Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни сказуемое

Главные члены предложения
план-конспект по русскому языку на тему

Главные члены предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_obobobshchenie_po_teme_glavnye_chleny_predlozheniya_8_klass.docx35.71 КБ
obobshchenie_temy_glavnye_chleny_predlozheniya_8_klass_prezentatsiya.pptx69.9 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.

  1. Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
  2. Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
  3. Развивать умения, применяя полученные знания на практике.
  4. Развивать навыки работы по тестам
  5. Развивать речь учащихся.

Проверяем глазами готовность к уроку, на столе лежит учебник, тетрадь, ручка, дневник.

Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать то, что изучали на предыдущих уроках .

Сначала выполняем орфографическую разминку. Перед вами слова, в которых на месте пропуска нужно вставить букву и определить, какому правилу подчиняются эти слова.

Раз_езд, об_ём, в_ётся, б_ются, ш_ют, п_ют, раз_единить, пред_юбилейный.

— Давайте, вспомним, что такое орфограмма? ( Это трудное место в слове, где можно ошибиться. Чтобы не ошибиться, нужно применить правило )

— Скажите, какое правило можно применить ко всем этим правилам? ( Правописание разделительного ъ и ь знаков )

— Когда пишется в словах мягкий разделительный знак, когда в словах пишется твёрдый разделительный знак?

Молодцы, вы хорошо, без ошибок справились с орфографической разминкой, а теперь займёмся синтаксической пятиминуткой.

В н_ч_ном небе загорелись бл_стящие звёздоч_ки.

— Объясните орфограммы в словах.

— Подчеркните главные члены предложения.

— Скажите, чем выражены главные члены предложения.

Ⅳ. Объявление темы урока

-Итак, тема нашего урока “Главные члены предложения. Повторение и обобщение”.

Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальное школы, ввёл М.В. Ломоносов.

Подлежащее — значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое — называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”.

— Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из словосочетаний )

— Как узнать сколько словосочетаний в предложении? (Д ля этого нужно мысленно выбросить подлежащее и сказуемое, предлоги, союзы и посчитать оставшиеся слова, сколько слов, столько и словосочетаний ).

— Итак, сколько словосочетаний в данном предложении? ( 3 )

— Назовите их. ( Блестящие звёздочки, загорелись на небе, в ночном небе )

Ⅴ. Работа по теме урока.

— А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой.

Давайте вспомним, какие слова в предложении называются подлежащим?

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

  1. Солнце светит всем.
  2. Мы никогда не ссоримся.
  3. Двенадцать делится на шесть.
  4. Взрослые иногда не понимают детей.
  5. Вошедший привлёк всеобщее внимание.
  6. Курить — здоровью вредить.
  7. Очевидно не значит верно.
  8. Вдали послышалось ку-ку.
  9. Прошло несколько дней
  1. Солнце — существительное.
  2. Мы — местоимение.
  3. Двенадцать — числительное.
  4. Взрослые — прилагательные.
  5. Вошедший — причастие.
  6. Курить — неопределённая форма глагола.
  7. Очевидно — наречие.
  8. Ку-ку — междометие.
  9. Несколько дней — словосочетание.

— Итак, какой вывод делаем:

В роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие .

— А теперь следующее задание.

Найдите верное утверждение:

  1. В предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое;
  2. Подлежащее может выражаться только существительными и местоимениями;
  3. Подлежащее может выражаться всеми частями речи;
  4. Между подлежащим и сказуемым всегда ставится тире;
  5. Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием.

— Правильный ответ — 2.

— Переходим к следующему заданию. Это занимательная лингвистика.

— Найдите четвёртое “лишнее”.

  1. В клетке соловей перестал петь.
  2. Оксана любит рисовать.
  3. Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября.
  4. Мы будем рады видеть вас у себя.

— Проверяем. ( Третье предложение “лишнее”. В этом предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени )

— Давайте вспомним, чем отличается простое глагольное сказуемое от составного. А поможет нам в этом таблица.

Составное глагольное сказуемое.

( Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова: глагола или краткого прилагательного, которые выражают значение начала, конца, продолжительности действия, его желаемости или возможности и неопределённой формы глагола, который выражает лексическое значение ).

— А теперь найдите предложение, где есть составное глагольное сказуемое.

  1. Второклассники будут изучать английский язык.
  2. Он пустился бежать наперегонки.
  3. Путь был нелёгким.
  4. Она вам расскажет правду.

( правильный ответ под цифрой 2 )

Следующее задание. Запишите предложение, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.

  1. Реки рвут на себе ледяные оковы.
  2. Это был её новый костюм.
  3. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
  4. Вечером мы будем заливать каток.
  5. Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
  6. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
  7. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
  8. Я намерен был ехать сегодня же.
  9. Варя была с заплаканными глазами.

Ответ (сказуемое выделено жирным шрифтом):

  1. Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое)
  2. Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое)
  3. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое)
  4. Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени)
  5. Облако представлялось то косолапым медведем , то гривастым львом . (Составное именное сказуемое)
  6. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей . (Составное именное сказуемое)
  7. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое)
  8. Варя была с заплаканными глазами . (Составное именное сказуемое)

— Следующее задание. Найдите предложение, где между подлежащим и сказуемым надо поставить тире.

  1. Жить народу служить.
  2. Сердце не камень.
  3. Жизнь прожить не поле перейти.
  4. Азбука к мудрости ступенька.

( Тире нужно поставить в 1 и 4 предложении ).

— Молодец, приступаем к следующему заданию. Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражено словосочетанием.

  1. Глупый осудит, умный рассудит.
  2. И тридцать витязей прекрасных, чредой из вод выходят ясных.
  3. От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
  4. Звёзды этой нескончаемой ночи стали блекнуть и исчезать.

( Правильный ответ — тринадцать витязей во втором предложении )

— Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

  1. Рябина красавица наших лесов.
  2. Дважды два четыре.
  3. Мороженное вот моё любимое лакомство.
  4. Курить здоровью вредить.
  5. Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
  6. Она девушка с характером.
  7. Бедность не порок.

( Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях ).

Итог урока.
— Что повторяли сегодня на уроке? ( Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое ).
— Какие виды сказуемого вы знаете? ( Простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое ).

Д/З: Тест 17 Е.М.Сергеева Учебно-методический комплект “Тест по русскому языку 8 кл.”. к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык 8 класс” издательства Просвещение.

Юный Натуралист 1970-05, страница 23

Давно прилетели скворцы, давно распевают над полями звонкие жаворонки, а в лесу стараются перекричать друг друга неугомонные дрозды. Но кого-то как будто не хватает вокруг. Конечно, нет ласточек. Еще не присаживались на провода около окна черно-синие касатки с длинным хвостом-вилочкой, еще не показывались веселые стайки ласточек-береговушек у крутого песчаного обрыва, еще не кружили в высоком небе городские ласточки-воронки. Но подожди немного, потерпи до первых зеленых стрелочек на черемухе и загляни к реке или к озеру. И ты обязательно увидишь над самой поверхностью воды быстрые стайки проворных птиц.

Широко раскинутые крылья кажутся издали неподвижными, а ласточка-касатка уже проскользнула мимо тебя, на ходу показав черную головку, черные крылья, черную спинку и черный хвост. Вот птиЧка задержалась на мгновенье около мостков, резко повернулась, и ты успел разглядеть, что снизу эта ласточка почти вся белая. Неугомонная летунья еще раз промелькнула мимо, потом быстро взмыла вверх, ( и на фоне белых облаков ты заметил хво-стик-вилочку этой птицы. Наша новая знакомая — деревенская ласточка, или, как ее еще называют, касатка.

Пожалуй, нет ни одной птицы, которая умела бы так искусно летать. Вот она несется вдоль дороги, несется быстро, и кажется, сейчас ударится о телегу, стоящую около дома, но птица на долю секунды как бы остановилась в воздухе и, словно «перепрыгнув» через препятствие, понеслась дальше. У следующего дома ласточка резко развернулась и на этот раз пронеслась над повозкой — и вот она уже около гнезда.

В гнезде верещат птенцы, а птица отвечает им призывным голоском: «вит-вит, вит-вит». Птенцы накормлены, и ласточка снова отправляется в путь, исследует проулки, лужайки около домов, долго вьется вокруг лошади, бредущей вдоль ручья, ло-

Главные члены предложения

Тема. “Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”

Тема. “Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”

Цели. 1.Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения

1.Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
2.Обработать умение находить сказуемое (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
3.Развивать умение применяя полученные знания на практике.
4.Развивать навыки работы по текстам.
5.Развивать речь учащихся.

Солнце светит всем. Мы никогда не ссоримся

Солнце светит всем.
Мы никогда не ссоримся.
Двенадцать делится на шесть.
Взрослые иногда не понимают детей.
Вошедший привлёк к себе всеобщее внимание.
Курить — здоровью вредить.
Очевидно не значит верно.
Вдали послышалось ку-ку.
Прошло несколько дней.

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно является.

Солнце — существительное. Мы — местоимение

Солнце — существительное.
Мы — местоимение.
Двенадцать — числительное.
Взрослые — прилагательное.
Вошедший — причастие.
Курить — неопределённая форма глагола.
Очевидно — наречие.
Ку-ку — междометие.
Несколько дней — словосочетание.

Найдите верное утверждение. В предложении должны быть обязательно подлежащее и сказуемое

Найдите верное утверждение.

В предложении должны быть обязательно подлежащее и сказуемое.
Подлежащее может выражаться только существительным или местоимением.
Подлежащее может выражаться всеми частями речи.
Между подлежащим и сказуемым всегда ставятся тире.
Подлежащее и сказуемое является словосочетанием.

Проверим Подлежащее может выражаться всеми частями речи

Подлежащее может выражаться всеми частями речи.

Найдите “четвёртое лишнее”. В клетке соловей перестал петь

Найдите “четвёртое лишнее”.

В клетке соловей перестал петь.
Оксана любит рисовать.
Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября.
Мы будем рады видеть всех у себя.

Проверим В клетке соловей перестал петь

В клетке соловей перестал петь. (Составное глагольное сказуемое)
Оксана любит рисовать. (Составное глагольное сказуемое)
Первоклассники будут выступать на торжественной линейке первого сентября. (Простое глагольное сказуемое)
Мы будем рады видеть всех у себя. (Составное глагольное сказуемое)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое.

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

что делать?
что сделать?

Найти предложение, где есть глагольное сказуемое

Найти предложение, где есть глагольное сказуемое.

Второклассники будут изучать английский язык.
Он пустился бежать наперегонки.
Путь был нелёгким.
Она вам расскажет правду.

Проверим Он пустился бежать наперегонки

Он пустился бежать наперегонки. (Составное глагольное сказуемое)

Запишите предложения, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого

Запишите предложения, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.

Реки рвут на себе ледяные оковы.
Это был её новый костюм.
Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
Вечером мы будем заливать каток.
Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
Я намерен был ехать сегодня же.
Варя была с заплаканными глазами.

Сверим Реки рвут на себе ледяные оковы

Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое.)
Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое.)
Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое.)
Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени.)
Облако представлялось то косолапым медведем, то гривистым львом. (Составное именное сказуемое.)
Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое.)
Брату очень хотелось поехать в летний оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое.)
Я намерен был ехать сегодня же.(Составное глагольное сказуемое.)
Варя была с заплаканными глазами. (Составное именное сказуемое.)

Найдите предложения, где между подлежащим и сказуемом надо поставить тире

Найдите предложения, где между подлежащим и сказуемом надо поставить тире.

Жить народу служить.
Сердце не камень.
Жизнь прожить не поле перейти.
Азбука к мудрости ступенька.

Сверим Жить — народу служить Азбука — к мудрости ступенька

Жить — народу служить

Азбука — к мудрости ступенька.

Запишите предложения, расставьте, где нужно, знаки препинания

Запишите предложения, расставьте, где нужно, знаки препинания.

Рябина красавица наших лесов.
Дважды два четыре.
Мороженное вот моё любимое лакомство.
Курить здоровью вредить.
Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
Она девушка с характером.
Бедность не порок.

Проверим Рябина — красавица наших лесов

Рябина — красавица наших лесов.
Дважды два — четыре.
Мороженное — вот моё любимое лакомство.
Курить — здоровью вредить.


источники:

http://zhurnalko.net/=detskie/junyj-naturalist/1970-05—num23

http://znanio.ru/media/glavnye-chleny-predlozheniya-2623391