Деепричастие это суффикс или окончание

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

    суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

    суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

    суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

    Суффиксы деепричастий

    Суффиксы дее­при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида.

    Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем, какие суф­фик­сы дее­при­ча­стий участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии этой осо­бой гла­голь­ной формы.

    В рус­ском язы­ке гла­го­лы с помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы при­ча­стия и дее­при­ча­стия. Вспомним, что такое дее­при­ча­стие в грам­ма­ти­ке рус­ско­го языка.

    Деепричастия несовершенного и совершенного вида

    Деепричастие может обо­зна­чать доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с основ­ным дей­стви­ем, обо­зна­чен­ным глаголом.

    Гуляя по пар­ку, я наблю­дал за пти­ца­ми и белками.

    Я одно­вре­мен­но гулял и наблюдал.

    Слово «гуляя» обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что делая? Это дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида, как и глагол-сказуемое в пред­ло­же­нии (что делал? наблю­дал).

    Деепричастие может обо­зна­чать доба­воч­но дей­ствие, кото­рое пред­ше­ству­ет основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым.

    Достав клю­чи, мать вста­ви­ла их в замок и откры­ла дверь дома.

    Мать сна­ча­ла доста­ла клю­чи, а затем вста­ви­ла их в замок и откры­ла дверь.

    Слово «достав» обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лав? Это дее­при­ча­стие совер­шен­но­го вида, как и гла­го­лы (что сде­ла­ла? вста­ви­ла и откры­ла).

    Деепричастия обла­да­ют посто­ян­ным гла­голь­ным при­зна­ком вида.

    Несовершенного вида

    Совершенного вида

    Деепричастия
    Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное действиеОбозначают закон­чен­ное доба­воч­ное действие
    Отвечают на вопрос что делая?Отвечают на вопрос что сде­лав?
    Образуются:
    осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
    Образуются:
    осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
    Примеры
    слу­ша я , дума я , реша япро­слу­ша в , замах­ну вши сь, испек ши

    Видовые фор­мы дее­при­ча­стий обра­зу­ют­ся с помо­щью осо­бых суф­фик­сов. Рассмотрим суф­фик­сы дее­при­ча­стий несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида.

    Суффиксы дее­при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
    Деепричастия

    (Что делая? Что сделав?)

    -а/-яв дее­при­ча­сти­ях несо­вер­шен­но­го видаубе­гая, чув­ствуя, ста­ра­ясь, изде­ва­ясь, прижимаясь
    -в/-вши/-шив дее­при­ча­сти­ях совер­шен­но­го видасде­лав, уви­дев, попы­тав­шись, поин­те­ре­со­вав­шись, обра­до­вав­шись, раз­ба­вив­ши, испёк­ши, бросивши

    Суффиксы деепричастий несовершенного вида

    Суффикс -а/-я обра­зу­ет дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида от осно­вы гла­го­ла насто­я­ще­го времени:

    • то делать?) думать — они дума­ют — дума я ;
    • (что делать?) дышать — они дышат — дыш а .

    Суффикс участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии дее­при­ча­стий от осно­вы гла­го­ла на шипящий:

    • гро­хо­тать — гро­хоч ут — гро­хо ч а;
    • мур­лы­кать — мур­лыч ут — мур­лы ч а;
    • при­над­ле­жать — при­над­леж ат — при­над­ле ж а;
    • дер­жать — держ ат — дер ж а.

    Если про­из­во­дя­щий гла­гол име­ет суф­фикс -ва-, то дее­при­ча­стие обра­зу­ет­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной формы:

    • созре ва ть — созре­ва я ;
    • раз­ви ва ть — раз­ви­ва я ;
    • узна ва ть — узна­ва я .

    Не все гла­го­лы обра­зу­ют дее­при­ча­стия несо­вер­шен­но­го вида:

    1. одно­слож­ные гла­го­лы с осно­вой на

    2. одно­слож­ные гла­го­лы с осно­вой на

    3. гла­го­лы с конеч­ным соче­та­ни­ем -чь

    4. гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-

    5. гла­го­лы с осно­вой на шипящий

    • пахать — они па ш ут
    • резать — они ре ж ут
    • вязать — они вя ж у т .

    Суффиксы деепричастий совершенного вида

    Деепричастия совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ши­лось до основ­но­го дей­ствия, обо­зна­чен­но­го глаголом-сказуемым.

    Зашумев лист­вой под поры­ва­ми нале­тев­ше­го вет­ра, зака­ча­лись тополя.

    Тополя сна­ча­ла зашу­ме­ли, а потом закачались.

    Суффиксы -в-, -вши-, -ши- обра­зу­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида от осно­вы неопре­де­лён­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) или про­шед­ше­го времени.

    Суффикс -в- участ­ву­ет в оформ­ле­нии дее­при­ча­стия, обра­зо­ван­но­го от осно­вы гла­го­ла на гласный:

    • запе­ре ть — запер е в
    • посея ть — посе я в
    • ука­за ть — указ а в
    • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­вид е в .

    Суффикс -ши- обра­зу­ет дее­при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей­ся на согласный:

    • про­лез ть — про­лез ши
    • испечь — испёк ши
    • про­течь — про­тёк ши .

    Суффикс -вши- обра­зу­ет фор­му дее­при­ча­стия от основ воз­врат­ных глаголов:

    • оста­но­ви ться — оста­но­ви вши сь
    • заду­ма ться — заду­ма вши сь
    • испу­га ться — испу­га вши сь.

    Некоторые гла­го­лы обра­зу­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида от осно­вы буду­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фикс -а/-я:

    • уве­сти — (что сде­ла­ют?) уве­дут — увед я ;
    • нахму­рить — (что сде­ла­ют?) нахмур ят — нахмур я (бро­ви);
    • встре­тить­ся — (что сде­ла­ют?) встрет ят ся — встрет я сь.

    Суффиксы деепричастий

    Средняя оценка: 3.9

    Всего получено оценок: 287.

    Средняя оценка: 3.9

    Всего получено оценок: 287.

    Среди часто используемых, но плохо узнаваемых частей речи почетное место занимает деепричастие. Одни лингвисты считают их самостоятельной частью речи, другие – особой формой глагола. Как бы то ни было, отличать деепричастия полезно, ведь они всегда (за редкими исключениями) выделяются на письме запятыми.

    Как отличить деепричастие?

    На самом деле отличить деепричастие от другой части речи нетрудно. Оно отвечает на необычные вопросы «Что делая? Что сделав?», не изменяется и имеет суффиксы, не похожие ни на какие другие. Вот примеры деепричастий: играя (что делая? суффикс –я), получив (что сделав? суффикс –в). Многие отличают деепричастия именно по суффиксам.

    Суффиксы деепричастий настоящего времени

    Деепричастия бывают совершенного вида прошедшего времени и несовершенного вида настоящего времени.

    Напомним, что у глаголов не одна, а две основы, которые могут совпадать или не совпадать; от основы инфинитива образуется прошедшее время (в том числе деепричастия прошедшего времени), а от основы настоящего времени – настоящее (и деепричастия настоящего времени тоже).

    Деепричастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса –а или –я.

    Чтобы найти основу настоящего времени, отбросим окончание: чита-ю, основа чита-. Затем прибавим суффикс -я и получим деепричастие читая несовершенного вида.

    Суффиксы деепричастий прошедшего времени

    Деепричастия совершенного вида прошедшего времени образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов –в, -вши, -ши.

    От инфинитива (неопределенной формы) глагола мы отбрасываем окончание –ть, получаем основу инфинитива и прибавляем к ней нужный суффикс: суффикс –в, если это обычный глагол с основой на гласную; -вши, если это возвратный глагол с основой на гласную; -ши в возвратных глаголах с основой на согласную.

    С древних времен сохранилось в языке слово «будучи» – единственное деепричастие, которое образуется с помощью суффикса –чи.

    Примеры

    Предлагаем вам таблицу суффиксов деепричастий с примерами.

    Настоящее время

    Прошедшее время

    Что мы узнали?

    Деепричастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов –а, -я; деепричастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов –в, -вши, -ши.


    источники:

    http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/deeprichastie/suffiksy-deeprichastiy.html

    http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/suffiksy-deeprichastiy-tablica.html