Дидактический материал по теме правописание предлогов

Дидактические материалы по теме Правописание предлогов
учебно-методический материал по русскому языку

«Правописание предлогов»

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость слов в словосочетании и предложении.

Предлоги пишутся со словами раздельно.

Сами предлоги (структурно) могут писаться слитно, через дефис или раздельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_materialy_po_teme_pravopisanie_predlogov.docx21.63 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Дидактические материалы для 7 класса по теме

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость слов в словосочетании и предложении.

Предлоги пишутся со словами раздельно.

Сами предлоги (структурно) могут писаться слитно, через дефис или раздельно.

ввиду (= по причине)

1) В предлогах в течени е , в продолжени е , в заключени е , в отличи е , вследстви е в конце пишется Е .

2) Предлоги в течение, в продолжение, в заключение, в отличие пишутся раздельно с буквой «в»,

и только предлог вследствие пишется слитно с «в».

Следует отличать предлоги от других частей речи.

В продолжение праздничного вечера был объявлен конкурс.

В продолжение праздничного вечера уже никто не верил.

В первом предложении у нас предлог «в продолжение», во втором – предлог «в» + существительное «продолжение».

Чтобы определить часть речи, можно, например, заменить сложный предлог другим предлогом: если при этом появится стилистическая или иная лингвистическая ошибка, то, значит, это не предлог. К примеру, заменим «в продолжение» предлогом «вместо»:

Вместо праздничного вечера был объявлен конкурс.

Вместо праздничного вечера уже никто не верил.

Первое предложение, с лингвистической точки зрения, от замены не пострадало – оно построено правильно, по правилам русского языка. Зато во втором появилась явная стилистическая и даже логическая несуразность. Значит, во втором предложении «в продолжение» — не предлог, а существительное.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1) (В) течени. дня, (в) продолжени. речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени. романа, (в) следстви. болезни; (в) следстви. которое вел опытный работник. ; (в) течени. болезни наметились улучшения; (в) отличи. от Онегина. (в) заключени. врача, недостатки выявились (в) завершени. отчета; он пробыл (в) заключени. три года, все дело (в) отлич. между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

2) (В) виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В) следстви. по этому делу было много погрешностей. (В) заключени. доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в) заключени. находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не) смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В) заключени. акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В) следстви. ремонта клуб был закрыт.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(В)следстви. сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти. на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви. по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени. романа известного автора, (в)продолжени. утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени. пяти лет, (в)течени. бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви. (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени. недели, наблюдать изменения (в)течени. реки, отсутствовать (в)продолжени. месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени. романа, отменить экскурсию (в)следстви. дождя, (в)последстви. вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви. с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.

1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма. 2. (По) (над) Доном сад цветет. 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово. 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете. 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым. 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. 7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка . 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце . 15. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распростились . 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след . 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям. 21. Он всегда действовал (на) перекор.

Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов.

(В) течени. дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени. военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени. часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени. романа. 5. (В) следстви. подчиненного положения Якова в пансионате товарищи обращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви. по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени. всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби. глиняных котов (П.). 10. (В) следстви. какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 11. (В) продолжени. всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.).

Правописание производных предлогов (дидактический материал)

Дидактический материал по теме: «Правописание и произношение производных предлогов»

Просмотр содержимого документа
«Правописание производных предлогов (дидактический материал)»

1. Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

(В)течени(е,и) многих лет; (в)продолжени(е,и) урока; (в)следстви(е,и) непогоды; шел по тропинке, (не)смотря под ноги; узнал (в)последстви(е,и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; включить (в)следстви(е,и) новые документы; имей это (в)виду; поговорить (на)счет похода.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Поезд ушел согласно расписания. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор желания родителей.

1. Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

Говорить (на)счет работы; (не)смотря на холод; (в)виде бабочки; (в)следстви(е,и) ливня; шли, (не)смотря вниз; (в)продолжени(е,и) кни­ги; (в)течени(е,и) года; (в)виду болезни.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Благодаря болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказа ко­мандира.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные ор­фограммы. Укажите, где можно, значение предлогов.

Отсутствовал (в)связи с болезнью, спросить (на)счет завтр..ка, иметь (в)виду конечный результат, ошибит­(?)ся (в)следстви.. невнимательности, работать (в)продолжени.. часа, вернут(?)ся (не)смотря (на)запрет, закончить благ..д..ря дружной работ. отдыхать (в)течени.. месяца, песни (по)над Волгой, встретиться (по)возвращени. выск..чить (из)под земли, ушел (по)причине от..езда, идти (на)встречу пожеланиям, отменить (в)виду к..р..нтина.

1. Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

(В)течени(е,и) многих лет; (в)продолжени(е,и) урока; (в)следстви(е,и) непогоды; шел по тропинке, (не)смотря под ноги; узнал (в)последстви(е,и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; включить (в)следстви(е,и) новые документы; имей это (в)виду; поговорить (на)счет похода.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Поезд ушел согласно расписания. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор желания родителей.

1. Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

Говорить (на)счет работы; (не)смотря на холод; (в)виде бабочки; (в)следстви(е,и) ливня; шли, (не)смотря вниз; (в)продолжени(е,и) кни­ги; (в)течени(е,и) года; (в)виду болезни.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Благодаря болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказа ко­мандира.

1. Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

Говорить (на)счет работы; (не)смотря на холод; (в)виде бабочки; (в)следстви(е,и) ливня; шли, (не)смотря вниз; (в)продолжени(е,и) кни­ги; (в)течени(е,и) года; (в)виду болезни.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Благодаря болезни я не был в театре. 2) Это было сделано вопреки приказа ко­мандира.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные ор­фограммы. Укажите, где можно, значение предлогов.

Отсутствовал (в)связи с болезнью, спросить (на)счет завтр..ка, иметь (в)виду конечный результат, ошибит­(?)ся (в)следстви.. невнимательности, работать (в)продолжени.. часа, вернут(?)ся (не)смотря (на)запрет, закончить благ..д..ря дружной работ. отдыхать (в)течени.. месяца, песни (по)над Волгой, встретиться (по)возвращени. выск..чить (из)под земли, ушел (по)причине от..езда, идти (на)встречу пожеланиям, отменить (в)виду к..р..нтина.

1. Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

(В)течени(е,и) многих лет; (в)продолжени(е,и) урока; (в)следстви(е,и) непогоды; шел по тропинке, (не)смотря под ноги; узнал (в)последстви(е,и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; включить (в)следстви(е,и) новые документы; имей это (в)виду; поговорить (на)счет похода.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Поезд ушел согласно расписания. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор желания родителей.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные ор­фограммы. Укажите, где можно, значение предлогов.

Отсутствовал (в)связи с болезнью, спросить (на)счет завтр..ка, иметь (в)виду конечный результат, ошибит­(?)ся (в)следстви.. невнимательности, работать (в)продолжени.. часа, вернут(?)ся (не)смотря (на)запрет, закончить благ..д..ря дружной работ. отдыхать (в)течени.. месяца, песни (по)над Волгой, встретиться (по)возвращени. выск..чить (из)под земли, ушел (по)причине от..езда, идти (на)встречу пожеланиям, отменить (в)виду к..р..нтина.

1. Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

(В)течени(е,и) многих лет; (в)продолжени(е,и) урока; (в)следстви(е,и) непогоды; шел по тропинке, (не)смотря под ноги; узнал (в)последстви(е,и); (не)смотря на жару; (в)виду болезни; включить (в)следстви(е,и) новые документы; имей это (в)виду; поговорить (на)счет похода.

2. Исправить ошибку и записать верно предложения:

1) Поезд ушел согласно расписания. 2) Володя решил заниматься конным спортом наперекор желания родителей.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные ор­фограммы. Укажите, где можно, значение предлогов.

Отсутствовал (в)связи с болезнью, спросить (на)счет завтр..ка, иметь (в)виду конечный результат, ошибит­(?)ся (в)следстви.. невнимательности, работать (в)продолжени.. часа, вернут(?)ся (не)смотря (на)запрет, закончить благ..д..ря дружной работ. отдыхать (в)течени.. месяца, песни (по)над Волгой, встретиться (по)возвращени. выск..чить (из)под земли, ушел (по)причине от..езда, идти (на)встречу пожеланиям, отменить (в)виду к..р..нтина.

1. Вставить пропущенные буквы.

По окончани.. школы, по прибыти.. в город, по окончани.. собрания, болеть в продолжен.. недели, вопреки предсказани. вследстви.. непогоды, согласно распоряжени.. директора.

2. Составить и записать предложения со словами в течение — в тече­нии, вследствие — в следствии. Указать часть речи.

1. Вставить пропущенные буквы.

Не видел в течени.. дня, согласно приказ.. командира, по окончани.. занятий, вследстви.. тяжелой болезни, по прибыти.. в город, по предъявлени.. документов.

2. Составить и записать предложения со словами в продолжение — в прдолжении, не смотря на — несмотря на. Указать часть речи.

1. Вставить пропущенные буквы.

По окончани.. школы, по прибыти.. в город, по окончани.. собрания, болеть в продолжен.. недели, вопреки предсказани. вследстви.. непогоды, согласно распоряжени.. директора.

2. Составить и записать предложения со словами в течение — в тече­нии, вследствие — в следствии. Указать часть речи.

1. Вставить пропущенные буквы.

Не видел в течени.. дня, согласно приказ.. командира, по окончани.. занятий, вследстви.. тяжелой болезни, по прибыти.. в город, по предъявлени.. документов.

2. Составить и записать предложения со словами в продолжение — в прдолжении, не смотря на — несмотря на. Указать часть речи.

1. Вставить пропущенные буквы.

По окончани.. школы, по прибыти.. в город, по окончани.. собрания, болеть в продолжен.. недели, вопреки предсказани. вследстви.. непогоды, согласно распоряжени.. директора.

2. Составить и записать предложения со словами в течение — в тече­нии, вследствие — в следствии. Указать часть речи.

1. Вставить пропущенные буквы.

Не видел в течени.. дня, согласно приказ.. командира, по окончани.. занятий, вследстви.. тяжелой болезни, по прибыти.. в город, по предъявлени.. документов.

2. Составить и записать предложения со словами в продолжение — в прдолжении, не смотря на — несмотря на. Указать часть речи.

Дидактический материал по теме «Предлог»

Дидактический материал по теме «Предлог»
Предлагаемые упражнения содержат разнообразный материал по теме «Предлог», они помогают закрепить полученные знания, систематизировать их. Часть заданий позволяет сопоставить предлоги и приставки, выявить смысловые отношения; учащиеся знакомятся с группами предлогов по значению, выполняют работу по замене изучаемой служебной части речи синонимами и антонимами, повторяют падежное управление, правописание производных предлогов, учатся различать предлоги с омонимичными самостоятельными частями речи. Упражнения усложняются дополнительными орфографическими и пунктуационными заданиями, нацеленными на повторение сложных правил, морфологическим анализом предлогов. Задания рассчитаны на учащихся разного уровня, могут быть индивидуальными и групповыми (в парах), предложены в качестве самостоятельной работы.
Упражнение 1
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Выпишите все словосочетания, содержащие предлоги.
Прячет месяц за овинами
Ж..лтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос з..ря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как стра(н,нн)ица,
С посошком в лаптях берестя(н,нн)ых.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с ра(с,сс)ветом в сад с..реневый
Мотыльком порхнула весело.
(С. Есенин)
Упражнение 2
Вставьте между словами подходящий по смыслу предлог. Используйте правильную падежную форму существительных.
Предлоги для справки: от, за, насчёт, под, согласно, при, для, благодаря, над.
Пролететь _________ лес
капли _________ насморк
действовать _________ приказ
победить ________ смелость
пострадавшие ________ землетрясение
договориться ________ гостиница
купить ________ работа
наказать _________ проступок
бутылка ________ молоко

Упражнение 3
Замените предлоги синонимичными. Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Скучать о доме —
(не) вз..рая на трудности —
пройти около к..лометра —
уехали вследстви.. дождей —
по окончани.. школы поступить в техникум —
ра…пол…жились у ручья —
договорились о поездке —
Упражнение 4
Придумайте предложения с предлогами БЕЗ(БЕЗО), ДО, ИЗ(ИЗО), ОТ(ОТО), У, ДЛЯ, РАДИ. С каким единственным падежом употребляются эти предлоги?

Упражнение 5
Придумайте предложения с предлогами ПРО, СКВОЗЬ, ЧЕРЕЗ. С каким единственным падежом употребляются эти предлоги?

Упражнение 6
Придумайте предложения с предлогами НАД(НАДО), ПЕРЕД(ПЕРЕДО), ПРЕД (ПРЕДО). С каким единственным падежом употребляются эти предлоги?

Упражнение 7
Со словом (НА)ВСТРЕЧУ составьте 3 предложения так, чтобы оно выступало в качестве существительного с предлогом, наречия, производного предлога.

Упражнение 8
Выпишите словосочетания только с непроизводными предлогами.
Сидел на крыше, прождать около недели, несмотря на непогоду, иду по тропинке, бороться с ленью, показалось из-за туч, появился предо мной, жили вблизи леса, ходить возле дома, слышал от доктора, ожидалась к празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, построен по проекту.

Упражнение 9
Выпишите словосочетания только с производными предлогами. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
1. Проходя мимо Швабрина, Гринёв остановился. 2. Грачи ночуют в густых кронах елей.
3. Благодаря выпавшему снегу можно было кое-что рассмотреть на земле . 4. На пригорке из(за) листвы ровно светит огонёк. 5. Он частенько отправлялся (в)место, чрезвычайно опасное.
6. Подложили цепи под колёса (в)место тормозов, чтобы они не раскатывались. 7. Только (в)следстви.. усиленных просьб старушки Лиза согласилась отложить исполнение своего намерения на полгода. 8. Из(за) всех углов, из(под) штор за окнами глядели на Герасима и Татьяну. 9. (В)продолжен.. ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты.

Упражнение 10
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните производные предлоги. Сделайте морфологический разбор предлогов из первого предложения.
1. А кто про доброту лиш.. в уши всем жужжит, тот часто только добр (на)счёт другого.
2. (В)продолжени.. вечера я несколько раз нарочно старался вмешаться в их разговор. 3. Но (в)течени.. времени родовые владения Белкиных раздробились и пришли в упадок. 4. Не было ни одной тучки, (в)следстви.. чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей. 5. Смех его был (на)подоби.. мяукания нашего кота. 6. Я начал собираться (на)встречу с друзьями. 7. Я хотел поговорить с вами (на)счёт квариты. 8. (Во) время отпуска отец был в Болгарии. 9. Поезд прибывает (во)время.

Упражнение 11
Исправьте ошибки и запишите верно предложения.
1. Вопреки ожидания тропинка не привела нас к озеру. 2. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. 3. Автор описывает о событиях послевоенного времени. 4. Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу. 5. От утра до вечера он трудился в своей редакции.
6. Он чуть не погиб через предательство друга.


источники:

http://multiurok.ru/files/pravopisaniie-proizvodnykh-priedloghov-didaktichie.html

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-teme-predlog-997900.html