Дидактический материал по правописанию причастий

Дидактический материал по теме «Причастие» (7 класс)
материал по русскому языку (7 класс) по теме

Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся 7 классов по теме «Причастие», а так же для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochka_7_klass.doc48.5 КБ
kartochka_7klass.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить (потёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручей; отдёрнуть (занесённый) руку.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий. Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ…ся ребёнок; о наступивш… лете; цветущ…яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка; на посветлевш… небе; о клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.

Запишите словосочетания в два столбика: в первый – причастие + зависимое слово; во второй – главное слово + причастие. Выделите окончания причастий.

В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.

Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.

Завёрнутый в пакет; свисающие гирлянды; отражающий наступление; открывающий калитку; вышедший на террасу; замыкающие колонну; искрящийся на солнце снег; присутствовавшие на совещании; созданное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий подлинное искусство.

Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.

Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший крушение; волна, нахлынувшая с левого борта; терпящие бедствие матросы; теряющий управление штурман; движимый чувством долга; плот, увлекаемый быстрым течением; выкачанная из трюма вода; разрушенный корабль; в бушующем океане.

Определите спряжение глагола. Образуйте причастия от всех глаголов.

Ненавидеть ложь; замираешь от восторга; строят дом; проскочат вперёд; тяжело дышишь; присутствуешь на совещании; сбегаешь в магазин; зависишь от других; сделаешь свою работу; вертишь в руках; смотришь вокруг; борются за первое место.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. От каких глаголов нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? Почему? В образованных причастиях выделите формообразующие суффиксы.

Читать, прочитать; угнать, гнать; гореть, разгореться; поднять, поднимать; глядеть, поглядеть; решить, решать; расти, вырасти; виснуть, нависнуть; жать, сжать; шелестеть, прошелестеть.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий.

Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум, полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня, выгоревшие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, распахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна, повлёкший за собой, волнующееся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени от следующих глаголов.

Строить, обличать, проектировать, видеть, рисовать, петь, рассказывать, лелеять, рекомендовать, шить, омрачать, разыскивать, выталкивать.

Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени, выделите формообразующие суффиксы причастий.

Шептать, вдеть, организовать, хвалить, слышать, ненавидеть, собирать, развиваться, открывать, поддерживать, выталкивать, озарять, повторять, изучать.

Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени, выделите формообразующие суффиксы.

Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребёнка; ученик, ищущий нужную книгу.

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы.

Убрать, засеять, застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать, проложить, нагрузить, увешать, разработать, забросить, склонить, пронизать, подвесить, зажечь, обмануть, вылечит.

Вставьте одну или две буквы –Н-. Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было полным, а в другом – кратким. Подчеркните причастия как члены предложения.

Листья освеще…ы; письмо было опуще…о; озабоче…ый взгляд; ферма построе…а; враг отброше…; прочита…ая книга; петли смаза…ы; густо заставле…ая, запылё…ая; выписа…ые газеты; номер телефона выписа…; поляна, ввжже…ая солнцем; закова… в кандалы; построе…ая церковь; расписание измене…о; бибилиотека подобра…а.

Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.

Организова…ая экскурсия; полноце…ый человек; развеша…ы картины; лица озабоче…ы; полома…ые деревья; воспита…ый бабушкой; организова…ая работа; уроки законче…ы; молчание наруше…о; послание адресова..о товарищу; выраще…ый урожай.

Распределите словосочетания в две колонки: с прилагательными и причастиями.

Безымянная речка; выполненная работа; даль туманна; комнаты убраны; дисциплинированная девочка; обнесён изгородью; дорога длинна; неприятель побеждён; высушенная солома; картина современна; слишком юна; подстреленная утка; речь торжественна; погода безветренна; сброшенный сверху; решётка чугунная; трава зелена; речь косна; просмотренный дневник; посажённый в погреб; в церкви обвенчанный.

Списать, указать над причастиями действительные или страдательные.

Слышимый; выстоявший; занят; оклеена; решающий; скошенный; изучаемый; бритый; роющий; защищаемый; строивший; продуманный; читаемый; изучена; вылетевший; кормящий; переведённый; движимый; тающий; решающий; решённый; гонящий; ненавидящий; присланный; терпящий; слышавший.

Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

Рассчитать; прекратить; озарить; остановить; таять; соорудить; рассеять, растерять, перекачать, обидеть, сорвать, направить, колебать, увлечь, превратить, растеряться.

Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесит плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.

Образуйте от указанных слов полные причастия. От всех ли глаголов можно образовать краткие формы? Почему? Обозначьте изучаемую орфограмму?

Мерцать, сдержать, ушить, колыхать, занавесить, нагромоздить, петь, издать, сказать, удивить, потерять, оставить, обещать, видеть, покрывать, спасти, начать, вымерить, поранить, прочитать, взвесить, иссечь, решить, сохранить, закрыть.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Укажите способ проверки орфограммы.

Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный товар; запачк..нный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; взволнов…нным голосом; рекомендов…нная литература; посвящ…нная матери книга; развеш…нное бельё; раскро…нный материал; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нный рядом дома; избр…нный президент; озар…нный мечтой; изобрет…ный прибор; прослуш…нный курс лекций.

Спишите, распределяя словосочетания на две колонки: -Н- и –НН-. Обозначьте орфограмму.

Окружённый врагами; аллея усыпана листьями; машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек; плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос; тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен; не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана; вязаная кофта; смышленый мальчик; выслушанный рассказ; посажёный отец.

Спишите, вставьте пропущенные –Н- или –НН-, подчеркните изучаемую орфограмму.

Величестве…ая походка; неписа…ый закон; размере…ая жизнь; занавеше…ая шторами; беше…ый нрав; озабоче…ый проблемами; некраше…ое крыльцо; размере…ые движения; соединё…ые канатом; всклокоче…ые волосы; первозда…ые красоты; необыкнове…ый человек; нехоже…ые тропинки; осмолё…ое крыльцо; назва…ый брат; посажё…ый отец; украше…а резьбой.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.

Явстве…ый голос; замутнё…ая вода; улица дли…а; поноше…ый жилет; прожжё…ая скатерть; неслыха…ая наглость; Кваше…ая капуста; огород засея…; жаре…ая рыба; писа…ые людьми законы; избалова…ый ребёнок; потуше…ый костёр; ране…ый в бою; защище…а от пыли; заброше…ый дом; прищуре…ый глаз; выстрога…ая доска; связа…ый пучок; озаре…солнцем; запуще…ый сад; прида…ое невесты.

От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нём стало определяемым словом.

Опубликовать; разрешить, скосить; лишить; выполнить; сократить; разгрузить; сжечь; вымостить; разместить.

Запишите слова в два столбика: с отглагольными прилагательными и причастиями.

Смешанный лес; смешанный с песком цемент; неслыханная дерзость; стриженные под польку волосы; копчёный окорок; покрашенный плохо пол; посажёный отец; кипячёная вода; подмоченный водой батон; писанные людьми законы; печёный торт; лежащий на дороге предмет; неписаный закон; рассеянные дети; виднеющийся где-то вдали; подмоченная репутация.

Самостоятельные (зачетные) работы по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие»

ПРИЧАСТИЕ. Причастие как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот.

1. Подчеркните причастия.

Светлый, позеленела, горевший, допечатав, сжатая, читая, зелёный, читающий, оберегаемый, осенний, брошенный, гонимый, красива, открыта, невинный, решена, безымянный, отвечающий.

2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж, число и род причастий, обозначьте их окончания. Выделите графически причастные обороты.

1) Ускользнувшая из рук рыба кажется всегда большой. 2) Сорвавшееся слово не догонишь на самом быстром ск..куне. 3) Журавль на засохш..м дереве гн..зда не св..вает. 4) Мятущ..юся душу успоко..т труд. 5) Не спрашивай брат у брата выросшего, куда он коня прав..т. 6) Люди восходящ..му солнцу покланяются. 7) Слово, идущ..е от сердца, согрева..т три зимы подряд. 8) От камня, брошенн..го другом, боль сильнее. 9) Заходящ..е солнце косо смотр..т на восходящ..ю луну.

3. Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1) Серебрится слабо озаряемая река луной.

2) Засеянные поля пшеницей дали дружные всходы.

3) Лежащая книга на столе уже прочитана.

4) Из освещенных окон солнцем неслись звуки музыки.

4. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Укажите синтаксическую роль причастий.

Сколько сто..т хлеб? Рязанскому юноше спасш..му от огня хлебн..е поле он сто..л ж..зни.

Ш..роко извес.ны имена школьников пренебрегавших опасностью и вступавш..х в борьбу за хлеб со стихией.

Пал на обуглившейся ниве калининский мальчик Гена Воронов. Газета «Пионерская правда» ра..сказывавшая о делах ребят писала об отважн..м поступк.. школьника из Смоленской области Васи Богомолова поднявш..м на борьбу с огнём за хлеб всё село.

Нет н..чего горше и обиднее, чем боль нан..сённ..я хлебу. В хлебе заключена ж..знь. Нельзя ув..жать человека не ценящ..го хлеб. К каждому кол..ску подобранному в пол., к булк.. в школьн..й ст..ловой должно быть бережн..е отношение. (Из газеты)

ПРИЧАСТИЕ. Причастие как часть речи. Правописание гласных

в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот

1. Подчеркните причастия.

Изученный, неожиданный, песчаный, свернувшись, сваренный, выученный, учёный, упавший, исписана, аккуратна, похожий, закрыта, летящий, видимый, одеваемая, растворив, зелёный, одарённый, думающий.

2 . Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите падеж, число и род причастий, обозначьте их окончания. Выделите графически причастные обороты.

1) Солнце уже спряталось, и на цветущ..й ржи растянулись вечерние тени. (А. Чехов) 2) Всё смешалось в один звук, продол-жавш..йся минуты две. (А. Чехов) 3) яблонями. (И. Тургенев) 5) Широкое сугробистое поле так и алело под лучами поднявшегося солнца. (А. Эртелъ) 6) Это мелкий дождик сеет на зацветш..ю с.рень. (А. Ахматова) 7) Чайки плещ..тся в пене набежавш..й волны. (Н. Рубцов) 8) Над пожелтевшими садами чуть заметно зажглись звёзды. (Л. Толстой) 9) Частые раскаты грома, сливающееся в (не)прерывный гул, предвещают град. (Нар. примета)

3. Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1) Смотревший охотник с берега удивлённо протирал глаза.

2) Едва видимая тропинка во мгле сбегает к реке.

3) Не освещенные горы солнцем выделялись на посветлевшем небе.

4) Осенью часто мы видим тихо падающие жёлтые листья на землю.

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Укажите синтаксическую роль причастий.

К.Паустовский писатель пользующейся признанием совр..ме(н,нн)иков. Он пытался разрешить коре(н,нн)ые проблемы ж..зни волнующ..е человека. Проблемы смысла ж..зни счастья и творчества. Он выраб..тал своеобразный «эталон» ж.-зни вобравш..й всю красоту и значительность мира. Паустовский открыл перед читателем мир в его первозданной свежеет., и чистоте очищенн..й от наноси..го будничн..го.

Каждой строкой своих произведений Паустовский обращается к читателям Всё вокруг вас полно поэзией любите её!

(По Е. Клепиковой)

Действительные и страдательные причастия. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях .

1. Подчеркните страдательные причастия.

Плавающий, читавший, распиленный, разбитый, решаемый, любящий, мешавший, решённый, хранимый, засеянный, нёсший.

2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий. Обоснуйте выбор букв, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

бор. .щийся за свободу ( )

3. Образуйте от данных ниже глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

Сморщить (лоб) — причесать (волосы) —

накрасить (ресницы) — обидеть (взгляд) —

усыпать (веснушками) _ заспать (лицо) —

потерять (взгляд) — затуманить (очи) —

4. Работа с текстом.

(1)« Берёзовая роща» Куинджи явля..щ..яся одним из лучших п..йзажей в русской живописи привлекает своим композицио(н,нн)ым решением. (2)К..ртина пор..жает радос(?)ным мировосприятием. (З)Всё в ней построено на контрасте цветовых пятен осв..щённых и неосвещённых мест. (4)Привл..кает внимание густая х..лодная тень ш..рокой пол..сой заполняющая передний план к..ртины. (5)3ат..мнённые стволы берёз расположенные по бокам к..ртины подчеркивают яркость осв..щённ..й солнцем поляны покрыт..й ковром з..лене..щей сочной травы.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Над всеми причастиями надпишите, действительное это причастие (д) или страдательное (с).

Действительные и страдательные причастия. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1. Подчеркните страдательные причастия.

Приученный, подгоревший, обижающийся, обожаемый, глядящий, мечтавший, думающий, умываемая, сжата, исписанная, распиленный.

2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий. Обоснуйте выбор вставленных букв, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

3. Образуйте от данных ниже глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

Взволновать (море) — сощурить (глаза) —

разлохматить (волосы) — сосредоточить (взгляд) —

задрать (кверху нос) — нахмурить (брови) —

испугать (взгляд) — измучить (взгляд) —

4. Работа с текстом.

(1) Я ш..л лесом. (2)Впереди ст..яла чуть выд..вавш..яся к дорог.. берёза вся прошит..я солнцем. (3)Трепещ..щая от тепла и лёгк..го освежа..щ..го дуновения происходящего в кроне берёза восх..щала своей осе(н,нн)ей красотой. (4)Вдруг я ул..вил еле елыш..мое движение замет..л св..тящ..йся в воздух.. листок.

(б)Медленно и торжественно пад..л он ц..плялся за изветр..нную кожу за отлом..нные сучки.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Над всеми причастиями надпишите, действительное это причастие (д) или страдательное (с).

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия.

1. Раскройте скобки.

Гружё(н,нн)ый песком состав, вяза(н,нн)ая шапочка, задача реше(н,нн)а, жела(н,нн)ый гость, жаре(н,нн)ая рыба, асфальтирова(н,нн)ая дорожка, прочита(н,нн)ая книга, лакирова(н,нн)ые туфли, ране(н,нн)ый пулей боец, запрещё(н,нн)ый приём, сгущё(н,нн)ое молоко, непокраше(н,нн)ый пол, жаре(н,нн)ая в сметане картошка, ошибка исправле(н,нн)а, нескоше(н,нн)ое сено, письмо получе(н,нн)о, ране(н,нн)ое сердце, обещание исполне(н,нн)о.

2. Раскройте скобки. Над причастиями надпишите прич. Над прилагательнымиприл.

Девочка воспита(н,нн)а в строгости; девочка воспита(н,нн)а; дети рассея(н,нн)ы; семена рассея(н,нн)ы; поле засея(н,нн)о; ботинки вычище(н,нн)ы; вещь потеря(н,нн)а; дети дисциплинирова(н,нн)ы; болты закруче(н,нн)ы.

3. Работа с текстом.

(1)Хорош.. и кр..сив чистый сосновый бор. (2)Опавш..й прошлогодн..й хвоею украш..(н,нн)а земля. (З)Через малонаезж..(н,нн)ую песча(н,нн)ую д..рогу протянулись дли(н,нн)ые узластые корни. (4)Седым мягким мохом пор..ели (не)высокие кочки. (б)Кое(где) можно заметить зелене..щие листочки брусники. (б)Через высокие унёсш..еся в небо зелё(н,нн)ые в..ршины пробиваются такие жела(н,нн)ые лучи солнца. (7)Пахн..т смолой и землёю.

(8)Хорош.. и подр..ста..щий мелкий сосновый бор. (9)Одна к одной жмут..ся мол..дые сосенки покрыт..е зелё(н,нн)ой хвоею.

(10)В т..ни этих деревьев в..сною и летом нужно искать грибы. (11)Ра(н,нн)..й в..сною здесь р..стут сморчки а летом — кр..сивые ж.. лтые рыж. .ки.

(12)На б..лотистых местах покрытых кочками р..стёт низк..росл..я б..лотная трава. (13)Идёш.. по такому сосновому бору — (не) видно конца-края осып..(н,нн)ым дозрева..щ..й клюквой моховым кочкам. (14)То и дело выпархивают из(под) ног б..лотные белые куропатки с..рвёт..ся пол..тит тяж..лый глухарь. (По И. Соколову-Микитову)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Среди предложений 9—11 найдите причастие, выпишите и проведите его морфемный и морфологический разбор.

4. Среди предложений 4—7 найдите предложение с причастным оборотом. Разберите по членам это предложение.

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия.

1. Раскройте скобки.

Растворё(н,нн)ое окно, сорва(н,нн)ый цветок, вяза(н,нн)ый бабушкой, мочё(н,нн)ые яблоки, непокраше(н,нн)ый пол, асфальтирова(н,нн)ое шоссе, правило изуче(н,нн)о, изране(н,нн)ый воин, вспаха(н,нн)ое поле, варё(н,нн)ая рыба, кипячё(н,нн)ая в кастрюле, решё(н,нн)ый пример, трава скоше(н,нн)а, излома(н,нн)ая изгородь, некоше(н,нн)ая трава, несвяза(н,нн)ая кофта, сочинение провере(н,нн)о, смышлё(н,нн)ый ученик.

2. Раскройте скобки. Над причастиями надпишите прич., над прилагательнымиприл.

Девочка взволнова(н,нн)а; сестра взволнова(н,нн)а последними событиями; комиссия образова(н,нн)а вчера; девочка хорошо образова(н,нн)а; дети рассея(н,нн)ы; актриса сдержа(н,нн)а; варежка потеря(н,нн)а.

3. Работа с текстом.

(1)Велел Иван Калита обнести стольный город деревя(н,нн)ой крепостью. (2)Возвед..(н,нн)а она была из дуба. (3)Отб..рались самые крепкие — кремлёвые — брёвна. (4)Поэтому укрепления состоящ..е из утолщё(н,нн)ых стен с башнями-стрельницами стали называться кремлём.

(5)При внук.. Ивана Калиты князе Дмитрии Ивановиче Донском вокруг гор..да выстроили из обтёс..(н,нн)ых известковых глыб мощн..ю крепость с толстыми и высокими стенами и выступающими вперёд девятью башнями. (6)В три неприступные линии без малого в два километра дли(н,нн)ою встал новый Кремль и н..дёжно огр..дил Москву от (не)приятеля. (7)По верху стен и стрельниц были устро..(н,нн)ы боевые площадки. (8)С боевых площадок в случае вражь..го приступа сподручно было вести прицельный огонь и д..ржать оборону.

(9)С тех пор стала зват..ся Москва Бел..каме(н,нн)ой.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Среди предложений 7—9 найдите причастие, выпишите и проведите его морфемный и морфологический разбор.

4. Среди предложений 1—4 найдите предложение с причастным оборотом. Разберите это предложение по членам.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Б и Б после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени .

1. Раскройте скобки.

Книга (не)прочитана, (не)доумевающий взгляд, (не)вспаханное поле, (не)сделанная вовремя работа, письмо (не)отправлено, (не)прекращающийся дождь; (не)увядшие, а свежие цветы; (незакрытая форточка, никем (не)тронутый завтрак, (не)приученный к труду, никого (не)уважающий, (не)изменяемая часть речи, поле (не)вспахано, (не)исправленная ошибка, ещё (не)хоженые дороги, (не)признающий никаких препятствий, (не)увлечена ничем.

2. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора букв Ё—Е после шипящих в суффиксах причастий.

3. Работа с текстом.

(1)Горы ещё (не)освещ..(н,нн)ые солнцем выделялись на посв..тлевш..м небе. (2)На тёмн..м фон., гор покрытых дремучими лесами проносились клочья тумана. (З)Река Лена (не)сков..(н,нн)ая льдом мрачно к..тила свои свинц..вые воды. (4)Х..лодный ветер (не)прогнавший остатки ноч(?)ного тумана забирался под одежду.

(5)Вдруг на в..ршин.. (не)большого утёса вспыхнули и засветились в..рхушки листве(н,нн)иц ещё (не)пот..рявш..х игл. (б)Первый луч (не)взошедш..го а только проснувшегося солнца к..снулся утёса. (7)(Не)взошедшее солнце посылал., нам свои лучи. (8)Но земля пока была (не)освещ..(н,нн)а.

(По И. Соколову-Микитову)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Напишите о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. Свой рассказ проиллюстрируйте примерами из текста. При необходимости добавьте свои примеры.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1. Раскройте скобки.

(Не)засеянное поле, параграф (не)изучен, (не)навидящий взгляд, (не)прекращающийся дождь; (не)убранное, а скошенное сено; (не)написанное мною сочинение, (не)закрытое окно, ещё (не) созревшая рожь, (не)подкреплённые делом слова, (не)выученные правила, (не)выполненное в срок задание, (не)мигающий взгляд, (не)выкрашенный подоконник, книга (не)прочитана, задание (не) выполнено, (не)замерзающий зимой ручей, (не)признанный современниками писатель, (не)доумевающим взглядом.

2. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора букв Ё—Е после шипящих в суффиксах причастий.

3. Работа с текстом.

(1)Сквозь (не)занавеш..(н,нн)ое а только чуть приоткрытое окно Семёнов выгл..нул в сад.

(2)Слабая утре(н,нн)..я заря исчерче(н,нн)ая ч..рными в..твями деревьев постепенно роз..вела. (З)Огромный (не) ухож..(н,нн)ый сад звал на свои тр..пинки.

(4)Семёнов знал все уголки детства в этом запущ..(н,нн)ом но дорогом его сер..цу саду. (5)Вот старая разлапист..я яблоня, её паданцы были его излюбл..(н,нн)ым лакомством. (6)А вот и (не)глубокий овраг, заполн..(н,нн)ый черёмушником.

(7)3десь, в р..дных краях, зар..дилась его ю(н,нн)ая ещё (не) осозн..(н,нн)ая любовь к природе здесь открывался ему (необозримый мир трав и цветов.

(8)Живучи и (не)истребимы (не)тле(н,нн)ы воспом..нания детства!

(По А. Алдан-Семёнову)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Напишите о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. Свой рассказ проиллюстрируйте примерами из текста. При необходимости добавьте свои примеры.

Дидактический материал по русскому языку. Карточки-задания по теме «Причастие»

Класс: 7

Ключевые слова: причастие , карточки-занятия

В 7 классе дети знакомятся с новой частью речи – причастием. Это одна из наиболее сложных для изучения тем, и учащиеся испытывают определенные трудности при освоении данной темы, в частности, в правописании суффиксов причастий. Поэтому требуется многократное повторение правил и систематическая отработка навыков правописания.

Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся являются эффективным и удобным способом закрепления пройденного материала, т.к. дети успевают выполнить больше заданий, проверка карточек занимает небольшое время, поэтому ребенок быстро получает обратную связь и может сразу проработать свои ошибки.

Дидактический материал разделен по темам:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • Действительные причастия прошедшего времени
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
  • Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Карточка №4. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Вставьте пропущенные буквы.

Закле…нный, сдерж. нный, умнож..нный, накормл…нный, выуч…нный, вылеч…нный, повеш..нный, перемнож…нный, разнош…нный, взлеле…нный, увид…нный, зате…нный, разбуж…нный, взорв…нный, позолоч…нный, накле…нный, вымаз…нный, подстрел…нный, расстрел…нный, книги напечат…ны, запасы огранич…ны, поля засе…ны, картинки раскраш…ны, слова искаж…ны, дороги расчищ…ны.

Карточка №5. Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Жаре…ый на масле картофель, моще…ая дорога, прощё…ое воскресенье, купле…ая вещь, посажё…ый отец, жаре…ые грибы, метко броше…ый камень, разлинова…ая бумага, недавно краше…ый забор, реше…ая задача, назва…ый брат, вяза…ая крючком кофта, рискова…ый поступок, вяза…ые перчатки, кипяче…ое молоко, прида…ое невесты, балова…ый ребёнок, рва…ая рубашка, бракова…ый товар, скова…ый льдом, невида…ый урожай.

Карточка №6. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка взволнова…а событиями, девочка взволнова…а, ягоды подавле…ы в корзине, люди подавле…ы и унылы, рука обожже…а, сумма собра…а, речь стройна и собра…а, девочка рассея…а, семена рассея…ы ветром, публика избалова…а гастролёрами, сани привяза…ы, вещи утеря…ы в дороге, ошибка исправле…а, овощи замороже…ы, встреча устрое…а, сочинение сда…о.


источники:

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-prichastie-1310592.html

http://urok.1sept.ru/articles/678083