Что такое ударение в русском языке?
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.
Понятие о слоге
Каждое слово произносится на выдохе, причём говорящий расходует воздух постепенно, выпуская его небольшими порциями изо рта. Убедимся в этом, если произнесем слова:
При произношении слова́ делятся на короткие звуковые отрезки — слоги. Центром слога является гласный звук как наиболее звучный. К нему присоединяются один или несколько согласных. Так образуется слог.
Слова могут состоять из одного, двух и трёх слогов. Если в слове один гласный, то он организует с согласными звуками односложное слово:
Два гласных звука составляют двусложные слова:
Три гласных звука образуют трехсложные слова:
Понятие об ударении
При произношении слова гласный звук одного из слогов звучит более напряжённо, с бо́льшей силой голоса и долготой по сравнению с другими гласными.
Послушаем, как звучат слова:
В слове «домик» гласный «о» первого слога явно выделяется интонацией голоса. Он произносится немного сильнее, громче и звучит более протяжно, чем второй гласный «и». Говорящий как бы ударяет его невидимым молоточком, как по струне музыкального инструмента. Это ударный гласный в этом слове.
В слове «кузнечик» голосом выделяется гласный второго слога, который также является ударным. Он звучит отчётливее и длиннее, чем другие гласные в этом слове.
Именно один гласный звук в каждом слове мы произносим громче и длительнее, выделяя его интонационно среди других гласных.
Ударение обозначается специальным значком в виде наклонной черточки, которая ставится над гласной буквой ударного слога. В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог слова как первый, так и второй, третий и т.д.:
Под ударением гласные звуки звучат отчётливо и не доставят затруднений в написании. Гласный звук ударного слога является ударным гласным. Остальные гласные звуки слова называются безударными.
Не во всех словах русского языка следует ставить ударение. Учтем, что буква «ё» всегда обозначает ударный гласный в любом слове, поэтому нет никакой необходимости обозначать её специальным значком:
В односложных словах один гласный всегда звучит ясно и чётко:
Итак, ударение не ставится
- в словах с буквой «ё»;
- в словах с одним слогом.
Функции ударения
Ударение является важным фонетическим признаком слова. Если неправильно поставить ударение, слово потеряет свой смысл.
Никто не поймёт, что такое «ру́ка».
С помощью ударения можно различить похожие по написанию слова, имеющие разное значение:
- а́тлас и атла́с;
- за́пах и запа́х (халата).
Видеоурок «Слоги и ударение (1 класс)»
Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение»
Полынцева Ирина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ СШ № 31, г. Сургут, ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Полынцева И.Н. Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение» // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 21.01.2022).
Класс: 1
Тема: Ударение.
Тип урока: открытие нового знания
Цель:формирование умения верно определять ударный слог
-знать, что такое «ударение»;
-выделять ударный слог в слове;
-определить зависимость смысла слова от ударения.
-формирование умения делать выводы.
Методы и приемы: беседа, создание ситуации успеха и занимательности, метод проб и ошибок, рефлексия.
Средства обучения: учебник, наглядный материал.
Структура урока:
Организационный момент (готовимся к работе на уроке)
Актуализация знаний (вспоминаем, как правильно делить слова на слоги с помощью игры «Рассели зверят по домикам»)
Постановка темы и цели урока (тема определяется учащимися после прослушивания рассказа об ударении, в котором обозначается его важность, учащиеся догадываются, что мы будем исследовать на уроке ударение)
Минутка чистописания (Работа над каллиграфией, прописывание строчной у)
Открытие нового знания (Учащиеся пытаются сформулировать, что такое ударение, затем обращаются к учебнику для определения достоверности мыслей)
Закрепление изученного (Учащиеся тренируются в постановке ударения, в ходе работы продолжают исследовать секреты ударения)
Физминутка (Повтор упражнений с ролика)
Закрепление изученного (Учащиеся тренируются в постановке ударения, в ходе работы продолжают исследовать секреты ударения)
Речевые зарядки (Определение значения слов, определение загаданного слова)
Рефлексия, подведение итогов (Анализ деятельности, выявление затруднений)
Виды речевой деятельности:
Аудирование (прослушивание рассказа об ударении)
Чтение (Чтение правила, слов и предложений)
Говорение (Размышления в ходе работы)
Письмо (Запись слов и предложений)
Ход урока
Организационный момент
Проверяют готовность к уроку и правильную посадку при письме.
Актуализация знаний
-Ребята, давайте вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (учились делить слова на слоги).
-Как нам правильно разделить на слоги, какие способы мы знаем? Каждый способ отрабатывается на примере. (хлопками, простукиванием ладошками по столу, поднести руку к подбородку и начать произносить слоги).
-Какое правило вы выучили дома? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
-Давайте потренируемся в делении слов на слоги. (Каждый ребенок делит удобным для него способом).
Игра «Рассели зверят по домикам» (Приложение 1)
Постановка темы и целей урока
Послушайте внимательно сказку и определите тему нашего урока.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замóк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, а возник Зáмок. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением (Приложение 2)
— Кто может назвать тему нашего урока?
— Сегодня мы с вами будем исследовать ударение.
— Узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Выясним, в каких словах не ставится ударение. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
— С какой буквы начинается слово ударение? (у)
— Давайте повторим, как пишется строчная буква у.
— А теперь красиво напишем слово ударение
-Назовет гласные и согласные буквы — ударение
— Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)
— Сколько в нём слогов? ( 5 )
— Как проверить сколько в слове слогов? (Ск. в слове гласных, столько и слогов)
— А теперь разделите слово на слоги для переноса. (уда-ре-ние)
Открытие нового знания
-Ребята, ачто такое ударение?
-Давайте проверим, верно ли мы мыслим. Откроем учебник на странице 67 и прочитаем правило в рамочке.
Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой.
— Давайте хором повторим правило.
— Кто запомнил, что такое ударение? (Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.)
— Какой слог ударный, а какой безударный? (Слог, кот. произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог), наз-ся безударными)
Закрепление изученного
-Давайте потренируемся ставить ударение. Произнесите слова, выделяя голосом ударение, для этого можно позвать слово или спросить его. Например позовем слово «ноты» — ноооты, ударный гласный О.Спросим: вОлосы?- ударный гласный О.
Слова: воробей, работа, земля, синица.
-А сейчас давайте придумаем слова, поделим их на слоги, определим ударный слог и гласный ударный звук обозначим знаком ударения. Подумайте и запишите в тетради.
-Ребята, что может случиться, если в слове гвОздИки поставить ударение на другую букву? (Изменит значение)
— У ударения есть свои секреты.
Иногда ударение меняет значение слова (Приложение 3).
Измените в каждом слове ударение так, чтобы получилось новое слово (Приложение 4).
Речевая зарядка(определение значения слов)
-А теперь давайте запишем предложения и в выделенных словах поставим ударение.
На костре варилась вкусная уха. У зайца есть два длинных уха.
Мы видели в парке много белок.Очень полезен яичный белок.
— Прочитайте стихотворение и скажите в каких словах не поставлен знак ударения?
Гриб растёт среди дорожки,
Голова натонкой ножке
Знак ударения не ставится над словом из одного слога и над буквойё — это следующий секрет ударения.
— Я предлагаю вам слова. В каждом слове спряталось животное или птица. Найди их и напишите эти слова. Надо ли в этих словах ставить ударение? Почему?
Телевизор,коньки, листок, мужчина, ракета, чертеж, стрижка.
Рефлексия, подведение итогов (Приложение 5)
-Что такое ударение? (Выделение в слове голосом одного из слогов). Какую роль выполняет ударение? (Важную. Иногда ударение изменяет значение слова.). В каких словах не ставится ударение? (Над словом из одного слога или над буквой ё).
-Какие у вас были трудности на уроке? Как справиться с этими трудностями? Что вам понравилось, что у вас получалось хорошо?
-Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлик карандашом на полях в тетради.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект интерактивного урока по
«Русскому языку» для «1» класса
Тема: Ударение и перенос слов
- Вспомните, что такое ударение и перенос слова.
- Научитесь ставить ударение и переносить слова по слогам.
- Сможете сами составлять слова из слогов, исправлять ошибки.
Основные термины и понятия:
- Буква – это знак азбуки, который мы называем, читаем и пишем.
- Звук – это буква, которую мы слышим и произносим.
- Слог – это часть слова с одним гласным звуком, которую мы поизносим на одном дыхательном толчке.
- Ударение – силовое выделение слога голосом.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром.
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?
А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!
Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?
Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?
Давайте повторим ещё раз!
Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.
Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».
Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.
Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?
Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.
Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.
Но и у переноса слов есть свои секреты.
= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.
= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.
А теперь давайте потренируемся!
В каком слове правильно стоит ударение?
Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.
http://kssovushka.ru/zhurnal/15/1539-urok-russkogo-yazyka-v-1-klasse-po-teme-udarenie/
http://resh.edu.ru/subject/lesson/3712/conspect/