Дидактический материал по теме правописание причастий

Дидактический материал по теме «Правописание причастий»
материал по русскому языку на тему

Дидактический материал по теме «Правописание причастий»

Скачать:

ВложениеРазмер
zadanie_po_teme_pravopisanie_prichastiy.doc29 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Вставить пропущенные буквы.

  1. Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, клее…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк, хлопоч…щая у печки хозяйка, расстила…щаяся степь, стро…щееся здание, кол…щий дрова истопник, ненавид…щий нас враг, пряч…щийся ребенок, трепещ…щая рыба, готов…щийся к зачетам студент, дремл…щий старик, слыш…щийся изали гудок.
  1. Тесто хорошо замеш…но. Окопы были обстрел…ны неприятелем. Подстрел…нная утка спряталась в тростнике. Стены комнаты были окле…ны обоями. Потер…нная книга нашлась. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. Работа была оконч…на своевременно. Белье было высуш…но ветром. Лекция прослуш…на с глубоким вниманием.
  1. Ране…ый боец, сея…ая мука, вскипяче…ое молоко, покраше…ый забор, коше…ый и некоше…ый клевер, скоше…ая трава, подстреле…ая птица, пуга…ая ворона, гаше…ая и негаше…ая известь, вытка…ый ковер, сожже…ое письмо, копче…ая колбаса, избалова…ое дитя, некова…ое железо, дистилирова…ая вода.
  1. В небольшом, оклеенн…ом белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля…ой краской. На блестящем, краше…ом полу у стены стояли две вазы. Дома были побеле…ы, крыши почине…ы, ставни и деревя…ые коридоры выкраше…ы зеленой краской.Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в маза…ой хате. В доме были высокие комнаты с выбеле…ыми стенами и некраше…ыми полами. Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша…ому с хвоей. Рита вынула из сумки тисне…ый золотом билет. Больных и раненых было немного.

Вставить пропущенные буквы.

  1. Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, клее…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк, хлопоч…щая у печки хозяйка, расстила…щаяся степь, стро…щееся здание, кол…щий дрова истопник, ненавид…щий нас враг, пряч…щийся ребенок, трепещ…щая рыба, готов…щийся к зачетам студент, дремл…щий старик, слыш…щийся изали гудок.
  1. Тесто хорошо замеш…но. Окопы были обстрел…ны неприятелем. Подстрел…нная утка спряталась в тростнике. Стены комнаты были окле…ны обоями. Потер…нная книга нашлась. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. Работа была оконч…на своевременно. Белье было высуш…но ветром. Лекция прослуш…на с глубоким вниманием.
  1. Ране…ый боец, сея…ая мука, вскипяче…ое молоко, покраше…ый забор, коше…ый и некоше…ый клевер, скоше…ая трава, подстреле…ая птица, пуга…ая ворона, гаше…ая и негаше…ая известь, вытка…ый ковер, сожже…ое письмо, копче…ая колбаса, избалова…ое дитя, некова…ое железо, дистилирова…ая вода.
  1. В небольшом, оклеенн…ом белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля…ой краской. На блестящем, краше…ом полу у стены стояли две вазы. Дома были побеле…ы, крыши почине…ы, ставни и деревя…ые коридоры выкраше…ы зеленой краской.Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в маза…ой хате. В доме были высокие комнаты с выбеле…ыми стенами и некраше…ыми полами. Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша…ому с хвоей. Рита вынула из сумки тисне…ый золотом билет. Больных и раненых было немного.

Дидактический материал по теме «Причастие»

При склонении причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные

Желтеющая трава(желтая).желтеющей травы(желтой)

В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся буквы У-Ю, если причастия образованы от глаголов 1 спряжения, и буквы А-Я , если от глаголов 2 спряжения.

Лечащий -лечить(2 спр)

Перед суффиксом -ВШ- в действительных причастиях пишется та же буква , что и перед –ТЬ- в неопределенной форме.

Страдательные причастия настоящего времени от глаголов 1 спряжения образуются с суффиксом –ЕМ-(ОМ)-, от глаголов 2 спряжения- с -ИМ-

ведОМый-ведут(1 спр), гонИМый-гонят(2спр)

В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени- НН- и- ЕНН- пишется два –Н-

В причастиях, образованных от глаголов на –АТЬ,-ЯТЬ, перед суффиксом –НН- гласная сохраняется.

После шипящих в суффиксах страдательных причастий пишется под ударением -Е-.

В суффиксах кратких страдательных прошедшего времени пишется –Н-.

-НЕ- с краткими причастиями пишется отдельно.

Задача НЕ решена

-НЕ- с полными причастиями пишется отдельно, если есть зависимое слово или противопоставление с союзом –А-

НЕ закончившееся вовремя собрание

ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ

1) Пишется буква У (Ю) в суффиксах -ущ- (ющ), если причастие образовано от глагола 1 –го спряжения.:Полоть (1 спр.) — полют — полющий. Писать (1 спр.)— пишут — пишущий

2) Пишется буква А (Я) в суффиксах -ащ-(-ящ-), если причастие образовано от глагола 2-го спряжения.: Дышать (2 спр.)— дышат — дышащий Клеить (2 спр.) — клеят — клеящий.

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ем-(- ом-) (от глаголов 1-го спряжения) и -им- (от глаголов 2-го спряжения) от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида.

Сажают (1 спр.) — сажаемый — -ем-. Ведут (1 спр.) — ведомый ом- .Зависят (2 спр.) — зависимый им

ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

1) Пишется буква Е (О), если причастие образовано от глагола 1-го спряжения.

Решать (1 спр.) — решаем — решаемый.

2) Пишется буква И, если причастие образовано от глагола 2-го спряжения. Любить (2 спр.) — любим — любимый

НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ СЛИТНО:

1) С полными причастиями, если без НЕ они не употребляются: негодующий взгляд (нет слова «годующий»);недоумевающий взор (нет слова «доумевающий»).2) С полными причастиями, если при них нет зависимых слов: непрочитанный роман (нет зависимых слов).3) С полными причастиями, если при них нет противопоставлений с союзом А.

1) С полными причастиями, если есть зависимое слово (в причастном обороте).Не посаженные вовремя цветы Не интересующийся литературой ученик.2) С полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А.Не погибший, а спасенный боец.3) С краткими причастиями. Ребёнок не умыт, план не составлен

РАЗЛИЧИЕ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И КРАТКИХ ПРИЧАСТИЙ

2) Краткие прилагательные (с -к- и -нн-: столько -к-, сколько в полной форме): Ученица воспитанна и аккуратна. (Воспитанна и аккуратна — краткие прилагательные, т.к. здесь даётся характеристика ученицы, а не её действия. Можно образовать полные формы: Ученица аккуратная).

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени:1) Е пишется без ударения: верченый мальчик.2) Ё пишется под ударением. решённая задача

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

— О чем эта загадка?

-Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Если нет приставок (кроме не-), суффикса -ова- (-ева-) и пояснит. слов::

крашеный пол
раненый боец

медленный
желанный,
священный,
неслыханный,
нежданный и др.

В кратких страд. причастиях:

боец ранен
диктант написан

При наличии приставок (кроме не-):

накрашенная
пораненный
сломанный

смышленый
посаженый,
названый

При наличии пояснительных слов:

крашенный ими пол
раненный пулей боец

В словах на -ованный (-еванный):маринованный
арестованный

Исключения: жеванЫй,
кованый

Образованные от глаголов соверш. вида: купленный
решенный

Причастие как особая форма глагола

какой? какая? какое? какие?

обозначает признак предмета

изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым существительным

переходность и непереходность действия

совершенный и несовершенный вид

настоящее и прошедшее время

(о) хорошем мальчике

(о) читающем мальчике

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов –вш, -ш от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида.

Суффикс -ш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на согласную.

Реять (1 спр.) — реявший — -вш-. Колоть (1 спр.) — коловший — -вш- .Лепить (2 спр.)— лепивший — -вш- .Нести (1 спр.) — нёсший — -ш-

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

образуются при помощи суффикса -нн- от основ неопределённой формы на -ать (-ять) переходных глаголов совершенного и несовершенного вида.

Придумать — придуманный — -нн- .Посеять — посеянный нн-

2) Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -енн-(-ённ-) от основ не неопределённой формы переходных глаголов (кроме глаголов на -ать (-ять) совершенного и несовершенного вида).

Обидеть — обиженный енн-Построить — построенный енн- Привлечь — привлечённый — -ённ- ;Принести — принесённый — -ённ-

3) Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса -т- от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несоверш. вида.

Вмять — вмятый — -т- снять — снятый т

Н-НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ

ПИШЕТСЯ –НН-1) Если есть приставки, кроме не-: Расписанный <от расписать). Испечённый (от испечь).

2) Если слово оканчивается на -ова-, -ева-, -ирова-: Дрессированный (от дрессировать). Маринованные (от мариновать).

8) Если есть зависимые слова у полных причастий: Кошенный косами луг. Написанная красками картина.

4) Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: Купленная книга (от купить сов. в.).

ПИШЕТСЯ Н1) Если нет перечисленных условий: Кошеный (от косить несов. в.), нет приставки;нет в глаголе суффиксов -ова-, -ева-, -ирова-.2) В кратких причастиях: Сочинение не продумано (кр. прич.). Вода не насыщена

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

-анн- (-янн-) в глаголах на -ать, -ять

-енн- в глаголах на -ить, -еть

просмотреть — просмотренный
купить – купленный

речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола, называется______________________

2.Причастие отвечает на вопросы ________________________

3. Морфемными признаком причастия являются суффиксы_______________________

4.Причастие ,как и прилагательное изменяется по_________________________

5.Причастие согласуется с…….в…….._______________

6.Причастие ,как и глагол, может быть……и……,имеет…..

7.Причастия могут быть действительными и ________________

8Действительные причастия обозначают признак , который создается _________________

9.Причастия,обозначающие признак ,который создается у одного предмета действием другого предмета, называются ________________

10.Причастным оборотом называется ___________________

11.Причастный оборот выделяется с обеих сторон запятыми, если_________________

12.Действительные причастия настоящего времени образуются от__________________

13.Действительные причастия прошедшего времени образуются от________________

А) признак предмета;

В) признак предмета по действию;.

В) родам, числам, падежам.

А) совершенного и несовершенного вида;

Б) возвратным и невозвратным;

В)настоящего , прошедшего и будущего времени;

Г) настоящего и прошедшего времени:

Д) личным и безличным;

А) причастие с существительным, к которому оно относится;

Б) причастие с зависимым от него словом;

А) от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов –ем(им), ;

Б) от основы глагола настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-(ющ), ащ-(ящ);

В) от основы инфинитива с помощью суффиксов –вш-, ш_;

Г) от основы инфинитива с помощью суффиксов –енн-,- нн-, т- ;

А)от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов –им-,ем(ом)-;

Б) от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов –ущ(ющ)-, -ащ(ящ)-;

В) от основы инфинитива с помощью суффиксов -енн-,-нн-,-т-;

Г)от основы инфинитива с помощью суффиксов –вш-, -ш-.

А )от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов — им-,-ем(ом)-;

Б) от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов –ущ-(ющ)-,-ащ-(ящ)-;

В) от основы инфинитива с помощью суффиксов – вш-,-ш-;

Г) от основы инфинитива с помощью суффиксов –енн-,-нн-,т.

А) от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –им-,ем(ом);

Б) от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –ущ-(ющ)-,-ащ(ящ)-;

В) от основы инфинитива при помощи суффиксов –вш-,-ш-;

Г) от основы инфинитива при помощи суффиксов –енн-,-нн-,-т-.

СУФФИКСЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОНИ ОБРАЗОВАНЫ

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причасти прошедшего времен

ЗАДАНИЕ :СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ВЫПИСАТЬ ГЛАГОЛЫ , ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ, ОБРАЗОВАТЬ ОТ НИХ ПРИЧАСТИЯ .

Не тот стрелок, кто стреля-т, а тот, кто попада-т.2. Смелый побежда-т ,трус погиба-т. 3.Солдатское братство рожда-тся в бою. 4.Кто робе-т, того бьют. 5Труд все побежда-т. 6.Золотые руки на серебро не куп-ш-. 7. За двумя зайцами погон-ш-ся – ни одного не пойма-ш-. 8.Чего в других не люб-ш-, того и сам не делай. 9.Весною час упуст-ш-,годом не наверста-ш-. 10. Ученый идет, а неученый спотыка-тся. 11.Книга в счастье украша-т, а в несчастье утеша-т. 12.Знайка все с полуслова понима-т, а незнайка только рот разева-т. Хлеб пита-т тело, а книга пита-т душу. Наука в лес не ведет, а из лесу вывод-т.

Бор-щиеся за первое место спортсмены, тяжело дыш-щие бегуны, жела(н,нн)ый успех, груж-ные машины,поднима-щийся на ц(ы,и)почки гимнаст, может отразит-ся на здоровье, не стремит-ся к финишу,св-щенный долг, (не)слыханная победа.

ЗАДАНИЕ: 1.Найдите 2-3 примера с орфограммой «непроверяемые безударные гласные в корне слова». 2. Выпишите глаголы с –тся- и -ться- на конце , объясните их написание, объясните правописание гласной в суффиксах причастий.

ЗАДАНИЕ: ОТ ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ ОБРАЗУЙТЕ ПОЛНЫЕ ПРИЧАСТИЯ : СНАЧАЛА ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРОШЕДШЕГО И НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ,ЗАТЕМ(ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО) СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ, ЗАПИШИТЕ ИХ.

ЗАПОМНИТЕ:СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ОБРАЗУЮТСЯ ТОЛЬКО ОТ ПЕРЕХОДНЫХ ГЛАГОЛОВ( МОЖНО СПРОСИТ КОГО? ЧТО?), А СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ –ОТ ПЕРЕХОДНЫХ, КАК ПРАВИЛО, СОВЕРШЕННОГО ВИДА .

Артач-т-ся, балакать, б-лтать , вкушать, ,предвозвестить, уведомить, уготовить, усмотреть, хворать, хороводить, хорохориться, храпеть.

ЗАДАНИЕ : ПОДЧЕРКНИТЕ ПРИЧАСТИЯ. СПИШИТЕ .

Испуганная птица, каленые орехи, просеянная мука, топлено сало, сушеные грибы, растопленное масло, засушенные цветы, соленые рыжики, раскаленное железо. Крашеный пол. Пересоленный суп, избалованный ребенок, покрашенный забор, копченая свинина, масляные краски, прокопченный потолок, замасленная бумага, раненый боец, израненный солдат, независимый человек, незаменимый помощник, неутомимый работник, необозримые просторы, несгораемый шкаф, непреодолимое препятствие, непроходимый болота, недоступные вершины, несгибаемая воля, учащиеся соседней школы, молодые ученые , блестящие успехи, выдающиеся открытия, цветущий луг, подавляющее большинство, вызывающий тон.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ : ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ОРФОГРАММ И ДАЙТЕ ПИСЬМЕННЫЙ КОММЕНТАРИЙ ПРАВОПИСАНИЯ ДАННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ .

ЗАДАНИЕ:ЗАПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ+ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ОДНУ КОЛОНКУ, ПРИЧАСТИЕ+ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ДРУГУЮ КОЛОНКУ.

Светлое небо, светлеющий небосклон, зеленые ели, зеленеющие луга, темнеющий парк, темная аллея, заглохший мотор, глухой звук, шумный порт, шумящий водопад, засохшие цветы, сухие сучья, колосящаяся рожь, колосистая рожь, белеющий парус, белый платок, желтые листья, желтеющие березы, спелые ягоды, поспевающие фрукты, созревающие груши, зрелые помидоры, горячий кофе, горящая печь, старый друг, постаревший учитель, ослепший старик, слепой дед, поседевшие волосы, седые пряди.

А) имеет приставку ( кроме НЕ);

Б) имеет приставку НЕ;

В) не имеет зависимых от него зависимых слов;

Г) имеет зависимые от него слова;

Д) несовершенного вида;

Е) совершенного вида;

Ж) образовано от глаголов с суффиксами –ОВА-,-ЕВА-,(ИРОВА);

А) имеет приставку ( кроме НЕ);

Б)имеет приставку НЕ;

В)не имеет зависимых от него слов;

Г) имеет зависимые от него слова;

Д) несовершенного вида;

Е) совершенного вида;

Ж) образовано от глаголов с суффиксами –ОВА-,-ЕВА-,(ИРОВА)-;

З) причастие краткое;

НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО

А) причастие имеет при себе зависимые слова;

Б) причастие не имеет зависимого слова

ЗАДАНИЕ:ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. ВЫПОЛНИТЕ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА

Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения . Память вовсе не механична; это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно: путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиционно прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти .Беспамятный» — это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не

сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Совесть — это память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Память — основа совести и нравственности, основа культуры, память — одна из основ поэзии, эстетического понимания, культурных ценностей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: ВЫПИШИТЕ ПРИЧАСТИЯ.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 1-2 ПРИЧАСТИЙ.

Скворец высунувшийся из своего домика прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности неуловимых оттенков которыми знающая природа одаряет лишь избранных -гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую непреходящую скорбь раненой горлинки.

И те кто были им вызваны пробужденные вдруг подали свои чистые никем не напуганные голоса.

1. Расставить недостающие знаки препинания.2. Определить тип и стиль текста.3. Выписать из текста причастия и указать рядом глаголы, от которых они образованы.4. Объяснить орфограмму причастий, встретившихся в тексте.5. Подчеркнуть в тексте причастия (причастные обороты).6. Выписать из текста глаголы и образовать от них все возможные временные причастные формы.7. Произвести морфологический разбор слов: прикрепленного, вызваны.8.Произвести морфологический разбор причастия (по выбору)

Догорай, объятое огнем, —

Мы спокойны, не желающие,

Лучших дней не ожидающие Жизнь и смерть равно встречающие С отуманенным лицом.

1. Прочитайте текст. Определить, где нужны логические ударения, короткие и более длинные паузы.2. Какое впечатление произвело стихотворение?

3. Выписать все причастия, определить, какое это причастие (действительное или страдательное). Укажите время. Обозначьте суффиксы.

4.Образуйте краткую форму страдательного причастия.

5.Объяснить правописание не с причастиями.

6. На правописание каких слов, на ваш взгляд, следует обратить внимание?

7. Произвести пунктуационный анализ текста.

8. Подчеркните все причастия как члены предложения. Какие не подчеркнете? Почему?

Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).

A. Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно. Б. Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.B. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

Укажите словосочетания с действительными причастиями:

а) посаженный весной; г) опавшие с дерева;

б) сидящая девочка; д) засыпанные аллеи;

в) расколовшийся орех; е) уважаемый человек.

Укажите, в каких пунктах: а), б), в), г) или д) — допущены ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени :

1.а) бросить — брошенный;б) обещать — обещенный;в) потерять — потеренный;г) победить — побежденный; д) разбить — разбитый.

2. Как пишется не в данных предложениях? 1. Весенней яблони в (не)тающем снегу без содрогания я видеть не могу. 2. Он бросил на меня (не)доумевающий взгляд. Выберите правильный ответ.

A. Во всех случаях раздельно. Б. Во всех случаях слитно.B. В 1-м случае раздельно, во 2-м — слитно. Г. В 1 : м случае слитно, во 2-м — раздельно. 3. Укажите группу причастий: а), 6), в) или г), которые не употребляются без не:а) ненавидевший, невидящий, недолюбливающий, нелюбящий;б) ненавидевший, недолюбливающий, недоумевающий;в) ненавидевший, невидящий, нелюбящий;)невидящий, нелюбящий, неотвязный.

4. Что нужно вставить: н или нн в предложениях? 1. На поле боя лежал ране..ый боец. 2. Ране..ая в крыло птица продолжала лететь. Выберите правильный ответ.

A. В обоих случаях нужно вставить нн. Б. В обоих случаях нужно вставить н.B. В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м — нн. Г. В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м — н.

5. Укажите правильный разбор слова по составу:

6.. Укажите правильный ответ.

A. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

Б. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

В. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

Г. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

7.. Укажите словосочетание с причастием по его признакам: действит., прош. вр., сов. вид, им. п., ед. ч., ж.р.:

а) прибывший поезд; г) потерянное время;

б) слушающая музыку; д) сжатый воздух;

в) читаемая книга; е) остывшая земля.

1.Дополнить следующую формулировку:

Причастие — это _______________, которая обозначает ______________, отвечает на вопросы ______________ и совмещает в себе признаки ______________.

2. Выбрать правильное окончание данного утверждения:

Как член предложения причастие может быть …

3. Написать на какие группы делятся причастия:

4. Написать три причастия:

5. Указать номер правильного ответа на вопрос, какие признаки глагола у причастия:

1) Обозначает признак предмета по действию, изменяется по родам, числам и падежам;

2) Обозначает признак предмета по действию, бывает совершенного и

несовершенного вида, настоящего и прошедшего вр.

2. Найти в приведенных примерах причастия:

зрелый ,бегающий, бегать ,пожелтевший, желтый, победа ,победить ,расколотый, соединивший ,осенний

3. Найти и подчеркнуть причастия в данных предложениях:

1) В конце улицы я увидел переходящего дорогу человека.

2) В только что построенном доме еще не покрасили стены.

3) Открытые окна и двери создавали в помещении сквозняк.

4) Мне захотелось узнать имя художника, нарисовавшего эту картину.

5) Человек, дарящий людям радость, и сам ее имеет.

Причастие называют особой формой глагола, потому что …

1) может сочетаться с глаголом;

2) является таким же членом предложения, что и глагол;

3) образуется от глагола.

4. Выбрать номера примеров, в которых морфологические признаки причастия указаны неверно:

1) Разбившийся — причастие, прош. вр., несовер. вид, в И.п., в ед. числе, м.р.;

2) Облетающая — причастие, наст. вр., несовер. вид, в И.п., в ед. числе, ж. р.;

3) Стертых — причастие, наст. вр., совер. вид, в Т.п., в ед. числе, м. р.;

. Выписать из данного предложения словосочетания «причастие + существительное» и «причастие + существительное»:

Глядел я на кудрявый лес, весенней дышащий прохладой.

8. Найти в данном примере причастие и подчеркнуть их как члены предложения:

5. Высокий и прекрасный цветок, расцветший на заре и поднявшийся над утренним туманом, сверкающего своим горячим блеском над остальными языками мира. Указать номера общих для причастий и глаголов признаков:

6. Указать номера признаков, которые доказывают, что слово «прекращающийся» является причастием:

1) отвечает на вопрос: какой?

2) имеет приставку пре |

3) Обозначает признак предмета по действию

7. Соотнести части утверждения:

склоняемая форма глагола

спрягаемая форма глагола

(В) начале зимы без особого труда вы от…щ …те зайчишку. Его (снежно) белая шубка предательски выделяется на бурой земле (не)покрытой снегом.

Где(то) (в) верху на сосне перепрыгивают с сучка а суч…к синицы от…скакивая (не)спрятавшихся под кору жуков. Тонко сви…нет р…бчик в ельник… и снов… тишина (н..)чем (н..)нарушаемая.

В мелкой п .. росли леса (из) дали видна рябина рдеют ее(ярко)красные гроздья. Хлопочут на ее ветвях дрозды еще (не ) улетевшие на юг. Слыш…тся (не) приятный крик сойки. Сейчас осенью когда еды (в) волю эти птицы прип…сают пищу (в) прок на зиму р…ссовывая ж…луди в разные щ … лки.

1.Вставьте пропущенные буквы.2.Объясните орфограммы.3.Расставьте знаки препинания и объясните графически их постановку.4.Выпишите причастия, определите их морфологические признаки.5.Подчеркните причастия как члены предложения.6.Выделите причастные обороты.7.Какова роль причастий в тексте.

Самостоятельная работа по теме «Орфограммы в причастиях»

Вставьте пропущенные буквы, образуйте от полных причастий краткие, объясните правописание гласных перед Н и НН.

Выкач….нное из гаража колесо, выкач…нный из шины воздух, замеш…нное тесто, замеш…нный в преступлении человек, занавеш…нное окно, развеш…нные картины, навеш…нная дверь, выслуш…ные пожелания, высуш…нное белье, застро…нный микрорайон, хорошо насто…ный чай, расе…нные ветром тучи.

Запишите в три столбика:

Прилагательные с Н

Прилагательные с НН

Кожа..ый, увеша…ый, скоше…ый, оловя…ый, тума…ный, гуси…ый, стари…ый, подклее…ый, костя…ой, станцио…ый, карма…ый, муравьи…ый, ветре…ый, дистанцио…ый, смеша…ый, тыкве…ый, дива…ый, каме…ый, клюкве…ый, забра…ый.

Запишите предложение, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени.

Солнечные тени скользят по воскресшим полям Сталинграда, много раз (перепахать) снарядами, все еще помнящим громовые гулы (не видать) битв.

Выполите следующие задания:

Синтаксический разбор записанного предложения.

Разбор по составу всех причастий.

Морфологический разбор причастий настоящего времени.

1) От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени?
а) Строить
б) Кормят
в) Гонишься
г) Выйти
2) От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени?
а) Усиливать
б) Получить
в) Увлекаться
г) Решать
3) Найдите слово, в котором пишется буква И:
а) Слыш…мый
б) Исполня…мый
в) Рису…мый
г) Реша…мый
4) Найдите слово, в котором пишется буква Я:
а) Трепещ…щий
б) Сража…щийсяв) Прос…щийсяг)Пряч…щийся
5) Найдите слово, в котором пишется буква Ю:
а) Жажд…щийб) Стро…щийсяв) Дыш…щегог) Стел…щийся6)

Найдите четвертое «лишнее»а) Жаждущий б) Борющийся в) Заросший г) Строящийся

7) Найдите четвертое «лишнее»

а) Поднятое) Прожженный в) Прочитанный г) Сгораемый

1. Какое из данных слов является причастием?

o В) отправленный

2. Какое из данных причастий действительное?

o А) открывшаяся дверь

o Б) шумящий поток

o В) сделанная работа

o Г) вырванный лист

3. В каком из данных причастий суффиксы –ущ-, -ющ-?

4. В каком предложении есть обособляемый причастный оборот?

o А) Поле, засеянное озимой пшеницей, зазеленело.

o Б) Расстилавшийся над рекой туман еще не рассеялся

I. Подготовка к выполнению заданий части С

Задание 1. Прочитайте следующие предложения. Ответьте на вопросы.

Сколько наслаждения дарит человеку одна-единственная строка, сверкнувшая, словно серебряный месяц. (С.Цвейг, австрийский писатель XIX в.)

То, что однажды напечатано, становится достоянием мира на вечные времена. (Г.Э. Лессинг, немецкий писатель XVIII в.)

Книга – это собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча. (Алишер Навои, узбекский поэт XV в.)

Книга – такое же явление жизни, как человек, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. (М.Горький, русский писатель XX в.)

1) Какая тема объединяет высказывания писателей и поэта?

2) Выразите свое согласие или несогласие с одним из высказываний. Ответ аргументируйте.

3) Перепишите понравившееся вам высказывание. Найдите причастие.

4) Определите его морфологические признаки, синтаксическую роль.

Задания 2, 3 (на карточках у доски) по правописанию причастий.

Стира_ое белье, замече_ый объект, зва_ые гости, приглаше_ый ко двору, привлече_ы к ответственности, жаре_ый в сметане, дра_ый сапог, ободра_ый локоть, лома_ая линия, поля ограниче_ы рвом.

Стел_щийся туман, чу_щий опасность, готов_щийся к экзамену, реж_щий металл, плохо слыш_щий, леч_щий врач, ла_щий пес, щебеч_щий птенец, ре_щее знамя, пил_щий дрова.

Проверка выполнения заданий 1, 2, 3.

1) Какие формальные признаки помогли вам ответить на четвертый вопрос в задании 1, найти причастия и определить их морфологические признаки? (Наличие суффиксов.)

2) Какие формальные признаки причастия помогли справиться с заданиями 2, 3? (Карточка 1: форма причастия, вид глагола, наличие зависимого слова. Карточка 2: если начальная форма глаголана -ить, то пишем суффиксы -ащ-, -ящ-; не на -ить-ущ-, -ющ-.)

II. Выполнение заданий части А

Причастие – одна из «любимых» частей речи КИМов. Эта часть речи встречается в заданиях А (связанных с орфографией, пунктуацией, грамматикой) и в заданиях части В. Рассмотрим задания А20 и А26, вызывающие наибольшие затруднения. Внимание на экран (или на доску).

Прочитайте и выполните варианты задания А20.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

1. Хорошая книга (1) это подарок (2) завещанный автором человеческому роду. (Д.Аддисон, английский поэт XVIIXVIII вв.)

1) 1; 2) 1, 2; 3) 2; 3) нигде.

2. Вовремя прочитанная (1) книга (2) может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С.Михалков)

1) 1; 2) 1, 2; 3) 2; 4) нигде.

3. Без некоторых книг (1) не пережитых в детстве (2) и отрочестве (3) сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (С.Михалков)

1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 3.

Проверка выполнения заданий. Обратите внимание на объяснение пропущенной запятой: обособленное определение, выраженное причастным оборотом (и его место в предложении относительно определяемого слова).

1) Каких знаний о причастии требует выполнение задания А20? (Знание синтаксической роли причастия.)

Прочитайте и выполните варианты заданий А26.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. Разве не смело встретили мы нашу судьбу, храня в сердце все то спокойствие, мир, доброту, которые нашли за волшебной дверью книг? (А. Конан Дойль)

2. Приучите человека к чтению, и вы его осчастливите. Вы введете его в общество мудрецов и остроумцев; его друзьями станут самые нежные, чистые и мужественные люди, которые были украшением человечества во все времена. (Гершель)

3. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)

4. Книга – это та живая нить, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром. (Д.Мамин-Сибиряк)

1) Какие формальные признаки говорят о том, что сделать замену невозможно? (Наличие предлога перед словом который, частицы бы в предложении со словом который, наличие указательного местоимения, к которому относится слово который.)

2) Как вы думаете: почему именно эти признаки указывают на невозможность заменить придаточное предложение обособленным определением?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№4 ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

1) Мне давно кажется, что чтение книг миновало тот краткий период, когда оно было всеобщим развлечением. 2) Кино, как бы оно ни было хорошо снято, при всем желании составить конкуренцию не могло – поход в кино был отдельным событием, а книга всегда под рукой. 3) Телевизор, даже обретший цвет и большие экраны, не мог удовлетворить всех и сразу.

4) Зато видео и компьютер нанесли свой удар. 5) Кино – это чтение для нищих духом. 6) Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса» или в кабинете Ниро Вульфа

7) – протертая кашка, обильно сдобренная сахарам спецэффектов, которую не надо жевать. 8) Открой рот – и глотай. 9) Почти то же самое с компьютерными играми – это вдруг ожившая книга, в которой ты волен выбрать, на чьей ты стороне.

10) А чтение вернулось к своему первоначальному состоянию. 11) К тому времени, когда оно было развлечением умных. 12) Книги стали дороже, тиражи стали меньше – примерно как в XIX веке.

13) По мне так лучше признать: чтение – это удовольствие не для всех. 14) И даже не просто удовольствие, это работа.

1) Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении?

2) Какие синтаксические функции выполняет причастие?

Контрольная работа по теме «Причастие»

1.От данных глаголов образовать все возможные формы причастия:

2.Вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограммы

От надвигающ…йся туч…, в ни…ко стел…щ…мся туман…, пр…глаша…мый, засе…нное поле, и…печ…нная булочка.

3.Раскройте скобки, объясните орфограмму

(Не)греющее солнце, (не)смолкающие до ночи сверчки, (не)исследова…ая,дикая тайга, комната (не)освеще…а, жева…ый, (не)гаше…ая известь, сваре…ый картофель, купле…ый торт, жаре…ые в сковороде.

4.Вставьте пропущенные буквы,расставьте знаки препинания,выделите графически причастный оборот.

Руш…лись подточе…ые 3 солнцем снежные валы и крепости воздвигнутые реб…тишками а в лужах терпели бе…ствие бумажные фл…тилии дымились еще (не)очище…ые от снега скаты крыш.

5.Замените сложное предложение простым с причастным оборотом

Зар…сли тр…вой парковые доро…ки,которые д…вно не чист…ли садовники.

1.От данных глаголов образовать все возможные формы причастия:

2.Вставьте пропущенные буквы, объясните графически орфограммы

Поднимающ…мся облаком, при колыш…щ…мся плам…н…, рекоменду…мый список, подвеш…нная к потолку, лиш…н таланта.

3.Раскройте скобки,объясните орфограмму

(Не)засея…ые поля, (не)подпускающий к себе хищник, (не)замерзшая,а бегущая речонка, уроки (не)сокраще…ы, кова…ый сундук, (не)писа…ый закон, вымоще…ая дорога, броше…ый камень, вяза…ая крючком салфетка.

4.Вставьте пропущенные буквы,расставьте знаки препинания, выделите графически причастный оборот.

Под всеми крышами барабан…ла капель во всех дворах звенели де…кие голоса а над домами и дворами над ул…цами и перекрес…ками выпис…вали в…ражи грачи (не) смолкавш… 3 ни на м…нуту.

5.Замените сложное предложение простым с причастным оборотом

Незнакомец,который прибыл поч(?)ти к отплытию судна ,постав…л свой меш…к на палубу и начал пож…мать рукичленам эксп…диц… .

Дидактический материал по русскому языку. Карточки-задания по теме «Причастие»

Класс: 7

Ключевые слова: причастие , карточки-занятия

В 7 классе дети знакомятся с новой частью речи – причастием. Это одна из наиболее сложных для изучения тем, и учащиеся испытывают определенные трудности при освоении данной темы, в частности, в правописании суффиксов причастий. Поэтому требуется многократное повторение правил и систематическая отработка навыков правописания.

Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся являются эффективным и удобным способом закрепления пройденного материала, т.к. дети успевают выполнить больше заданий, проверка карточек занимает небольшое время, поэтому ребенок быстро получает обратную связь и может сразу проработать свои ошибки.

Дидактический материал разделен по темам:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • Действительные причастия прошедшего времени
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
  • Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Карточка №4. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Вставьте пропущенные буквы.

Закле…нный, сдерж. нный, умнож..нный, накормл…нный, выуч…нный, вылеч…нный, повеш..нный, перемнож…нный, разнош…нный, взлеле…нный, увид…нный, зате…нный, разбуж…нный, взорв…нный, позолоч…нный, накле…нный, вымаз…нный, подстрел…нный, расстрел…нный, книги напечат…ны, запасы огранич…ны, поля засе…ны, картинки раскраш…ны, слова искаж…ны, дороги расчищ…ны.

Карточка №5. Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Жаре…ый на масле картофель, моще…ая дорога, прощё…ое воскресенье, купле…ая вещь, посажё…ый отец, жаре…ые грибы, метко броше…ый камень, разлинова…ая бумага, недавно краше…ый забор, реше…ая задача, назва…ый брат, вяза…ая крючком кофта, рискова…ый поступок, вяза…ые перчатки, кипяче…ое молоко, прида…ое невесты, балова…ый ребёнок, рва…ая рубашка, бракова…ый товар, скова…ый льдом, невида…ый урожай.

Карточка №6. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка взволнова…а событиями, девочка взволнова…а, ягоды подавле…ы в корзине, люди подавле…ы и унылы, рука обожже…а, сумма собра…а, речь стройна и собра…а, девочка рассея…а, семена рассея…ы ветром, публика избалова…а гастролёрами, сани привяза…ы, вещи утеря…ы в дороге, ошибка исправле…а, овощи замороже…ы, встреча устрое…а, сочинение сда…о.


источники:

http://infourok.ru/didakticheskiy_material_po_teme_prichastie-167619.htm

http://urok.1sept.ru/articles/678083