УДАРЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ
Ударение — это выделение слога в слове с помощью различных фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона и т.д.). В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:
- 1) силой голоса (при этом нередко происходит удлинение слога): это ударение называется силовым, или динамическим (например, в чешском или в тюркских языках);
- 2) высотой тона (ударный слог выделяется интонационно, например, повышением основного тона): это ударение называется тоновым, или музыкальным (например, в китайском языке); музыкальное ударение может быть даже политоническим, так как ударный слог может иметь разные интонации, например, восходящую или нисходящую (ср. литов, austi‘светать’ и austi ‘мерзнуть’);
- 3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается): это ударение называется долготным, или количественным (например, в новогреческом, индонезийском, яванском языках).
Исследования в области сравнительно-исторического языкознания позволили высказать предположение, что ударение развилось из тона, на основе которого сначала сформировалось тоновое ударение, а затем динамическое.
В русском языке, согласно традиционной точке зрения, все три типа ударения соединяются вместе, так как ударный слог и самый сильный, и самый долгий, и на нем происходит движение тона (сто повышение или понижение). Однако последние данные экспериментальной фонетики не подтверждают этой точки зрения, так как сила ударного слога зависит от нескольких факторов: 1) от качества гласного, находящегося под ударением (в русском языке, например, самым сильным или громким по звучанию является гласный а, а самым слабым или тихим — ы) 2) от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его громкость, например, в слове о-ста-но-ви-ли первые гласные будут значительно громче ударного и, так как оба они являются открытыми и находятся в начале слова. Поэтому русское ударение ближе скорее к количественному (или долготному).
В мире, однако, существуют языки (в частности, палеоазиатские), в которых ударение вообще не отмечено.
Кроме фонетических типов ударения, различаются структурные типы. В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение — это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: молоко, на предпоследнем: ворона, на третьем от конца: овощи и т.д.). Связанное ударение — это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке, например, оно находится на последнем слоге, в польском — на предпоследнем, в чешском — на первом, в лезгинском — на втором).
По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение — это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме, ср., например, ударение в слове вода: ед. ч. им. п. вода, вин. п. воду, мн. ч. им. п. воды и т.д. Неподвижное ударение — это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, ср. ед. ч. им. п. книга, вин. п. книгу, мн. ч. им. п. книги и т.д.; в английском языке, например, ударение неподвижное: место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.
Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе или так называемое побочное ударение (например, четырёхэтажный, пединститут).
В некоторых языках (в частности, в русском, английском) словесное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно обладает способностью вызывать редукцию (т.е. ослабление) гласных в безударных слогах, в связи с чем их звуковые характеристики меняются. В ударных слогах поэтому употребляется значительно больше гласных, чем в безударных (ср., например, ситуацию в русском языке с гласными а и о: если под ударением они различаются, то в безударных слогах не различаются, совпадая после твердых согласных то в звуке [л], то в звуке [ъ]). Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском — редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается, например, в итальянском или грузинском языках.
1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть. 2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог. Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты. 3. Именно ударение может: отличать одно слово от другого; Ср.: а́тлас – атла́с. быть показателем грамматической формы слова. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение. 5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка. 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное. 7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными. Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть. Обычно варианты различаются сферой употребления. Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся). Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными). Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям. Что такое фиксированное ударение в русском языкеУдарение – это выделение одного слога из такта. Слог выделяется релятивной разницей в супрасегментных признаках между отдельными слогами такта. Тип ударенияПо способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на: динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона. Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает. Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным. Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.) В языках с сильным динамическим ударением почти вся сила, выталкиваемой из лёгких струи воздуха, используется для произношения ударного слога. Для безударных слогов не достает силы, они ослабляются и изменяются. Изменение звучания безударных слогов (прежде всего их сонорного центра) называется редукцией. По способу выделения слога из такта в русском языке сильное динамическое ударение: гласные в безударных слогах редуцируются, что приводит к многообразию гласных звуков (аллофонов), в которых реализуется ограниченное количество фонем русского языка. Силе русского ударения сопутствует длительность – подударный слог русского слова не только самый сильный, а также самый долгий. В чешском языке слабое динамическое ударение: гласные в безударных слогах почти не меняются. Например: zá-mek ve-čer вé-чер зá— мок за – мóк Длительность гласных звуков ЧЯ выполняет смысло-различительную функцию и не связана с динамичностью ударения. (т.е. она является свойством сегментных элементов) и не зависит от ударной или безударной позиции.Долгие гласные вдвое длительнее кратких. Длительность гласных звуков РЯ не является самостоятельным свойством сегментных элементов, она сопутствует силе динамического ударения и является его второстепенной характеристикой. Подударные гласные в 2-3 раза дольше безударных. Итак, в РЯ сильное динамическое ударение со значительным квантитативным компонентом. В ЧЯ слабое динамическое ударение без квантитативного компонента. ра –бó-тать мо-ло-кó о-го-рóд rá-na ra-ná pra-co-vat pa-má-tka Место удааренияПо месту выделяемого слога в слове различаются: фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем) свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз. Свободное ударение имеет два подтипа: свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ) свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь). В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли . В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию. Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное. Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение. Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики. Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал . иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др. Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите. Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести . (в ЧЯ это касается почти всех предлогов). Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс. Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) — побочное. Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд. источники: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/633-17_udarenie.html http://is.muni.cz/do/ped/kat/KRus/fonetika/ch04.html |