Дидактический материал на правописание корней 5 класс

Дидактический материал по теме Правописание чередующихся гласных в корне слова

Данный материал можно использовать при изучении темы «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Дидактический материал по теме

«Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Выпишите слова с пропущенными буквами.

Обозначьте условия выбора орфограммы

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали.

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями написания гласной и корнями с чередованием

Условия написания гласной в корнях с чередованием

Дидактический материал «Чередование гласных в корне слова»
материал по русскому языку (5 класс)

«Правописание корней с чередованием гласных» — одна из основных орфограмм русского языка. Словарные, проверочные и контрольные диктанты способствуют формированию прочных знаний по данной орфограмме.Припомощи данного вида работы обучающие учатся отличать чередование гласных в корне с правописанием безударных гласных в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
cheredovanie_glasnyh.doc28 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

  1. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о .
  2. 1) Излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; слагаемые числа; расположиться на ночлег; располагать свободным временем.
    2) Роскошные растения; гул нарастает; зáросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов.
    3) Предположения не осуществились; капельки росы; тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; изменить положение; слагать стихи; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов; предлагать помощь.

II. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Растение; подрастает; растяпа; растворить; роскошный; растаять; раствор; вырос; оросил.

III. Подчеркнуть те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне.

Простое предложение; поросло травой; горная растительность; увядать без воды; сотрясать воздух; возлагать надежды; развеваться на ветру; расположиться у костра.

Распределить слова в два столбика, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Предлагать; расположиться; излагать; изложение; слагаемое; положение; предложить; возлагать; приложить.
2) Растительность; отросли; подросли; водоросли; подрасти; выращенный; зарастать; росток; обросли; прорастать; поросль; расти; растущий; отрасль.
3) Сложение; переложить; излагал; положение; вырастать; возраст; предполагать; расположение; расти; вырос; наращение; зарастал; Ростислав.

Предупредительные, объяснительные диктанты

  1. 1) Ложился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. 3) Цветы росли прямо у кустов. 4) Плотной стеной темнели заросли камыша. 5) Щенок успел вырасти в толкового пса. 6) В доме еще не ложились спать. 7) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (К. Паустовский) 8) Я добрался до пихтовой заросли и расположился на крохотной полянке. (В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все росли и обратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен) 10) В густой тени елового леса растут лишь немногие растения. (И. Соколов-Микитов) 11) Вдоль стен располагались шкафы с книгами. 12) Мы предполагали выехать утром. 13) Густые кусты разрослись по склонам оврага. 14) Кратко изложи содержание параграфа. 15) Дом располагался на краю поселка. 16) Песня росла, разливалась. (И. Тургенев) 17) Волны выбросили на берег много водорослей. 18) Из семечка липы вырастает могучее дерево.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Урок-презентация для 10 класса.

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему.

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров.

Гласные в корне. Итоговый диктант.

Представляет собой интерактивную презентацию. В игровой форме проверяются знания по теме «Безударная гласная в корне слова». Предназначена для учащихся 4-5 класса.

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих .

Дидактический материал для 5 класса по теме « Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Дидактический материал для 5 класса по теме « Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Делюсь с коллегами карточками для 5 класса по теме « Проверяемые безударные гласные в корне слова». Представлен материал разного уровня сложности. В блоке1 подобраны слова пониженной сложности. С их помощью приучаем пятиклассников умению подбирать разные по лексическому и грамматическому значению однокоренные (проверочные слова). Эта работа должна быть доведена до автоматизма. В блоках 2,3 – слова средней и повышенной сложности. Количество слов в карточках может изменяться по желанию учителя.

Блок1 (пониженной сложности).

Замени слово во мн.ч. проверочным словом в ед.ч.

Образец: холодахолод

р…ды — …,
сл…ды — …,
сл…ва — ….
цвета — …,
снега — …,

Замени слово во ед.ч. проверочным словом в мн.ч.

Слово с безударной гласной проверь словом, состоящим из корня.

Образец: к…рмить — корм , с…лить — …, б…леть — …, с…рить — …, св…тить — …, б…йцы — …, сн…говик — …, к…фейник — …, н…беса — …, солёный — …, пастух — …, ходить —…

Слово, обозн. предмет, проверь родственным словом, обозн. признак предмета .

Образец: б…лизна — белый, д…брота — …, т…шина — …, хр…брец — …, вр…дитель — …., дл…на — …, сн…жинка — …, б…дняга — …, ч…рнота — …, л…нтяй — …

Слово, обозначающее признак предмета, проверь родственным словом, обозначающим предмет.

Образец: с…сновые деревья — сосны , м…рская волна — …, ст…льной обруч —…, д…ждливая осень —…, в…здушные шары —…, зв…риные следы —…, п…лезный совет —…, б…говая дорожка —….

Слово проверь родственным ласковым словом.

Образец: пт…нец — птенчик, п…тно — …, к…за — …, д…ма —…, к…ты — …, л…сты — …, тр…па — …, л…цо — …

Слово, обозначающее действие, проверь словом, обозначающим признак.

Образец: пл…тить — платный , кр…снеть — …, с…нел — …, з…мовал— …, т…мнел— …, ч…рнеет— …, ск…льзят— …, т…плеет —….

Слово, обозначающее действие проверь словом, обозначающим предмет.

Образец: сп…шить — спешка , гл…дит — …, см…треть — …, зап…щать — …, т…нцевать — …, зв…нить — …, г…ревать — …, ст…нать — …

Слово, отвечающие на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что делает?
Образец: бр…дил — бродит , н…сил — …, д…рил — …, т…нул — …, ц…нил — …, хв…лил — …, т…чил — …, в…зил — …

Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверь словом, отвечающим на вопрос что делал?

Образец: ж…вёт — жил , в…зёт — …, м…тёт — …, пл…тёт — …, в..дёт — …, н…сёт — …, т…чёт — …

Слово с буквой Е проверь буквой Ё.

Образец: т…мнеть — тёмный , т..пло — …, ч…рнота — …, зв…зда — …, оз…ро — …, с…ло — …

Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что сделает?

Образец: пр…сил — попросит , т…щил — …, т…нул — …, од..ржал — …, см…трел — …, п…сал — …., т…чил — ….

Блок 2 (средней сложности).

Катрочка 1. Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

Катрочка 2 . Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

Катрочка 3 . Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

Катрочка 4 . Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

ст..снённый в средствах

Блок 3 (повышенной сложности).

Катрочка 5 . Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

ув..дать что-то новое

ч..стота в комнате

Катрочка 6 . Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

р..птать на судьбу

Катрочка 7 . Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву.

пос..деть от горя

пос..деть на скомейке

т..снение на коже

выт..снить из вагона

ум..лять о милости

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Дидактический материал для 5 класса по теме « Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Делюсь с коллегами карточками для 5 класса по теме « Проверяемые безударные гласные в корне слова» .Представлен материал разного уровня сложности. В блоке1 подобраны слова пониженной сложности. С их помощью приучаем пятиклассников умению подбирать разные по лексическому и грамматическому значению однокоренные (проверочные слова). Эта работа должна быть доведена до автоматизма. В блоках 2,3 – слова средней и повышенной сложности. Количество слов в карточках может изменяться по желанию учителя.

  • Скородумова Ирина МихайловнаНаписать 2974 26.07.2020

Номер материала: ДБ-1254545

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    29.03.2020 8
    19.02.2020 115
    03.02.2020 52
    20.01.2020 22
    04.01.2020 30
    23.12.2019 34
    06.12.2019 42
    02.12.2019 51

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/02/02/didakticheskiy-material-cheredovanie-glasnyh-v-korne-slova

http://infourok.ru/didakticheskij-material-dlya-5-klassa-po-teme-proveryaemye-bezudarnye-glasnye-v-korne-slova-4395228.html