приём (актуально для комбинированных трансмиттеров-ресиверов), хотя производитель заявляет просто о «поддержке», без примечаний (предполагаю, в этом виновато раздельное лицензирование энкодеров и декодеров некоторых кодеков). В самых дешевых устройствах можно вовсе не обнаружить заявленную поддержку aptX.

К сожалению, в интерфейсах большинства ОС нигде не отображается используемый кодек. Информация об этом есть только в Android, начиная с 8 версии, и macOS. Однако, даже в этих ОС будут отображаться только те кодеки, которые поддерживает как телефон/компьютер, так и наушники.

Как же узнать, какие кодеки поддерживает устройство? Самый надежный вариант — записать и проанализировать дамп трафика с параметрами согласования A2DP!
Сделать это можно в Linux, macOS и Android. В Linux можно воспользоваться Wireshark или hcidump, в macOS — Bluetooth Explorer, а в Android — штатной функцией сохранения Bluetooth HCI-дампа, которая доступна в инструментах разработчика. Вы получите дамп в формате btsnoop, который можно загрузить в анализатор Wireshark.
Обратите внимание: корректный дамп можно получить только подключившись с телефона/компьютера к наушникам/колонке (как бы курьёзно это ни звучало)! Наушники могут самостоятельно устанавливать соединение с телефоном, и в этом случае они будут запрашивать список кодеков у телефона, а не наоборот. Чтобы гарантированно записать корректный дамп, сначала разорвите сопряжение с устройством, а затем, во время записи дампа, сопрягите телефон с наушниками.

Используйте следующий фильтр отображения, чтобы отсеять нерелевантный трафик:

В результате вы должны увидеть что-то похожее:

На каждом пункте команды GetCapabilities можно нажать, и посмотреть подробные характеристики кодека.

Wireshark знает не все идентификаторы кодеков, поэтому часть кодеков придётся расшифровывать вручную, смотря в таблицу идентификаторов ниже:

Узнать, поддерживает ли ваше устройство скорости передачи EDR 3 мбит/с, можно фильтром:

Чтобы не анализировать дампы вручную, я сделал сервис, который проанализирует всё автоматически: btcodecs.valdikss.org.ru

Для Windows есть простая но полезная утилита Bluetooth Tweaker, которая, в числе прочего, показывает текущий и поддерживаемые кодеки.
В Linux также можно воспользоваться программой avinfo, входящей в состав BlueZ.

Сравнение кодеков. Какой кодек лучше?

У каждого кодека есть свои преимущества и недостатки.
aptX и aptX HD используют жестко заданные профили, которые нельзя изменить без модификации энкодера и декодера. Ни производитель телефона, ни производитель наушников не в силах изменить битрейт или коэффициенты кодирования aptX. Владелец кодека, Qualcomm, выдаёт референсный энкодер в виде библиотеки. Эти факты — сильная сторона aptX — вы наперед знаете, какого качества звук вы получите, без каких-либо «но».

SBC, напротив, имеет множество настраиваемых параметров, динамический битрейт (энкодер может уменьшать параметр bitpool, если радиоэфир загружен), и не имеет жестко заданных профилей, а только рекомендуемые «среднее качество» и «высокое качество», которые добавили в спецификацию A2DP в 2003 году. «Высокое качество» уже не такое высокое по современным меркам, а большинство Bluetooth-стеков не позволяют использовать параметры лучше, чем в профиле «высокое качество», хоть технические ограничения для этого отсутствуют.
Bluetooth SIG не имеет референсного энкодера SBC в виде библиотеки, и производители реализуют его самостоятельно.
Это — слабые стороны SBC — никогда наперед не ясно, какого качества звука ожидать от конкретного устройства. SBC может выдавать как низкое, так и очень высокое качество звука, но последнее недостижимо без отключения или обхода искуственных ограничений Bluetooth-стеков.

Ситуация с AAC неоднозначная: с одной стороны, теоретически кодек должен выдавать качество, неотличимое от оригинала, но практикой, судя по тестам лаборатории SoundGuys на разных Android-устройствах, это не подтверждается. Вероятнее всего, вина на низкокачественных аппаратных аудиоэнкодерах, встроенных в различные чипсеты телефонов. Имеет смысл использовать AAC только на устройствах Apple, а на Android ограничиться aptX и LDAC.

Аппаратура, поддерживающая альтернативные кодеки, как правило, более высокого качества, просто потому, что для совсем дешевых низкокачественных устройств не имеет смысла платить лицензионные отчисления для использования этих кодеков. По моим тестам, SBC звучит очень хорошо на качественной аппаратуре.

Я сделал веб-сервис, кодирующий аудио в SBC, aptX и aptX HD в реальном времени, прямо в браузере. С помощью него вы сможете тестировать эти аудиокодеки без фактической передачи аудио по Bluetooth, на любых проводных наушниках, колонках, и вашей любимой музыке, а также изменять параметры кодирования прямо во время воспроизведения аудио:
btcodecs.valdikss.org.ru/sbc-encoder
Сервис использует библиотеки кодирования SBC из проекта BlueZ и libopenaptx из ffmpeg, которые скомпилированы в WebAssembly и JavaScript из C, через emscripten, для выполнения в браузере. Кто мог мечтать о таком будущем!

Вот как это выглядит:

Обратите внимание, как меняется уровень шума после 20 кГц у разных кодеков. В оригинальном MP3-файле частоты выше 20 кГц отсутствуют.

Попробуйте попереключать кодеки и оценить, слышите ли вы разницу между оригиналом, SBC 53 Joint Stereo (стандартный и наиболее распространенный профиль), и aptX/aptX HD.

Я слышу разницу между кодеками в наушниках!

Люди, которые не слышат разницы между кодеками во время тестирования через веб-сервис, уверяют, что слышат её при прослушивании музыки в беспроводных наушниках. Увы, это не прикол и не эффект плацебо: разница действительно слышна, однако вызвана она не отличиями кодеков.


Конвеер обработки звука DSP Kalimba в чипах производства CSR/Qualcomm


Активация различных функций DSP для каждого кодека и выхода отдельно

Некоторые устройства премиального сегмента комплектуются программой, позволяющей настраивать параметры DSP, но большинство более дешевых наушников не имеют такой возможности, и пользователи не могут отключить пост-процессинг звука штатными средствами.

Функциональные особенности устройств

Современная версия стандарта A2DP имеет функцию «абсолютной регулировки громкости» — управление громкостью устройства специальными командами протокола AVRCP, которое регулирует усиление выходного каскада, вместо программного уменьшения громкости аудиопотока. Если при изменении громкости на наушниках, изменение не синхронизируется с громкостью на телефоне, то это означает, что ваши наушники или телефон не поддерживают эту функцию. В таком случае, имеет смысл слушать музыку всегда с максимальной громкостью на телефоне, регулируя фактическую громкость кнопками наушников — в этом случае соотношение сигнал/шум будет лучше, и качество аудио должно быть выше.
В реальности же бывают печальные ситуации. На моих наушниках RealForce OverDrive D1 для SBC включен сильный компандер, и увеличение громкости приводит к повышению уровня тихих звуков, а громкость громких звуков при этом не меняется (происходит компрессия сигнала). Из-за этого приходится устанавливать громкость на компьютере примерно в половину, в этом случае эффекта компрессии практически нет.
По моим наблюдениям, все наушники с дополнительными кодеками поддерживают функцию абсолютной регулировки громкости, видимо, это одно из требований для сертификации кодеков.

Некоторые наушники поддерживают подключение двух устройств одновременно. Это позволяет, например, слушать музыку с компьютера и принимать звонки с телефона. Однако следует знать, что в этом режиме отключаются альтернативные кодеки, и используется только SBC.

Функция AVDTP 1.3 Delay Reporting позволяет наушникам сообщать задержку передающему устройству, с которой фактически воспроизводится звук. Это позволяет подстраивать синхронизацию аудио с видео в время просмотра видеофайлов: при проблемах с передачей по радиоэфиру, аудио не будет отставать от видео, а наоборот, видео будет тормозиться видеоплеером, пока аудио и видео снова не синхронизируются.
Функция поддерживается многими наушниками, Android 9+ и Linux с PulseAudio 12.0+. О поддержке функции на других платформах мне неизвестно.

Двунаправленная связь через Bluetooth. Передача голоса.

Для передачи голоса в Bluetooth используется Synchronous Connection Oriented (SCO) и его улучшенная версия Enhanced Synchronous Connection Oriented (eSCO) — синхронная передача с предварительным согласованием соединения. Режим позволяет передавать звук и голос строго по порядку, с симметричной скоростью отправки и приёма, без ожидания подтверждения передачи и переотправки пакетов. Это понижает общую задержку передачи аудио через радиоканал, но накладывает серьёзные ограничения на количество передаваемых данных за единицу времени и отрицательно сказывается на качестве аудио.
Когда используется этот режим, и голос с микрофона, и аудио в наушники передаются с одинаковым качеством.
Передача самих данных стандаризирована профилем HSP, также описывающим дополнительные функции, вроде работы кнопок регулировки громкости, поднятия трубки и отбоя.
К сожалению, по состоянию на 2019 год, качество передачи речи через Bluetooth всё ещё низкое, и непонятно, почему Bluetooth SIG с этим ничего не делает.

Дополнительный кодек mSBC был стандартизирован в 2009 году, а в 2010 уже появились чипы, использующие его для передачи голоса. mSBC широко поддерживается различными устройствами.
Это не самостоятельный кодек, а обычный SBC из стандарта A2DP, с фиксированным профилем кодирования: 16 кГц, моно, bitpool 26.

Не блеск, но гораздо лучше, чем CVSD, однако всё ещё неприятно использовать его для общения через интернет, особенно, когда вы используете наушники для общении в игре — звук игры тоже будет передаваться с частотой дискретизации в 16 кГц.

FastStream

Компания CSR решила развить идею переиспользования SBC. Чтобы обойти ограничения протокола SCO и использовать более высокие битрейты, CSR пошли другим путём — внедрили поддержку двустороннего SBC-аудио в стандарт передачи одностороннего аудио A2DP, стандартизировали профили кодирования, и назвали это «FastStream».

FastStream передает в динамики стереозвук 44.1 или 48 кГц с битрейтом в 212 кбит/с, а для передачи аудио с микрофона используется моно, 16 кГц, с битрейтом 72 кбит/с (чуть лучше, чем у mSBC). Такие параметры гораздо лучше подходят для общения в онлайн-играх — звук игры и собеседников будет качественный.

Компания придумала интересный костыль, но из-за того, что он противоречит стандарту A2DP, его поддержка есть только в некоторых трансмиттерах компании (которые работают как USB-аудиокарта, а не Bluetooth-устройство), но поддержки в Bluetooth-стеках он не получил, хотя количество наушников с поддержкой FastStream не такое уж и малое.

На данный момент поддержка FastStream в ОС есть только в виде патча для Linux’ового PulseAudio от разработчика Pali Rohár, который не включён в основную ветку программы.

aptX Low Latency

К большому удивлению, aptX Low Latency тоже поддерживает двунаправленное аудио, реализуя такой же принцип, как у FastStream.
Использовать эту особенность кодека не получится нигде — поддержки декодирования Low Latency нет ни в одной ОС и ни в одном известном мне Bluetooth-стеке.

Bluetooth 5, Classic и Low Energy

Вокруг спецификаций и версий Bluetooth возникла большая путаница из-за наличия двух несовместимых стандартов под одним брендом, оба из которых широко применяются для разных целей.

Существует два разных, не совместимых между собой протокола Bluetooth: Bluetooth Classic и Bluetooth Low Energy (LE, он же Bluetooth Smart). Ещё есть третий протокол, Bluetooth High Speed, но он не распространён, и не используется в бытовых устройствах.

Начиная с Bluetooth 4.0, изменения в спецификации касались преимущественно Bluetooth Low Energy, а Classic-версия получала только незначительные улучшения.

Список изменений между Bluetooth 4.2 и Bluetooth 5:

9.1 NEW FEATURES

Several new features are introduced in the Bluetooth Core Specification 5.0 Release. The major areas of improvement are:
• Slot Availability Mask (SAM)
• 2 Msym/s PHY for LE
• LE Long Range
• High Duty Cycle Non-Connectable Advertising
• LE Advertising Extensions
• LE Channel Selection Algorithm #2
9.1.1 Features Added in CSA5 — Integrated in v5.0
• Higher Output Power

Только одно изменение коснулось Classic-версии в рамках спецификации Bluetooth 5: добавили поддержку технологии Slot Availability Mask (SAM), призванную улучшить разделение радиоэфира. Все остальные изменения затрагивают только Bluetooth LE (и Higher Output Power тоже).

Все аудиоустройства используют только Bluetooth Classic. Наушники и колонки подключить через Bluetooth Low Energy невозможно: не существует стандарта передачи аудио с использованием LE. Стандарт A2DP, применяемый для передачи высококачественного аудио, работает только через Bluetooth Classic, и аналога в LE ему не существует.

Вывод — приобретать аудиоустройства с Bluetooth 5 только из-за новой версии протокола бессмысленно. Bluetooth 4.0/4.1/4.2 в контексте передачи аудио будет работать точно так же.
Если анонс новых наушников упоминает удвоенный радиус работы и уменьшенное энергопотребление благодаря Bluetooth 5, то знайте — они либо сами не разбираются, либо вводят вас в заблуждение. Немудрено, ведь даже производители Bluetooth-чипов в своих анонсах путаются в отличиях новой версии стандарта, а некоторые Bluetooth 5-чипы поддерживают пятую версию только для LE, а для Classic используют 4.2.

Задержка передачи аудио

Величина задержки (запаздывания) аудио зависит от многих факторов: размера буфера в аудиостеке, в Bluetooth-стеке и в самом воспроизводящем беспроводном устройстве, алгоритмической задержки кодека.

Задержка простых кодеков, вроде SBC, aptX и aptX HD, совсем небольшая, и составляет 3-6 мс, чем можно пренебречь, но комплексные кодеки, вроде AAC и LDAC, могут давать ощутимое запаздывание. Алгоритмическая задержка AAC для 44.1 кГц составляет 60 мс. LDAC — около 30 мс (по грубому анализу исходного кода. Могу ошибаться, но не сильно.)

Итоговая задержка сильно зависит от воспроизводящего устройства, его чипсета и буфера. Во время тестов я получил разброс от 150 до 250 мс на разных устройствах (с кодеком SBC). Если предположить, что устройства с поддержкой дополнительных кодеков aptX, AAC и LDAC используют качественные компоненты и маленький размер буфера, то получим следующие типичные задержки:

SBC: 150-250 мс
aptX: 130-180 мс
AAC: 190-240 мс
LDAC: 160-210 мс

Напоминаю: aptX Low Latency не поддерживается в операционных системах, из-за чего меньшую задержку можно получить только связкой трансмиттер+ресивер или трансмиттер+наушники/колонка, причём все устройства должны поддерживать этот кодек.

Проблемы устройств, сертификации и логотипов Bluetooth

Как отличить качественное аудиоустройство от дешёвой поделки? По внешнему виду, прежде всего!

У дешевых китайских наушников, колонок и ресиверов:

  1. Отсутствует слово «Bluetooth» на коробке и устройстве, чаще всего используется «Wireless» и «BT»
  2. Отсутствует логотип Bluetooth на коробке или устройстве
  3. Нет синего мигающего светодиода

Отсутствие этих элементов говорит о том, что устройство не проходило сертификацию, а значит — потенциально проблемное или низкокачественное. Например, наушники фирмы Bluedio не сертифицированы Bluetooth, и не полностью соответствуют спецификации A2DP. Сертификацию они бы не прошли.

Рассмотрим несколько устройств и коробок от них:

Это всё — несертифицированные устройства. В инструкции может быть логотип и название технологии Bluetooth, но самое главное — чтобы они были на коробке и/или самом устройстве.

Если ваши наушники или колонка говорят «Ze bluetooth dewise is connecteda successfulle», это тоже не говорит об их качестве:

Заключение

Способен ли Bluetooth полностью заменить проводные наушники и гарнитуры? Способен, но ценой низкого качества в режиме разговора, увеличенной задержкой передачи звука, которая может раздражать в играх, и множества проприетарных кодеков, требующих лицензионных отчислений и увеличивающих конечную стоимость как смартфонов, так и наушников.

Маркетинг альтернативных кодеков очень сильный: aptX и LDAC представляют в виде долгожданной замены «устаревшего и плохого» SBC, который далеко не так плох, как о нём принято думать.

Как выяснилось, искусственные ограничения Bluetooth-стеков на битрейт SBC можно обойти, так, что SBC не будет уступать aptX HD. Я взял инициативу в свои руки и сделал патч для прошивки LineageOS: Модифицируем Bluetooth-стек для улучшения звука на наушниках без кодеков AAC, aptX и LDAC

Больше информации можно найти на сайтах SoundGuys и SoundExpert.

Бонус: референсный энкодер SBC, информация о битстриме A2DP и тестовые файлы. Этот файл раньше был выложен на сайте Bluetooth публично, но теперь он доступен только для вступивших в Bluetooth SIG.


источники:

http://www.inov3d.net/longer3d-export-lgs30-chitubox/

http://habr.com/ru/post/427997/