Диктант 4 класс на тему правописание изученных орфограмм

4 класс: диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями

К 4 классу учащиеся уже обладают немалым запасом различных орфограмм. В течении нового учебного года продолжается изучение новых, и уже не таких простых, правил. Полученные знания и умения грамотного письма пригодятся ребятам как в жизни, так и для написания ответственной зачетной работы — ВПР по русскому языку.

Что же необходимо освоить к концу 4 класса?

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 4 класса

Учащиеся должны уметь:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; производить фонетический разбор, морфологический разбор доступных слов, разбирать простое предложение с однородными членами;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарем: практически различать многозначные слова, синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение, однородные члены;
  • писать изложение текста повествовательного характера по плану; сочинение на предложенную тему;
  • самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
  • Знать слова с непроверяемым написанием:

Абзац, абрикос, автобус, адрес, аллея, алмаз, апельсин, аппарат, аппетит, аптека, аромат, багаж, багровый, багряный, базар, балкон, барабан, баран, баранка, бассейн, батон, библиотека, болото, ботинки, будто, вагон, валенки, ванна, ванная, вверх, вдруг, вдоль, ветер, веять, винегрет, вместе, внимательный, вокзал, вокруг, волшебный, ворота, воскресенье, восток, вперёд, всегда, вчера, газета, галерея, гаммы, герой, голубой, горизонт, горох, грамматика, грамм, грипп, группа, декабрь, длина, долина, дорога, до свидания, дрожжи, женщина, жёлтый, жжёт, животное, жужжит, завтра, завтрак, закон, запад, завод, заяц, земляника, иллюстрация, иней, искусство, как будто, какао, календарь, калитка, картина, касса, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, командир, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, кроссовки, лагерь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, юный, яблоко, яблоня, январь.

Диктанты для 4 класса по русскому языку

Диктант №1

В осеннем лесу

Иду в лес ранним утром. Лёгкий мороз покрыл землю, затянул её хрустящим льдом. А лес такой нарядный! Осины и клёны стоят в красных одеждах. Среди них виднеется густая зелень молодых ёлок. Шумят под ногами опавшие листья, пахнет грибами, лесной свежестью. Легко дышится осенним утром в лесу! Вот пискнет в кустах птичка. Вдруг громкий заливистый лай вспугнёт осеннюю тишину. Эхо разнесёт его по далёким лесным отрогам. Это собаки нашли зайца. (По Г. Скребицкому)

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
  2. Выпиши три сочетания существительных с прилагательными. Укажи их род, выдели окончание.

Диктант №2

В зимнем лесу

Солнце осветило вершины деревьев. Тихо в зимнем лесу. Пушистым снегом покрыты ветви елей. Тонкие стволы молодых берёз прогнулись под тяжестью снега. Вот с широкой еловой ветви упал снежный ком. Тихо шуршат по пушистому снегу лыжи. Вдруг лесную тишину нарушили весёлые птичьи голоса. Это стайка клёстов пронеслась над головой. Как красивы эти птички! Словно яркие красные бусы обсыпали они вершину ели. Ловко и быстро добывают клёсты семена из тяжёлых шишек. (По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания:

  1. В первом предложении определи род, падеж и число имен существительных. Выдели основу.
  2. Выпиши словосочетания из 3-го предложения.

Диктант №3

Снег

Великолепный был вид зимней природы. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Редкие лучи солнца освещали холодным блеском местность. Стояли короткие зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность синего неба. Надвинулась пухлая белая туча. Большими хлопьями стал падать снег. Наступали длинные зимние вечера. Небо сыпало снежный пух. (По С. Аксакову)

Грамматические задания:

  1. Подчеркни главные члены в 4-м предложении. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  2. Спиши предложение и выпиши из него существительные вместе с прилагательными. Укажи падеж и род имен прилагательных, выдели окончания.
    К..лючий ф..вральский сне.. сыплет с ни..к.. и мглист.. неба, покрывая землю пушистым к..вром.

Диктант №4

Зимний лес

Пришла зима и укрыла лес пушистым снегом. Заглянула в лесную глушь. Нарядила сосны и ели в мохнатые шапки. Молодые деревья и кусты зима одела в белые шубки. На рябинку на опушке накинула покрывало. На ветвях рябинки висят гроздья ярких ягод. Точно красные серёжки виднеются. Под деревьями зима покрыла снег узором следов. Тут оставили следы рыжая лисица и серый волк. А вот следов медведя не увидишь. Зима укрыла снегом его уютную берлогу в чаще. Спи на здоровье! Хороша картина зимнего леса!

Грамматические задания:

  1. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная и парная согласная в корне слова. Напиши к ним проверочные слова.
  2. Найди в тексте предложение: Под деревьями зима покрыла снег узором следов. Подчеркни в нём главные члены. Определи падеж существительных.

Диктант №5

Лесной кустик

В далёком северном лесу на мшистом болоте рос маленький кустик. Люди его не замечали. Кустик радовался весне, тянулся к ласковому солнцу. Однажды ранним утром он зацвёл. Зажужжала, закружилась над ним пчела. Она опустила свой хоботок в маленькую цветочную чашечку. Шло время. Нежные лепестки один за другим стали падать на землю. Ветер подхватил их и разнёс по лесу. Грустно было кустику. Но вот на нём появились маленькие зелёные шарики. Кустик повеселел. Наступила осень. Деревья сбрасывали золотую листву. А наш кустик дарил людям чудесную голубику. (По Л. Тикуновой)

Грамматические задания:

  1. Выпиши из первого предложения существительные вместе с прилагательными. Укажи падеж и род имен прилагательных, выдели окончания.
  2. Разбери слова по составу: повеселел, маленькие, северном, шарики, хоботок. Укажи к какой части речи относятся эти слова.

Диктант №6

Наши друзья

Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радостно слушать их чудесное пение. Я люблю наблюдать за птичьим лёгким полётом. Много видов птиц живёт в России. Кружат в чистом воздухе быстрые ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этих птиц. Они ловко лепят его из земли и глины. В густых веточках трудно заметить гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься. (По В. Бианки)

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная и парная согласная в корне слова . Напиши к ним проверочные слова.
  3. Сделай морфологический разбор слова на планете.

Диктант №7

Весна

Наступает радостная весна. Потоки солнечных лучей заливают лесные полянки. Высоко в небе плывут лёгкие облака. Как хороши весной берёзовые рощи! На деревцах набухают смолистые почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей сладким соком.

Весенний воздух чист. Слышна весёлая песенка голосистого дрозда. Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь дыхание весны. Нежной листвой пахнет в роще. Зелёная дымка закрывает лужайки. На земле играет луч солнца.

У берегов озера нарастает стеклянная полоска льда. Мы видим в воде у берега стайку рыб и бросаем в них маленький камень. Камень падает на лёд. Лёд звенит. Рыбки метнулись в глубину. На льду остаётся белый след от удара. Мы обламываем руками отдельные льдинки. Они хрустят, оставляя на пальцах запах снега. (По К. Паустовскому)

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. В первом абзаце определи падеж существительных.
  3. Сделай морфологический разбор слова входишь.

Диктант №8

Ранняя весна

Ранней весной я спешу побывать в далёкой тайге. На поляне открываются первые проталины. На дальнем озере синеет лёд. Вот по узкой тропке бежит, булькает озорной ручеёк. Тёплый ветер покачивает ивовые листочки.

В высоком синем небе слышна трель жаворонок. Весеннюю песню играют кулики. Я подхожу к лиственнице. Над тайгой льётся песня удивительной красоты. Это пеночки поют. Они самые звонкие певцы нашей тайги. Почему пеночки поют вместе? Может, так им легче охранять свои гнезда? А может, песня пеночки для красоты и радости?

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выполни синтаксический разбор 6-го предложения. Определи падеж существительных.
  3. Сделай морфологический разбор слова весеннюю.

Диктант №9

Летом

Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.

Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти у поверхности, но в руки не даются.

После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш.

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
  2. Выпиши из текста 3-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  3. Сделай морфологический разбор слова к земле.

Диктант №10

Лыжники

Холодный ветер дул лыжникам в спину. Снежная крупка запорошила лыжню и колола лицо. Но ненастная погода не пугала друзей. Они хорошо знали эти места.

Вдруг лыжи скользнули под уклон. Юра чуть не свалился в узкий овраг. С одной стороны оврага стояли молодые берёзки и дубки. Их занесло снегом по самую макушку. На холме высились старые сосны. Сквозь редкие стволы виднелся дом. Он казался маленьким. В нём топили печь.

Зимой темнеет рано. Где же мальчики? Через час лыжники подъехали к дому.

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная и парная согласная в корне слова . Напиши к ним проверочные слова.

Диктант №11

Луг

Мама любит полевые и луговые цветы. Летом мы вновь съездим в чудесное место на окраине города. За высокими домами начинается широкий луг. Свежая сочная трава доходит до колен. Всюду мелькают синие колокольчики и белые ромашки.

Ты ложишься в траву, вдыхаешь её запах. Рядом течёт интересная жизнь маленьких существ. Вот ползёт коричневый рогач. Этого жука за рожки зовут оленем. Какая тишь! Только стрекочет изумрудный кузнечик. Его и не разглядишь в зелени.

Мама в венке из цветов похожа на королеву в короне!

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выпиши из текста 3-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  3. Запиши предложение Свежая сочная трава доходит до колен. Выпиши из него словосочетания с вопросами.

Диктант №12

В лесу

Олег и Женя идут в ближний лес за грибами. От ветра шумят ветви высоких сосен. На их коре застыла ручейками золотая смола. Под ногами трещат сухие сучья. По травинке ползёт божья коровка. Она распахнула два маленьких крылышка и улетела.

Рядом с берёзкой высится гигантский муравейник. От него лучами разошлись во все стороны узкие дорожки. По ним бегут муравьи. Они тащат пушинки, иголки. Какая мощная армия строителей!

С запада плывут лёгкие облака. Но они не закрывают солнца. Дождя днём не будет.

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.
  2. Выпиши из текста 2-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  3. Выполни морфологический разбор слов: под ногами, высоких, плывут.

Диктант №12

Весна

Весна в разгаре! Сегодня к нам в дом влетела первая бабочка. На кухне по стенке вьётся гибкий плющ. Бабочка сидит на резных листьях и тихонько шевелит яркими крыльями. Словно чудесный цветок раскрыл среди зелени свои нежные лепестки.

А за окном светит почти летнее солнце. Но земля не прогрелась. На спортивной площадке мальчики гоняют мяч. Их курточки и шапки лежат на скамейке.

Девочки чертят на дорожке поле для игры в скакалки. Радостные голоса ребят врываются в открытое окно. Скорее на улицу!

Грамматические задания:

  1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
  2. Выпиши из текста 3-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
  3. Выпиши предложение: Девочки чертят на дорожке поле для игры в скакалки.Определи падеж и склонение имен существительных.

Диктант №13

Поздняя весна

В этом году весна наступила поздно. Только в апреле зимняя тишь сменилась радостным птичьим щебетом. Теперь снег быстро тает и растекается звонкими ручьями. По лесной дороге не проехать. До дачи можно добраться в объезд.

Сугробы на дачном участке потемнели. В тени пока зябко, а на солнце жарко. Возле тропинки уже видны кочки с жухлой травкой. На одной кочке возится в земле грач.

Скоро появятся первые робкие крокусы и подснежники. На грядках вылезет свежая зелень. Яркий май явится на смену апрелю!

Грамматическое задание:

  1. Выпиши предложение: Сугробы на дачном участке потемнели. Разбери его по членам и подпиши части речи.
  2. Выполни морфологический разбор слов: тает, звонкими (как часть речи).

Диктант №14

Поздняя весна

Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки.

Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.

Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой.

На берегу озера спит деревня. Подал голос первый петух. Его крик разбудил деревенских жителей.

Грамматические задания:

  1. В последнем абзаце выдели в предложениях главные члены. Определи падеж и склонение имен существительных.
  2. Разбери слова по составу:разбежалась, присмотреть, широкие, верхней, запах, ножке. Укажи к какой части речи относятся эти слова.

Диктант №15

Майское чудо

Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк.

Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!

Грамматическое задание:

  1. Выпиши предложение: В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. Разбери его по членам и подпиши части речи. У имен существительных определи падеж .
  2. Выполни морфологический разбор слов: бежишь, теплом, ближнюю.

Еще полезные статьи для 4 класса:

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Контрольные диктанты по русскому языку для 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Контрольные диктанты по русскому языку для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
on5.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты по русскому языку для 4 класса

Входная контрольная работа по русскому языку для 4 класса

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки. В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Инна угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные вернулись ребята с прогулки.

Слова для справок: разожгли, костёр

  1. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

На поляне горят яркие гроздья рябины.

  1. Выполни морфологический разбор имени существительного.
  1. Распредели слова на три группы. Допиши в каждую группу по своему примеру.

Тропинка, известный, скрепка, звёздный, пахучие, мягкий, листва, солнце, резкий.

  1. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

На опушке леса растут молодые берёзки.

  1. Выполни морфологический разбор имени существительного.
  1. Распредели слова на три группы. Допиши в каждую группу по своему примеру.

Линейка, прелестный, походка, сердце, дождливые, ловкий, осень, грустный, сладкий.

Контрольный диктант для 4-го класса

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими, глухими и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-70 слов.

Лес украсился в желтые, красные, золотистые краски осени. Лучи солнца освещали поляну перед сторожкой. Дед Семен поднялся на зорьке, взял ружье и вышел из дома. Тропинка вела в редкий лес. По сторонам толпились редкие березки. У дороги попадались подберезовики, подосиновики. Вдруг над головой раздался протяжный крик. Высоко в небе летел косяк журавлей. Птицы держали путь на юг. Их печальный крик звучал как прощальный привет родине.

(По Г. Скребицкому)

Слова для справок : вышел.

1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

2. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

Мягкий слой опавших листьев надежно укрыл землю.

Лучи закатного солнца легко прорезали березовую рощу.

3. Выполни морфологический разбор имени существительного

I вариант II вариант

4. Разберите слова по составу:

I вариант II вариант

Контрольный диктант для 4-х классов

по русскому языку за II четверть

Каким бывает снег .

Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.

В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьёт путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи.

Слова для справок : колено, словно; тире в пятом предложении.

1. Выполни синтаксический разбор предложения.

С верхушки старой ели упал ком снега.

На белой скатерти снега виднеются следы зайца.

2. Определи род и падеж прилагательных.

3. Выполни морфологический разбор существительного и прилагательного.

С верхушки 3 – Зайца 3 –

Старой 3 – Белой 3 –

Контрольный диктант по русскому языку

за III четверть для 4-х классов

Цель работы – проверить сформированность навыков правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных, раздельное написание местоимений с предлогами. Наряду с этим проверяется умение писать слова с безударными гласными в корнях слов с осложненным составом (с приставками, суффиксами), а также слова на изученные правила (двойные, звонкие и глухие, непроизносимые согласные) на более сложной лексике; слова из орфографического минимума, изученные к данному моменту.

Объем диктанта: 75-85

Наступает весенняя пора. Пробудилась земля от долгого зимнего сна. На улице первый весенний месяц. На опушке леса лежит сверкающий снег. Появилось солнце. В лесу зазвенела капель. Под лучами солнышка капельки блестят, переливаются. Около глубокого оврага красуется верба. У высокого пня показались ветки багульника. На сирени, тополе, черемухе, яблоне набухли почки. Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Показались из земли зеленые стрелки молодой травки. Везде разлилась волна зеленого тумана. Празднично в весеннем лесу! (76 слов)

Слова для справок: багульник.

1. Синтаксический разбор предложения.

В густом ельнике птицы укрываются от стужи.

На зеленой ветке тополя заливается скворец.

2. Морфологический разбор имени прилагательного.

В густом (ельнике) –

На зеленой (ветке) –

3. Составь и запиши словосочетания мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п.

Серебряный, серебристый (тополь, украшение, монета)

Красный, красочный (альбом, книга, платье)

Итоговая контрольная работа

по русскому языку для 4-х классов

Цель: выявить усвоение изученных в начальной школе орфограмм и полученных знаний по грамматике, предусмотренных программой, но преимущественно характерных для двух последних лет обучения: безударные гласные в корне слова с осложненным морфологическим составом, безударные падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, а также изученные пунктограммы: знаки препинания в конце предложения и запятая при перечислении.

Объем диктанта: 83-93 слова.

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов).

Слова для справок: словно, жемчужины, внизу

1. Синтаксический разбор предложения.

1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.

Диктанты 4 класс

Контроль знаний — сборник проверочных, итоговых диктантов и контрольных работ по русскому языку для 4 класса — диктанты удобно разбиты по четвертям и полугодиям, темам и правилам, тексты с грамматическими заданиями.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – допущено 1–2 ошибки.
  • «3» – допущено 3–5 ошибок.
  • «2» – допущено более 5 ошибок.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  • «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
  • «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
  • «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
  • «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Диктанты 4 класс ФГОС «Школа России»

Объём диктантов для 4 классов:
1 и 2 четверть – 58 — 77 слов.
3 и 4 четверть – 76 — 93 слова.

В лес пришла осень. Редко теперь удаётся ежу съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через лесные поляны идёт ёж. В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору сухие листочки, мягкий лесной мох.Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж. 69 слов / с грамматическим заданием

Прошло тёплое лето. Идёт ненастная, дождливая осень. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Первыми поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение холодной осени. Ранний отлёт этих птиц предсказывает раннюю зиму. За ними потянутся стаи журавлей, уток, гусей. С громким криком улетают в тёплые страны наши летние гости. Счастливого вам пути! 49 слов / с грамматическим заданием

Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они улетают в тёплые края. Сильно поредела листва на берёзках. Ветер тихонько качает старый скворечник. Жильцы покидают свой дворец. Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и затянул грустную песенку. Замолчал певец. Подруга вылетела из жилища. Скорей в стаю! Пора в далёкий путь! Впереди тяжёлый перелёт. 65 слов / с грамматическим заданием

Солнце весною дольше остается на небе и греет с каждым днем все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озера. Лед на реках чернеет, начинает ломаться, и рыхлые льдины несутся по течению реки. Вода в речке прибавилась. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Еще снег не сойдет, а уже начинает показываться новая зеленая травка и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и желтые одуванчики. 82 слова / с грамматическим заданием

Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. 86 слов

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой свое детище. Все его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. 75 слов / с грамматическим заданием

Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин. Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова! Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? 96 слов / с грамматическим заданием

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. 77 слов / с грамматическим заданием

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… 76 слов / с грамматическим заданием

Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей. В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути. В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге. Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок. 75 слов / с грамматическим заданием

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк. 72 слова / с грамматическим заданием

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши. 57 слов / с грамматическим заданием

Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов. Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста. В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена. 61 слово / с грамматическим заданием

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжелые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками. На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. 53 слова / с грамматическим заданием


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/25/kontrolnye-diktanty-po-russkomu-yazyku-dlya-4-klassa

http://porusskomu.net/4-klass-dictant/