Дидактический материал на тему правописание глаголов

Дидактический материал по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Данный дидактический материалпозволяет и повторить, и обобщить тему»Правописание безударных личных окончаний глаголов». Универсальность этого материала заключается в том, что он не привязан к какому-нибудь конкретному учебнику и может использоваться в любом классе.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов»»

Дидактический материал «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

1.Правописание личных окончаний глагола

Они кол..т лёд, легко дыш..тся, вы леч..те, они терп..т, флюгер поворачива..тся, они се..т хлеб, он заворачива..т покупки, льды та..т, поля стел..тся, он разбуд..т рано, он хлопоч..т, ты верт..шь , вы гоня..те, птицы шебеч..т, он мол..т о помощи, они обижа..тся, они бор..тся, журавли курлыч..т, рабочие ро..т, он терп..т, он висн..т на канате, ты мел..шь кофе, они завис..т от обстоятельств, они задерж..тся в помещении, рожь стел..тся, вер..тся с трудом, увид..шься с другом, он ненавид..т ложь, мы увид..м, хаты дремл..т, мы кол..м дрова, ты выполн..шь, дачники пол..т огород, они мурлыч..т, они бор..тся за независимость, они корм..т, кто-то ищ..т, ты посе..шь, пушки грохоч..т, голос слыш..тся, буря во..т, луна та..т, они руб..т дрова, вы та..те на глазах, они плат..т за покупку, виноград зре..т, вы се..те, вы терп..те, он разруш..т тайну, выполн..шь задание, закат пыла..т.

2. Спряжение глаголов. В каких случаях правильно указано спряжение глагола? Поставьте глагол в форме инфинитива и определите, к какому спряжению он относится. Если глагол относится к исключениям, укажите это. Пример. Читает — читать — I спр., смотрит — смотреть — искл., II спр.

1. Он раскле. тся — I спр.

2. Вытерп. шь — I спр.

3. Подгоня. шь — II спр.

4. Задерж. шь — I спр.

5. Выгон. шь — I спр.

6. Провожа…шь — II спр.

7. Разгоняя…шься — I спр.

8. Присмотр. шь — I спр.

9. Здание стро. тся — II спр.

10. Щебеч. шь — II спр.

11. Он причиня. т — II спр.

12. Догон. шь — I спр.

13. Обид. шься — II спр.

14. Сгора. шь — II спр.

15. Чист. шь — II спр.

16. Мечта. шь — II спр.

17. Он постел. т — II спр.

18. Он откус. т — I спр.

19. Снег та. т — II спр.

20. Ошиба…шься — II спр.

1. Расстро. шься — I спр.

2. Подкле. т — I спр.

3. Догоня…те — I спр.

4. Обижа. тесь — II спр.

5. Терп. те — II спр.

6. Подстел. т — II спр.

7. Верт. шь — I спр.

8. Слыш. шь — II спр.

9. Высматрива. шь — II спр.

10. Обеща. шь — II спр.

11. Постро. шь — II спр.

12. Выдира. т — II спр.

13. Сажа. шь — II спр.

14. Руб. шь — I спр.

15. Задерж. шь — I спр.

16. Сверл. шь — II спр.

17. Приближа. тся — II спр.

18. Смотр. тесь — I спр.

19. Глад. шь — II спр.

20. Наступ. т — I спр.

3.ОБРАЗУЙТЕ ОТ ИНФИНИТИВА УКАЗАННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ, ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЯ.

Выучить уроки ( 2л., ед.ч.), покупать овощи (3л.,ед.ч.), мыть посуду ( 1 л., ед.ч.), взять с собой бутерброд (2л., мн.ч.), застелить постель (3л. , мн.ч.), заботиться о питомце

4. ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ГЛАГОЛОВ ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО ГЛАГОЛЫ- ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Забыть, мыть, ненавидеть, смотреть, рассказывать, зависеть, слышать, слушать, звенеть , топить, терпеть, загонять, поддерживать, гнать, обижать.

5. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ И ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЯ.

Тр_вож_шь родителей, нарису_ те п_ртрет, бре_т бороду, соб_ра_шь лесные ягоды, верт_т хвостом, прыга_т с параш_том, дыш_м кислородом, забыва_шь о проблемах, завис_т от ситуац_и ( 3л., м.ч.), кол_т дрова ( 3 л.,мн.ч.)

6. Четвёртое лишнее.

А).Смотрит, дышит, тревожится, тает.

Б).Лает, сеет, читает, клеит.

В).Видит, пишет, зависит, держится.

7. Заполни пропуски. Определи спряжение глаголов.

Догон_ш_ ( спр.), гре_ш_ся ( спр.), он смотр_т ( спр.), вы броса_т_ ( спр.), он глад_т ( спр.), они бормоч_т ( спр._), они верт_т ( спр.), она улыба_тся ( спр.), куша_ш_ ( спр.), вздыха_ш_ (спр.), оно гре_т ( спр.), он стон_т ( спр.), они леч_т ( спр.), мы вер_м ( спр.).

8. От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

9.От данных глаголов образуй и запиши форму 2-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

Дидактический материал «Правописание глаголов»

Выбранный для просмотра документ Правописание глаголов.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 Курского муниципального района Ставропольского края русский язык 4-5 класс Дидактический материал

Упражнение 1. Составьте словосочетания с глаголами. Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Упражнение 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах. Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива). Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание. Санкционир. вать митинг, участв. вать в пикете, вывед. вать тайну, оказ. вать воздействие, приказ. вать подчиненному, раскруч. вать веревку, развед. вать месторождение угля, доклад. вать о результатах, исповед. вать ислам, проповед. вать добро, попотч. вать пельменями, команд. вать армией, опроб. вать новое оружие, использ. вать достижения техники.

Упражнение 6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании. Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Упражнение 7. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов. Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упражнение 8. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа. Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнение 9. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы. (Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Упражнение 10. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. 1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Упражнение 11. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов. 1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Источники http://lyuceum7-1a.ucoz.ru/load/pravopisanie_glagolov/1-1-0-65 http://img-fotki.yandex.ru/get/6715/16969765.141/0_74c8f_69562e72_M.png

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Дидактический материал «Правописание глаголов» содержит различного вида письменные задания и упражнения для повторения орфограммы.

Данный ресурс можно использовать на этапе закрепления изученного материал, на этапе контроля. Содержит вопросы теоретического материала и практические задания. Задания можно использовать на этапе повторения в ходе индивидуальной или групповой работы. Может быть использован в любом УМК после изучения данной темы. Материал будет полезен учителя начальной школы, а также для самостоятельной работы дома.

  • Носова Ольга МихайловнаНаписать 2242 15.05.2018

Номер материала: ДБ-1597082

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.05.2018 388
    15.05.2018 273
    13.05.2018 299
    13.05.2018 276
    13.05.2018 166
    13.05.2018 151
    13.05.2018 1625
    13.05.2018 211

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дидактический материал. Личные окончания глаголов

Для младший школьников.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал. Личные окончания глаголов»

Работа над глаголами в 4 классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со 2 классом является знакомство с неопределённой формы глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.

При написании личных окончания глаголов учащиеся овладеваю следующей последовательностью действий:
1.Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.
2.Узнай время, лицо и число глагола.
3.Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его.

Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов. И наконец, последнее уроки по теме отводится для работы над глаголами суффиксом -ся.

В данном пособии разработаны упражнения по формированию орфографической зоркости и для одаренных детей по теме «Личные окончания глаголов».

Упражнения по формированию орфографической зоркости.

Цель: формировать умение составлять словосочетания с глаголами.

Задание: за 1 минуту учащиеся должны составить как можно больше словосочетаний с данными глаголами.

Встретится – встретиться, освободится – освободиться, отразится – отразиться, вернутся — вернуться, садится – садиться, ссорится — ссориться, проснутся – проснуться, познакомится — познакомиться.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1)На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Цель: развивать умение правильно писать личные окончания глаголов.

Задание: вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть.

Цель: формировать умение по окончанию глагола определять спряжение.

Задание: перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно образовывать формы глаголов.

Задание: определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнения для одарённых детей.

Цель: развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов и подбирать проверочные слова.

Задание: перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л

Цель: развивать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Задание: выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их безударные личные окончания.

Задание: спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и закрепить умение, находить глаголы исключения.

Задание: спиши, вставь пропущенные буквы. Определи спряжение глаголов.

Смотр_шь на прозрачный лёд и вид_шь, как под этим льдом ручей гон_ет огромное стадо пузырей. Вот он выгоня_т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп_тся согнать их в одно место.

Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их безударные личные окончания, определять число и лицо глаголов.

Задание: вставь пропущенные буквы, выдели окончание и определи спряжение, число и лицо глаголов.

Дела_шь, умыва_шься, держ_шься, гон_шься, держ_шь, ненавид_ть, игра_м, чита_м, вид_те, занима_мся, леп_м, пил_м.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Дидактический материал по теме:

«Правописание личных окончаний глагола»

студентка Ш-31 группы

Зубенко Кристина Витальевна

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта урока по русскому языку:

«Что такое корень? Однокоренные слова»

студентка Ш-31 группы

Зубенко Кристина Витальевна

Тема урока: «Что такое корень? Однокоренные слова»

Тип урока: открытие нового

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

–формировать умение находить корень в словах.

– развиваем речь (обогащаем словарный запас), мышление, память;

– развиваем умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность;

— развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,

— добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

– воспитываем положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;

– формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

1. Развиваем умение извлекать информацию;

2. Выявлять сущность, особенности объектов;

3. На основе анализа объектов делать выводы;

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Развиваем умение слушать и понимать других;

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Оформлять свои мысли в устной форме;

4. Умение работать в группе.

2.Постановка учебной задачи на основе анализа того, что ещё неизвестно;

3. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-На доске записаны буквы

-Запиши их, аккуратно каллиграфическим подчерком.

-Кто мне может сказать, какое слово получиться из этих букв?

-А сейчас обратите внимание на доску, здесь записаны словарные слова, вам необходимо вставить пропущенную букву, поставит ударение и выделить орфограмму.

Гриб, дождь, до свидания, мыло, корабль, собака, обезьяна, воробей.

-Теперь подберите однокоренные слова к слову гриб.

Приветствуют учителя, выполняют минутку чистописание, словарную работу

Из этих букв получиться слово корень

Грибник, грибочек, грибы, грибоед, грибной, грибница

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробных действиях

-Сегодня на уроке у нас новая тема, но для того, чтобы отгадать её, вам необходимо отгадать загадку.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

-По каким признакам догадались, что это корень?

-Посмотрите, как выделяется корень у слова

— Потому что, у всех предметов, которые были перечислены, они называются корнем

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

Выявление место и причины затруднения, постановка учебной задачи

— Кто мне может сказать, какая тема нашего урока?

-Что такое корень?

-Давайте теперь с вами проверим, правы мы были с вами или нет, откройте учебник на странице 61 и прочитайте правило про себя.

-Вы правы были или нет?

— Прочитай нам вслух(Костя) правило

-А теперь давайте все вместе его прочитаем вслух

Наблюдение над однокоренными словами

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На доске появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

– Запишите эти слова. Как они называются?

(держим спинку ровна, не сутулимся)

– Что такое однокоренные слова?

— Выделите корень дугой ( для детей, которые испытывают трудности в обучении записывают только слова, корень не выделяю)

-Тема нашего урока корень

-корень- это часть чего-то.

-Это однокоренные слова

-Это слова, в которых корень один и тот же

1.Прогнозирование, целеполагание — 2.Постановка учебной задачи на основе анализа того, что ещё неизвестно.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Открытие новых знаний, построение проекта выхода из затруднений

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

— Работая в группах, запишите цепочку слов, в которых будет встречаться слово стол.

— Давайте проверим, у какой группы цепочка слов длиннее.

-Как называются такие слова?

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол«присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол.

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова?

– Что выражает корень в однокоренных словах?

-Сейчас мы с вами выполним упражнение 87, прочитайте, что вам необходимо сделать?

-Давайте проверим, ( 3 тетради взять на проверку, один читает вслух)

— Я буду называть слова. Если услышите слово с корнем «лес» — потягиваетесь, если с корнем «сад» — приседаете. ( сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок)

-Выполняют работу в группа

-Настольный, столовый, столешница, застолье, застольный,

-Такие слова называются однокоренные

-Без корня не бывает слова

-списать первое предложение, выделить в однокоренных словах корень

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

–Для закрепления, выполним упражнение 88, прочитайте, что необходимо сделать?

-читаем первую цепочку слов.

-какая часть в этих словах общая?

— правильно, выделяем его дугой, читаем следующую цепочку слов, что в них общее?

-хорошо, продолжаем самостоятельно

(Для одаренных детей раздаю карточку 2)

-необходимо списать, выделить корень в однокоренных словах.

-общая часть в этих словах лист

-общее слово стул, значит, выделяем его дугой

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Выключение в систему знаний, повторение, закрепление

— А сейчас мы поработает самостоятельно.

(раздаю карточки, творческое задание)

(для детей, которые испытывают трудности в обучении, карточки 2)

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— Над какой темой работали?

— Что вызвало затруднение?

-У вас на столах лежат кружки разного цвета, поднимите красные кружок, если вам урок понравился и вам все было понятно; поднимите синий кружок, если вам урок понравился, но вы испытывали трудности; поднимите зеленый кружок, если вам урок не понравился и вам ничего не было понятно.

-Мы работали на этом уроке сегодня над темой: «Корень. Однокоренные слова»

1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Сообщение на тему:

«Изучение глаголов в начальной школе»

студентка Ш-31 группы

Зубенко Кристина Витальевна

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Сообщение на тему:

«Изучение морфемики в начальной школе»

студентка Ш-31 группы

Зубенко Кристина Витальевна

Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы как части слова. Словообразование изучает образование слов от др. слов с помощью определенных операций.

Задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке м/у лексическим значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря уч-ся. Ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков.

Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале уч-ся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.

Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов предпосылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.

Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.

2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учеб. задачи данного этапа:

— познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,

— приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,

— провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их признаков: семантической и структурной общности, т.е. развитие у школьников умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.

Для того чтобы развить у младших школьников умение распознавать однокоренные слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть).

Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласные в корнях слов.

Знания о единообразном написании корня в однокоренных словах важны для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласные в корне. Поэтому при ознакомлении уч-ся с написанием слов, которые пишутся в соответствии с традиционным признаком, важно научить правильно писать не только то слово, кот-рое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить и др.

3-ий этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс). На 3-ем этапе системы изучения морфемного состава слов решаются следующие учебные задачи:

— формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»,

— развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом,

— формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок,

— развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Особенности изучения корня. При формировании понятия «корень» мл. школьник ориентируется на 3 признака корня: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов».

Основное положение, определяющее в целом методику работы над корнем,— это раскрытие, с одной стороны, роли корня как ядра лексического значения слова, с др. стороны, усвоение корня как общей части родственных слов, в кот-ой заключена общность семантики этих слов.

Важно, чтобы уч-ся при анализе однокоренных слов научились объяснять, какая часть слова делает эти слова однокоренными (при этом выделяется корень) и какая часть или какие части делают их разными по смыслу (при этом выделяются приставка или суффикс или та и другая части).


источники:

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-pravopisanie-glagolov-3017760.html

http://multiurok.ru/files/didakticheskii-material-lichnye-okonchaniia-glagol.html