Диктант для 5 класса по теме правописание гласных в корне слова

Словарные диктанты 5- 6 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Словарные диктанты в 5-6 классах на правописание приставок и корней

Скачать:

ВложениеРазмер
Словарные диктанты.docx23.77 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

1. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И КОРНЕЙ СЛОВ

1.1 . Правописание безударных проверяемых гласных в корне

Вставьте в корни слов безударные гласные. Подберите проверочные слова.

Зап_вать куплет — зап_вать лекарство,

отв_рить картошку — отв_рить окно,

пол_скать белье — пол_скать котенка,

местный ст_рожил — ст_рожил склад,

посв_тить себе фонариком — посв_тить себя науке,

прим_рять платье — прим_рять поссорившихся,

промышленность разв_вается — флаги разв_ваются,

ум_лять достоинства — ум_лять о помощи,

ч_стота колебаний — ч_стота помещения.

Возр_ждение, восхв_ление, гарм_нировать с чем-либо, загл_денье, высокое загр_ждение, задр_жать от страха, землетр_сение, изнем_гать от усталости, к_лючий, м_рщинистый, насл_ждаться, неисс_каемый источник, обл_котиться о перила, обн_жить пороки, обн_вленный, огл_вление, опл_тить проезд, оп_лчение, отт_пель, оч_ровательная девушка, погл_щение влаги, пож_лой человек, пок_яние, пор_девший, пренебр_жительный, прип_ять деталь, просв_щение, раз_бщенность, разъ_ренный, раск_лить печь, раст_лковать, р_скошный, сож_ление, сокр_щение, спл_ченный, сл_пить из глины, см_риться с обстоятельствами, увл_кательный рассказ, ув_дающие цветы, угн_тение, уд_вляться, уед_ненное место, укр_титель, елочные укр_шения, упр_щенный разбор, уск_рение.

1.2. Правописание безударных непроверяемых гласных в корне

Вставьте безударные непроверяемые гласные.

Аб_немент, акв_рель, акр_бат, альтерн_тива, ан_хронизм, ант_гонизм, апл_дисменты, ар_мат, б_гровый, бак_лавр, б_ндероль, бен_фис, б_чевка, верм_шель, в_стибюль, вин_грет, в_ртуоз, вп_чатление, гард_роб, г_рнизон, гон_рар, д_бют, д_зертировать, декл_мировать, д_кларация, д_легация, дел_катность, дем_гог, деф_цит, дил_тант, д_ректива, д_фирамб, инд_фферентный, инкр_минируется, интелл_генция, интерпр_тация, инц_дент, к_ламбур, к_лейдоскоп, калл_графический, кан_нада, к_нспект, посевная к_мпания, кат_строфа, комб_незон, комп_тентный, комп_зитор, конт_нентальный, л_квидация, мин_атюра, мед_каменты, мер_диан, мец_нат, недос_гаемый, нав_ждение, об_яние, об_няние, опт_мистичный, оранж_рея, ориг_нальный, п_вильон, п_лисадник, пер_ферия, п_ссимизм, пл_гиат, предв_рительный, прер_гатива, прец_дент, прив_легия, пр_гноз, проп_гандировать, р_гламент, рест_врация, р_ферат, р_цензия, сан_торий, с_нтиментальный, серт_фикат, ст_пендия, суверен_тет, тр_диция, трансп_рант, хор_ография, эв_куация, экв_валент, экск_ватор, экстр_вагантный, эм_грант, юв_лир.

1.3. Правописание чередующихся гласных в корне

Вставьте в корни слов чередующиеся гласные.

Проб_раться, соб_рут, разб_рать, отб_рет, заб_рется, выб_рать, прод_раться, д_рется, зам_реть от страха, ум_рающий, отм_рающие обычаи, уп_реться, зап_реть дверь, отп_рать замок, уп_рающийся, отп_реть, прот_рать, выт_реть, раст_рать, пост_лить, расст_лать, бл_стательный успех, бл_стеть, заж_гательный, выж_гать.

Прик_саться, прик_снуться, прик_сновение, неук_снительно, к_сательная.

Изл_гать, распол_жение, прил_гательное, прил_жение, сл_гаемые, сл_жение.

Подр_сти, отр_стить, выр_щенный, возр_стной, р_стовщик, зар_сли, отр_сль, пор_сль, костюм на выр_ст, подр_стковый.

Несг_раемый, заг_релый, дог_рать, подг_реть.

Прекл_нение, скл_нять, покл_ниться, накл_няться.

Благотв_рительность, тв_рение мастера.

Пл_вучий, попл_вок, пл_вец, пл_вчиха.

Обм_кнуть в воду, пром_кательная бумага, пром_чить ноги, вым_кли под дождем.

Подр_внять волосы, ур_внение, р_внина, р_вноправие, выр_вненный, ср_внить, зар_внять.

Ск_кать на лошади, ск_чок, выск_чка, подск_чить.

1.4. Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне

Вставьте звонкие или глухие согласные. Подберите проверочные слова.

Безрука_ка, блю_це, вязаные варе_ки, ватру_ка, газетная выре_ка, выру_ка леса, вы_ший пилота_, ги_кая гимнастка, гла_кая поверхность, голодная дворня_ка, деревя_ка, дер_кий ответ, жеребье_ка, жи_кий раствор, жу_кий сон, заморо_ки, зы_кая надежда, издер_ки произво_ства, кно_ка, ко_ьба, кро_ки хлеба, кру_ка молока, надувная ло_ка, наглая ло_ь, моло_ьба, мя_кий хле_, насле_ство, ни_кий, ни_ший балл, перевя_ка раны, пиро_ки с мясом, маленькая пичу_ка, поддер_ка, подкла_ка к пальто, подска_ка, помо_ник капитана, горячая похле_ка, приве_ти товар, убедительная про_ьба, разве_чик, последний раун_, ре_кий лес, ре_ьба по дереву, ро_кий мальчик, ручной тормо_, сва_ьба, свя_ка ключей, скри_ка, народные ска_ки, сколь_кая доро_ка, сла_кий, сле_ственный отдел, сру_ коло_ца, стыко_ка кораблей, у_кая тропинка, упря_ка лошадей, уса_ьба, быстрая хо_ьба.

1.5. Правописание слов с непроизносимыми согласными

Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные. Подберите проверочные слова.

Аген_ство, безмол_ствовать, блес_нуть на со_нце, ви_жать, високос_ный год, вкус_ные я_ства, влас_ный взгляд, гиган_ское сооружение, гнус_ные намерения, громоз_кий, дилетан_ский, докла_чик, завис_ливый, загвоз_ка, захолус_ный городок, здра_ствовать, извес_ный композитор, интриган_ский, инци_дент, искус_ная работа, комендан_ский час, компроме_тировать, конста_тировать, кос_ная речь, кос_ный бульон, корыс_ный, мелкий ма_штаб, наперс_ница, ненавис_ный, ненас_ный день, неумес_ный вопрос, объез_чик дорог, окрес_ности, опас_ный, пакос_ник, по_скользнуться, пос_ный ужин, по_черк, почу_ствовать облегчение, тревожное предчу_ствие, прелес_ный, пристрас_ный, радос_ный, ровес_ник, сверс_ник, свис_нуть, сладос_ный сон, словес_ная перепалка, сума_шедший, счас_ливый день, трос_никовый сахар, тягос_ный разговор, ужас_ный, взять под уз_цы, ус_ный ответ, уча_ствовать, учас_ливый сосед, хвас_ливый, чес_твовать, час_ное лицо, чудес_ный вид, ше_ствовать по улице, шотлан_ская песня, я_ственный звук, ярос_ное сопротивление.

1.6. Правописание слов с двойными согласными

Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.

Аб_ревиатура, агрес_ивный, ак_омпанемент, ак_орд, ал_егория, ал_юминий, ан_улировать, апел_яция, ап_арат, ап_етитный, ас_оциация, артил_ерия, ат_рибут, ат_естат, ат_ракцион, бал_отироваться, бал_юстрада, бас_ейн, бел_етристика, бюл_етень, гал_ерея, гал_юцинация, грам_атический, грам_ота, гримас_а, гум_анизм, диаграм_а, дискус_ия, длин_а стола, драм_атический, жок_ей, ж_еный, жуж_ание, ил_юминация, им_итация, им_унитет, импрес_ионизм, ин_ициатива, интел_ект, кавал_ерия, кан_онада, кар_икатура, кол_ичество, кол_ектив, колон_ада, колос_альный, ком_ентарий, ком_ерческий, компромис_, кор_идор, коэф_ициент, кристал_ьный, крос_овки, мас_аж, мил_иметровка, мис_ионер, мож_евеловый, оперет_очный, оперет_а, оп_онент, оф_ициальный, пьес_а, сим_етрия, сум_арный, тер_аса, тер_итория, цел_офан, цивил_изация, экспрес_ия, эл_астичный, эф_ективный, юн_ый.

1.7. Правописание приставок на -з(-с) и приставки с-

Вставьте пропущенные буквы з или с.

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.

Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.

И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратить, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья.

Ни_падать, ни_провержение, ни_вергаться, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.

Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.

_дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

1.8. Правописание приставок пре- и при-

Вставьте в приставки и или е.

Пр_творить планы в жизнь — пр_творить дверь,

пр_ступник — непр_ступная крепость,

пр_вратник — пр_вратности судьбы,

пр_ходящая няня — непр_ходящий успех,

пр_емственность — пр_емлемый вариант,

пр_бывать в город — пр_бывать в неволе.

Непр_тязательный, пр_ломление лучей, беспр_страстный, пр_клоняться перед красотой, пр_льститься, пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_вередливый, пр_глушить, пр_морский, пр_ключение, пр_сытиться, пр_даваться мечтам, пр_творяться больным, пр_вивка, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_дание старины, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_бежище, пр_стольный праздник, пр_чудливый, пр_града, пр_ручить, пр_дел мечтаний, камень пр_ткновения, пр_строить, пр_влекательный, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок, пр_дать гласности.

Пр_тендовать на пост, пр_людия, пр_оритет, пр_зидент, пр_вилегия, пр_мьера, пр_рогатива, пр_зентация, пр_митивный, пр_стижный, пр_амбула.

1.9. Правописание разделительных ъ и ь

Вставьте, где нужно, разделительные ъ или ь.

Об_единение, под_ем, вз_ерошить, пред_явитель, от_езжать, с_едобный, от_явленный, с_язвить, об_ем, в_явь, из_ян, раз_езд, сверх_яркий, двух_ярусный, меж_языковой.

Суб_ективно, ад_ютант, об_ект, ин_екция, кон_юнктивит, пан_европейский.

Пред_уведомление, под_учить, с_узить, без_ответственный, с_экономить, с_агитировать, меж_областной, трех_этажный, контр_атака.

В_юнок, интер_ер, п_едестал, интерв_ю, д_явол, кар_ер, кур_ез, р_яный, разоб_ется, п_еса, бил_ярд.

Бул_он, почтал_он, компан_он, павил_он.

Под_езд, без_упречный, об_явление, неб_ющийся, бар_ер, контр_удар, сверх_естественный, раз_яренный, пас_янс, трех_язычный, нав_ючить, необ_ятный, в_ется, пред_убеждение, прем_ера, кон_юнктура, обез_яна, пред_угадать, кинос_емка, бур_ян, меж_ярусный, комп_ютер, в_юга, суб_ект, раз_яснить.

1. 10. Гласные ы и и в корне после приставок

Вставьте ы или и на месте пропусков.

Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное число, об_грать, из_мать.

Меж_нститутский, сверх_ндустриализация, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный.

Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм.

Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор.

Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

Контрольные диктанты ФГОС. 5 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

к контрольному диктанту (входной контроль)

1. Назначение контрольного диктанта

Контрольная работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний обучащихся 5 класса. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализе, рассуждении.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения обучащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по программе начальной школы и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – диктант. 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне;

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих; 6.4. У потребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.15. Правописание словарных слов;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

1.2. Фонетический анализ слова

— Умение определять звуковой состав слова

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов;

— умение проводить морфологический разбор

— Умение находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Контрольный диктант (входной контроль)

Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне жмутся друг к дружке опенки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке. (По И.Соколову-Микитову)

1. Выписать 2-3 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.

2. Найти слово (слова), в котором букв больше, чем звуков (лось, готовятся).

3.Выполнить следующие разборы:

Морфологический — (на) пне

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

Найти гриб в сентябре в пёстром ковре из опавших листьев трудная задача. В эту позднюю пору съедобных грибов осталось очень мало. В тишине я медленно бродил по пустым полянкам, щурился на солнце и заглядывал под пеньки. Только к середине дня я нашёл семью весёлых опят. Они радостно толпились возле двух корней и были похожи на озорных ребят. Я начал осторожно их срезать и положил в свою корзинку. А из-за берёзки на меня глядел настоящий груздь! Скоро корзинка уже не могла вместить всю мою добычу. Я был самым удачливым человеком! (87 слов) (По Е. Носову)

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Непроизносимые согласные в корне слова». Орфограммы графически обозначьте.

2. Выделите морфемы в слове корзинка.

3. Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемые согласные в корне слова» и «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.

2. Выделите морфемы в слове берёзка.

3. Вспомните и запишите 4—5 слов с непроверяемыми гласными и согласными.

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

к контрольному диктанту

с грамматическим заданием по теме

1. Назначение контрольного диктанта

Контрольная работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализе, рассуждении.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Синтаксис и пунктуация» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне;

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.5. Правописание корней;

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.6. Правописание приставок;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

-Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

7.16. Тире в простом предложении

— Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании;

— Умение определять грамматическую основу предложения;

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

4. Время выполнения работы – 45 минут

5. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

6. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Октябрь — осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

1. Вариант 1. Выписать из первого абзаца три словосочетания и сделать их разбор.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 8 и 9 предложениях.

3. Морфемный разбор слов вкусные, улетают.

4. * Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

2.Вариант 1. Выписать из второго абзаца три словосочетания и сделать их разбор.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 11 и 12 предложениях.

3. Морфемный разбор слов зимние, посидели.

4. * Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Дуб — удивительное растение

Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны . В дуплах дубов живут сычи, зимуют летучие мыши.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

1. Выписать все словосочетания из 1 предложения последнего абзаца. Одно из них разобрать.

2. Подчеркнуть грамматические основы первого и последнего предложений

3. Составить схему последнего предложения текста.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

1. Выписать все словосочетания из 1 предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.

2. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях первого абзаца

3. Составить схему последнего предложения текста.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

к объснительному диктанту с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Морфемика» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.5. Правописание корней;

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.6. Правописание приставок;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

— Умение определять грамматическую основу предложения;

5.13. Синтаксический анализ сложного предложения . Умение проводить синтаксический анализ предложения

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов

Умение опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Объснительный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию.

Дневные цветы пробуждаются, когда начинается рассвет. Птичка поет в саду, и открывает голубые звездочки своих цветов цикорий. Расправляет широкие лепестки шиповник, светятся огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть к солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает свои лепестки гвоздики. Солнце сверкает и освещает ослепительным светом все вокруг: лес, поле, речку. Раскрывает на воде свой белоснежный венчик лилия. К солнечным лучам тянется нарцисс.

Дневные цветы обычно первыми засыпают.

Кончается летний день. Солнце располагается все ниже к горизонту. И тут начинают оживать ночные цветы.

1. Произведите морфемный разбор слов: рассвет, головки.

2. Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения.

3. Сделайте синтаксический разбор предложений: Птичка поет….. К шести часам….

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем

2. Выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

3. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

к контрольному диктанту по теме «Имя существительное»

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Имя существительное» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.9. Правописание падежных и родовых окончаний существительных

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

5.7. Осложненное простое предложение

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

4.1. Самостоятельные части речи

— Умение распознавать существительные и их морфологические признаки;

— Умение проводить морфологический разбор существительного; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять их синтаксическую функцию;

— Умение применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

— Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять роль имени существительного в словосочетании

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Диктант для 5 класса по теме правописание гласных в корне слова

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу «Словообразование. Орфография» на конец 2-й четверти и 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта данного года обучения.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученным разделам; уровня развития умений применять ранее изученные правила написания.

— проверяемые безударные гласные в корне слова;

— проверяемые согласные в корне слова;

— е- и в окончаниях существительных;

— непроизносимые согласные в корне слова;

— написание корней с чередующимися гласными;

— безударные гласные в окончаниях прилагательных;

— раздельное употребление предлогов с существительными;

Постановки знаков препинания:

— знаки препинания в конце предложения;

— однородных членах предложения;

— в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— подбирать проверочные слова;

— производить морфемный разбор слов (по составу)

— узнавать изученные орфограммы;

— работать со сложными предложениями.

Трудно проложить путь по тайге. Упавшие деревья перепутались стволами и ветвями, на них выросли травы, мхи. Многие стволы уже сгнили. Колючие ветви царапают руки и лицо, тяжёлый рюкзак цепляется за сучья.

Вот целая поросль папоротников. Под их зеленью чуть слышно журчит ручеёк. Путь предстоит далёкий. И мы располагаемся на отдых.

Но вот опять пора в дрогу. Мы раздвигаем папоротники, переходим через ручей. Ноги утопают во влажном мху, почва пружинит. Мы у края большого болота. Лес стал другим. Исчезли громадные деревья. Только редкие маленькие сосенки и берёзки растут на моховом болоте.

(92 слова) (По Г. Ганейзеру)

1. Выписать 2 – 3 слова с безударными гласными корня, проверяемыми ударением, подобрать к ним однокоренные слова:

— из первого абзаца — 1-й вариант

— из второго абзаца — 2-й вариант

2. разобрать слова по составу:

Сгнили, тяжёлые, ручей — 1-й вариант

Раздвигаем, далёкий, ручеёк — 2-й вариант

3. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их правописание:

Из первого абзаца — 1-й вариант

Из второго абзаца — 2-й вариант

4. Найти сложное предложение, выделить в нём грамматические основы и начертить схему:


источники:

http://infourok.ru/kontrolnie-diktanti-fgos-klass-2264688.html

http://tak-to-ent.net/load/502-1-0-11412