Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.
Юлия Поплова
Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.
Упражнение «Веселые бубенцы»
Цель: Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме с суффиксом –к- и активизировать их употребление в речи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Достает бубенцы). Это веселые бубенцы, они звенят только тогда, когда ребята правильно выполняют задание. А задание вот какое. Я буду называть вам слово, а вы подберете к нему ласковое слово.
(дети образовывают уменьшительно – ласкательную форму от слов: дочь, береза, машина, рука, корова, лошадь, книга, рыба, подруга, голова)
Упражнение «Позови ласково»
Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –очк-, -ечк-, -оньк-, — еньк-.
Воспитатель: ребята, к нам сегодня в гости пришел в гости знаменитый фиксик Нолик.
Он очень любит играть с ребятами. Нолику вы, ребятки, очень понравились и он хочет познакомится с вами. Назовите ему имя вашего соседа ласково, например, Катя – Катенька, Миша – Мишенька.
(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: Лена, Ангелина, Никита, Ира, Саша, Кристина, Юля, Лёша, Илья, Сережа, Полина, Алёна. Воспитатель помогает детям, если они затрудняются в подборе правильной формы)
Упражнение «Волшебная бабочка»
Цель: закреплять умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, -ечк-, -оньк-, — еньк-. Понимать значение данных суффиксов.
Материал: игрушечная бабочка.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела бабочка, она волшебная, На кого бабочка сядет, тот сразу становится ласковым, добрым и может говорить со всеми ласково. Хотите проверить? (сажает бабочку на ребенка и произносит слово кнопка, а ребёнок говорит ласково (кнопочка).
(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: папа, киса, река, мама, деревня, коза, глаза, дочь, кружка, банка, вилка, ступень, береза)
Упражнение «Скажи ласково»
Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –ушк-, -ышк-, -иц-, — ец-, -ц-.
Материал: карточки с картинками.
Воспитатель: ребята, посмотрите, на картинку. Это (солнце). Подскажите, как мы можем назвать его ласково? (солнышко)
(Дети подбирают ласковые слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Предлагаемые слова: платье, голова, покрывало, дело, лужа, перо, дерево, воробьи, трава, дом)
Упражнение «В гости к кукле Кате»
Цель: Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, активизировать их употребление в речи.
Материал: кукла Катя, игрушечная мебель, посуда, одежда.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости к кукле Кате. Кукла Катя маленькая, поэтому мы её можем назвать куколка. А будем звать её Катенька. У Катеньки и посудка и мебель и даже одежда тоже маленькие. Поэтому все эти предметы мы с вами попробуем назвать ласково.
(Дети называют существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Даны слова: стол, стул, зеркало, диван, чашка, ложка, вилка, блюдце, тарелка, сковородка, кастрюля, пальто, платье, носки, туфли)
Упражнение «Фиксик и человек».
Цель: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал: картинка с изображением фиксика и человека
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображен фиксик Нолик со своим другом Димой. Они очень разные. Давайте мы их сейчас сравним. Посмотрите на человека – это Дима, у него есть лоб. А посмотрите на Нолика – у него лобик. У человека ухо, а у фиксика – ушко. (дети подбирают существительные с уменьшительно – ласательными суффиксами к словам – нос, глаз, шея, рука, нога, рубаха, брюки, ботинок, палец)
Упражнение «Поход в зоопарк»
Цель: закреплять умение детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Материал: игрушки животных со звуком.
Воспитатель: ребята, мы с вами попали в необычный зоопарк. Здесь все звери молчат, пока их не назовут ласково. Хотите услышать, какие звуки произносят звери в этом зоопарке? Тогда подойдем к игрушке и назовем ласково. (Предлагаемые игрушки животных – лиса, заяц, собака, кошка, волк, медведь, овца, коза)
Упражнение «Письмо от Нолика»
Цель: закреплять умение правильно образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами
Материал: письмо от фиксика Нолика.
Воспитатель: Посмотрите ребята, наш друг Нолик прислал нам письмо. Откроем его? В письме вместо нескольких слов – рисунки. Давайте вместе его прочитаем.
Дорогие друзья! Ко мне в гости приезжал мой давний знакомый гномик, он рассказал мне интересную историю. Эта история мне очень понравилась и я решил поделиться ей с вам.
Однажды гномик вышел из своего ___ и отправился в маленький лес. В лесу были красивые ___, зеленела ___, пели песенки маленькие. Гномик шел по ___ и пришел к. Гномик увидел маленьких ___, они плескались и резвились в воде. Они были веселые, смешные. Рядом с ___ был ___, на котором росла. Вдруг ___ зашевелился. Гномик испугался. Это рвал ___ маленький. ___ увидел гномика и с радостью угостил его. Они подружились и целый день играли, веселились, а вечером Гномик отправился в свой ___. Ложась спать в свою___ Гномик улыбался, он радовался, что у него появился новый друг.
Дидактические игры, направленные на развитие словаря Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию дидактические игры своими руками!Я работаю в логопедической группе, где очень важно развивать.
Игры, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников. Чтобы научить ребёнка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та другая функции выполняются одними и теми же органами.
Игры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Данная тема является очень актуальной, потому что овладение богатым словарным запасом дает возможность ребенку: •общаться со сверстниками.
Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния. Фотография Возраст участников: 3-х лет. Задачи: Познакомить.
Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.
Подвижные игры, направленные на формирование ЗОЖ Авторские подвижные игры на формирование ЗОЖ Игра «Иммунитет» Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет».
Конспект прогулки в форме квест-игры «Любимые игры бабушек и дедушек» Цель: Развитие интереса и положительной мотивации. Задачи: — Закреплять навык основных движений: ходьбы, бега, прыжков в подвижных играх.
Родительское собрание в форме деловой игры «Народные игры и их роль в воспитанаии детей» Цель работы: приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми. «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,.
Социально-ориентированные игры для организации взаимодействия детей и воспитателей. Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого придерживаться определенного стиля поведения, который.
Упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков на тему «Созвездие» (Старшая группа) Эти упражнения способствуют формированию сотрудничества, дают возможность детям осуществить перенос возникших отношений за пределы упражнений.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы (50 примеров)
Узнаем, какие уменьшительно-ласкательные суффиксы существуют в составе слов русского языка.
Суффикс — словообразующая морфема
В морфемном составе многих слов имеется минимальная значимая часть слова — суффикс, например:
- короб к а
- объявл ени е (разбор по составу)
- лес ник (разбор по составу)
ОпределениеСуффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
Понаблюдаем, как суффиксы образуют новые слова:
- библиотека — библиотек арь ;
- белый — бел изн а;
- труба — труб ач .
Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы?
Среди огромного разнообразия суффиксов русского языка существуют особенные суффиксы, которые привносят в семантику уже существующего слова значение ласки и уменьшительности, например:
ключ — это металлический предмет для запирания замка шкафа, дверей дома, автомобиля и пр.
Образуем с помощью суффикса -ик- слово «ключик». Что стало с его значением? Это по-прежнему тот же предмет, но небольшой и к тому же обладающий ласкательным значением.
ОпределениеУменьшительно-ласкательный суффикс — это значимая часть слова, придающая особый оттенок его исходному значению.
Суффиксы -ик-/-ек-
Поупражняемся и образуем такие же слова с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов -ик/-ек:
- дом — дом ик ;
- букварь — буквар ик ;
- словарь — словар ик ;
- карандаш — карандаш ик ;
- веник — венич ек ;
- лепесток — лепесточ ек ;
- ящик — ящич ек .
Имеем в виду, что безударный суффикс -ик- пишется в слове, если при изменении падежной формы гласный не исчезает, и напротив, в слове пишется уменьшительно-ласкательный суффикс -ек-, если гласный «е» является беглым:
- гвозд ик — шляпка гво́зд и ка;
- человеч ек — нет человеч к а.
Перечислим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением и приведем примеры слов.
Суффикс -к-
- рыба — рыб к а;
- птица — птич к а;
- башня — башен к а;
- вишня — вишен к а.
Суффикс -ок-/ёк
- снег — снеж о́к ;
- берег — береж о́к ;
- друг — друж о́к ;
- шаг — шаж о́к ;
- день — ден ёк ;
- пень — пен ёк .
После шипящих «ж», «ш», «ч», «щ» под ударением пишется суффикс -ок-.
Суффикс -ец-/иц-
- белье — бель е ц о́ ;
- пальто — пальт е ц о́ ;
- варенье — варе́нь и ц е ;
- поместье — поме́сть и ц е .
Безударный суффикс -ец- пишется, если у существительного среднего рода ударное окончание -о. Если же существительное имеет окончание -е, то в его морфемном составе имеется безударный суффикс -иц-.
Суффикс -очк-/ечк-
- кисть — кист очк а;
- трость — трост очк а;
- весть — вест очк а;
- семя — сем ечк о;
- темя — тем ечк о;
- утро — утр ечк о.
Не путаем с морфемным составом слов, у которых фрагмент -оч- с беглым гласным «о» является частью корня:
- марк а — мароч к а;
- шапк а — шапоч к а;
- куртк а — курточ к а.
Суффикс -оньк-/-еньк-
Суффикс -оньк- имеют существительные с основой на твердый согласный, -еньк— — с основой на мягкий согласный, на звуки «г», «к», «х» или шипящий:
- голова — голов оньк а;
- лиса — лис оньк а;
- ночь — ноч еньк а;
- нога — нож еньк а;
- река — реч еньк а.
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/suffiks/44930-umenshitelno-laskatelnye-suffiksy-50-primerov.html