Диалог с уменьшительно ласкательными суффиксами примеры

Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.

Юлия Поплова
Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.

Упражнение «Веселые бубенцы»

Цель: Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме с суффиксом –к- и активизировать их употребление в речи.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Достает бубенцы). Это веселые бубенцы, они звенят только тогда, когда ребята правильно выполняют задание. А задание вот какое. Я буду называть вам слово, а вы подберете к нему ласковое слово.

(дети образовывают уменьшительно – ласкательную форму от слов: дочь, береза, машина, рука, корова, лошадь, книга, рыба, подруга, голова)

Упражнение «Позови ласково»

Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –очк-, -ечк-, -оньк-, — еньк-.

Воспитатель: ребята, к нам сегодня в гости пришел в гости знаменитый фиксик Нолик.

Он очень любит играть с ребятами. Нолику вы, ребятки, очень понравились и он хочет познакомится с вами. Назовите ему имя вашего соседа ласково, например, Катя – Катенька, Миша – Мишенька.

(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: Лена, Ангелина, Никита, Ира, Саша, Кристина, Юля, Лёша, Илья, Сережа, Полина, Алёна. Воспитатель помогает детям, если они затрудняются в подборе правильной формы)

Упражнение «Волшебная бабочка»

Цель: закреплять умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, -ечк-, -оньк-, — еньк-. Понимать значение данных суффиксов.

Материал: игрушечная бабочка.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела бабочка, она волшебная, На кого бабочка сядет, тот сразу становится ласковым, добрым и может говорить со всеми ласково. Хотите проверить? (сажает бабочку на ребенка и произносит слово кнопка, а ребёнок говорит ласково (кнопочка).

(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: папа, киса, река, мама, деревня, коза, глаза, дочь, кружка, банка, вилка, ступень, береза)

Упражнение «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –ушк-, -ышк-, -иц-, — ец-, -ц-.

Материал: карточки с картинками.

Воспитатель: ребята, посмотрите, на картинку. Это (солнце). Подскажите, как мы можем назвать его ласково? (солнышко)

(Дети подбирают ласковые слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Предлагаемые слова: платье, голова, покрывало, дело, лужа, перо, дерево, воробьи, трава, дом)

Упражнение «В гости к кукле Кате»

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, активизировать их употребление в речи.

Материал: кукла Катя, игрушечная мебель, посуда, одежда.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости к кукле Кате. Кукла Катя маленькая, поэтому мы её можем назвать куколка. А будем звать её Катенька. У Катеньки и посудка и мебель и даже одежда тоже маленькие. Поэтому все эти предметы мы с вами попробуем назвать ласково.

(Дети называют существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Даны слова: стол, стул, зеркало, диван, чашка, ложка, вилка, блюдце, тарелка, сковородка, кастрюля, пальто, платье, носки, туфли)

Упражнение «Фиксик и человек».

Цель: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Материал: картинка с изображением фиксика и человека

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображен фиксик Нолик со своим другом Димой. Они очень разные. Давайте мы их сейчас сравним. Посмотрите на человека – это Дима, у него есть лоб. А посмотрите на Нолика – у него лобик. У человека ухо, а у фиксика – ушко. (дети подбирают существительные с уменьшительно – ласательными суффиксами к словам – нос, глаз, шея, рука, нога, рубаха, брюки, ботинок, палец)

Упражнение «Поход в зоопарк»

Цель: закреплять умение детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Материал: игрушки животных со звуком.

Воспитатель: ребята, мы с вами попали в необычный зоопарк. Здесь все звери молчат, пока их не назовут ласково. Хотите услышать, какие звуки произносят звери в этом зоопарке? Тогда подойдем к игрушке и назовем ласково. (Предлагаемые игрушки животных – лиса, заяц, собака, кошка, волк, медведь, овца, коза)

Упражнение «Письмо от Нолика»

Цель: закреплять умение правильно образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Материал: письмо от фиксика Нолика.

Воспитатель: Посмотрите ребята, наш друг Нолик прислал нам письмо. Откроем его? В письме вместо нескольких слов – рисунки. Давайте вместе его прочитаем.

Дорогие друзья! Ко мне в гости приезжал мой давний знакомый гномик, он рассказал мне интересную историю. Эта история мне очень понравилась и я решил поделиться ей с вам.

Однажды гномик вышел из своего ___ и отправился в маленький лес. В лесу были красивые ___, зеленела ___, пели песенки маленькие. Гномик шел по ___ и пришел к. Гномик увидел маленьких ___, они плескались и резвились в воде. Они были веселые, смешные. Рядом с ___ был ___, на котором росла. Вдруг ___ зашевелился. Гномик испугался. Это рвал ___ маленький. ___ увидел гномика и с радостью угостил его. Они подружились и целый день играли, веселились, а вечером Гномик отправился в свой ___. Ложась спать в свою___ Гномик улыбался, он радовался, что у него появился новый друг.

Дидактические игры, направленные на развитие словаря Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию дидактические игры своими руками!Я работаю в логопедической группе, где очень важно развивать.

Игры, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников. Чтобы научить ребёнка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та другая функции выполняются одними и теми же органами.

Игры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Данная тема является очень актуальной, потому что овладение богатым словарным запасом дает возможность ребенку: •общаться со сверстниками.

Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния. Фотография Возраст участников: 3-х лет. Задачи: Познакомить.

Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.

Подвижные игры, направленные на формирование ЗОЖ Авторские подвижные игры на формирование ЗОЖ Игра «Иммунитет» Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет».

Конспект прогулки в форме квест-игры «Любимые игры бабушек и дедушек» Цель: Развитие интереса и положительной мотивации. Задачи: — Закреплять навык основных движений: ходьбы, бега, прыжков в подвижных играх.

Родительское собрание в форме деловой игры «Народные игры и их роль в воспитанаии детей» Цель работы: приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми. «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,.

Социально-ориентированные игры для организации взаимодействия детей и воспитателей. Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого придерживаться определенного стиля поведения, который.

Упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков на тему «Созвездие» (Старшая группа) Эти упражнения способствуют формированию сотрудничества, дают возможность детям осуществить перенос возникших отношений за пределы упражнений.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы (50 примеров)

Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суф­фик­сы суще­ству­ют в соста­ве слов рус­ско­го язы­ка.

Суффикс — словообразующая морфема

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов име­ет­ся мини­маль­ная зна­чи­мая часть сло­ва — суф­фикс, напри­мер:

  • короб к а
  • объ­явл ени е (раз­бор по соста­ву)
  • лес ник (раз­бор по соста­ву)

ОпределениеСуффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем, как суф­фик­сы обра­зу­ют новые сло­ва:

  • биб­лио­те­ка — биб­лио­тек арь ;
  • белый — бел изн а;
  • тру­ба — труб ач .

Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Среди огром­но­го раз­но­об­ра­зия суф­фик­сов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют осо­бен­ные суф­фик­сы, кото­рые при­вно­сят в семан­ти­ку уже суще­ству­ю­ще­го сло­ва зна­че­ние лас­ки и умень­ши­тель­но­сти, напри­мер:

ключ — это метал­ли­че­ский пред­мет для запи­ра­ния зам­ка шка­фа, две­рей дома, авто­мо­би­ля и пр.

Образуем с помо­щью суф­фик­са -ик- сло­во «клю­чик». Что ста­ло с его зна­че­ни­ем? Это по-прежнему тот же пред­мет, но неболь­шой и к тому же обла­да­ю­щий лас­ка­тель­ным зна­че­ни­ем.

ОпределениеУменьшительно-ласкательный суф­фикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, при­да­ю­щая осо­бый отте­нок его исход­но­му зна­че­нию.

Суффиксы -ик-/-ек-

Поупражняемся и обра­зу­ем такие же сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем с помо­щью суф­фик­сов -ик/-ек:

  • дом — дом ик ;
  • бук­варь — бук­вар ик ;
  • сло­варь — сло­вар ик ;
  • каран­даш — каран­даш ик ;
  • веник — венич ек ;
  • лепе­сток — лепе­сточ ек ;
  • ящик — ящич ек .

Имеем в виду, что без­удар­ный суф­фикс -ик- пишет­ся в сло­ве, если при изме­не­нии падеж­ной фор­мы глас­ный не исче­за­ет, и напро­тив, в сло­ве пишет­ся уменьшительно-ласкательный суф­фикс -ек-, если глас­ный «е» явля­ет­ся бег­лым:

  • гвозд ик — шляп­ка гво́зд и ка;
  • чело­веч ек — нет чело­веч к а.

Перечислим суф­фик­сы с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем и при­ве­дем при­ме­ры слов.

Суффикс -к-

  • рыба — рыб к а;
  • пти­ца — птич к а;
  • баш­ня — башен к а;
  • виш­ня — вишен к а.

Суффикс -ок-/ёк

  • снег — снеж о́к ;
  • берег — береж о́к ;
  • друг — друж о́к ;
  • шаг — шаж о́к ;
  • день — ден ёк ;
  • пень — пен ёк .

После шипя­щих «ж», «ш», «ч», «щ» под уда­ре­ни­ем пишет­ся суф­фикс -ок-.

Суффикс -ец-/иц-

  • белье — бель е ц о́ ;
  • паль­то — пальт е ц о́ ;
  • варе­нье — варе́нь и ц е ;
  • поме­стье — поме́сть и ц е .

Безударный суф­фикс -ец- пишет­ся, если у суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода удар­ное окон­ча­ние . Если же суще­стви­тель­ное име­ет окон­ча­ние -е, то в его мор­фем­ном соста­ве име­ет­ся без­удар­ный суф­фикс -иц-.

Суффикс -очк-/ечк-

  • кисть — кист очк а;
  • трость — трост очк а;
  • весть — вест очк а;
  • семя — сем ечк о;
  • темя — тем ечк о;
  • утро — утр ечк о.

Не пута­ем с мор­фем­ным соста­вом слов, у кото­рых фраг­мент -оч- с бег­лым глас­ным «о» явля­ет­ся частью кор­ня:

  • марк а — мароч к а;
  • шапк а — шапоч к а;
  • куртк а — кур­точ к а.

Суффикс -оньк-/-еньк-

Суффикс -оньк- име­ют суще­стви­тель­ные с осно­вой на твер­дый соглас­ный, -еньк— — с осно­вой на мяг­кий соглас­ный, на зву­ки «г», «к», «х» или шипя­щий:

  • голо­ва — голов оньк а;
  • лиса — лис оньк а;
  • ночь — ноч еньк а;
  • нога — нож еньк а;
  • река — реч еньк а.


источники:

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/suffiks/44930-umenshitelno-laskatelnye-suffiksy-50-primerov.html