Действительные причастия настоящего времени гласные в суффиксах причастий настоящего времени

Орфограммы. № 50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

№ 50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правило, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени зависят от спряжения глаголов, от которых образованы причастия.

· Если глаголы I спряжения, то суффиксы -УЩ,-ЮЩ.

· Если глаголы II спряжения, то суффиксы -АЩ,-ЯЩ.

Подсказка.

Как видим, само правило лёгкое. Трудность заключается в том, как определить спряжение.

Рассмотрим конкретный пример.

Мастер, кле…щий обои.

· Задаём опрос: что делающий?

· Подбираем глагол. Что делать- клеить, глагол на —ИТЬ, это 2 спряжение.

· Делаем вывод: клеЯЩий.

Вспомним, как определить спряжение глаголов.

· Если окончание глагола безударное, то ставим его в инфинитив.

· Все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ) –это II спряжение.

В их окончаниях пишем -И.-, А.-Я.

· Все остальные глаголы – это I спряжение, кроме исключений:

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть.

· Если окончание ударное, то ставим глагол в личные формы и по ним определяем спряжение:

летЕть – ты летИшь, они летЯт. Это II спряжение.

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Щебеч…щий.

Щебечущий.

Щебетать – глагол на -АТЬ, это I спряжение.

Суффикс причастия – УЩ.

Пример № 2.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Стел…щий.

Стелющий.

Стелить – это исключение, I спряжение.

Суффикс причастия – УЩ.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение правописания орфограммы.

Сто…щий.

Строящий.

Строить – это II спряжение. Суффикс причастия – ЯЩ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Выбор гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие.

Если действительные причастия настоящего времени образованы от глаголов I спряжения, то в суффиксах таких причастий пишутся гласные -у, -ю:

  • ла ющ ий ← лаять — I спр.
  • стел ющ ий ← стелить — искл. I спр.;
  • рев ущ ий ← реветь— I спр..

Если действительные причастия настоящего времени образованы от глаголов II спряжения, то в суффиксах таких причастий пишутся гласные -а, -я:

  • пил ящ ий ← пилить — II спр.;
  • ненавид ящ ий ← ненавидеть — искл. II спр.;
  • дыш ащ ий ← дышать искл. II cпр.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Конспект урока русского языка. Тема: «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени»

Тема урока: «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цель уроков: ознакомление со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. Работа по развитию речи : предупреждение ошибок в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок. Повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов, окончаний прилагательных, причастий; переходность глаголов.

Методы и формы обучения : проблемный метод, деятельностно – практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, телефон учителя

Учебник : Русский язык 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Просвещение» 2015г.

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня прекрасная погода, надеюсь, что ваше настроение такое же прекрасное. У нас сегодня гости, мы поприветствуем гостей и приступим к работе. Я хочу, чтобы вы были на уроке активными, внимательными, любознательными, творческими, уважали мнение одноклассников.

— А что ждете от урока вы? (ответы детей)

Итак, улыбнувшись друг другу, мы начинаем наш урок. Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

А сейчас давайте поиграем в игру « Веришь или не веришь?»

2. Актуализация знаний

Игра « Веришь или не веришь?

1. Верите ли вы, что причастие обозначает признак действия? (нет)

2. Верите ли вы, что причастие содержит признаки прилагательного ?(да)

3. Верите ли вы, что причастия не образованы от глагола? (нет)

4. Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?(да)

5. Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы? (нет)

6. Верите ли вы, что причастие с определяемым словом называется причастным оборотом ? (нет)

7. Верите ли вы, что причастие в предложении бывают определением и сказуемым ? (да)

8. Верите ли вы, что вы уже все знаете об этой части слова? (нет)

3. Подготовка к изучению темы урока. (Создание проблемной ситуации)

Записать предложение, вставить пропущенные буквы.

Мальчик клея/ющий д. тали сам. лета отвлекся на колышу/а щий за окном лист березы. (слайд1)

Какие буквы вы вставили?

— Ребята, мы столкнулись с проблемой, давайте попробуем в ней разобраться. Для начала заполним с вами таблицу.

4. Изучение нового материала. Решение проблемы.

Запишите в неё, что вы знаете о выделенных словах и что не знаете, что хотите узнать. (слайд2)

Это слова причастия

Какую гласную писать в суффиксе

Правило написания суффиксов действительных причастий настоящего времени.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/3383

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-tema-deystvitelnie-prichastiya-nastoyaschego-vremeni-glasnie-v-suffiksah-prichastiy-nastoyaschego-1615391.html