Диктант 5 класс правописание прилагательных

Диктант 5 класс правописание прилагательных

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Словарные диктанты

1. Весенним утром, на ясном небе, задумчивые облака, теплой землей, над наподвижным озером, на весеннем воздухе, золотые потоки молодого горячего света, на свежем воздухе, в зимнюю погоду.

2. В зимнем лесу, в серебристом инее, пушистым снегом, ярким солнечным светом, зимним вечером, на синем небе, зеленоватым светом, на холодную землю, под зеленым деревом, на жёлтом одуванчике.

Объяснительный диктант

Объясните выбор гласной в окончании прилагательных.

Березовые дрова, пчелиным воском, дорожную пыль, с отборной пшеницей, с беззаботным смехом, о пасмурной погоде, о приезжем музыканте, с большим успехом, навстречу яркому весеннему солнцу, нет свободного времени.

Выборочный диктант

Выпишите прилагательные в две колонки:

а) в окончаниях прилагательных пишется О после шипящих;

б) в окончаниях прилагательных пишется Е после шипящих.

У небольшого озера, свежей зеленью, пахучего шиповника, по скрипучей лестнице, свежей краской, к лучшему другу, на горячем песке, с хорошей песней, с хорошим товарищем, по весеннему лесу, в последнем постановлении, в колючем кустарнике, с колючими шипами.

Проверочный диктант

1. Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

2. Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Всё засыпано пушистым снегом. Особенно хороши ели в роскошном, зимнем уборе. В морозном воздухе звонко отдаётся каждый звук. Зимним вечером еще лучше. Деревья освещены розовато-синим светом заходящего солнца.

Контрольные диктанты

Кончается лето. Всё ярче костры листопада. Березы и клены осенью стоят в жёлтом цвете, а листья осинок — в красном. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сметала в высокие стога.

Показались в осеннем небе косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми синими облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

(По Г. Скребицкому)

У реки

На берегу небольшой речонки летним днем лежали старик и мальчик. Василь смотрел на тихую реку, на теплое безоблачное небо, на дальний сосновый лес. Тихая, неподвижная река вся была скрыта под сплошной твёрдой зеленью кувшинок.

На той стороне у берега оставалась чистая, гладкая полоса воды. В ней мальчик видел с необыкновенной отчетливостью прибрежную осоку, чёрный зубчатый лес, зарево, которое горело за ним.

Печальным свистом перекликались кулички. В вечернем небе ясно выступил раньше совсем незаметный полукруг молодого месяца.

5 класс Контрольные диктанты по теме «Имя прилагательное»
тест по русскому языку (5 класс) по теме

5 класс. Имя прилагательное. Контрольные диктанты

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnyy_diktant_prilagatelnoe.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант (№6)

по теме: «Имя прилагательное».

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.

Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск. – 1 в

На рассвете около меня зашелестели листья. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор прилагательного:

Маленькое (яблочко) – 1 в

Осенняя (ночь) – 2 в

  1. Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста .

Контрольный диктант (№6)

по теме: «Имя прилагательное».

Хорошо весеннее утро! Вот из-за синей полоски леса появляется солнце. В его утренних лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымом.

Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки. Синее небо глядится в зеркальную воду. На яркой листве деревьев блестит роса.

Весеннему утру радуются птицы, деревья, цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на зеленую травку, синюю гладь реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.

В селах начались весенние работы. (94 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

  1. Произвести синтаксический разбор предложения

На яркой листве деревьев блестит роса. – 1 в

Синее небо глядится в зеркальную воду. – 2в

  1. Произвести морфологический разбор прилагательного:

(На) зеленую (травку) – 1 в

(На) синюю (гладь) – 2 в

  1. Обозначить род и падеж имён прилагательных в 1 абзаце текста .

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весеннего леса!

Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания к тексту:

1. Выпишите словосочетания с прилагательными весенний, определите род, число и падеж этого прилагательного в каждом словосочетании.

2. Произведите синтаксический разбор восклицательного предложения.

Не на лугу, не в саду, а в огороде на грядке выросли необычные, удивительные цветы. Это — головки цветной капусты. У цветной капусты едят не листья, а бутоны, которые еще не распустились.

А это что за диковина? Будто выросла на грядке великанская шишка. Это брюссельская капуста. У нее на длинном стебле — один над другим кочанчики-невелички. Размером с голубиное яйцо или немного побольше. Зато их бывает и двадцать, и тридцать, а иногда и пятьдесят. До чего же вкусна капуста о пятидесяти головах!

А вот еще одно огородное чудо: безголовая капуста. С ней произошло удивительное превращение. Ее стебель книзу раздулся, как шар, и стал похож на репу. Древние римляне называли эту капусту «каулорапа», то есть стеблевая репа. А теперь во всем мире ее называют кольраби.

(По Н. Надеждиной)

Задания к тексту:

1-й вариант: определите род и падеж имен прилагательных, употребленных в единственном числе.

2-й вариант: определите падеж имен прилагательных, употребленных во множественном числе.

Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо растет в южных городах среди каменных домов и заборов. Воздух там бывает так сух и горяч, что плоды на дереве засыхают и превращаются в урюк. Садоводы это заметили и вырастили сорта абрикосов, у которых плоды не падают на землю, а сохнут на ветках. Если плодов созревает слишком много, то дерево может повалиться. Ведь сады часто разводят на крутых склонах, где мало земли и корни в ней слабо держатся. Местные жители приносят к деревьям камни и укладывают их один на другой. Получается крепкая подпорка для ствола.

Цветет абрикос до распускания листьев. Все дерево покрывается бело-розовой пеленой. Цветущие деревца очень красивы.

Вырастить абрикос нелегко. Его нужно всячески беречь. Нельзя даже кору поцарапать, а то засохнет.

Задания к тексту:

1) Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Укажите части речи, котрыми выражены главные члены.

2) В 1-м абзаце подчеркните определения, выраженные прилагательными.

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще темного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов.

Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев.

На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконечные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзовые, летом зеленые, а осенью фиолетовые.

Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съедобные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сломает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Дерево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.

Задания к тексту:

1) Подчеркните грамматическую основу выделенного предложения.

2) От каких прилагательных текста можно образовать краткую форму? Запишите краткие прилагательные в женском роде и во множественном числе. Поставьте ударения в записанных словах.

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было ещё светло. Глянцевая зыбь отражала чисто небо. Но всё же вечер чувствовался и тут.

Выпуклые стёкла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько тёмные и толстые, что днём невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зелёным и красным и ярко светились.

Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт.

Водянистые звёзды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани.

  1. Начертить схему четвёртого (1-й вариант) и последнего предложения (2-й вариант), подчеркнуть в них грамматические основы.
  2. От трёх полных прилагательных из текста образовать краткую форму.
  3. Выполнить морфологический разбор двух прилагательных из предложения первого задания ( по вариантам).
  4. Разобрать по составу прилагательные

1 вариант – радостный, праздничный.

2 вариант – ужасном, длинным.

Е.А.Влодавская «Поурочные разработки. 5 класс»

Диктанты по теме «Имя прилагательное»

Диктанты по русскому языку для 5 класса по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант «Весенний снегопад»

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно клевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. (100 слов) / По Л. Семаго

Грамматическое задание:

  1. Найдите имя прилагательное
    1 вариант — в первом предложении;
    2 вариант — в предложении Снег глухим одеялом.
    Произведите его морфологический разбор.
  2. Обозначьте морфемы в словах:
    1 вариант — мартовскими, прилетали, крошки;
    2 вариант — кормушку, зимней, встречный.
  3. Подчеркните три слова, у которых в окончании проверяемая согласная.
  4. Найдите сложное предложение, выделите в нём грамматические основы.

Контрольный диктант «Абрикос»

Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо растет в южных городах среди каменных домов и заборов. Воздух там бывает так сух и горяч, что плоды на дереве засыхают и превращаются в урюк. Садоводы это заметили и вырастили сорта абрикосов, у которых плоды не падают на землю, а сохнут на ветках. Если плодов созревает слишком много, то дерево может повалиться. Ведь сады часто разводят на крутых склонах, где мало земли и корни в ней слабо держатся. Местные жители приносят к деревьям камни и укладывают их один на другой. Получается крепкая подпорка для ствола.

Цветет абрикос до распускания листьев. Все дерево покрывается бело-розовой пеленой. Цветущие деревца очень красивы.

Вырастить абрикос нелегко. Его нужно всячески беречь. Нельзя даже кору поцарапать, а то засохнет. (124 слов) / По А. Смирнову

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Укажите части речи, котрыми выражены главные члены.
  2. В 1-м абзаце подчеркните определения, выраженные прилагательными.

Диктант «На краю леса»

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весеннего леса!

Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать. (103 слова) / По И. Соколову-Микитову

Грамматическое задание:

  1. Выпишите словосочетания с прилагательными весенний, определите род, число и падеж этого прилагательного в каждом словосочетании.
  2. Произведите синтаксический разбор восклицательного предложения.

Диктант (Озаглавить)

Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего 2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

Дорога вьётся мимо берёзовой 2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой 2 берёзой лежит седая роса. 4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой 3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.

Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица. (97 слов)


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/08/14/5-klass-kontrolnye-diktanty-po-teme-imya-prilagatelnoe

http://porusskomu.net/5-klass-dictant/dictant-5klass-temy/39-dictant-5klass