Что такое ударение определение для 1 класса

Что такое ударение в русском языке?

Ударение — это выде­ле­ние голо­сом одно­го из сло­гов в слове.

Понятие о слоге

Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе, при­чём гово­ря­щий рас­хо­ду­ет воз­дух посте­пен­но, выпус­кая его неболь­ши­ми пор­ци­я­ми изо рта. Убедимся в этом, если про­из­не­сем слова:

При про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на корот­кие зву­ко­вые отрез­ки — сло­ги. Центром сло­га явля­ет­ся глас­ный звук как наи­бо­лее звуч­ный. К нему при­со­еди­ня­ют­ся один или несколь­ко соглас­ных. Так обра­зу­ет­ся слог.

Слова могут состо­ять из одно­го, двух и трёх сло­гов. Если в сло­ве один глас­ный, то он орга­ни­зу­ет с соглас­ны­ми зву­ка­ми одно­слож­ное сло­во:

Два глас­ных зву­ка состав­ля­ют дву­слож­ные сло­ва:

Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют трех­слож­ные слова:

Понятие об ударении

При про­из­но­ше­нии сло­ва глас­ный звук одно­го из сло­гов зву­чит более напря­жён­но, с бо́льшей силой голо­са и дол­го­той по срав­не­нию с дру­ги­ми гласными.

Послушаем, как зву­чат слова:

В сло­ве «домик» глас­ный «о» пер­во­го сло­га явно выде­ля­ет­ся инто­на­ци­ей голо­са. Он про­из­но­сит­ся немно­го силь­нее, гром­че и зву­чит более про­тяж­но, чем вто­рой глас­ный «и». Говорящий как бы уда­ря­ет его неви­ди­мым моло­точ­ком, как по струне музы­каль­но­го инстру­мен­та. Это удар­ный глас­ный в этом слове.

В сло­ве «куз­не­чик» голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный вто­ро­го сло­га, кото­рый так­же явля­ет­ся удар­ным. Он зву­чит отчёт­ли­вее и длин­нее, чем дру­гие глас­ные в этом слове.

Именно один глас­ный звук в каж­дом сло­ве мы про­из­но­сим гром­че и дли­тель­нее, выде­ляя его инто­на­ци­он­но сре­ди дру­гих гласных.

Ударение обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде наклон­ной чер­точ­ки, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой удар­но­го сло­га. В рус­ском язы­ке уда­ре­ние сво­бод­ное. Оно может падать на любой слог сло­ва как пер­вый, так и вто­рой, тре­тий и т.д.:

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчёт­ли­во и не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии. Гласный звук удар­но­го сло­га явля­ет­ся удар­ным глас­ным. Остальные глас­ные зву­ки сло­ва назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми.

Не во всех сло­вах рус­ско­го язы­ка сле­ду­ет ста­вить уда­ре­ние. Учтем, что бук­ва «ё» все­гда обо­зна­ча­ет удар­ный глас­ный в любом сло­ве, поэто­му нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти обо­зна­чать её спе­ци­аль­ным значком:

В одно­слож­ных сло­вах один глас­ный все­гда зву­чит ясно и чётко:

Итак, уда­ре­ние не ставится

  • в сло­вах с бук­вой «ё»;
  • в сло­вах с одним слогом.

Функции ударения

Ударение явля­ет­ся важ­ным фоне­ти­че­ским при­зна­ком сло­ва. Если непра­виль­но поста­вить уда­ре­ние, сло­во поте­ря­ет свой смысл.

Никто не пой­мёт, что такое «ру́ка».

С помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить похо­жие по напи­са­нию сло­ва, име­ю­щие раз­ное значение:

  • а́тлас и атла́с;
  • за́пах и запа́х (хала­та).

Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект интерактивного урока по

«Русскому языку» для «1» класса

Тема: Ударение и перенос слов

  1. Вспомните, что такое ударение и перенос слова.
  2. Научитесь ставить ударение и переносить слова по слогам.
  3. Сможете сами составлять слова из слогов, исправлять ошибки.

Основные термины и понятия:

  1. Буква – это знак азбуки, который мы называем, читаем и пишем.
  2. Звук – это буква, которую мы слышим и произносим.
  3. Слог – это часть слова с одним гласным звуком, которую мы поизносим на одном дыхательном толчке.
  4. Ударение – силовое выделение слога голосом.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.

Ударный слог, ударный слог –

Он назван так недаром.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит!

Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?

А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!

Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?

Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?

Давайте повторим ещё раз!

Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.

Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.

Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».

Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.

Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?

Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.

Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.

Но и у переноса слов есть свои секреты.

= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.

= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.

А теперь давайте потренируемся!

В каком слове правильно стоит ударение?

Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.

Что такое ударение 1 класс определение

Что такое ударение в русском языке?

Ударение — это выде­ле­ние голо­сом одно­го из сло­гов в слове.

Понятие о слоге

Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе, при­чём гово­ря­щий рас­хо­ду­ет воз­дух посте­пен­но, выпус­кая его неболь­ши­ми пор­ци­я­ми изо рта. Убедимся в этом, если про­из­не­сем слова:

При про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на корот­кие зву­ко­вые отрез­ки — сло­ги. Центром сло­га явля­ет­ся глас­ный звук как наи­бо­лее звуч­ный. К нему при­со­еди­ня­ют­ся один или несколь­ко соглас­ных. Так обра­зу­ет­ся слог.

Слова могут состо­ять из одно­го, двух и трёх сло­гов. Если в сло­ве один глас­ный, то он орга­ни­зу­ет с соглас­ны­ми зву­ка­ми одно­слож­ное сло­во:

Два глас­ных зву­ка состав­ля­ют дву­слож­ные сло­ва:

Три глас­ных зву­ка обра­зу­ют трех­слож­ные слова:

Понятие об ударении

При про­из­но­ше­нии сло­ва глас­ный звук одно­го из сло­гов зву­чит более напря­жён­но, с бо́льшей силой голо­са и дол­го­той по срав­не­нию с дру­ги­ми гласными.

Послушаем, как зву­чат слова:

В сло­ве «домик» глас­ный «о» пер­во­го сло­га явно выде­ля­ет­ся инто­на­ци­ей голо­са. Он про­из­но­сит­ся немно­го силь­нее, гром­че и зву­чит более про­тяж­но, чем вто­рой глас­ный «и». Говорящий как бы уда­ря­ет его неви­ди­мым моло­точ­ком, как по струне музы­каль­но­го инстру­мен­та. Это удар­ный глас­ный в этом слове.

В сло­ве «куз­не­чик» голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный вто­ро­го сло­га, кото­рый так­же явля­ет­ся удар­ным. Он зву­чит отчёт­ли­вее и длин­нее, чем дру­гие глас­ные в этом слове.

Именно один глас­ный звук в каж­дом сло­ве мы про­из­но­сим гром­че и дли­тель­нее, выде­ляя его инто­на­ци­он­но сре­ди дру­гих гласных.

Ударение обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком в виде наклон­ной чер­точ­ки, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой удар­но­го сло­га. В рус­ском язы­ке уда­ре­ние сво­бод­ное. Оно может падать на любой слог сло­ва как пер­вый, так и вто­рой, тре­тий и т.д.:

Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчёт­ли­во и не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии. Гласный звук удар­но­го сло­га явля­ет­ся удар­ным глас­ным. Остальные глас­ные зву­ки сло­ва назы­ва­ют­ся без­удар­ны­ми.

Не во всех сло­вах рус­ско­го язы­ка сле­ду­ет ста­вить уда­ре­ние. Учтем, что бук­ва «ё» все­гда обо­зна­ча­ет удар­ный глас­ный в любом сло­ве, поэто­му нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти обо­зна­чать её спе­ци­аль­ным значком:

В одно­слож­ных сло­вах один глас­ный все­гда зву­чит ясно и чётко:

Итак, уда­ре­ние не ставится

  • в сло­вах с бук­вой «ё»;
  • в сло­вах с одним слогом.

Функции ударения

Ударение явля­ет­ся важ­ным фоне­ти­че­ским при­зна­ком сло­ва. Если непра­виль­но поста­вить уда­ре­ние, сло­во поте­ря­ет свой смысл.

Никто не пой­мёт, что такое «ру́ка».

С помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить похо­жие по напи­са­нию сло­ва, име­ю­щие раз­ное значение:

  • а́тлас и атла́с;
  • за́пах и запа́х (хала­та).

Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект интерактивного урока по

«Русскому языку» для «1» класса

Тема: Ударение и перенос слов

  1. Вспомните, что такое ударение и перенос слова.
  2. Научитесь ставить ударение и переносить слова по слогам.
  3. Сможете сами составлять слова из слогов, исправлять ошибки.

Основные термины и понятия:

  1. Буква – это знак азбуки, который мы называем, читаем и пишем.
  2. Звук – это буква, которую мы слышим и произносим.
  3. Слог – это часть слова с одним гласным звуком, которую мы поизносим на одном дыхательном толчке.
  4. Ударение – силовое выделение слога голосом.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.

Ударный слог, ударный слог –

Он назван так недаром.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит!

Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?

А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!

Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?

Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?

Давайте повторим ещё раз!

Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.

Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.

Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».

Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.

Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?

Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.

Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.

Но и у переноса слов есть свои секреты.

= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.

= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.

А теперь давайте потренируемся!

В каком слове правильно стоит ударение?

Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.

Урок по русскому языку по теме: «Что такое ударение» (1 класс)

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Что такое ударение.doc

Урок русского языка в начальной школе, класс 1.

Учитель высшей категории МБОУ Гимназии №2 Юсина Марина Викторовна.

Методологической основой нового образовательного процесса младшего школьника является системно-деятельностный подход. В связи с этим обучение должно быть выстроено двусторонне:

обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;

обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

В УМК «Перспектива» большое внимание уделяется коммуникативно-речевой, познавательной, исследовательской деятельности младшего школьника. Особенность курса — целостный взгляд на язык , который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения. В этой связи, язык рассматривается как важнейшее средство общения, познания и воздействия, как особая знаковая система, где в качестве знака выступает не звук или буква, а слово в единстве его значения и звучания. Изучение слова проводится в коммуникативно-речевых ситуациях, что значительно повышает интерес к языку и речи, способствует осознанному изучению грамматики и орфографии. Новый комплексный подход к изучению языка развивает функциональную грамотность учащихся, повышает уровень их общей культуры и творческой активности, учит детей общаться и лучше понимать друг друга.

Данный урок ориентирован на развитие метапредметных действий младшего школьника средствами учебного предмета «Русский язык». Ведущий метод – исследовательский. Организации процесса познания через исследование позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире.

На данном уроке у учащихся формируются исследовательские действия:

умение видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; обобщать и делать выводы.

Методические рекомендации учителю:

В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром — особым качеством звуков, составляющих слог. Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается. В школьной практике данный приём наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!».

Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нём знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:

Произношу слово, выделяя ударный слог.

Называю ударный слог.

Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма.

Цели урока по содержанию:

— создать условия для отработки умения составлять модели слов с постановкой ударения в слове, различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове.

— создать условия для развития метапредметных действий (целеполагания, планирования, самооценки, рефлексии).

— создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Технологическая карта урока

— открыть смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; — показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении с людьми; — развивать устную речь детей при составлении предложений.

Основное содержание темы

-Ударные и безударные слоги. Ударение ставится на гласный звук. — В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударным может быть любой.

— Роль ударения в различении смысла слов. От ударения зависит значение слова. — Если в слове один слог, то ударение не ставится.

— Правильное произношение слов (постановка ударения)

Предметные умения, УУД научатся определять понятия «Ударный слог»,

Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные УУД: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, в совместной деятельности приходить к общему решению

— основы безопасного поведения;

— игропрактическое занятие – наблюдение;

— карточки со словами

— молоточки и бубен

актуализация субъектного опыта учащихся;

создание положительной эмоциональной обстановки в классе;

развитие познавательного интереса к изучаемой теме;

постановка учебной цели;

формирование первичных навыков планирования деятельности.

Всем — всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, Не мешай учиться!

Сегодня у нас необычный урок русского языка, а урок — исследование. Давайте вспомним, чему мы учились на занятиях по исследовательской деятельности?

— Верно, учились быть исследователями. Что необходимо исследователям?

Дети: Быть наблюдательными и внимательными; уметь обобщать и делать выводы; умение сотрудничать и др.

— Ч то такое исследование?

— Дети: поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного.

— У кого возникло желание начать исследование?

Целеполагание через постановку п роблемной ситуации.

— Внимание! ( Учитель ударяет в бубен) — Что вы услышали? (Звук) — Почему бубен зазвучал? (Был удар по нему) — Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек?

(Учитель ударяет деревянными ложками сильнее — слабее) — Дети: нет. Сначала громко, потом тихо. — А почему? От чего зависит сила звука? ( От силы удара).

— А почему я об этом заговорила на уроке русского языка? — Прочитайте предложения про себя. Кто может прочитать вслух?

На доске: Нам дороги дороги. Стрелки глядят на стрелки. — Что заметили? — Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Определите тему? Дети: т ема нашего урока: « Что такое ударение» . — Какую поставим цель? (Узнать всё про ударение). Мы также продолжим обучаться исследовательским умениям.

— Продолжим наше исследование?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения нового материала.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1.Постановка учебной задачи —

открытие ударного слога методом самонаблюдения

2.Постановка учебной задачи –

определение ударного слога в словах (на основе определения и сравнения количества слогов).


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3712/conspect/

http://cooksy.ru/articles/chto-takoe-udarenie-1-klass-opredelenie/