Что умеют гласные звуки что зависит от ударения

Гласные звуки в русском языке

Речь человека состоит из звуков, из них составляются слова. Образуются они при помощи артикуляции – работы органов речи. Как результат – возникают звуковые вибрации. Деление звуков на гласные и согласные основано на различиях места и способа образования звука.

Как образуются гласные звуки

«Звуки голоса польются, их читаем, как поем.

Буквы гласными зовутся, в каждом слове их найдем.»

Гласные звуки в русском языке образуются, когда струя воздуха на выдохе свободно проходит через гортань, в которой расположены голосовые связки. Когда они напряжены, воздух вызывает их движение, дрожание. Так образуется звук, который мы слышим. В составе гласного звука присутствует голос (отсюда и название – «гласные», то есть созданные голосом). Поэтому их можно тянуть, петь:
— а-а-а-а-а-а;
— у-у-у-у-у-у.

Почему они различаются? Образование звуков [и], [ы], [о], [у] и других зависит от положения языка и губ во время артикуляции.

Чтобы произнести звуки [о] и [у], нужно вытянуть вперед губы. Поэтому эти звуки называют лабиализованными, огубленными. Кроме того, гласные звуки в зависимости от положения языка во время выдоха и образования звука делятся на:

  • звуки переднего ряда (язык находится в передней части) – [и], [е];
  • звуки заднего ряда (язык убран в заднюю часть ротовой полости) – [о], [у];
  • звуки среднего ряда (язык занимает промежуточное положение) – [а], [ы].

Вторая характеристика – подъем: высокий, средний либо низкий подъем языка во время произнесения звука:

  • язык максимально поднят к нёбу – звуки [и], [ы], [у];
  • среднее положение языка – звуки [э], [о];
  • нижнее – [а].

Гласные буквы и звуки – чем они отличаются

«Их нетрудно перечесть

Ты запомни: звуков – шесть».

В русском алфавите 10 гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. А гласных звуков?

В русском языке гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [э], [и], [ы], однако они выполняют очень важную роль в образовании слогов – именно благодаря им можно разделить речевой поток на фразы-слова-слоги. Слог – самая маленькая фонетическая единица, она характеризуется слитностью входящих в него звуков: сочетание звуков, произносимых на одном выдохе воздуха: [ма]-[ма].

Почему букв – 10, а звуков всего – 6? Буквы е, ё, ю, я на письме обозначают сочетание звуков: мягкого согласного [й] и гласного звука. В результате все гласные буквы и звуки можно представить в виде таблицы:

Таблица «Гласные звуки и буквы в русском языке»

БуквыАЕЁИОУЫЭЮЯ
Гласные звукиАЭОИОУЫЭУА
Согласные звукиЙЙЙЙ

Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные звуки, а какие – сочетания звуков.

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я

Для чего такие сложности? И зачем гласному звуку такой друг – согласный звук [й]?

Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука: [дом], [дым], [дача], [кот], [рыба]. Здесь все просто – буква и звук соответствуют друг другу.

Гласные буквы е, ё, ю, я – нужны для того, чтобы на письме обозначить мягкость предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без смягчения согласных р, м, л слова произносились бы так: [рэка], [мот], [лубоф], [мач].

Гласные звуки позволяют им стать мягче:
река — [р’ э к а];
мёд — [м’ о т];
любовь — [л’ у б о ф’];
мяч — [м’ а ч’].

Если же эти буквы попадают в начало слова — у них тут же появляется «друг» — мягкий согласный й. В этих случаях буквы е, ё, ю, я образуют с ним пару

енот — [й’ э н о т],

ёлка — [й’ о л к а],

яблоко — [й’ а б л о к о].

То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ

вьюга — [в й’ у г а],

Особняком стоит буква и – ее назначение – обозначать мягкость предыдущего согласного звука: [к’иска], [м’иска], [л’иса]. В ударной позиции букве и соответствует звук [и]. Однако в разговоре звук [и] слышится и в таких словах:
— этажерка;
— часы;
— бегемот.

То есть – в безударных слогах буквы разные: э, а, е, а звук один – [и].

Памятка «Гласные звуки и буквы»

Видео «Гласные буквы и звуки»

Кто ударил гласный?

Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:

  • ударные звуки произносятся более четко;
  • безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.

Об этом выше было сказано: звук [и] может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните:
молоко – [м а л а к о];
серпантин – [с’ и р п а н т’и н];
вездеход – [в’ и з д’ и х о т].

Случилась странная история – в слове молоко звук [а] обозначен буквой о в безударных слогах, а звук [и] на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит:
молочник – [м а л о ч’ н’ и к].

В слове молочник под ударением остался звук [о], без ударения мы слышим [а]:

молоко – молочный ([м а л а к о]- [м а л о ч’ н’ и к]).

Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:

Чтобы проверить правильность написания безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы он оказался под ударением: в лесу – лес, травяной – травка.

Подводим итоги

Подводя итоги, нужно вспомнить главное:

  • Гласные звуки образуются благодаря тому, что воздух, не встречая на пути преград, беспрепятственно проходит через гортань на выдохе.
  • В русском языке 10 гласных букв и только 6 – звуков.
  • Гласные первого ряда – а, о, у, э, ы – обозначают твердость предыдущего согласного.
  • Буквы е, ё, ю, я нужны для обозначения на письме мягких согласных и двойных звуков – [йэ], [йо], [йу], [йа].
  • Гласные бывают ударными и безударными. Ударные всегда пишутся, как слышатся, безударные иногда могут звучать иначе, чем отображаются на письме – их написание нужно проверять, поставив в ударный слог, либо запомнить.
  • Те слова, которые нельзя проверить ударением, например, корова, молоко, собака, воробей, герой и другие, называют словарными, и написание их лучше запомнить, а в случае затруднения обратиться к словарю.

Гласные звуки певучи и музыкальны, это основа слога.

Конспект по обучению грамоте » Что умеют гласные звуки»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок 15 Тема: Что умеют гласные звуки ? Графическое обозначение гласных звуков. Написание элемента «большая прямая наклонная линия»

Школа имени Н.Г Иванова

Учитель Абен Айнагул Жараскызы.

1.1.7.1 Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями

1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений

1.3.4.1 Передавать информацию из прослушанных/прочитанных текстов при помощи рисунка, схемы, знаков с помощью учителя

1.7 Высказывание оценочного суждения

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова

2.1 Использование видов чтения

3.4 Изложение содержания прослушанного/прочитанного материала

Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки.

Устанавливать количество слогов и их порядок, протяжно произносить каждый слог.

Определять количество слогов в слове.

Рассуждать о необходимости соблюдать правила поведения в театре.

Работать в группе: задавать друг другу вопросы, отвечать на вопросы товарищей, выслушивать и оценивать ответ товарища.

Большинство уч-ся смогут:

Выделять слоги и гласные звуки в словах.

Работать по схемам- моделями слов: соотносить слово, называющее предмет,со слого-звуковой моделью.

Соотносить количесто гласных в слове с количеством слогов.

Некоторые уч-ся смогут:

Доказывать, что сколько в слове гласных, столько и слогов.

Участвовать в инсценировке, рассказывать стихи и информацию о театре наизусть.

Трехъязычие: спектакль, спектакль, play

Основные термины и словосочетания:

Речь и неречевые звуки, гласные и согласные звуки. слоги.

Используемый язык для диалога/ письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

А вы хотели бы стать артистами?

Какие театры вы знаете?

Материал прошедших уроков

речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов. Звуки речевые и неречевые, гласные и согласные.

Создание положительного эмоционального настроя.

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

Как лисички….. (мышки, солдаты, старушки).

Там есть сцена и кулисы,

И актеры и актрисы,

Есть афиша и антракт,

И конечно же, премьера!

Догадались вы наверно…. (это театр)

Это необычная , сказочная страна, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери.

А знаете ли вы, кто живет в этой стране? (куклы, сказочные герои, артисты).

-А вы хотели бы стать артистами?

-У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

-раз, два, три- повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра! Вы сможете сейчас сыграть любую роль.

(К) Игра «У зеркала» Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Детям предлагается нахмуриться, как:

Б)ребенок, у которого отняли игрушку,

В) человек, скрывающий улыбку.

2) улыбнуться, как :

А) вежливый японец

В ) собака своему хозяину

Б) мать младенцу

Г) младенец матери.

Е) кот на солнце

А) пчела на цветок.

Б) наказанный Буратино

В) обиженная собака.

Г) обезьяна, изображавшая вас.

Д) наездник на лошади.

Попробуйте определить тему урока и его цели.

Сегодня на уроке будем определять речевые звуки на схемах

Повторение изученного материала.

-Ребята, что такое звук? ( Звук – это то , что мы слышим и произносим)

Какие бывают звуки? (речевые и неречевые , гл. , согл.

-Расскажите о гласных звуках.

(К) Игра «Поймай звук» учащиеся должны хлопнуть в ладоши, услышав звук: а,о, к, т, у, п, р, и.

-Как отличить гл. зв. от согласного звука?

Работа над новой темой. Работа по учебнику.

(И, К) Задание №1 Подбери слова к схеме. Найдите лишнее слово в строке.

( Слова: сыр- лиса, рыба- лук, жук- белка. Лишние слова – лиса, рыба, белка. Они не подходят к схеме.)

-Какие звуки закрашены красным?

-Чтобы гласные согласные не путались, мы будем в схемах обозначать гласные звуки красным квадратиком.

Работа с правилом.

(К, И) задание №2 учитель предлагает ученикам найти в словах гласные звуки, разделить слова на слоги. Дети выкладывают схемы на партах с помощью карточек — фонем.

( П) Объясни другу это правило:

Сколько в слове гласных- столько и слогов.

Это знает каждый из учеников!

(Э, Г) Упражнение в делении на слоги и определении количества гласных в слогах.

Каждой группе предлагается несколько слов для эксперимента. Дети должны проверить правильность правила. Слова: сцена, ширма, артисты, касса афиша, представление , зал, занавес, гримеры. Проверив, ученики в каждой группе выбирают выступающего, который рассказывает об эксперименте и делает вывод.

Набор карточек фонем

Я на скрипочке играю, Ти-ли-ли ти-ли-ли

Скачут зайки на лужайке,

А теперь на барабане
Бум-бум- бум. Бум- бум- бум.

В страхе зайки разбежались по кустам.

Работа в прописи.

Задание № 1 раскрашивание сюжетной картинки.

Задание № 2 Повторение написания элемента «большая прямая наклонная линия»

Работа по учебнику.

-Знаете, что такое театр? Какие вы знаете театры?

Подготовленные ученики рассказывают о театре.

Театр – это не только место, где происходят представления. Это особый вид искусства, как музыка, живопись. Слово театр произошло от греческого слова тэатрон- место для зрелищ.

Театр зародился очень давно. Он сильно изменился, но всегда занимал и занимает особое место в жизни людей. Какую радость испытываешь, когда занавес медленно открывает сцену и перед вами возникает особая жизнь.

Артисты увлекают своей игрой, и ты невольно начинаешь переживать вместе с героями спектакля их радости и печали и будто сам становишься участником событий. А дома еще долго думаешь о том, что увидел.

-Когда вы были маленькими, то любили играть в куклы?

-А есть такой театр, где взрослые люди играют в куклы.

-Кто был в таком театре и знает, как он называется?

(Г) Задание № 3 Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике и объяснить почему театр называется кукольный. Дети подбирают к схемам слова о театре. Делят их на слоги. ( театр, маска, артист, сцена )

А знаете, театр кукол зародился много веков назад. Бродячие кукольники ходили из города в город, из страны в страну и давали представления.

Они высмеивали плохие черты человеческого характера: лень, зло, зазнайство, невежество. Самой любимой народной куклой был Петрушка .

Петрушка – балаганная кукла.

Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера с простым сценическим оформлением.

Игра « Раз-два- три, свое имя назови.

-Здравствуй, это я – Петрушка. Давайте познакомимся , я скажу: «раз-два- три, свое имя назови» вы негромко произнесите свои имена, тогда я узнаю, кто вы.

-Раз-два- три, свое имя назови.

-Вот и познакомились

-На представление пришло много сказочных героев.

(К,И) Задание № 4 Догадайтесь, кто ждет встречи с тобой на представлении.

Имя сказочного героя начинается с гласного звука.Чем он занимается? Дети разыгрывают сценку о нем.

(Г,К) Задание № 5 Повторени правил поведения в театре.

-Итак, мы на представлении, но как нужно вести себя в театре?

1. В классе куплены билеты,

Нарядно зрители одеты.

Культурно иди по залу ,

Не опоздай к началу.

Проходя на свое место,

К людям повернись лицом,

И скажи: «Прошу прощения»

Будешь просто молодцом.

Нужно сесть и не болтать

На спектакле детям.

И артистам не мешать,

И своим соседям.

Вот спектакль позади.

Сразу к выходу идти,

Не сказав «Спасибо»

После спектакля немножко

Актерам похлопай в ладошки.

Сломя голову бежать

В гардероб не надо,

В очередь там нужно стать-

Уж такой порядок.

-Какие еще правила вы добавите?

А сейчас на представление в кукольный театр нас приглашают наши одноклассники.

А) –Федул! Что губы надул?

-Один воротник остался

Б) –Я медведя поймал!

-Так веди его сюда.

-Да он меня не пускает

-принято благодарить артистов аплодисментами.

Трехъязычие: Спектакль, спектакль, play

Пальчиковая гимнастика Шарик.

(Сначала пальцы сложены в замок. Начинают их медленно разводить)

Надуваем быстро шарик.(кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут).

Вдруг шар лопнул, воздух вышел. (смыкают вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли отталкиваем тучки.

Работа в прописи.

Задание № 3 Тестовые задания.

Поставить знак V около изображения тех предметов, названия которых начинаются с гласного звука.

2. Обведи нарисованные предметы, названия которых начинаются с гласного звука.

3. Обозначь цветом гласные звуки в схемах слов.

Пропись иллюстрации как в прописи.

Понравилась вам играть в театр?

Что вас поразило?

Что было интересно?

Что было трудно?

О чем расскажете дома?

Отите сами играть в спектаклях?

Наш урок подошел к концу. В театре перерыв называется антракт.

В антракте все идут в буфет или просто отдыхают. Я приглашаю вас тоже отдохнуть.

Гласные звуки

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],
  • безударными: вода́ [а], суда́к [у], лесо́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й’олка], Яна [й’ана], енот [й’инот];
  2. после гласного: заяц [зай’иц], баян [бай’ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч’й’и], подъём [падй’ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й’и], е → [й’и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Схема 3. Правила для йотированных гласных.

В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я → [а], ю → [у], е → [э] или [и], ё → [о].
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-obucheniyu-gramote-chto-umeyut-glasnie-zvuki-2252462.html

http://phoneticonline.ru/glasnye.html