Мини-проекты по русскому языку к уроку в 6 классе по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»
Исследование лексики сказок А.С. Пушкина. Выявление роли деепричастий в текстах сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty_uchenicheskie.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Между тем росла, росла.
На девичник собираясь ,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним.
Она, чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла и шла
И на терем набрела.
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая ,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая ,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился…
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору…
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла…
«Месяц, месяц, мой дружок,
Ты встаешь во тьме глубокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Ожила. Глядит вокруг
И, качаясь над цепями,
«Как же долго я спала!»
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
Злая мачеха, вскочив ,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Сотворив – совершив какое-то действие.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору…
Привздохнув – вздохнув неглубоко.
И, качаясь над цепями,
«Как же долго я спала!»
В сказке автор использует 21 деепричастие. 11 деепричастий дорисовывают действия героев, 10 – помогают более полно передать их душевное состояние. 2 деепричастия (вскочив, разбив) одновременно уточняют внешние действия и внутреннее состояние героев.
Таким образом, деепричастия помогают ярко и живописно изобразить героев сказки, показать их душевное состояние.
Тема урока: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (144 МБ)
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
- развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина “Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина. Слайд №3.
— Ребята, расскажите, какие факты жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина вам известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, “Песни о Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
— Дайте определение “сказки”, расскажите, какие они бывают, из чего состоят.
— Составьте цитатный план.
- “Царь с царицею простился..”
- “Царь женился на другой..”
- “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
- “А царевна все ж милее..”
- “Вот Чернавка в лес пошла..”
2. Разгадывание кроссворда.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
— Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.
— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.
— Ребята, а с какой сказкой Александра Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом уроке?
— Докажите, что это произведение – сказка.
1. Слайд №7.
— Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина? И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
— С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов “Царь с царицею простился. ” до слов “И к обедне умерла”.
— Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она “ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”. Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду молвить, молодица. ” до слов “Гордо в зеркальце глядясь”.
— Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).
— Объясните лексическое значение слова “ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее. ” Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)
— Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”, раскрывают самые разные значения слова “ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и весела).
3. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма, капризна.
- Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
- Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.
— А какие общие черты их соединяют?
— Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?
— Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
— Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов “Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За невестой молодой”.
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к царице?
— Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.109 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов “И царевна очутилась. ” до слов “И тихонько улеглась”.
— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку. ”.
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали. ”. Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, “румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка по ролям от слов “Братья милую девицу полюбили. ” до слов “Стали жить да поживать”.
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма данной сказки.
8. Просмотр мультфильма до Елисея.
— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
— Обобщите образы в синквейне о царице и о царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов “За невестою своей. ” до слов “Или след её заметил”;
— от слов “Тёмной ночки Елисей. ” до слов “Не печалься же, прощай”;
— от слов “Елисей, не унывая. ” до слов “В том гробу твоя невеста”,
Ответить на вопросы стр.126 -128.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою. ”. Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:
Выпишите 12 предложений с деепричастными оборотами из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
Русский язык | 5 — 9 классы
Выпишите 12 предложений с деепричастными оборотами из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Свет мой, зеркальце!
Скажи Да всю правду доложи ; (свет мой, зеркальце — обращение) Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.
(царица — обращение) Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
(мерзкое стекло — обращение)Не губи меня, девица!
(девица — обращение) Девица, Знаешь : всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нельзя, так бога ради Помири нас как — нибудь : Одному женою будь.
(девица — обращение) Удачи!
Пересказ — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях?
Пересказ — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
2 вопросительных предложения из текста сказка о мертвой царевне и семи богатырях?
2 вопросительных предложения из текста сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
5 предложений с обращениями из сказки»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
5 предложений с обращениями из сказки»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Почему Пушкин назвал сказку о мертвой царевне и семи богатырях, ведь царевна не умерла?
Почему Пушкин назвал сказку о мертвой царевне и семи богатырях, ведь царевна не умерла.
Найдите из сказки о мертвой царевны и о семи богатырях все обращения?
Найдите из сказки о мертвой царевны и о семи богатырях все обращения.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях найдите 3 больших предложения с оброшением?
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях найдите 3 больших предложения с оброшением.
Как называл Пушкин царицу — мачеху и царевну в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Как называл Пушкин царицу — мачеху и царевну в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Предложение с вводным словом в Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?
Предложение с вводным словом в Сказке о мертвой царевне и семи богатырях?
Выпишите из Сказки»О мертвой царевне и семи богатырях»предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым?
Выпишите из Сказки»О мертвой царевне и семи богатырях»предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения с вводными словами в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
Предложения с вводными словами в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
На этой странице находится вопрос Выпишите 12 предложений с деепричастными оборотами из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
http://urok.1sept.ru/articles/657976
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/6855660_vypisite-12-predlozenij-s-deepricastnymi-oborotami/