Диалог правописание пример по русскому языку

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце . ( Гоголь)

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

« Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

4. Слова автора разрываются репликой

А:
– Р, – а.
А:
– Р! – а.
А:
– Р? – а.

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Упражнение № 1

_ _ Добрый вечер _ , _ _ казал на всякой случай Маленький принц.

_ _ Добрый вечер _ , _ _ тветила змея.

_ _ На какую это планету я попал? _

_ _ На Землю, _ _ казала змея. _ В Африку _ .

_ _ Вот как. А разве на Земле нет людей? _

_ _ Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая _ .

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

_ Артиста Воланда можно попросить? _ _ ладко спросил Варенуха.

_ Они заняты, _ _ тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?

_ Администратор Варьете Варенуха.

_ Иван Савельевич? _ _ адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?

_ Мерси, _ _ зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?

_ Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _ рещала трубка, _ _ есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

Упражнение № 3

_ Чудовищно! _ _ охвалил Борис Сергеевич.

_ Хорошая песня, правда? _ _ просил я.

_ Хорошая, _ _ казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.

_ Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _ казал я, _ _ ожно бы ещё погромче.

_ Ладно, я учту, _ _ казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?

_ Нет, _ _ казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.

_ Ну что ж, _ _ казал Борис Сергеевич, _ _ аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

«ДИалог» или «дЕалог» – как правильно пишется?

Слово относится к разряду имен существительных по частеречной характеристике. Употребляется в повседневной речи, а также на письме, довольно часто, но вот трудности в его написании возникают часто. Как пишется диалог, согласно орфографическим нормам русского языка? Каким правилом определяется написание слова? Поговорим об этом в статье.

Разбор слова

Данное понятие обозначает обмен репликами между двумя и более людьми. Антоним – монолог. Имя существительное стоит в начальной форме именительного падежа и единственного числа. Ударение падает на 3 слог.

Синонимов у слова достаточно:

При этом не каждый синоним подойдет под замену понятия. Необходимо смотреть на контекст.

У слова есть постоянные признаки:

Нарицательное имя существительное;

В предложение имя существительное выполняет различную синтаксическую роль. Определять его необходимо по контексту. Рассмотрим все возможные варианты:

Подлежащим: Диалог начался на неприятной для меня ноте, но я быстро выкрутилась из этой ситуации.

Составной частью именного сказуемого: Маша и я вели диалог, который стал интересен многим студентам, присутствующим на паре.

Дополнением: Я не знаю, как правильно начать диалог, чтобы человек захотел продолжить со мной общение.

Объяснение правила орфографии

Данное понятие является словарным, поэтому его написание необходимо запомнить. Сочетание гласных в нем можно объяснить тем, от какого слово оно заимствовано. Имя существительное образовано от латинского «dialogus». Как мы видим, здесь употребляется две гласных «и» и «а», поэтому в русском языке правописание остается тем же.

Примеры предложений

Рассмотрим примеры предложений, где данное слово используется:

Диалог между мной и Евой был насколько увлекательным, что я не заметил, как прошел целый час.

Я не знал, как начать с ней вести диалог, либо хотя бы поздороваться. Она казалось такой недосягаемой.

Диалог с ней невозможно было продолжать. Она упрямилась и никак не хотела выслушать меня, поэтому я ушел.

Маша и Гриша вели очень скучный диалог на тему инфинитивов между уроками.

Мы разобрали, как пишется слово диалог, согласно орфографическим нормам языка. Если возникнут трудности с написанием в дальнейшем, либо вы пожелаете закрепить правило, то перечитайте данную статью.

Особенности построения диалога в русском языке

Что такое диалог в русском языке

Слово «диалог» дословно с древнегреческого переводится как «разговор».

Диалог — это одна из основных разновидностей речи, которая заключается в обмене репликами между отдельными людьми.

Истоки диалогической речи восходят к древнегреческой и древнеиндийской философии. Наличие диалогов — один из главных признаков драматических произведений в художественной литературе.

Реплика — это отдельное высказывание конкретного лица, участвующего в диалоге.

Характерные черты диалогической речи:

  1. Чередование реплик.
  2. Функциональность.
  3. Краткость.
  4. Использование неполных и простых предложений.
  5. Непринужденность.
  6. Связанность.

Примечание 1

Одна реплика диалога должна быть связана с другой. Если собеседники говорят невпопад о разных предметах, то такая речь не является диалогической.

Виды и значение, особенности построения

Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:

  1. Коммуникативная — обеспечивает процесс взаимодействия между людьми.
  2. Информационная — способствует передаче информации.
  3. Художественная — лежит в основе структуры драматических произведений, помогает раскрыть сюжет и характеры героев.
  4. Образовательная — через диалогическую речь строится образовательный процесс.

По способу фиксации выделяют диалоги:

По целям:

По стилю:

  1. Бытовой (разговорный).
  2. Научный.
  3. Художественный.
  4. Публицистический.

По содержанию:

  1. Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.
  2. Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.
  3. Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.

В диалогической практике выделяют также диалоги:

  1. Равноправные — участников объединяют общие идеи и ценности.
  2. Структурированные — собеседники путем последовательных действий приходят к общему пониманию.
  3. Из одних вопросов — одна из форм художественного диалога. Вопрос одновременно будет являться ответом на предыдущую реплику.

Примечание 2

Разновидностью диалогической речи является метод Сократа. Один из участников беседы всё время задает вопросы. Его собеседник отвечает на них. В процессе ответов у него формируется понимание решаемой проблемы. Также данный метод называется «сократическим диалогом».

Диалоги могут строиться:

  • с авторскими словами;
  • без слов автора.

Пример

Диалог со словами автора:

Молодой человек растерянно посмотрел на погасший экран телефона, подбежал к первому попавшемуся прохожему и спросил:

— Вы не знаете, который сейчас час? Уже есть шесть часов?

— А вы что, на телефон не можете посмотреть? — раздраженно ответила женщина с огромными сумками в руках.

— У меня отключился телефон, — грустно объяснил юноша.

— Половина шестого, — ответила женщина и быстро побежала прочь.

Без слов автора:

— Я могу поговорить с Иваном Николаевичем?

— А кто его спрашивает?

— Это по поводу разгрузки стройматериалов.

Как оформить, правила написания

Правила оформления диалога зависят от его структуры.

В диалогах без слов автора каждая реплика пишется с новой строки и отделяется знаком тире. В кавычки высказывания не берутся.

— Много ль за часы-то, Алена Ивановна?

— А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

В диалогах с авторскими словами сохраняются те же правила для реплик, но добавляются знаки препинания, связанные со словами автора.

Знаки препинания для авторских слов в диалогах:

  1. После слов автора, предшествующих реплике, ставится двоеточие.

Пример

Наконец он прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил:

— А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?

— Нет, учусь. — отвечал молодой человек.

Слова автора после реплики отделяются знаком тире. Если реплика заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то они сохраняются. Точка меняется на запятую.

— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.

— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.

Авторские слова, находящиеся посередине реплики, с двух сторон выделяются знаками тире.

— Забавник! — громко проговорил хозяин. — А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?

— Для чего я не служу, милостивый государь, — подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, — для чего не служу?

Слова автора после реплики обычно пишутся со строчной буквы. С заглавной буквы они будут писаться, только если начинается новое предложение.

— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.

Формы выражения, манера речи, примеры

По форме выражения выделяют следующие типы диалогов:

  1. Беседа — это обмен мнениями между собеседниками в непринужденной форме. Предполагает доброжелательность и уважительное отношение друг к другу.
  2. Спор — это попытка участников диалога категорично отстаивать свою точку зрения, несмотря на все возражения оппонента. Часто споры бывают эмоциональными, с переходом на личные оскорбления.
  3. Дискуссия — диалогическая речь, основанная на четкой, логичной и последовательной аргументации. Имеет целью прояснить позиции, оценить мнение собеседника, скорректировать свою точку зрения.

Пример

— Сегодня замечательная погода, не так ли?

— Да, вы правы, сегодня очень тепло и солнечно. Мы собираемся идти загорать на речку всей семьей. А вы?

— Мы сегодня собираемся начать стройку своего нового дома.

— Поздравляю! Строить дом — это хорошее дело.

— Как ты мог сказать такую глупость? В этой газете никогда не пишут правду, а ты ее цитируешь.

— Я доверяю журналистам этой газеты больше, чем тебе! Они-то, по крайней мере, люди образованные.

— Так ты веришь в эту теорию заговора? Это же полный вздор!

— Позвольте уточнить, вы имели в виду Льва Николаевича Толстого?

— Нет, я говорил об Алексее Николаевиче Толстом, авторе «Хождения по мукам».

— Теперь ваша мысль становится мне более понятной.

На продуктивность диалога влияет манера речи.

Манера речи — это набор характерных черт, свойственных для речи конкретного человека.

Включает в себя:

  • тембр голоса;
  • выразительность;
  • скорость;
  • чистоту речи;
  • словарный запас;
  • степень уверенности;
  • наличие или отсутствие речевых дефектов.

Для письменного диалога на первый план выходят:

  • правописание;
  • грамотность;
  • логичность;
  • вежливость;
  • корректное использование слов;
  • отсутствие или наличие жаргонизмов, слов-паразитов;
  • точность и однозначность толкования.

Независимо от того, в какой форме ведется диалог — в устной или письменной — для того, чтобы он был продуктивным, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Целесообразность — диалог должен достигнуть поставленной цели или стремиться к ней.
  2. Аргументированность — свою точку зрения следует отстаивать с помощью последовательных аргументов.
  3. Логичность — разговор должен иметь логичную структуру.
  4. Взаимоуважение — следует выстраивать беседу в доверительной и уважительной атмосфере.

При составлении делового диалога обычно придерживаются следующей схемы:

  1. Постановка цели.
  2. Введение в проблематику.
  3. Описание ситуации.
  4. Изложение позиций сторон.
  5. Конструктивные переговоры.
  6. Принятие решения.
  7. Корректировка позиций.
  8. Подведение итогов.


источники:

http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/dialog-ili-dealog-kak-pravilno-pishetsya.html

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/osobennosti-postroeniya-dialoga-v-russkom-yazyke