Что такое ударение какие функции оно выполняет

Ударение

УДАРЕНИЕ

  • Определение
  • Виды ударений
  • Функции ударений

 Определение

Ударение — это выделение голосом одного из слога в слове.

Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным.

А другие слоги являются безударными.

Следует знать, что на письме над ударным слогом используется знак ударения — « ◌́». А в устной речи выделение происходит при помощи усиления голоса или эмоционального окрашивания слова.

А для того, чтобы научиться выделять голосом ударный звук, следует знать, как правильно выделять слоги.

Давайте возьмём слово «папа». Вы можете поставить руку под подбородок, произнести слово. Сколько раз он коснулся руки? Конечно же, два. Значит столько слогов и будет в слове.

С большей силой голоса мы произнесём первый слог «пА-па», а значит он и будет являться ударным!

Виды ударений

Следует различать два вида ударений:

  • Постоянное — вид ударения, при котором ударение остаётся на одном и том же по счёту слоге при изменении формы слова (печАль — печАли, машИна — машИной, собАка — собАки)
  • Подвижное — вид ударения, при котором ударение ставится на другом слоге при изменении формы слова (рукА — рУки, лицО — лИца)

Функции ударений

Для того, чтобы понять для чего так важно научиться правило ставить ударение, следует ознакомиться с их функциями:

  • Смысловая — функция, которая позволяет узнать значение слова, если при перестановке ударение на другой слог может измениться смысл слова. (ужЕ помыл — ручей Уже реки)
  • Произносительная — функция, которая помогает правильно и отдельно от других произносить слова. Эту роль ударение выполняет всегда.

Таким образом, мы с вами ознакомились с такой важной темой «Ударение», выяснили, как ставить ударение правильно, а также узнали много нового и интересного!

Что такое ударение в русском языке?

Ударение — это выде­ле­ние голо­сом одно­го из сло­гов в слове.

Понятие о слоге

Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе, при­чём гово­ря­щий рас­хо­ду­ет воз­дух посте­пен­но, выпус­кая его неболь­ши­ми пор­ци­я­ми изо рта. Убедимся в этом, если про­из­не­сем слова:

При про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на корот­кие зву­ко­вые отрез­ки — сло­ги. Центром сло­га явля­ет­ся глас­ный звук как наи­бо­лее звуч­ный. К нему при­со­еди­ня­ют­ся один или несколь­ко соглас­ных. Так обра­зу­ет­ся слог.

Слова могут состо­ять из одно­го, двух и трёх сло­гов. Если в сло­ве один глас­ный, то он орга­ни­зу­ет с соглас­ны­ми зву­ка­ми одно­слож­ное сло­во:

Два глас­ных зву­ка состав­ля­ют дву­слож­ные сло­ва:

Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют трех­слож­ные слова:

Понятие об ударении

При про­из­но­ше­нии сло­ва глас­ный звук одно­го из сло­гов зву­чит более напря­жён­но, с бо́льшей силой голо­са и дол­го­той по срав­не­нию с дру­ги­ми гласными.

Послушаем, как зву­чат слова:

В сло­ве «домик» глас­ный «о» пер­во­го сло­га явно выде­ля­ет­ся инто­на­ци­ей голо­са. Он про­из­но­сит­ся немно­го силь­нее, гром­че и зву­чит более про­тяж­но, чем вто­рой глас­ный «и». Говорящий как бы уда­ря­ет его неви­ди­мым моло­точ­ком, как по струне музы­каль­но­го инстру­мен­та. Это удар­ный глас­ный в этом слове.

В сло­ве «куз­не­чик» голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный вто­ро­го сло­га, кото­рый так­же явля­ет­ся удар­ным. Он зву­чит отчёт­ли­вее и длин­нее, чем дру­гие глас­ные в этом слове.

Именно один глас­ный звук в каж­дом сло­ве мы про­из­но­сим гром­че и дли­тель­нее, выде­ляя его инто­на­ци­он­но сре­ди дру­гих гласных.

Ударение обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде наклон­ной чер­точ­ки, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой удар­но­го сло­га. В рус­ском язы­ке уда­ре­ние сво­бод­ное. Оно может падать на любой слог сло­ва как пер­вый, так и вто­рой, тре­тий и т.д.:

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчёт­ли­во и не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии. Гласный звук удар­но­го сло­га явля­ет­ся удар­ным глас­ным. Остальные глас­ные зву­ки сло­ва назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми.

Не во всех сло­вах рус­ско­го язы­ка сле­ду­ет ста­вить уда­ре­ние. Учтем, что бук­ва «ё» все­гда обо­зна­ча­ет удар­ный глас­ный в любом сло­ве, поэто­му нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти обо­зна­чать её спе­ци­аль­ным значком:

В одно­слож­ных сло­вах один глас­ный все­гда зву­чит ясно и чётко:

Итак, уда­ре­ние не ставится

  • в сло­вах с бук­вой «ё»;
  • в сло­вах с одним слогом.

Функции ударения

Ударение явля­ет­ся важ­ным фоне­ти­че­ским при­зна­ком сло­ва. Если непра­виль­но поста­вить уда­ре­ние, сло­во поте­ря­ет свой смысл.

Никто не пой­мёт, что такое «ру́ка».

С помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить похо­жие по напи­са­нию сло­ва, име­ю­щие раз­ное значение:

  • а́тлас и атла́с;
  • за́пах и запа́х (хала­та).

Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»

УДАРЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Ударение — это выделение слога в слове с помощью различных фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона и т.д.). В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

  • 1) силой голоса (при этом нередко происходит удлинение слога): это ударение называется силовым, или динамическим (например, в чешском или в тюркских языках);
  • 2) высотой тона (ударный слог выделяется интонационно, например, повышением основного тона): это ударение называется тоновым, или музыкальным (например, в китайском языке); музыкальное ударение может быть даже политоническим, так как ударный слог может иметь разные интонации, например, восходящую или нисходящую (ср. литов, austi‘светать’ и austi ‘мерзнуть’);
  • 3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается): это ударение называется долготным, или количественным (например, в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

Исследования в области сравнительно-исторического языкознания позволили высказать предположение, что ударение развилось из тона, на основе которого сначала сформировалось тоновое ударение, а затем динамическое.

В русском языке, согласно традиционной точке зрения, все три типа ударения соединяются вместе, так как ударный слог и самый сильный, и самый долгий, и на нем происходит движение тона (сто повышение или понижение). Однако последние данные экспериментальной фонетики не подтверждают этой точки зрения, так как сила ударного слога зависит от нескольких факторов: 1) от качества гласного, находящегося под ударением (в русском языке, например, самым сильным или громким по звучанию является гласный а, а самым слабым или тихим — ы) 2) от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его громкость, например, в слове о-ста-но-ви-ли первые гласные будут значительно громче ударного и, так как оба они являются открытыми и находятся в начале слова. Поэтому русское ударение ближе скорее к количественному (или долготному).

В мире, однако, существуют языки (в частности, палеоазиатские), в которых ударение вообще не отмечено.

Кроме фонетических типов ударения, различаются структурные типы. В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение — это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: молоко, на предпоследнем: ворона, на третьем от конца: овощи и т.д.). Связанное ударение — это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке, например, оно находится на последнем слоге, в польском — на предпоследнем, в чешском — на первом, в лезгинском — на втором).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение — это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме, ср., например, ударение в слове вода: ед. ч. им. п. вода, вин. п. воду, мн. ч. им. п. воды и т.д. Неподвижное ударение — это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, ср. ед. ч. им. п. книга, вин. п. книгу, мн. ч. им. п. книги и т.д.; в английском языке, например, ударение неподвижное: место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе или так называемое побочное ударение (например, четырёхэтажный, пединститут).

В некоторых языках (в частности, в русском, английском) словесное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно обладает способностью вызывать редукцию (т.е. ослабление) гласных в безударных слогах, в связи с чем их звуковые характеристики меняются. В ударных слогах поэтому употребляется значительно больше гласных, чем в безударных (ср., например, ситуацию в русском языке с гласными а и о: если под ударением они различаются, то в безударных слогах не различаются, совпадая после твердых согласных то в звуке [л], то в звуке ]). Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском — редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается, например, в итальянском или грузинском языках.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/fonetika/chto-takoe-udarenie.html

http://studme.org/122954/literatura/udarenie_vidy