Дидактический материал на правописание глаголов

Дидактический материал по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Данный дидактический материалпозволяет и повторить, и обобщить тему»Правописание безударных личных окончаний глаголов». Универсальность этого материала заключается в том, что он не привязан к какому-нибудь конкретному учебнику и может использоваться в любом классе.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов»»

Дидактический материал «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

1.Правописание личных окончаний глагола

Они кол..т лёд, легко дыш..тся, вы леч..те, они терп..т, флюгер поворачива..тся, они се..т хлеб, он заворачива..т покупки, льды та..т, поля стел..тся, он разбуд..т рано, он хлопоч..т, ты верт..шь , вы гоня..те, птицы шебеч..т, он мол..т о помощи, они обижа..тся, они бор..тся, журавли курлыч..т, рабочие ро..т, он терп..т, он висн..т на канате, ты мел..шь кофе, они завис..т от обстоятельств, они задерж..тся в помещении, рожь стел..тся, вер..тся с трудом, увид..шься с другом, он ненавид..т ложь, мы увид..м, хаты дремл..т, мы кол..м дрова, ты выполн..шь, дачники пол..т огород, они мурлыч..т, они бор..тся за независимость, они корм..т, кто-то ищ..т, ты посе..шь, пушки грохоч..т, голос слыш..тся, буря во..т, луна та..т, они руб..т дрова, вы та..те на глазах, они плат..т за покупку, виноград зре..т, вы се..те, вы терп..те, он разруш..т тайну, выполн..шь задание, закат пыла..т.

2. Спряжение глаголов. В каких случаях правильно указано спряжение глагола? Поставьте глагол в форме инфинитива и определите, к какому спряжению он относится. Если глагол относится к исключениям, укажите это. Пример. Читает — читать — I спр., смотрит — смотреть — искл., II спр.

1. Он раскле. тся — I спр.

2. Вытерп. шь — I спр.

3. Подгоня. шь — II спр.

4. Задерж. шь — I спр.

5. Выгон. шь — I спр.

6. Провожа…шь — II спр.

7. Разгоняя…шься — I спр.

8. Присмотр. шь — I спр.

9. Здание стро. тся — II спр.

10. Щебеч. шь — II спр.

11. Он причиня. т — II спр.

12. Догон. шь — I спр.

13. Обид. шься — II спр.

14. Сгора. шь — II спр.

15. Чист. шь — II спр.

16. Мечта. шь — II спр.

17. Он постел. т — II спр.

18. Он откус. т — I спр.

19. Снег та. т — II спр.

20. Ошиба…шься — II спр.

1. Расстро. шься — I спр.

2. Подкле. т — I спр.

3. Догоня…те — I спр.

4. Обижа. тесь — II спр.

5. Терп. те — II спр.

6. Подстел. т — II спр.

7. Верт. шь — I спр.

8. Слыш. шь — II спр.

9. Высматрива. шь — II спр.

10. Обеща. шь — II спр.

11. Постро. шь — II спр.

12. Выдира. т — II спр.

13. Сажа. шь — II спр.

14. Руб. шь — I спр.

15. Задерж. шь — I спр.

16. Сверл. шь — II спр.

17. Приближа. тся — II спр.

18. Смотр. тесь — I спр.

19. Глад. шь — II спр.

20. Наступ. т — I спр.

3.ОБРАЗУЙТЕ ОТ ИНФИНИТИВА УКАЗАННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ, ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЯ.

Выучить уроки ( 2л., ед.ч.), покупать овощи (3л.,ед.ч.), мыть посуду ( 1 л., ед.ч.), взять с собой бутерброд (2л., мн.ч.), застелить постель (3л. , мн.ч.), заботиться о питомце

4. ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ГЛАГОЛОВ ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО ГЛАГОЛЫ- ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Забыть, мыть, ненавидеть, смотреть, рассказывать, зависеть, слышать, слушать, звенеть , топить, терпеть, загонять, поддерживать, гнать, обижать.

5. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ И ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЯ.

Тр_вож_шь родителей, нарису_ те п_ртрет, бре_т бороду, соб_ра_шь лесные ягоды, верт_т хвостом, прыга_т с параш_том, дыш_м кислородом, забыва_шь о проблемах, завис_т от ситуац_и ( 3л., м.ч.), кол_т дрова ( 3 л.,мн.ч.)

6. Четвёртое лишнее.

А).Смотрит, дышит, тревожится, тает.

Б).Лает, сеет, читает, клеит.

В).Видит, пишет, зависит, держится.

7. Заполни пропуски. Определи спряжение глаголов.

Догон_ш_ ( спр.), гре_ш_ся ( спр.), он смотр_т ( спр.), вы броса_т_ ( спр.), он глад_т ( спр.), они бормоч_т ( спр._), они верт_т ( спр.), она улыба_тся ( спр.), куша_ш_ ( спр.), вздыха_ш_ (спр.), оно гре_т ( спр.), он стон_т ( спр.), они леч_т ( спр.), мы вер_м ( спр.).

8. От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

9.От данных глаголов образуй и запиши форму 2-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

Дидактический материал»Правописание глагола»

Правописание глагола.Дидактический материал поможет учтителю при разработке сценария урока

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал»Правописание глагола»»

Подготовил учитель русского языка

СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С ГЛАГОЛАМИ

  • Упражнение 1
  • Приуныть,заботиться,смотреть,любоваться,огарчить,посмеяться,улыбнуться,встретить,присесть,обойти,подпрыгнуть,притормозить,завянуть,свис теть, прочитать, переписать, перепрыгнуть,обвер нуться, присмотреться,смотреть,читать,нести, ждать,веселиться,чистить,воевать,мириться,проснуться,ссориться,идти,бежать

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

  • УПРАЖНЕНИЕ 2
  • Читать, брить,стелить,бежать,дышать,гнать, держать,смотреть,писать,обидеть,ненавидеть, учить, вертеть,терпеть, таять, зависеть, дышать надеяться.

Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы ,подчеркните глаголы

  • УПРАЖНЕНИЕ 31) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные окончания.

  • УПРАЖНЕНИЕ 4
  • Мы ид…. по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом вста… солнце. Под яркими лучами солнца сверка… голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шаг… опасно.
  • Мы вход…в зелёную чащу. Ровными рядами сто…высокие сосны. Редкий луч солнца льёт(?)ся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
  • .

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Слуш..л, смотр…л, вид..л, плав…ю, улыб …ся,

  • ненав…дел,собл…дал,рассказ…л,проч…тал рассм…трел,уд…вился,поиг…рал, бр…л, говор..л, крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

  • Упражнение 6
  • А…естовывать, буш…вать, ноч..вать, во..вать, забол..вать. Дочит..вать, коч..вать, коль…вать, негод…вать, отсутств..вать, основ..вать, посвист..вать, потч..вать, припляс..вать, приуроч…вать, разгляд..вать, разв..вать (тему), сопутств..вать, согр..вать, туш..вать, марин..вать, очаров…вать, зар..жать.

  • Упражнение 7
  • Улыбат(?)ся,смеят(?),одеват(?)тся,играт(?)ся, увлекает(?)ся, разгорает(?)ся размахнут(?)ся,получает(?)ся, боят(&)ся; решит(?)ся; продолжает(?)ся; вернут(?)ся; сдават(?)ся; обучат(?)ся; шептат(?)ся; покроет(?)ся; валит(?)ся.

Правописание не с глаголами

  • Упражнение 8
  • (не)годовать,(не)навидеть,(не)смотреть, (не)читать,(не)доглядеть,(не)вытерпел,(не)прос мотрел, (не)вспомнил ничего,(не)навидел ложь,
  • (не)досыпал,(не)доедал,(не)высушил, (не) увидел,( не)смеялся, а плакал,(не) спать, недолюбливать, не решил, не смог, несдобровать, недоумевать, не знает, не любит.

  • Упражнение 9
  • ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА
  • 1. Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поет и дергач не кричит. (Есенин) 2. Песни не знают кордонов, не прячутся в тихий уют. (Ошанин) 3. Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин) 4. Ненавидеть врага надо так, чтоб душу ненависть прожгла. (Саянов) 5. Он недоумевал, откуда тут могла быть ракета. (Быков) 6. Я негодовал на Савельича. (Пушкин) 7. Если человека не знаешь, то его не хвали и не ругай. 8. Чинов я не хотел, а славы не добился. (Лермонтов)

Написание ь после ч в неопределенной форме глагола

  • Упражнение 10
  • Разжеч (?)костер; убереч (?)ся от огня; сбереч(?)время, Стереч(?) дом; помоч(?) другу; испеч(?) пироги; сжеч(?) сушняк; достич(?) цели

СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ГЛАГОЛА

  • Упражнение 11
  • Определите вид глагола
  • Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ

  • Упражнение 12
  • Определите переходность глагола.
  • Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
  • По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4
  • Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Дидактический материал «Правописание глаголов»

Выбранный для просмотра документ Правописание глаголов.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 Курского муниципального района Ставропольского края русский язык 4-5 класс Дидактический материал

Упражнение 1. Составьте словосочетания с глаголами. Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Упражнение 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах. Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива). Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание. Санкционир. вать митинг, участв. вать в пикете, вывед. вать тайну, оказ. вать воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. вать ислам, проповед. вать добро, попотч. вать пельменями, команд. вать армией, опроб. вать новое оружие, использ. вать достижения техники.

Упражнение 6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании. Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Упражнение 7. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов. Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упражнение 8. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа. Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнение 9. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы. (Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Упражнение 10. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. 1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Упражнение 11. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов. 1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Источники http://lyuceum7-1a.ucoz.ru/load/pravopisanie_glagolov/1-1-0-65 http://img-fotki.yandex.ru/get/6715/16969765.141/0_74c8f_69562e72_M.png

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Дидактический материал «Правописание глаголов» содержит различного вида письменные задания и упражнения для повторения орфограммы.

Данный ресурс можно использовать на этапе закрепления изученного материал, на этапе контроля. Содержит вопросы теоретического материала и практические задания. Задания можно использовать на этапе повторения в ходе индивидуальной или групповой работы. Может быть использован в любом УМК после изучения данной темы. Материал будет полезен учителя начальной школы, а также для самостоятельной работы дома.

  • Носова Ольга МихайловнаНаписать 2238 15.05.2018

Номер материала: ДБ-1597082

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.05.2018 388
    15.05.2018 273
    13.05.2018 299
    13.05.2018 276
    13.05.2018 166
    13.05.2018 151
    13.05.2018 1625
    13.05.2018 211

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/didakticheskii-material-pravopisanie-glagola.html

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-pravopisanie-glagolov-3017760.html