Диктант на правописание корней 11 класс

Диктанты — Чередующиеся гласные в корне

КАС-КОС

Касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, неприкосновенность, соприкасаться.

ЛАГ-ЛОЖ

Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.

РАСТ-РАЩ-РОС

Взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, недоросль, обрастать, отраслевой, отрасль, отросток, перерастать, повзрослеть, подрастать, разрастись, растение, расти, растительный, рослый, Ростислав, Ростов, ростовщик, ростовщичество, срастись.

РАВН-РОВН

Выравнивание, выровненный, заровнять (поверхность), несравненный, подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, приравнивать, равнение., равнина, равнинный, равноденствие, равнозначный, равноправие, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, уравнение, уравновешенный.

МАК-МОК

Вымокнуть, вымоченный, макнуть, намоченный, непромокаемый, обмакнуть (перо в чернила), отмокать, подмочить, промокательная, промокший, смочить.

СКАК-СКОЧ

Вскакивать, вскочить, выскочить, доскакать, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакнуть, перескочить, подскочить, привскакивать, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.

ПЛАВ-ПЛОВ, ПЛЫВ

Выплывать, заплыв, плавание, на плаву, плавун, плавунец, плавучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплавать, сплавной.

ЗАР-ЗОР

Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.

ГАР-ГОР

Возгораемость, возгорание, возгореться, выгарки, выгореть, гарь, горелка, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагар, нагорать, нагоревший, обгореть, огарок, перегорать, погорелец, погореть, подгореть, подгорелый, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, сгорать, угар, угорать, угорелый.

КЛАН-КЛОН

Кланяться, клонить, наклон, наклонить, неуклонный, откланиваться, отклонение, поклон, поклонение, поклониться, преклонение, раскланиваться, склон, склонение, склонность, склоняемый.

ТВАР-ТВОР

Благотворительность, благотворительный, вытворять, натворить, одухотворенность, потворство, претворение, притворщица, растворимый, рукотворный, сотворить, тварь, творение, творчество, удовлетворение, утварь.

32 коммент. в « Диктанты — Чередующиеся гласные в корне »

не ТАР-ТОР, а ГАР-ГОР

Большое спасибо Настя, исправили.

Спасибо большое очень помогли

Спасибо за работу, хорошо подготовилась к диктанту и написала на 5

Спасибо вам большое за работу,благодаря вам подготовилась к диктанту и написала на 5, очень-0,очень рада.

Словарный диктант на тему «Чередующиеся гласные в корне»

Перед вами словарные диктанты по теме «Чередующиеся гласные в корне». Данные словарные диктанты могут быть рекомендованы для комментированных, объяснительных, предупредительных, выборочных, творческих, свободных и других видов диктантов (выбор методики проведения диктанта — свободный), а также использованы в виде тренировочных упражнений.

Варианты словарных диктантов по теме «Чередующиеся гласные в корне»

Словарный диктант 1.

Безугарный, возгораемость, возгорание, возгораться, воз­гореться, выгарки, выгорание, выгореть, гаревый, гарь, горелка, горючий, догорание, догорать, догореть, загар, загорание, загорать, загорелый, загореться, изгарь, изгорать, изгореть, нагар, нагорать, нагоревший, нагореть, обгорать, обгореть, огарок, перегорание, перегорать, перегореть, погорелец, погореть, подгорать, подгоре­лый, пригар, пригарь, пригорание, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, самовозгорание, сгораемость, сгорать, сгореть, угар, угорать, угорелый, угореть.

Словарный диктант 2.

Заревой, зарница, зарничный, заря, зоревать, зоренька, зорька, зорюшка, зарянка, (играть) зорю, (рад) заре, озарение, озарённость, озариться, озарять, озаряться.

Словарный диктант 3.

Кланяться, клонить, клониться, наклон, наклонение, наклонённый, наклонить, наклонность, наклонный, наклонять, неуклонность, неуклонный, откланиваться, откланяться, откло­нение, отклониться, отклонять, поклон, поклонение, поклониться, поклонник, поклонница, преклонение, преклонённый, преклонить (колени), преклонный, приклонить (ветку), просклонять, рас­кланиваться, раскланяться, склон, склонение, склонность, склон­ный, склоняемость, склоняемый, склоняться, уклон, уклончивость, уклончивый.

Словарный диктант 4.

Касание, касательная, касательно, касательство, касаться, коснувшись, коснуться, неприкосновенность, неукоснительно, не­укоснительный, подкасательная, прикасание, прикасаться, прикос­новение, прикоснуться, соприкасаться, соприкосновение, соприкос­нувшись.

Словарный диктант 5.

Безотлагательный, безотложный, благорасположение, вло­жение, возлагаемый, возложить, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, наложиться, неотлагатель­ность, неотложный, низложенный, облагаться, обложение, облож­ной, отлагать, переложение, подложить, полагать, полог, поло­жение, предлагать, предложение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разла­гаться, разложение, расположенный, слагаемое, сложенный, сос­лагательное (наклонение).

Словарный диктант 6.

Взмокать, вымакать (всё содержимое), вымокнуть, вымо­ченный, вымочка, измокающий (под дождём), макание, макнуть, мокренький, мокрёхонек, мокрица, мокрота, намоченный, непро­мокаемый, обмакнутый (в чернила), отмокать, подмочивший, помочить, приманивать, промокательный, промокашка, про­мокший, размачивание, размокший, смочить.

Словарный диктант 7.

Вплавь, выплывать, заплыв, на плаву, плаванье, плава­тельный, плавать, плавун, плавунец, плавунчик (‘птица’), пла­вучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывуны, плывучий (‘жидкий’), плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплав, сплавлять, сплавной, сплавщик.

Словарный диктант 8.

Вровень, выравнивание, выравнивать, выровненный (ас­фальт), выровнитель, заравнивание, заровнять (поверхность), несравненный, несравнимый (ни с кем), обровнять (края), / подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, приравнивать, приравнять (величины), равнение, равнина; равнинный, равнобедренный, равноденствие, равнозначный, рав­ноправие, равный, разравнивать, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, сравнимый (с чем-либо), сравнительно-ис­торический, уравнение, уравновешенный, уровнять (дорожку).

Словарный диктант 9.

Взрастать, взрастить, взращивание, взращивать, взрослеть, взрослый, возрастной, врастать, врасти, вырастить, выращенный, вырост, выросток, доморощенный, дорасти, зарастание, зарасти, зарастить, заросль, нарастание, наращение, недорослый, недоро­сток, обрастать, отраслевик, отраслевой, отрасль, отросток, перерастание, переросток, повзрослеть, подрастание, под­ращённый, подрост, подростковый, подросток, прирастание, при­растить. прирост, произрастать, прорастать, прорасти, пророщенный, разрастись, растение, растеньице, расти, растительный, растить, рослость, рослый, Ростислав, ростковый. Ростов, рос­товщик, ростовщический, ростовщичество, срастись, срастить, сросток.

Словарный диктант 10.

Вприскачку, вскакивать, вскочить, выскакивание, выскочить, выскочка, доскакать, доскочить, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакивать, перескакнуть, перескочить, подскакавший, подскок, подскочить, привскакивание, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.

Словарный диктант 11.

Благотворительность, благотворительный, вытворить, вы­творять, затворить (тесто), натворить, одухотворение, одухот­ворённость, потворство, потворствовать, потворщик, претворение, претворять (в жизнь), притвора, притворный, притворщица, растворение, растворимый, растворяемость, рукотворный, сотворение, сотворить, сотворчество, тварь, творение, творец, твори­тельный, творить, творческий, творчество, удовлетворение, удов­летворяться, утварь.

Словарный диктант 12.

Блеск, блестеть, блистательный, блистать, внимание, внимательный, выжечь, выжига, выжигание, вычет, заблестеть, заблистать, задирать, заклинать, замирать, заниматься, запереть­ся, запирать, застиранный, истереть, наснимать, настеленный.

Словарный диктант 13.

настилание, настилать, начать, начинающий, нерасчётливый, обдирала, обжиг, обжигание, обмереть, обмерший, обминать, обмирать, обсчитаться, опереться, отблеск, отереть, отмереть, отнимать, отперев, отпертый, отпираться, оттереть, отчитать, пересчёт, пересчитанный, перетирание, поджигание, поднимать, поднятый, подпереть, подпирать, подстелить, подстилка, подте­реть, понимание, понятийный, понять, постелить, прижигание, пробираться, протирание, разбирать, разжечь, разнять, распереть, распирающий, распростёртый, распростирать, расстелиться, рас­стилаться, рассчитывать, расчёт, сжигание, сочетание, сочетать, уминать, умирание, умять, упереться, упершись, устилать.

Используемая литература: К. А. Войлова,ВВ. Паршина, В.В. Тихонова «Сборник диктантов по русскому языку»

Контрольно-измерительные материалы. «Диктанты по русскому языку. 11 класс»

Контрольный диктант в 11 классе № 1

Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:

— при однородных членах предложения;

— при обособленных определениях и обстоятельствах;

— в сложных предложениях.

Условий для написания :

— проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;

— приставок и предлогов;

— безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;

— не с разными частями речи.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— выполнение синтаксического разбора сложного предложения;

— построения сложного предложения из простого осложнённого предложения;

— составления предложения с прямой речью.

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Охота с ястребом

Старик Айтей не смог уснуть, думал о сыне.

Однажды они с Абдрахманом поехали охотиться с ястребом. Мальчик был уже заправским охотником. С трещоткой мальчик поскакал вперёд, а Айтей ждал на вершине холма верхом на крупной гнедой лошади.

Маленький Абдрахман знал, что если неправильно вспугнуть птицу, то можно испортить всю охоту.

Как только стая гусей обогнула озеро и приблизилась к возвышенности, где стоял Айтей, охотник подбросил вверх своего ястреба. Птица, со свистом рассекая воздух острыми крыльями, понеслась над самой землёй.

Гуси почуяли опасность. Двое из них продолжали лететь вперёд, трое шарахнулись куда-то в сторону, остальные ринулись вниз.

Ястреб взвился в поднебесье, точно стрела, выпущенная из лука.

Охотник видел, как скрестились в небе гусь и ястреб. Вот уже оба камнем падают вниз. Мальчика захватило зрелище. Не помня себя, он погнал своего коня туда, где падала птица. Айтей едва поспевал за сыном.

1. Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант : Охотник видел, как скрестились в небе гусь и ястреб .

II Вариант: Не помня себя, он погнал своего коня туда, где падала птица.

2. Преобразуйте предложение: Птица со свистом рассекая … в сложное предложение, определите его тип и постройте схему.

3. На тему текста составьте предложение с прямой речью, соответствующе схеме:

Контрольный диктант в 11 классе № 2

Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:

— тире в простом предложении;

— при однородных членах предложения;

— при обособленных определениях и обстоятельствах;

— запятые при вводных словах;

— в сложных предложениях.

Условий для написания :

— проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;

— приставок и предлогов;

— безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;

— правописание з-с на конце приставок;

— не с разными частями речи;

— н-н в причастиях;

— правописание глагольных окончаний.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— при фонетическом разборе слова;

— выполнение синтаксического разбора сложного предложения;

-замена предложения с прямой речью на косвенную;

-умение определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Вдохновение — это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые «муки творчества».

Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок, недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на всё, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения». Но как бы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей. (170слов, по К. Паустовскому)

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти предложение с прямой речью, вычертить к нему схему. Заменить прямую речь косвенной и записать это предложение.

3. Сделать фонетический разбор слова:

Подъём — 1-й вариант состояние — 2-й вариант

4. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

1 – 4 абзац — 1-й вариант остальной текст — 2-й вариант

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. — 1-й вариант

Вдохновение — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок, недомолвок. — 2-й вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 3

Цель : проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на начало учебного года.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:

— при однородных членах предложения;

— при обособленных определениях и обстоятельствах;

— при уточняющих членах предложения;

— в сложных предложениях.

Условий для написания :

— проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;

— приставок и предлогов;

— безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;

— написание сложных прилагательных;

— не с разными частями речи;

— написание н-нн в прилагательных и причастиях;

— написание з-с на конце приставок.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— выполнение синтаксического разбора сложного предложения;

— фонетический разбор слова;

— разбор слова по составу;

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Светлою лентой вьётся Яик среди пойменных лугов, изрезанных бесчисленными притоками и рукавами, серебряной дорогой уходит в пойменные леса.

Тихий летний вечер. Багровея, катится к горизонту большое солнце.

Путь до реки не близкий — около двух вёрст. И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду.

Сверкающая река встретила мягкой прохладой. С её просторов дул свежий ветер. Вдаль уходило окаймлённое бархатной зеленью берегов дрожащее живое серебро воды.

Весной, во время паводка, Яик выходил из берегов, мутные воды захватывали огромные пространства, плескались над залитыми лугами, в затопленных лесах гуляла рыба. А сейчас, в разгаре лета, река была светла и нетороплива, величаво несла она свои воды к далёкому морю.

Вечерний воздух зазвенел от лягушиных трелей. В осоке пересохших ручейков, в зеленовато-синей слизи стоячей воды затаились пучеглазые певцы и оглашали хрупкую тишину бесконечными руладами.

Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика.

Все эти звуки слились в пёструю симфонию. (171 слово, по Х. Есенжанову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

Вьётся — 1-й вариант багровея — 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Пойменных, изрезанных, заволакиваются — 1-й вариант

сверкающая, бесчисленными, захватывали — 2-й вариант

3.Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

1 – 4 абзацы — 1-й вариант остальной текст — 2-й вариант

4.Сделать синтаксический разбор предложения:

И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду . — 1-й вариант

Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика. — 2-й вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 4

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся по итогам 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание слов с чередующимися гласными в корне слова;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— разделительные Ь и Ъ;

— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

— различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

— при работе с периодом;

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при обособлении определений, приложении;

— запятые при уточняющих членах предложении;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

— фонетического разбора слова;

— синтаксический разбор словосочетаний;

— подбирать однокоренные слова и формы слова.

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною и в городе.

Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребали её, не только на газонах и бульварах, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не переставали обманывать и мучить себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

(174 слова) (По Л.Н. Толстому)

1. Выполнить фонетический разбор слова:

Нефтью — 1-й вариант деревья — 2-й вариант

2. Подобрать однокоренные слова и формы одного и того же слова:

Трава — 1-й вариант листья — 2-й вариант

3. Выписать словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Из 1-го абзаца — 1-й вариант из 2-го абзаца — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребали её, не только на газонах и бульварах, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем.

Контрольный диктант в 11 классе № 5

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— разделительные Ь и Ъ;

— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;

— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

— не с прилагательными, наречиями и глаголами;

— различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при обособлении определений, приложении;

— запятые при уточняющих членах предложении;

— при прямой речи.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

-разбор слова по составу;

— определять способ связи слов в словосочетаниях;

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Стояла глубокая осень. По небу плыли низкие набухшие тучи, изредка моросил мелкий дождик. Из гавани доносились одиночные орудийные выстрелы: жители города оповещались о грозившем наводнении. Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. Никого не интересовали орудийные выстрелы. По широкому Невскому проспекту лился оживлённый людской поток, то и дело проносились блестящие кареты. Нередко впереди позолоченной кареты бежали скороходы, предупреждая народ: «Пади! Пади!»

Сквозь разорвавшиеся тучи неожиданно блеснул узкий солнечный луч и засверкал на адмиралтейской игле. И это минутное золотое сияние по-иному представило город. Среди оголенных рощ и туманной сырости он вставал прекрасным и неповторимым видением. Окрашенные в разнообразные колера красок стены домов, омытые дождиком, радовали глаз своей свежестью. Строгие, гармоничные линии зданий — творения великих зодчих — вставали во всём величии и красоте. Полуциркульные арки над каналами, одетыми в гранит, стройные колоннады, чугунные садовые решётки подле особняков — всё казалось чудом, от которого нельзя было оторвать восторженных глаз.

Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня.

(169 слов) (По Е. Фёдорову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

Сеющий — 1-й вариант сияние — 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Серебристой, позолоченной, оголённых — 1-й вариант

туманной, окрашенные, омытые — 2-й вариант

3. Сделать морфологический разбор слова:

Набухшие — 1-й вариант грозившем — 2-й вариант

4. Выписать по два словосочетания и сделать их разбор:

Из 1-го абзаца -1-й вариант из остального текста — 2-й вариант

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. 1- вариант

Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня . — 2-й вариант

Контрольный диктант в 11 классе № 6

Цель : проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— написание корней с чередованием;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;

— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

— не с прилагательными, наречиями и глаголами;

— различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при обособлении определений, обстоятельств.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

— фонетического разбора слова;

— составлять предложения с прямой и косвенной речью.

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

С четырёх сторон налетели монголы на маленький род Берш. Падали кипчаки, потому что с четырёх сторон летели к ним лёгкие стрелы с жёсткими чёрными перьями. Быстро связали монголы живых мужчин. Молодых женщин они тоже связали и положили в толстые шерстяные мешки на сёдлах. Длинногривых кипчакских лошадей монголы согнали в один табун. Только больных и стариков не взяли они. И маленьких детей не взяли, которых нужно долго кормить, чтобы продать.

И старика со шрамом у левого глаза не взяли монголы. Старик пришёл откуда-то и сел у огня крайней семьи. Ему дали поесть и не спрашивали ничего, потому что он молчал. И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови.

Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин. И молчал старик.

И когда умчались монголы, ничего не осталось у кипчаков. Совсем мало их было, старых и больных. Они засыпали красным песком мёртвых, и заплакали они, и подняли руки к белому солнцу.

А когда стала краснеть от вечернего солнца белая трава, старик собрал оставшихся. И они пошли за ним, ничего не спрашивая.

(187 слов) (По М. Симашко)

1.Сделать фонетический разбор слова:

(не) спрашивая — 1-й вариант перьями — 2-й вариант

2. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.

3. Составить предложение на тему текста с прямой речью, затем его переконструировать в предложение с косвенной речью, записать эти предложения и составит к ним схемы.

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

1-й вариант : И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови .

2-й вариант : Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин

Контрольный диктант в 11 классе № 7

Цель : проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание корней с чередованием;

— написание сложных прилагательных;

— правописание окончаний прилагательных и причастий;

— написание не с глаголом.

— запятая при однородных членах предложения;

— знаки препинания при обособленных членах предложения;

— знаки препинания в сложных предложениях;

— в предложении с прямой речью.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

— синтаксического разбора предложения;

— фонетического разбора слова;

— составлять предложения с прямой речью;

— графически объяснять знаки препинания в предложении.

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Жгучий ветер, посылаемый жаркой пыльной степью, с рёвом вгрызался в сосновый лес. Стуча колючими песчинками по хвойным лапам и стволам, он выл от напряжения, но скоро выдыхался, натыкаясь кругом на молчаливое сопротивление деревьев.*

Ветер привык к своей силе и с удовольствием носился по степи, заметая её песком и высохшей травою, дабы лишний раз убедиться, что на тысячи километров вокруг всё ему подвластно.** А степь, сухая, плоская от природы, и потому полагающая за правило, что всё на свете должно быть сухим и плоским, любила ветер, который мог всё возвысившееся и выросшее над нею смести и сровнять с поверхностью.

Вот только лес не давался силе ветра. Деревья, взявшись за руки и тесно прижавшись плечами друг к другу, продолжали расти. Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками.

«Ну что за блажь — эти нелепые зелёные дылды!» — злобно выл ветер. И трудился без устали. Но странно: чем сильнее он задувал, тем меньше добивался толку.

(183 слова) (По В. Михайлову)

1. Сделать фонетический разбор слова:

Степью — 1-й вариант (от) напряжения — 2-й вариант

2. Найти в тексте диктанта предложение с прямой речью, выписать его, составить к нему схему.

3. Графически объяснить знаки препинания в выделенном предложении:

* — 1-й вариант ** — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. — 1-й вариант

Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками . — 2-й вариант

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 8

Цель : проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание сложных прилагательных;

— правописание окончаний прилагательных и причастий;

— правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;

— написание н-нн в прилагательных и причастиях;

— написание -тся — ться в глаголах;

— написание не с глаголами;

— запятая при однородных членах предложения;

— запятые при вводных словах;

— запятые в сложных предложениях;

— запятые при обособленных членах предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

— выполнять морфологический разбор;

— синтаксического разбора предложения;

-объяснять графически знаки препинания в предложении;

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, ходил я по городу и искал себе квартиру. В целый день я ничего не мог найти порядочного. Во-первых, хотелось квартиру особенную, не от жильцов, а во-вторых, хоть одну комнату, но непременно большую. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате.

С утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало даже и очень нехорошо: начиналось что-то вроде лихорадки. К тому же я целый день был на ногах и устал. К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснёт, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, жёлтые и грязно-зелёные цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнёт тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Но солнечный луч потух; мороз начинает пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок.

(188 слов) (По Ф. М. Достоевскому)

1. Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста диктанта.

2. Сделать морфологический разбор:

(ходил ) вечером — 1-й вариант себе — 2-й вариант

3. Объяснить графически постановку знаков препинания в выделенном предложении.

4. Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

Из 1-го абзаца — 1-й вариант из 2-го абзаца — 2-й вариант

5. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно . — 1-й вариант

Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперёд по комнате . — 2-й вариант

Годовой контрольный диктант в 11 классе № 9

Цель : проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— правописание окончаний прилагательных и причастий;

— правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;

— написание н-нн в прилагательных и причастиях;

— написание -тся — ться в глаголах;

— написание не с глаголом.

— запятая при однородных членах предложения;

— запятые в сложных предложениях;

-запятые при вводных словах;

— знаки препинания при обособленных членах предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

— синтаксического разбора предложения;

— фонетического разбора слова;

-разбора слова по составу;

-составлять предложения с прямой речью.

Критерии оценки знаний учащихся

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» — правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» — если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной берёзы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимает головы. Наскучив его безмолвием, я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. Удивительно приятное занятие — лежать на спине и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно в те стеклянно ясные волны, листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти чёрную зелень.

Волшебными облаками тихо наплывают и тихо проходят круглые облака — и вот вдруг всё море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, — всё заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется лепетание, похожее на мелкий песок внезапно набежавшей зыби. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними, медлительной вереницей, проходят по душе счастливые воспоминания, и всё вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше, тянет вас самих за собой в ту спокойную сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины. (187 слов) (По И.С. Тургеневу)

1. Сделать фонетический анализ слова:

Приятное — 1-й вариант спускаются — 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Срубленной, бросился, набежавшей — 1-й вариант

Расстилается, срубленной, поднимаются — 2-й вариант

3. Составить предложение по схеме на тему текста диктанта:

«П, — а, — п». — 1-й вариант «П. – а. –А?» — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки . — 1-й вариант

Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. — 2-й вариант


источники:

http://sochinenie-rus.ru/slovarnyj-diktant-na-temu-chereduyushhiesya-glasnye-v-korne/

http://infourok.ru/kontrolnoizmeritelnie-materiali-diktanti-po-russkomu-yaziku-klass-1375290.html