Дидактический материал правописание частиц не и ни

Тренинг: правописание не и ни с разными частями речи

Занятие 1

Правописание частицы не

(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.

Допишите не слитно или раздельно, усиливая отрицание словами вовсе, далеко, отнюдь.

_ случайная встреча
_ бесполезные занятия
_ настоящая игра
_ известный спортсмен
_ знакомый человек
_ приметная внешность
_ выгодный контракт
_ любопытный зверек
_ избалованный ребенок

Далеко не легкая служба

_____ _ случайный промах
_____ _ бесполезные растения
_____ _ настоящий писатель
_____ _ известный поэт
_____ _ знакомая улица
_____ _ приметная деталь
_____ _ выгодная сделка
_____ _ любопытный человек
_____ _ избалованные зрители

(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.

Напишите не с глаголами слитно или раздельно.

Несдобровать, _взвидеть, _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.

(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.

Занятие 2

Правописание частицы ни

Частица ни употребляется:

– для усиления отрицания, выраженного глаголом с частицей не:

В письме не было ни слова о любви. В доме ни звука.

В этом предложении отрицание опущено.

Внимание! Не в сочетаниях не кто иной, как и не что иное, как пишется раздельно: Это был не кто иной, как Дед Мороз.

И она, представьте себе, увлеклась не кем иным, как этим странным человеком. Это было не что иное, как шаровая молния.

Раскройте скобки. Вставьте е или и.

(Н_)с чего веселиться, (н_)с кем (н_)спорить, (н_)перед чем (н_)останавливаться, (н_)к кому спешить, (н_)где (н_)бывать, (н_)кого спросить, (н_)зачем печалиться, (н_)за что и (н_)про что обидеть, (н_)откуда было взять, (н_)сколько (н_)волноваться, (н_)чья земля, по (н_)скольку раз спрашивать, (н_)в какую (н_)соглашаться, (н_)на кого (н_)рассчитывать, ему (н_)на кого рассчитывать, (н_)где было расположиться, (н_)во что (н_)вмешиваться, (н_)мог (н_)кого расспросить, притворяться было (н_)зачем, (н_)кого не презирать, (н_)кому было пожаловаться, (н_)с кем (н_)общался, ему все было (н_)почем, (н_)перед кем (н_)унижаться, оказаться (н_)при чем, (н_)за чем (н_)гонится.

Раскройте скобки. Вставьте е или и.

1. (Н_)на площади, (н_)в домах, (н_)на улицах поблизости (н_)требовалось больше (н_)какого света. (Ю.Олеша) 2. Мы были глубоко убеждены, что березовый сок, расфасованный в трехлитровые банки, есть (н_)что иное, как та же водопроводная вода, только подслащенная. (Т.Толстая) 3. Кем только он (н_)работал в армии. (В.Шукшин) 4. Куда (н_)оглянусь, повсюду рожь густая. (А.Майков) 5. И он уже так далеко, что (н_)крикнутъ, (н_)помочь. (А.Твардовский) 6. Силы коняге набраться (н_)откуда. (М.Салтыков-Щедрин) 7. Эллочку он (н_)разу (н_)видел за это время. (В.Шукшин) 8. И меня поразила (н_)столько ее красота, сколько (н_)обыкновенное, (н_)кем (н_)виданное одиночество в глазах! (М.Булгаков) 9. Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович (н_)к каким разговорам (н_)пригоден. (М.Булгаков) 10. (Н_)когда (н_)разговаривайте с (н_)известными. (М.Булгаков) 11. Рассуждение это (н_)в какой степени (н_)удовлетворило председателя домоуправления. (М.Булгаков) 12. (Н_)бывать вороне коровою, (н_) летать лягушкам под облаком. (К.Чуковский) 13. Девочки смотрели на нас с испугам и, кажется, (н_)понимали (н_)слова. (Т.Толстая)
14. Короче говоря, полемизировать мне (н_)с кем и (н_)о чем. (Т.Толстая) 15. (Н_)один луч солнца (н_) проникал сквозь плетеные облака, обдававшие духотой. (В.Катаев) 16. К своему разочарованию, Петя не видел (н_)вдов (н_) плачущих ив (н_)серого неба. (В.Катаев) 17. Мысль о присутствии чумы очень (н_)приятна с (н_)привычки. (А.Пушкин) 18. Осмотрев чумного и обещав (н_)счастному скорое выздоровление, я обратил вн_мание на двух турков, которые выводили его под руки, раздевали, щупали, как будто чума была (н_)что иное, как насморк. (А.Пушкин) 19. В Арзруме (н_)за какие деньги (н_)льзя купить то, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии. (А.Пушкин) 20. В рот (н_)чего (н_)возьму в вашем буфете! (М.Булгаков) 21. Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть (н_)изъяснимую. (А.Пушкин) 22. Как я (н_)боялся щекотки, я (н_)вскочил с постели и (н_) отвечал ему. (Л.Толстой) 23. Человекам он был (н_)запятнанным (н_)интригами, (н_)компромиссами с властью. (Из газет) 24. Он занимался (н_)артистическими фантазированиями, а проектированием будущего архитектуры. (Из газет) 25. Это биография русского гения, родившегося как будто (н_)ко времени и как будто (н_)к месту. (Из газет) 26. Заглянул под печку, заглянул на печку – (н_)на печке, (н_)под печкой, (н_)в шкафу, (н_)под столом (н_)кого (н_)было. (Ю.Коваль) 27. (Н_)медведицы, (н_)медвежонка не было. (Ю.Коваль) 28. Например, тут был снегирь. Важный, сытый, круглый, (н_)дать (н_)взять мыльный пузырь, если ты его выдуваешь на закате солнца, когда оно красное. (В.Драгунский) 29. Лимончик внимательно к нему прислушался, посмотрел на него своим блестящим глазком и опять запрыгал, как (н_)(в)чем (н_)бывало. (В.Драгунский) 30. У него (Алеши) нет (н_)корыстолюбия, (н_)самолюбия. (А.Чехов) 31. (Н_)гонят из-за стола и (н_)укладывают спать – и на том спасибо. (А.Чехов) 32. Теперь же совесть его могла оставаться совершенно спокойной: он здесь (н_)(при)чем, такова воля Гаврика. (В.Катаев)

Занятие 3

Тест-диктант

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Преображенский с утра был в пр_поднят_м настроени_. Сегодня стан_т извес_но что Леночка студентка. С одной стороны коне_но жаль было рас_тават_ся с квал_фицирова_ой секретаршей. Другую взять пока (не)откуда, к тому(же) он знал что нов_нькую (не)взлюб_т с первого взгляда. Далеко (не)легкое дело найти Леночк_ достойную замену. С ней он (н_)сколько (н_)волновался за свое рабоч_е расписание ей (не)надо было напом_натъ по (не)скольку раз об одном и том(же). Что (н_)сделает – все хорошо. С другой стороны девочка (н_)ост_навл_валась (н_)перед какими трудностями: днем работала вечерами зан_малась почти (н_)где (н_)бывала в эту зиму – (н_)хватало времен_. Генерал был искрен_е рад ее удач_. Преображенский увид_л лотки с цветами и отругал себя за(то) что (н_)дог_дался купить цветов (за)ран_е. Он сегодня oп_здает на работу. (Н_)чем (н_)оправда_ый поступок! Он перешел (н_)широкую но ож_вле_ую улицу и стал (н_)торопясь выбирать цветы. В одних ему (н_)доставало красок другие на его взгляд были (н_)достаточно торжестве_ы.
– Смотрите какой ш_карный букет! – вм_шалась продавщица и прот_нула Преображенскому целый сноп цветов (н_)вообразимых соч_таний завернутый в бл_стящую гофрирова_ую бумагу. – Или вот этот, еще богаче!
– Букет должен быть (не)богатый, а красивый, – сухо заметил Преображенский.
Он (на)конец нашел то что искал: (н_)большие ярко(алые) пр_таились в углу за спинами своих царстве_ых соседок свеж_е подмосковные розы. Генерал пр_поднял к_рзину с розами и почу_ствовав пр_ятную тяж_сть легонько встр_хнул ее. Тугие бутоны будто свернут_е из п_рч_вой ткан_ легли пр_хотливым веером и окр_пили водой тр_туар.
– Это вам обойдется (не)дешево! – (не)доверчиво сказала продавщица.
– Вы девушка крайне (н_)вежливы! – строго произнес Преображенский от_итывая деньги.
Довольный он двинулся дальше. Переждав поток беше_о мчащ_хся машин Преображенский вновь пер_сек улицу и посм_трев на часы охнул. (Н_)теряя больше (н_)минуты он направился к ст_ри_ому особн_ч_ку.
Леночка коне_но (н_)свет (н_)заря ездила смотреть вывешен_ые списки и теперь ждет его в своей _ранж_ре_. Она(то) всегда приходит (во)время. Генерал с удовольствием посмотрел на цветы и открыл дверь пр_емной.

Занятие 4

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Как и ож_дал Преображенский Леночка была уже на работе. «Какие новости в раю? Что пели нынче с_рафимы?» – попр_ветствовал ее улыбающ_йся генерал. Но Леночка обычно ож_влен_ая сидела стран_о пр_тихшая и печальная. (Не)веселый, а горес_ный взор ее пор_зил Преображенского. Видно было (не)вооружен_ым глазом что случилось что(то) (не)доброе. Она увид_ла цветы и лицо ее иск_зилось (не)ст_рпимой болью.
Пол_жение Преображенского было (не)завидн_м. Розы были явно (н_)(к)чему. Однако Леночка (н_)прол_ла (н_)слезинк_ пока рас_казывала ему что (н_)добрала (пол)бал_а. Она рас_чит_вала на (полу)проходной (такое быва_т и на филфак_ и на мехмат_ и на многих других факультетах), но ее рас_четы не оправдались. Преображенский заикнулся было об aп_ел_яции, но aп_ел_ировать было (н_)к кому и (н_)о чем. Генерал поставил розы в угол закрыл дверь пр_емной и об_явил всем в отделе что веселит_ся не с чего, праз_ничный торт следует убрать, а в пр_емную (н_)входить. Девочк_ (не)где спрятат_ся что(бы) пережить (не)удачу. (В)прочем ута_вать провал было (не)(от)кого. Отдел был дружный и все сочу_ствовали своей младш_й кол_еге. Друзья отр_гировали (по)разному. Рас_тро_н_ый Прелюбодеев (н_)кого (н_)слушая и бормоча (что)то (не)связное тут(же) пошел утешать свою уч_ницу. Прилуцкий же постук_вая к_блуком начищен_ого до блеска ботинка вдруг стал насвистывать что(то) сердитое, а потом и (во)все пов_рнулся и (н_)слова (н_)сказав ушел проч_ в (не)извес_ном напр_влени_. Все эти дни он бегал как уг_релый добывая (не)обходимую информацию для оч_редного ра_следования. У него (н_)ост_валосъ (н_)минуты свободной что(бы) подумать о чем(нибудь) кроме поруче_ого дела. «Прекрас_ный работник но какой все(же) сухарь! Так(то) уж совсем (не)(по)товарищ_ски», – подумал (в)сер__цах Преображенский.

Взд_хнув он в_рнулся к себе. Надо было пр_coeд_ниться к Прелюбодееву и (во)что(бы)то (н_)стало уб_дить девочку что (не)(за)чем ра_кисать из-за (не)удач_, (в)переди у нее целая жизнь. (В)прочем, (н_)для кого (н_)секрет что подобные советы (н_)кому и (н_)когда еще (н_)помогали. В пр_емной Леночка маш_нально пер_б_рая какие(то) бумаги гов_рила Прелюбодееву что она полное (н_)чтожество, бе_мозглая кукла, (н_)(на)что (н_)способный человек. За_вление об уходе лежало на столе.
– Это очень (не)продума_ое решение, мы все вас так любим, – удруче_о говорил Прелюбодеев. – И совсем (не)важно студентка вы или нет!
– Нет, нет! Это очень важно! – горячо возр_жала Леночка. – Профе_с_онально я скоро буду (не)пр_годна потому что топчусь на одном месте. Ведь вы сами мне говорили что каждый человек интересен в развити_. (Не)(за)что меня любить.
Преображенский хотел было вмешаться но вдруг услышал как Прелюбодеев каким(то) чужим (не)знакомым ему голосом произнес:

Иногда вдруг возникает сумасшедшая мысль: «Ну что, сказать, что ли?».

– Ежели бы я был не я, а красив_йший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на к_ленях просил руки и любви вашей.
– Да-да! – подхватила Леночка. – Я знаю: это Пьер говорит Наташ_! Я помню почти все сцены об_яснения в любви в русских романах. Они прекрас_ны!
«Как же, как же, – угрюмо подумал Преображенский. – Особенно хороши Одинцова с Базаровым. “Дун_те на ум_рающую лампаду!” Куда как славно!»
– А Кити и Левин? – продолжала Леночка. – Помн_те? Их молчаливый разговор на зеленом сукне карточного стола? Ведь они писали начальные буквы мелком – и все было сказано: что она любит его, что скаж_т родителям, что завтра он пр_едет делать пр_дл_жение.
«О господи! – подумал Преображенский. – Второй тр_гедии за день я (н_)вынесу». Он прошел к себе и плотно пр_творил дверь.

Можно никуда не смотреть, но все видеть.

Занятие 5

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Так кто же, как не Милиционер,
Забыв о собственном достатке,
На нарушителей порядка
Восстанет чист и правомерн!

Предстояло еще позвонить Ирине Родионовне что(бы) отменить праз_ничный ужин и убереч_ Леночку от (н_)нужных поздравлений.
– Этого еще (н_)доставало! – бушевала Ирина Родионовна. – Кого(же) тогда прин_мать? Она (н_)ба_лов (н_)добрала а нужной суммы! (Н_)чем иным ее провал (н_)об_ясниш_!
– Я знаю тебя (н_)мало лет Ирина. Ты (н_)подражаема. Ты куда звониш_ и с кем разговар_ваеш_? – перебил ее генерал забыв что это он ей позвонил.
– Все твоя (н_)подкупная чес_ность! А меня какие только мысли за это время (н_)одол_вали. И вот дождались! Я вам Шерлокам Холмсам (н_)раз говорила: «Все ср_жаетесь за букву закона а жизн_ (н_)зна_те». Звони Изабелле, Богемскому – давайте слож_мся, пусть идет на платное отд_ление. (Необходимая сумма должна быть собран_а (н_)медлен_о. Для девочк_ (н_)жаль (н_)чего, помощи ей ждать (не)(от)куда. Мы с тобой (н_)доедали, (н_)досыпали, пусть молодые пож_вут (по)другому.
– Положим Холмс ср_жался не за букву закона а за дух добра, – рас_еян_о возр_зил Преображенский.
Он думал о том, что платное отд_ление это бл_стящий выход из пол_жения. (Н_)договорив фразы он схв_тился за внезапно зазв_нивш_й сотовый. Звонил Прилуцкий. Он только что вышел из канцеляри_ пр_емного отделения и обст_ятельно (н_)спеша см_куя подробности сообщил что произошло (н_)большое (н_)доразумение. Длинный список поступивших (н_)уместился на одном листе. Фамилия Леночк_ была последней на первой страниц_ и попала на место склейк_ двух листочков. Вот такая (н_)простительная (н_)брежность, (н_)больше, (н_)меньше! (В)виду такого прои_шествия Прилуцкому выдали дубл_кат списка принятых и сейчас он едет на работу. «Гром победы разд_вайся!» – ск_манд_вал себе Преображенский и вес_ло посмотрел на буш_вавшую (до)(сих)пор трубку озвуч_н_ую голосом Ирины Родионовны.
– В ушах еще звучит наш разговор (н_)давний. – нежно пропел он ей.
– Ты что сума_шедший? – окончательно рас_ердиласъ трубка и помолчав плач_щ_м голосом спросила:
– Другие новости Костя? Скажи (н_)томи душу!
Быстро законч_в разговор Преображенский расп_хнул дверь кабинета. (Н_)знающая усталост_ Леночка уже разобрала всю почту и теперь вын_мая цветы из к_рзины мирно б_седовала с Прелюбодеевым о роман_ «Кысь» Татьяны Толстой. Преображенский с удовольствием услышал что главным героем в романе представ_те себе являет_ся язык! Прелес_но! Рядом с Прелюбодеевым Леночка к_заласъ особен_о хрупкой. Она (н_)(до)ставала ему до плеча и вставала на ц_почки что(бы) поставить вазу на высокий стел_аж. Прелюбодеев согласно к_вал головой иногда (что)то ком_ентировал помогая ей рас_т_влять (н_)ув_дающие алые розы по всей пр_емной и ост_рожно (н_)к_саясь печальных утрен_их подробностей строил планы поступления на буду_щий год. Преображенский обнял их обоих и сообщил о чудес_ной новост_ только что рас_казан_ой ему Прилуцким.

Дидактический материал по теме «Правописание НЕ и НИ»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Задания созданы на материале текстов произведений Л.Н. Толстого. Изначально предназначались для отработки знаний в 7 классе на этапе систематизации, но впоследствии много раз использовался в старших классах при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, а также при подготовке к ЕГЭ. Способствует выработке безошибочного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_chastic_ne_i_ni.doc35.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по теме “Правописание частиц НЕ и НИ”.

1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

1) Николай (н..)слыхал (н..)своего крика (н..)чувствовал того что он скачет (н..)видал (н..)собак (н..)места по которому скачет. 2) Он видел только волка который усилив свой бег скакал (н..) переменяя направления по лощине. 3) Во время своей службы Дрон (н..) разу (н..) был (н..) пьян (н..) болен. 4) (Н..)когда, (н..) после бессонных ночей, (н..)после каких (бы) то (н..)было трудов (н..)выказывал (н..)малейшей усталости и (н..)зная грамоте (н..)когда (н..)забывал (н..)одного счета денег. 5) (Н..)сколько раз он (н..) расслышав из-за шума коляски переспрашивал у Пьера (н..) расслышанные слова. 6) По особенному блеску загоревш. ся в глазах князя Андрея Пьер видел что его слова (н..) напрасны что князь Андрей (..) перебьет его и (н..) будет смеяться над его словами. 7) Он (н..) спуская глаз смотрел на красный отблеск по синеющ. разливу. 8) Продолжавш. ся сражение (н..) (к) чему (н..) могло повести (н..) русских (н..) французов. 9) И (н..) на один только этот час и день были помрачены ум совесть этого человека. 10) Но (н..)когда (н..) мог понимать он (н..) добра (н..) красоты (н..) истины (н..) значения своих поступков. 11) Кутузов писал что русские (н..) отступили (н.) на шаг. ( По Л.Н. Толстому)

2. Различай усилительную и отрицательную частицы НЕ и НИ.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

1) (Н..) кому (н..) нужен я! 2) (Н..) кому (н..) помочь (н..) пожалеть. 3) И как (н..) дороги (н..) милы мне многие люди но я их всех отдам за минуту славы. 4) Многих людей я (н..) знаю и (н..) буду знать. 5) Как (..)странно и (н..)удивительно но я хочу торжества над людьми. 6) (Н..)корявых пальцев (н..) болячек (н..) старого горя и (н..)доверия (н..)чего (н..) было видно. 7) Что(бы) (н..) увидал теперь Петя (н..) что (бы ) (н..) удивило его.

3. НЕ с деепричастиями.

Расставить знаки препинания.

(Не) рассчитывая встретить (в)низу над речкою (не)приятеля и (не)чаянно в тумане наткнувшись на него (не)слыша слова одушевления от начальников с распространившимся по войскам сознанием что было опоздано и главное в густом тумане (не)видя (н..)чего (в)переди и кругом себя русские лениво и медленно перестреливались с (н..)приятелем подвигаясь (в)перед и опять останавливались (н..)получая (во)время приказаний от начальников и адъютантов которые блудили по туману в (н..)знакомой местности (н..)находя своих частей войск. ( Л.Н. Толстой)

4. НЕ или НИ, слитно или раздельно? Не что иное, как..// ничто иное

1) Как (н..) привык он к морю он (н..)мог (н..) полюбоваться на заходящее солнце отраженное в воде. 2) Это было (н..)что иное как закат . 3) (Н..)что иное так (н..)привлекает к себе внимания. 4) Это было (н..)что иное как охота. 5) (Н..)что иное (н..)могло его оторвать от любимого занятия. 6) Как (н..) увлечься беше(н/нн)ой скачкой по голому полю! 7) (Н..)кто иной (н..) мог мчаться с такой скоростью. 8) Это был (н..)кто иной как наш Петя.

5. НЕ с разными частями речи. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

В (пол)часа которые вы провели в трактире погода успела переменит..ся. Туман ра(с/сс)т..лавшийся по морю собрался в серые скучные сырые тучи и закрыл солнце. Какая(то) печальная изморо..ь сыпл..т..ся (с)верху и моч..т крыши тротуары солда..кие шинели.

(Н..)далекий свист ядра или бомбы (н..)приятно пор..зит вас. Какое(нибудь) отрадное воспоминание вдруг блес..нет в вашем вообр..жени.. . У вас стан..т меньше внимания (ко)всему окружающему и какое(то) (н..)приятное чу..ство (н..)решимости вдруг овладеет вами. (Н..)смотря на этот подленький голс при виде опасности вдруг заговоривший (в)нутри вас вы заставля..те молчать этот голос (н..) вольно выпрямляете грудь поднимаете выше голову и карабкаетесь (в)верх на сколь..кую глинистую гору. ( Л.Н. Толстой) (95 слов)

1) (Н..)кто (н..)замечал кошки.

2) Кто (н..) знает стихотворений Пушкина!

3) Что (бы) вы (н..) делали, помните о своей безопасности.

4) Чем (бы) вы (н..) занимались, вам понадобятся знания.

5) (Н..) одна мать так (н..) любит своего ребенка, как она.

6) В (н..)когда (н..) слыханной тишине зарождается рассвет.

7) Мы (н..) признавали усталости.

8) Он (н..) мог (н..) помнить о своем обещании.

9) Стояла тишина, (н.)нарушаемая (н..)единым звуком.

10) Что (н..)день, то новая (н..)ожиданность.

11) Во что (бы) то (н..)стало я выучу правило.

12) Лужок на болоте может оказаться (н..)чем иным, как трясиной.

14) Он (н..)раз вспоминал свой первый визит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК «Английский язык» В.П.Кузовлева.

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка.

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками.

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Они развивают умение детей различать, сравнивать, выделять и называть характерны.

Возмоно использование для подготовки к мониторингам, тестированиям.

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку.

Дидактический материал по теме «Частицы»

Дидактический материал по теме «Частицы»
Предлагаемые упражнения содержат разнообразный материал по теме «Частица», помогают закрепить полученные знания, систематизировать их. Большинство заданий предполагают проверку обязательного базового уровня.
Таблица
Разряды частиц

Упражнение 1
Выпишите все частицы и, пользуясь таблицей, укажите их разряд. Выполните морфологический разбор двух частиц.
1) А видел ли слона? ̶ Да разве там он? (И. Крылов) 2. Если бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни, то жизнь невероятно обеднела бы. (Д. Кабалевский) 3. Лишь только мы въехали на самую высокую точку горы, лошади вдруг совсем остановились. (И. Гончаров) 4. Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин) 5. Неужли солнышку лишь только и заботы, чтобы смотреть, как ты растёшь? (И. Крылов) 6. Пусть неровные луга обо мне поют крапивой, брызжет полночью дуга, колокольчик говорливый. (С. Есенин) 7. Мы не говорили ни слова. (М. Лермонтов) 8. Ведь я не художница, а музыкантша (А. Чехов). 9. Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Горький). 10. Вот характерный след зайца (В. Арсеньев). 10. Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Лермонтов).

Упражнение 2
Перепишите, раскрывая скобки. Укажите разряд частиц.
1) «План (то) правильный, товарищ капитан?» ̶ настаивал Конюков. (К. Симонов)
2) То (же) слово, да не так бы молвить. (Пословица) 3) Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай (ка), дружище. «. (И. Крылов) 4) Ну, шли (бы) втроём, ну, вчетвером, ну, впятером хотя (б). (А.Н. Толстой) 5) Русак, мчавшийся к лёжке, угодил (таки) под выстрел, растянувшись на пашне. (Н. Смирнов) 6. Барин (де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда. (Н. Гоголь)
7. «Нет (с), она (не) странная, а золотая лошадь, да (с)!» ̶ с какою (то) гордостью заговорил Калин Калинович. (Д. М. М.-Сибиряк) 8. Письмецо было вежливое, но все (таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 9. (Да) здравствует наша Родина! 10. Кругом было тихо и безлюдно; (не) было слышно да (же) всплесков прибоя. (В. Арсеньев) 11. Что (бы) вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином! (А. Островский) 12. Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом. (А. Грибоедов)

Упражнение 3
Вставьте пропущенные частицы. Назовите, из каких басен эти строки, а также их автора. Приведите примеры из литературных произведений с такими же частицами.
1. Чем кумушек считать, трудиться, . лучше . на себя, кума, оборотиться. 2. Уселись чинно в ряд, и всё . квартет . йдёт на лад. 3. Хотел . очень я сам посудить, твоё услышав пенье: велико . подлинно твоё уменье? 4. На ель ворона взгромоздясь, позавтракать . было собралась.
5. Ну что . ! На взгляд . он хорош, да зелен ̶ ягодки нет зрелой.

Упражнение 4
Вставьте на месте пропусков Е или И.
1. Н. мог н. обидеться.
2. Н. раз ошибался.
3. Н… разу н… единого н… ошибся.
4. Н. мало книг я прочитал.
5. Н. комаров, н. мошек в это время.
6. Н. возможно н. купить, н. продать.
7. Н. мог н. работать.
8. Он н. работает и н. учится.
9. Н. мог н. работать, н. учиться.
10. Н. шороха, ни. звука вокруг.
11. Н. раз я представлял себе эту встречу.
12. Н. разу н. был я в Париже.
14. Н. во что н. верю.
15. Н. во что теперь верить.
16. Н. где н. огонька.

Упражнение 5
Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц НЕ и НИ.
1. (Ни) кто (не) сосчитал, сколько на Камчатке маленьких речек. (В. Песков) 2. Из сторожки (ни) кто (не) вышел, чтобы унять псов. Но как (ни) кидались псы, как (ни) натягивали проволоку, они (не) могли нас достать. (Ю. Нагибин) 3. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай.
(Б. Полевой.). 4. Есть какая-то ни (с) чем (не) сравнимая прелесть путешествовать в обыкновенном возке. (Е. Носов) 5. (Не) сколько дней, стараясь больше ни (о) чём (не) думать, он (художник Рябинин) писал маслом. (Е. Носов) 6. Я (не) буду спорить ни (с) кем из вас. 7. Тучи совсем закрыли небо, (ни) чего стало (не) видно. (Н. Сладков) 8. И журавли, печально пролетая, уж (не) жалеют больше ни (о) ком. (С. Есенин) 9. Солнце (не) милосердно палило, и горячий ветер (ни) чуть (не) освежал нас.

Упражнение 6
Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицу.
1. (Не, ни) кто (не, ни) мог мне объяснить, (не, ни) что это за книга, (не, ни) кто её написал. 2. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 3. Я должен во что бы то (не, ни) стало переправиться через реку. 4. В лесу (не, ни) звука. 5. У нас что (не, ни) день дожди. 6. Сколько (не, ни) говори, (не, ни) слушается. 7. Мне эта вещь (не, ни) по карману. 8. Мы (не, ни) из деревни.
9. Каким бы делом он (не, ни) занимался, все у него получается. 10. Мы (не, ни) продвинулись (не, ни) на шаг. 11. Остался (не, ни) при чем. 12. Он (не, ни) сказал (не, ни) слова, (не, ни) проронил (не, ни) одной слезы. 13. Где бы человек (не, ни) работал, он должен работать на совесть. 14. Я (не, ни) мог (не, ни) засмеяться. 15. Знать и уметь (не, ни) одно и то же. 16. (Не, ни) раз от скуки он свои мечты мне поверял.

Упражнение 7
Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы Е или И.
1. Пошли деревянные дома, заборы; (н..) где (н..)души. (И. Гончаров) 2. (Н..) один (н..) колышется на берёзках белых лист. (А. Пушкин) 3. В лесу как н..(в) чём (н..) бывало, продолжалась весенняя жизнь (М. Пришвин) 4. (Не) надобно иного образца, когда в глазах пример отца. (А. Грибоедов) 5. Старик (н..) разу в жизни (н..) бранил и (н..) наказывал детей. (А. Чехов)
6. (Н..) что иное (н..) трогало его. (А. Пушкин) 7. Но Кочубей богат и горд (н..) долгогривыми конями, (н..) златом, данью крымских орд, (н..) родовыми хуторами. (А. Пушкин) 8. Раньше Егорушка (н..) видел (н..) когда (н..) пароходов, (н..) локомотивов, (н..) широких рек. (А.Чехов)
9. (Н..) ветер бушует над бором, (н..) с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н. Некрасов). 10. Унынья моего (н..) что (н..) мучит, (н..) тревожит, и сердце вновь горит и любит— оттого, что (н..) любить оно (н..) может (М. Лермонтов) 11. Проснулся Фома, (н..) чего (н..) поймёт. (С. Михалков) 12. (Н..) дома, (н..) в школе, (н..) где (н..) кому ̶ (н..) верил упрямый Фома (н..) кому. (С. Михалков) 13. (Н..) осин, (н..) берёз на острове нет. (Н..) одного дерева нет. (В. Песков) 14. Как (н..) старались люди, собравшись в одно (н..) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (. ) забивали камнями землю, чтобы (н..) чего (н..) росло на ней, как (н..) счищали всякую пробившуюся травку, как (н..) дымили казенным углем и нефтью, как (н..) обрезывали деревья и (н..) выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Толстой). 15. (Н..) одна птица (н..) подавала голоса. Даже крикливых дроздов (н..) было слышно. (М. Зверев)

Упражнение 8
Составьте предложения с выражениями: во что бы то ни стало, как бы то ни было, как ни бывало, как не было.

Упражнение 9
Составьте словосочетания по образцу.
Образец: Благодарить (за что?) ̶ Не за что благодарить. ̶ Ни за что не благодарил.
Рассчитывать (на кого?), верить (во что?), беспокоиться (о ком?), обращаться (к кому?), ориентироваться (на кого?).

Диктант по теме «Частицы»
Как ни вслушивайся, не услышишь ни одного постороннего звука. Ни чайки не кричат, ни пароходы, проходящие мимо, не нарушают безмолвия. Даже ветер, весь день раскачивавший кроны деревьев, затих. Лишь шумит прибой, не смолкая ни на минуту. Вправо и влево стелется ровная гладь, и нет ей ни конца ни края. Волны, обгоняя одна другую, стремительно накатываются на берег и так же быстро убегают прочь.
Невозможно не залюбоваться этой величественной панорамой. Шафранный полумесяц выглянул из-за туч и осветил морскую гладь. Свет серебряных звезд зажигает миллионы вспыхивающих и тут же гаснущих искр. Как прекрасно вокруг, как загадочно! Именно эта загадочность привлекает и завораживает.
Не раз задумывался я над тем, в чем очарование моря, и не смог найти ответа. Кто только не пишет о море, не поет о нем! Не один художник брался за кисть, чтобы передать неповторимость морской стихии. Много поэтов и композиторов пытались постичь тайны моря, но ни один гений не проник в них до конца. Разве есть на свете что-нибудь более величественное и прекрасное, чем эта движущаяся, дышащая, сверкающая громада?! (160 слов)


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/11/13/didakticheskiy-material-po-teme-pravopisanie-ne-i-ni

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-teme-chastici-1017274.html