Дидактический материал правописание окончаний

Дидактический материал по теме «Правописание окончаний прилагательных и причастий»
материал по русскому языку на тему

Дидактический материал по теме «Правописание окончаний прилагательных и причастий»

Скачать:

ВложениеРазмер
zadanie_po_teme_pravopisanie_okonchaniy_prilagatelnykh_i_prichastiy.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, графически выделить причастный оборот и определяемое слово.

«Среди волн» — удивительнейш… картина Айвазовского. На ней нет ничего, кроме воды и неба. Мощные волны вздымающ…ся к небу одна выше другой. По небу тяжело опустивш…ся на море свирепый ветер гонит почти черные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш…ся стихия. Гневное море неистово мчащ.. свои воды раскачивает корабль «Мария». Солнечные лучи пробивш…ся сквозь мрачные черные тучи освещают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ… морем и небом с несущ…ся по нему тучами.

Бурное море бешено мчит свои воды освещен… неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеной огненных туч. Злое море желающ…показать свою сокрушительную силу поднимает изумрудные громады волн все выше. Вот сейчас оно обрушит лавину воды на людей спасающ…ся на обломках мачт. Море кипит, стихия неумолима. Но почему-то кажется, что отважные моряки не погибнут. С необычайной силой и убедительностью И.К.Айвазовский умел передать яркость бушующ… моря и блеск солнечных лучей сверкающ… на воде.

Путешественника впервые отправившегося в горы удивляют прекрасные дороги. По ним движутся тяжелые машины наполнен… грузом и людьми. Они взбираются на высокие перевалы, спускаются в глубокие горные долины поросш… высокой травой. Чем выше поднимаемся в горы, тем чище и прохладней воздух. Ближе к нам вершины высоких хребтов покрыт… снегом. Дорога огибающ… скалы вьется по глубокой ложбине. Горный поток то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле.

Пустынное впечатление производит глубокая горная ложбина раскинувш…ся вдоль горной реки. Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. Редкое дерево виднеется на берегу реки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши. Они сидят возле телеграфных столбов врытых в землю. Стадо джейранов перебегает дорогу. Далеко видно этих легконогих животных мчащ…ся по степи. Остановившись на берегу шумной реки размывш… край горной дороги на склонах горы можно рассмотреть в бинокль стадо горных серн. Чуткие животные поднимают головы и вглядываются в дорогу пробегающ… внизу.

Осень – это тихое, умиротворенное время, прекрасное и удивительное. Дождь не прекращавш…ся с самого утра наконец устал. Небо плачущ… дождем опустилось низко. Наступила тишина не нарушаем… ничем.

А потом пришла зима. Тихо дремлет полярная ночь заткан… тонким морозным туманом. В темной пучине колебались повисш… яркие звезды. С вышины задумчиво льется голубое сияние. Мертвая тишина неподвижно повисла над застывш… морем. Мягкий синеватый отсвет озаряет необъятную водную гладь подернувш…ся тонким льдистым слоем.

Затем наступает время весны. На берегу усеян… мелкими и острыми камнями еще приметнее чувствуется полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко поют ручьи. По отлогому склону ярко зеленеет мох похож… на великолепный бархат. Наверху между камнями покрывш… потрескавшуюся землю пучками растут цветы своей нежностью напоминающ… подснежники.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здесь предложен дидактический материал по теме «Имя прилагательное» для проведения уроков и повторения темы.

Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся по теме «Н-НН в причастиях».

Предназначен для обобщения изученного по теме «Причастие».

Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».

Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».

Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».

Представлен дидактический материал по теме: «Причастие» для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: «Причастие».

Дидактический материал по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Данный дидактический материалпозволяет и повторить, и обобщить тему»Правописание безударных личных окончаний глаголов». Универсальность этого материала заключается в том, что он не привязан к какому-нибудь конкретному учебнику и может использоваться в любом классе.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов»»

Дидактический материал «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

1.Правописание личных окончаний глагола

Они кол..т лёд, легко дыш..тся, вы леч..те, они терп..т, флюгер поворачива..тся, они се..т хлеб, он заворачива..т покупки, льды та..т, поля стел..тся, он разбуд..т рано, он хлопоч..т, ты верт..шь , вы гоня..те, птицы шебеч..т, он мол..т о помощи, они обижа..тся, они бор..тся, журавли курлыч..т, рабочие ро..т, он терп..т, он висн..т на канате, ты мел..шь кофе, они завис..т от обстоятельств, они задерж..тся в помещении, рожь стел..тся, вер..тся с трудом, увид..шься с другом, он ненавид..т ложь, мы увид..м, хаты дремл..т, мы кол..м дрова, ты выполн..шь, дачники пол..т огород, они мурлыч..т, они бор..тся за независимость, они корм..т, кто-то ищ..т, ты посе..шь, пушки грохоч..т, голос слыш..тся, буря во..т, луна та..т, они руб..т дрова, вы та..те на глазах, они плат..т за покупку, виноград зре..т, вы се..те, вы терп..те, он разруш..т тайну, выполн..шь задание, закат пыла..т.

2. Спряжение глаголов. В каких случаях правильно указано спряжение глагола? Поставьте глагол в форме инфинитива и определите, к какому спряжению он относится. Если глагол относится к исключениям, укажите это. Пример. Читает — читать — I спр., смотрит — смотреть — искл., II спр.

1. Он раскле. тся — I спр.

2. Вытерп. шь — I спр.

3. Подгоня. шь — II спр.

4. Задерж. шь — I спр.

5. Выгон. шь — I спр.

6. Провожа…шь — II спр.

7. Разгоняя…шься — I спр.

8. Присмотр. шь — I спр.

9. Здание стро. тся — II спр.

10. Щебеч. шь — II спр.

11. Он причиня. т — II спр.

12. Догон. шь — I спр.

13. Обид. шься — II спр.

14. Сгора. шь — II спр.

15. Чист. шь — II спр.

16. Мечта. шь — II спр.

17. Он постел. т — II спр.

18. Он откус. т — I спр.

19. Снег та. т — II спр.

20. Ошиба…шься — II спр.

1. Расстро. шься — I спр.

2. Подкле. т — I спр.

3. Догоня…те — I спр.

4. Обижа. тесь — II спр.

5. Терп. те — II спр.

6. Подстел. т — II спр.

7. Верт. шь — I спр.

8. Слыш. шь — II спр.

9. Высматрива. шь — II спр.

10. Обеща. шь — II спр.

11. Постро. шь — II спр.

12. Выдира. т — II спр.

13. Сажа. шь — II спр.

14. Руб. шь — I спр.

15. Задерж. шь — I спр.

16. Сверл. шь — II спр.

17. Приближа. тся — II спр.

18. Смотр. тесь — I спр.

19. Глад. шь — II спр.

20. Наступ. т — I спр.

3.ОБРАЗУЙТЕ ОТ ИНФИНИТИВА УКАЗАННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ, ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЯ.

Выучить уроки ( 2л., ед.ч.), покупать овощи (3л.,ед.ч.), мыть посуду ( 1 л., ед.ч.), взять с собой бутерброд (2л., мн.ч.), застелить постель (3л. , мн.ч.), заботиться о питомце

4. ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ГЛАГОЛОВ ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО ГЛАГОЛЫ- ИСКЛЮЧЕНИЯ.

Забыть, мыть, ненавидеть, смотреть, рассказывать, зависеть, слышать, слушать, звенеть , топить, терпеть, загонять, поддерживать, гнать, обижать.

5. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ И ВЫДЕЛИТЕ ОКОНЧАНИЯ.

Тр_вож_шь родителей, нарису_ те п_ртрет, бре_т бороду, соб_ра_шь лесные ягоды, верт_т хвостом, прыга_т с параш_том, дыш_м кислородом, забыва_шь о проблемах, завис_т от ситуац_и ( 3л., м.ч.), кол_т дрова ( 3 л.,мн.ч.)

6. Четвёртое лишнее.

А).Смотрит, дышит, тревожится, тает.

Б).Лает, сеет, читает, клеит.

В).Видит, пишет, зависит, держится.

7. Заполни пропуски. Определи спряжение глаголов.

Догон_ш_ ( спр.), гре_ш_ся ( спр.), он смотр_т ( спр.), вы броса_т_ ( спр.), он глад_т ( спр.), они бормоч_т ( спр._), они верт_т ( спр.), она улыба_тся ( спр.), куша_ш_ ( спр.), вздыха_ш_ (спр.), оно гре_т ( спр.), он стон_т ( спр.), они леч_т ( спр.), мы вер_м ( спр.).

8. От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

9.От данных глаголов образуй и запиши форму 2-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

Дидактический материал по теме «Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов»

Буквы е — и в окончаниях имён сущ.

Переписать, ставя сущ. в нужном падеже ед.ч. Обозначьте склонение и падеж.

№ 1. Просить (помощь), выступление (молодёжь), подплыть к (суша), подходить к (рассаде), бережно относиться к (вещь), равнодушие к (роскошь), расположиться в (долина), ждать на (остановка), вспомнить о (сверстник),

вспомнить о (товарищ), стоять в (очередь), предупредить об (опасность), допустить в (речь) ошибку, производить работы на (местность).

№ 2. Сидеть на (ветвь), (ветка); хранить в (бутыль), (бутылка); привязать к (нить), (нитка);

ждать в (вестибюль), расти на (яблоня), отвечать по (география), позаботиться о (Ксения Александровна), сушить на (батарея), гулять по (аллея), обратиться к врачу

(Мария Александровна), письмо (Наталья), отдыхать в (санаторий), экскурсия

проходила в (планетарий), рассказать о (гербарий).

№ 3.Участвовать в (исследование), ехать в (трамвай), заботиться об (урожай),

отдыхать на (побережье), ночевать в (ущелье), укреплять здоровье в (профилакторий), подъезжать к (станция), стоять на (платформа), сообщить о (постановка) (пьеса), быть на (открытие) (выставка), подниматься по (лестница), подойти к (окраина) ( деревня), деревья в лёгком (иней), бродить по (отмель), вернуться из (гавань), присутствовать на научной (конференция).

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

№ 4. Рассказать о прелестн. м пейзаже, сообщить об ужасн. м происшествии,

уезжать с грустн. м чувством, гордиться честн. ми поступками, познакомиться с известн. м актёром, любоваться звёздн. м без облаков небе,

присутствовать при радостн. м событии, собраться перед последн. м на

дистанции километром, познакомиться с ведущ. м инженером, пребывать в хорош. м настроении, отдыхать под плакуч. ми ивами, дышать свеж. м после

грозы воздухом, собрать огромн. ю коллекцию, услышать властн. ю команду.

№ 5.Увидеть изящн. ю бабочку, пойти в соседн. ю деревню, сесть на верхн. ю полку, уйти в дремуч. ю тайгу, смотреть на плакуч. ю иву, заметить похож. ю

на цветок бабочку, наступала летн. я русск. я ночь, в морозн. м воздухе,

в син. м небе, сквозь утренн..ю мглу, в жарк. ю летн. ю пору, говорить о будущ. й наш. й экспедиции, у сам. го син. го моря, в лучах предвечерн. го

солнца, выехать раннн. м июльск. м утром, по весенн. му берёзов. му лесу,

в лёгк. м летн. м пальто, пройти через высок. ю осинов. ю рощу, через широк. е чугунн. е ворота, под стар. й берёзой, над чёрн. ми крышами.

№ 6.Блестит весёл. м блеском, стояла осенн. я погода, внутри просторн. й дорожн. й коляски, любоваться бескрайн. ю степью, над тих. й поверхностью моря, всё пропитано студён. й промозгл. й сыростью, малейш. е движение,

грустное осенн. е солнце, у крайн. го угла улицы, облокотился на спинку

деревянн. го краш. ного дивана, чай казался травянист. м и безвкусн. м,

подуло свеж. м ветерком, пахло тал. й землёю и прошлогодн. м прел. м листом, говорить о человеке знаменит. м и богато одарённ. м, находиться в

кругосветн. м плавании, говорить о предстоящ. м пути, о планах на будущ. ю неделю.

Правописание безударных окончаний причастий.

№ 7. Глядеть на колеблющ. ся пламя, в поредевшем саду,

над спокойно вздыхающ. м морем, над желтеющ. м лесом,

небо усыпано весело мигающ. ми звёздами, пахло зацветающ. ми травами,

высота покрыта смешавш. мися клубами белого и чёрного дыма;

лесом, окутанн. м синей мглой; на острове, заросш. м ивняком;

на скошенн. м лугу; терраса с покосивш. мися столбиками; слегка пахнущ. ий дымом воздух;

№ 8. Поблёскивающ. е звёздами небо; огни, тускло расплывавши. ся в небе;

сврнувши. ся от мороза листья; всматривался вискривш. юся, залит. ю

светом даль; на поседевш. й от росы траве; над равниной, зеленеющ. й

всходами; вышли на поляну, сияющ. ю лазурью; на едва начинающ. м

розоветь небе; над ревущ. м гневно морем; в редеющ. м мраке; из зарослей

цветущ. й сирени; от заходящ. х лучей солнца;

№ 9. Уходить по усыпанн. й красным песком дорожке; усадьба с пышно разросш. мися кронами; с серого насупивш. гося неба; по густо разросш. муся саду; затянувш. ся тучами небо; вглядываться в вырастающ. ю цепь круговых гор; видел горящ. ю свечу;по двору, затянут. му густым туманом; в застывающ. м воздухе; очутились на дворике, заросш. м яблонями; на пруду, покрывш. мся первым льдом; стоять на мосту, тянувш. мся через широкую реку.

Правописание безударных окончаний глагола.

№ 10. Пляш. т, бормоч. т, смотр. т, увид. т, клевещ. т, натерп. тся, завис. т,

услыш. т, ненавид. т, реша. т, вступа. т, объяв. т, проявля. т, расхвал. т,

раздел. т, укрепля. т, закручива. т, заправ. т, выключа. т, исправ. т, отвеча. т, провер. т, укрепля. тся, выключа. тся, проявля. тся, обид. тся,

сдерж. тся, смотр. тся, капризнича. т, озорнича. т, потака. т, помога. т.

№ 11.Гон. т, гоня. т, слыш. т, слуша. т, гон. тся, гоня. тся, слыш. тся, дыш. тся,

нездоров. тся, дремл. тся, ве. т, лае. т, ре. т, вышь. т, плещ. т, колыш. тся,

гре. шь, наруша. т, разгора. тся, возвращ. т, выпрямля. т, броса. т, увяда. т, зазелене. т, раста. т, колебл. т, трепещ. т, замира. т, отыскива. те, тян. т, рассматрива. те, грохоч. т, броса. т, охватыва. т, цен. тся, маш. т, пиш. т.

№ 12. 3анима. ся, выпуска. м, беседу. м, въезжа. м, дремл. и, засыпа. м,

утеш. шь, утеша. шь, скаж. шь, куп. шь, покупа. шь, погон. шься, гоня. шься, пойма. шь, упуст. шь, не наверста. шь, украша. шь, украс. шь,

обид. шь, ненавид. шь, убира. шь, погас. шь, увид. шь, услыш. шь, выбер. шь,мож. те, выход. те, ед. те, закрыва. те, вид. те, отысква. те, оглядыва. тесь, осматрива. те, дума. те, стан. те, почувству. те, буд. те,

№ 13. Разыскива. м, разыщ. м, включа. м, включ. м, гоня. м, гон. м, распиш. шь, расписыва. шь, украс. м, украша. м, исправля. м, исправ. м, вымета. м, вымет. м, вытира. м, вытр. м, рассып. м, рассыпа. м, слож. м, слага. м, загор. м, загора. м, довер. м, доверя. м, выступ. м, выступа. м, распуст. м, распуска. м, выпеч. м, выпека. м.

14. Правописание безударных окончаний глагола . — А, -Я или -У, -Ю:

Ропщ. т, брызж. т, скач. т, маш. т, плещ. т, полощ. т, кле. т, чу. т, ненавид. т, верт. т, терп. т, беспоко. т, стро. т, осво. т, кол. т, пол. т, мел. т, вылет. т, выж. вут, высп. тся, выль. тся, выгор. т, дремл. т, дыш. т, брос. т, обид. т, утеш. тся, завис. т, слыш. т, встрет. т, стро. т, леч. тся, тащ. т, ссор. тся, держ. тся, кос. т, тревож. т, корм. т, разбуд. т, отправ. тся, хвал. т, се. т, ве. т, прос. т, гон. т, застав. т, постав. т, смотр. т, вид. т.

15. Перепишите, ставя глаголы в нужной личной форме наст.вр. Обозначьте спряжение.

1) Зрители с интересом (смотреть) новый фильм. 2) Казалось, пули ( дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскалённой свинцовой пылью. 3) (Дуть) ветры яростные,

(гнать) лодки парусные. 4) Чуть (колыхаться) занавески. 5) Дворники на тротуаре

(колоть) лёд. 6) Озими (стлаться), ровно Дунай. 7) Мелкий дождик так и (хлестать)

в лицо. 8) Море (дышать) бодрящей свежестью. 9) (Бороться) с ветром упорные моряки. 10) Руки мои крепко (держаться) за руль. 11) Какие-то шаги (слышаться ).

Твёрдое дерево плохо (пилиться). 13) Солнце (резать) глаза. 14) (Махать) крыльями

мельница. 15) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. 16) (Дремать) бор сосновый. 17) С шумом на берег чёрные волны (находить). 18) (Веять) ветер.Сладко

(таять) на поляне вешний снег.19) В сгущающихся сумерках ( реять) снежинки.

16. Перепишите, обозначьте глаголы в повелительном и изъявительном наклонении.

1)Вы пиш. те красиво и грамотно. Пиш. те чаще. 2) Вспомн. те стихотворение.

Когда вспомн. те, то расскажите. 3) Вынес. те из комнаты лишние вещи. Когда

вынес. те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд. те из лесу, увид. те поля .

Выйд. те на несколько минут из комнаты: её надо проветрить. 5) Выбер. те из этих статей материал для доклада. Когда выбер. те, приступайте к докладу.

6)Стукн. те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн. те, я мигом

соберусь. 7) Выскаж. те всё , что вы дума. те. Если вы всё выскаж. те , то стан. те

спокойнее. 8) Выпиш. те из текста определения. После того как вы выпиш. те, выбер. те наиболее яркие. 9) Прыгн. те на лыжах с трамплина. Когда вы прыгн. те,

почувству. те большое удовольствие. 10) Если буд. те в Ялте, обязательно посетите

17. Перепишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

Лес был полон ж. зни и её гол. са заст. влили друзей ч. сто останавл. ваться ч. тко

прислушиваться. Солнце подн. малось и горяч. ми бликами заж. гало в. рхушки сосен.

Дрозда с. дели на м. кушках и топорща крыл. шки скорее декламир. вали, чем пели свои песни. Зябли прыгал по дороге раз. скивал корм и одновременно расп. вал. Бесчисл. нное множество жуков и личинок пос. лилось в увядших соснах так что поз. нее дятлы сл. телись за д. сятки километров и пир. вали целую зиму.

В это бе. ветренное солнечное утро когда всё пело и радовалось весне дятлы были не из последних . Они (не) умели петь и избыток энергии сил и радости выр. жали

(по) своему. Каждый разыск. вал суч. к стенку дупла или росщеп обломанной в. ршины осв. щённой солнцем усаживался поудобнее твёрдо уп. рался ж. стким клювом многократно с пор. зительной быстротой уд. рял ж. стким клювом и огл. шал лес пр. тяжным громк. м треском извес. ным у натуралистов под именем “барабанной


источники:

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/didaktichieskii_matierial_po_russkomu_iazyku_pravopisaniie_biezudarnykh_lichnykh

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-teme-pravopisanie-okonchaniy-suschestvitelnih-prilagatelnih-glagolov-1257314.html