Что такое ударение какие виды ударения бывают

Ударение

УДАРЕНИЕ

  • Определение
  • Виды ударений
  • Функции ударений

 Определение

Ударение — это выделение голосом одного из слога в слове.

Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным.

А другие слоги являются безударными.

Следует знать, что на письме над ударным слогом используется знак ударения — « ◌́». А в устной речи выделение происходит при помощи усиления голоса или эмоционального окрашивания слова.

А для того, чтобы научиться выделять голосом ударный звук, следует знать, как правильно выделять слоги.

Давайте возьмём слово «папа». Вы можете поставить руку под подбородок, произнести слово. Сколько раз он коснулся руки? Конечно же, два. Значит столько слогов и будет в слове.

С большей силой голоса мы произнесём первый слог «пА-па», а значит он и будет являться ударным!

Виды ударений

Следует различать два вида ударений:

  • Постоянное — вид ударения, при котором ударение остаётся на одном и том же по счёту слоге при изменении формы слова (печАль — печАли, машИна — машИной, собАка — собАки)
  • Подвижное — вид ударения, при котором ударение ставится на другом слоге при изменении формы слова (рукА — рУки, лицО — лИца)

Функции ударений

Для того, чтобы понять для чего так важно научиться правило ставить ударение, следует ознакомиться с их функциями:

  • Смысловая — функция, которая позволяет узнать значение слова, если при перестановке ударение на другой слог может измениться смысл слова. (ужЕ помыл — ручей Уже реки)
  • Произносительная — функция, которая помогает правильно и отдельно от других произносить слова. Эту роль ударение выполняет всегда.

Таким образом, мы с вами ознакомились с такой важной темой «Ударение», выяснили, как ставить ударение правильно, а также узнали много нового и интересного!

Ударяем по слогу правильно

Интересно, что в русском языке ударение в слове может ставиться как на первые слоги, так и на последующие. При этом нет никакой закономерности.

Дерево — ударная первая позиция, налево — вторая, хорошо — третья.

У некоторых слов очень сложно определить ударный слог, например: щАвель или щавЕль.

Что-что, а есть слова, где вообще от ударения зависит значение всего слова, например: мОшка (насекомое) и мошкА (целая туча насекомых).

Что такое ударение

Под ударением в слове рассматривают интонационное выделение слога с повышением силы и тона голоса.

Ударным может быть не только слог, но и целое слово в предложении.

Ударение слова в предложении подчёркивает значимость слова для правильного понимания фразы слушающими.

Аналогично ударным может быть целый кусок в тексте. Это необходимо, чтобы акцентировать особое внимание на какой-то мысли.

Если мы хотим сделать ударным слог, слово или часть текста, то мы произносим это место более чётко, добавляем голосу силы и немного протягиваем звучание.

Ударение необходимо для того, чтобы сделать высказывание выразительнее.

Виды ударений

Ударения могут быть логическими и словесными.

Логическое ударение

Логическое ударение ставится для понимания важности слова или словосочетания в предложении. Зачастую именно ударностью слова мы показываем, что хочет сказать автор в данном предложении.

Сравним два выражения:

  1. Я знаю, что могу сделать много ХОРОШЕГО для тебя.
  2. Я знаю, ЧТО могу сделать для тебя.

В первом случае акцент ставится на «хорошего», а во втором предложении — на «что».

От ударной позиции «что» становится понятно: или мы знаем о чём-то, или мы знаем, что именно можем для тебя сделать.

Словесное ударение

Этот вид (или тип) ударения показывает ударность определённого места внутри слова.

Если ударение будет поставлено не верно, то даже весь смысл слова может быть утрачен: зАмок и замОк.

Слоги, на которые падает ударение, называются ударными, остальные — безударные.

Сложность ударения

Русский язык предлагает нормы постановки ударения. И эти нормы разнятся с постановкой ударения в других языках.

Например, в английском, французском и ряде других ударение фиксированное на определенном слоге.

Наш язык ушёл далеко вперёд. И у нас с ударностью дела обстоят по-другому.

Чаще всего мы просто запоминаем на каком-то интуитивно-подсознательном уровне, где нужно ударять, а где нет.

Есть три языковые особенности постановки ударения:

  1. Оно может иметь влияние на морфологические признаки, например, существительного. Сравним: «нОги» и «ногИ». Это и им.падеж множественного числа и род.падеж единственного числа. Одно звучание — разные формы слова.
  2. Ударение в слове может быть двойным. Второе — не основное. Такой случай мы встречаем в сложных существительных, образованных из двух основ двух простых слов: мАлоимУщий.
  3. Ударение может меняться в зависимости от развития и совершенствования языка в целом. Например, сто лет назад Пушкин в слове «музыка» ударение ставил на второй слог. И это было в те времена распространённым явлением: «музЫка уж греметь устала».

Но прошли многие годы, и сейчас норма русского языка велит ставить нам ударение в этом слове на первом слоге «мУзыка».

Письменная и устная речь

Казалось бы, в устной речи мы научились ставить ударение правильно, а в письменной нет надобности ставить ударение.

Но когда мы пишем какие-то строки, мы можем даже не догадываться, что при чтении акцент может упасть даже на те слоги, где обычно слышится безударная позиция.

Например, предлог «по» состоит из одного слога и не является вообще ударным. В сочетании со словами, например: по дорОге, по понедЕльникам и т.п. мы не слышим силы голоса на предлоге.

А вот если мы напишем фразу «По полю бегал храбрый мужик», то при чтении мы на каком-то подсознательном уровне ударяем по предлогу «по». И это правильно, так как при переходе в устную речь предлог и существительное, следующее за ним, становятся единой конструкцией, где ударная позиция отводится как раз на предлог «по».

Ударение при подготовке к ЕГЭ

В тестовых заданиях на ЕГЭ даются упражнения, где требуется определить ударную позицию в слове. Иногда эти задания оказываются самыми сложными для выпускников.

Поэтому перед сдачей экзамена нужно больше читать вслух. Любые тексты, прочитанные вслух помогут запомнить правильность ударных позиций.

Начинаю составлять списки со словами, в которых чаще всего ударение ставится неправильно.

УДАРЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Ударение — это выделение слога в слове с помощью различных фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона и т.д.). В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

  • 1) силой голоса (при этом нередко происходит удлинение слога): это ударение называется силовым, или динамическим (например, в чешском или в тюркских языках);
  • 2) высотой тона (ударный слог выделяется интонационно, например, повышением основного тона): это ударение называется тоновым, или музыкальным (например, в китайском языке); музыкальное ударение может быть даже политоническим, так как ударный слог может иметь разные интонации, например, восходящую или нисходящую (ср. литов, austi‘светать’ и austi ‘мерзнуть’);
  • 3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается): это ударение называется долготным, или количественным (например, в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

Исследования в области сравнительно-исторического языкознания позволили высказать предположение, что ударение развилось из тона, на основе которого сначала сформировалось тоновое ударение, а затем динамическое.

В русском языке, согласно традиционной точке зрения, все три типа ударения соединяются вместе, так как ударный слог и самый сильный, и самый долгий, и на нем происходит движение тона (сто повышение или понижение). Однако последние данные экспериментальной фонетики не подтверждают этой точки зрения, так как сила ударного слога зависит от нескольких факторов: 1) от качества гласного, находящегося под ударением (в русском языке, например, самым сильным или громким по звучанию является гласный а, а самым слабым или тихим — ы) 2) от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его громкость, например, в слове о-ста-но-ви-ли первые гласные будут значительно громче ударного и, так как оба они являются открытыми и находятся в начале слова. Поэтому русское ударение ближе скорее к количественному (или долготному).

В мире, однако, существуют языки (в частности, палеоазиатские), в которых ударение вообще не отмечено.

Кроме фонетических типов ударения, различаются структурные типы. В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение — это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: молоко, на предпоследнем: ворона, на третьем от конца: овощи и т.д.). Связанное ударение — это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке, например, оно находится на последнем слоге, в польском — на предпоследнем, в чешском — на первом, в лезгинском — на втором).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение — это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме, ср., например, ударение в слове вода: ед. ч. им. п. вода, вин. п. воду, мн. ч. им. п. воды и т.д. Неподвижное ударение — это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, ср. ед. ч. им. п. книга, вин. п. книгу, мн. ч. им. п. книги и т.д.; в английском языке, например, ударение неподвижное: место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе или так называемое побочное ударение (например, четырёхэтажный, пединститут).

В некоторых языках (в частности, в русском, английском) словесное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно обладает способностью вызывать редукцию (т.е. ослабление) гласных в безударных слогах, в связи с чем их звуковые характеристики меняются. В ударных слогах поэтому употребляется значительно больше гласных, чем в безударных (ср., например, ситуацию в русском языке с гласными а и о: если под ударением они различаются, то в безударных слогах не различаются, совпадая после твердых согласных то в звуке [л], то в звуке ]). Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском — редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается, например, в итальянском или грузинском языках.


источники:

http://logoprav.ru/russkij-yazyk/udarenie-slova

http://studme.org/122954/literatura/udarenie_vidy