Диктант на правописание корней бер бир

Чередующиеся гласные в корне (Правописание корней –бир—бер-, -дир—дер-, -мир—мер-, -пер—пир-,-тир—тер-, -стил—стел-)

Тема: Чередующиеся гласные в корне (Правописание корней –бир—бер-, -дир—дер-, -мир—мер-, -пер—пир-,-тир—тер-, -стил—стел-)

Учебник- Русский язык 5 класс Панов М.В., Москва , ООО «Русское слово- учебник»

Задание 1. Прочитайте слова, данные ниже. Подчеркните те слова, значение которых вы не знаете или затрудняетесь в их написании.

Орфоэпическая : Нача́ться сегодня, начала́сь быстро, начался́ за окном, начало́сь в небе, начали́сь внезапно; поня́ть смысл, по́нял друга, поняла́ задание, по́няли задачу; замере́ть от страха, за́мер на месте, за́мерло вмиг, замерла́ , за́мерли.

1. Собери словообразовательную цепочку, расположив слова в необходимой последовательности :

Поджог, жечь, поджечь.

2. Восстановить словообразовательную цепочку:

3. Образовать существительное, прилагательное, наречие от данного глагола

Умирать-значение связано со смертью

Замереть-значение связано с прекращением движения

Мерить — значение связано с измерением

Повторение : словообразование, лексика

РАБОТА С ПРАВИЛОМ

Задание 1. Работа в группах. Рассмотрите представленный ниже список слов. Определите, почему в первом случае в корне пишется и- , а во втором – -е- . Вывод запишите.

ПРАВИЛО (мой вариант). ____________________________________________________

(Примечание ) Чередование а(я) — им, а(я) — ин

В корнях с указанным чередованием пишутся им и ин , если дальше следует суффикс ( пожать — пожимать, понять — понимать, начать — начинать, примять — приминать ). Пишем напоминать, внимательный . В производных формах сохраняется им , если даже не следует суффикс , например: подниму, сниму, подними, сними .

1. Придумай и запиши предложения со словами :

Не при дира йся, не при дер ёшься, про стира ется, рас стила ется.

2. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу слова. Проверьте себя по списку c лов для справок.

1) Надо б лампочку повесить, денег всё… . (Б.Окуджава.) 2) … вашу дверь, пусть будет дверь открыта.(Б.Окуджава.) 3) Будет … теремок на засов и на замок. (С. Маршак.) 4) … с мыслями и ответь. 5) Вот запру, … не …- ни за что тебе не … . 6) Ты …, …, … , мой лён. 7) Ветер … траву. 8) … решение обдуманно. 9) Держи котёнка крепко, не … руки. 10) Ты легко … правила?

Слова для справок : не соберём, не запирайте, заперт, соберись, отпирай, отпирай, отпереть, стелись, стелись, расстилайся, приминал, принимай, разжимай, запоминаешь.

3. Преобразуй слова согласно обозначенному условию так, чтобы появился за корнем суффикс –а-

Разожгу -____________________________ (глаг., несов.в., наст.вр., 1 л., ед.ч.);

Соберу — _________________________( глаг., несов.в., прош.в., м.р.);

Запру- ____________________________(глаг., нсов.в. , наст.в., 1 лицо, мн.ч.);

Разотру-___________________________(глаг. , несов.в., прош.в., ж.р).

4 .Распредели данные словосочетания на группы в соответствии с изученной орфограммой :

Натирать пол, убирать квартиру, запереть дверь, вытереть посуду, замер от ужаса, протирать глаза, уберёшь посуду, вытирать окна, собирать грибы, запирать замок.

5. Восстанови пословицы, используя глаголы в нужной форме (умирать, разбирать, выбирать, подстелить, вытирать, потерять, драться, задирать):

Смелый … один раз, а трус каждый день.

Смерть чинов не… .

Солдат службы не … .

Кабы знал, где упасть, соломки бы … .

Кто детям потакает, сам слёзы … .

Не знаешь, где найдёшь, где … .

Не силой …- умением.

Не … нос высоко- споткнёшься.

ПОТАКАТЬ, -аю, -аешь; несов., каму-чему (разг.). То же, что потворствовать. П. ребенку в шалостях (шалостям ребенка). || сущ. потакание, -я, ср. и потачка, -и, ж. Не давать потачки каму-н.

Из словаря С.И.Ожегова

6. Замените фразеологизмом следующие слова. Используя словарь фразеологизмов, объясните их значение :

А) Зазнаваться, важничать_____________________

Б) Жестоко расправиться с кем-либо______________________

правильно определить написание гласной в корне?

1) Собираться на праздник; 2) примирять друзей; 3) замереть от неожиданности; 4) соберу ягоду ; 5) продирать траву; 6) выдернула больной зуб; 7) протереть столы; 8) перетирать морковь; 9) отпереть дверь; 10) запирать на замок; 11) устилают дорогу цветами 12) застелить постель.

Не могу: ____________

В глаголах с корнями бир—бер-, -дир—дер-, -мир—мер-, -пер—пир-,-тир—тер-, -стил—стел- в корне пишется –И-____________________________________. Пример: ________________________________________________.

В глаголах с корнями бир—бер-, -дир—дер-, -мир—мер-, -пер—пир-,-тир—тер-, -стил—стел- в корне пишется –Е-.

Не знаю: ____________

правильно писать глаголы с чередующимися гласными –Е—И-

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера слов с

1.Подп…рают небо. 2. Расст…лился ковер. 3. Уб…раю комнату. 4.Соб..ру урожай. 5. Прод…раться сквозь кусты. 6. Подст…лать солому. 7. Зап…реть на ключ. 8. Зат…рать пятно. 9. Переп…раться с одноклассником. 10. Подп…реть дверь. 11. Над…ру лен. 12. Выд…рать с корнем. 13. Обд…рая колени. 14. Прот…рает полы. 15. Ст…рать с доски. 16. Изм…рять объем. 17. Зам…реть от страха.

Не умею: ____________

малыш сердился нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер он никогда не забирался так высоко перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

Е. Носов «Белый гусь»

Буква И пишется в том случае, если после корня есть суффикс –А-. Если же суффикса –А- нет, то пишется Е.

Диктант на правописание корней бер бир

Методика правописания чередующихся безударных гласных корня требует разграничения этого материала по двум основаниям:
1) по графическому признаку выделяют две подгруппы — с чередованиями о — а и е — и;
2) по условиям, от которых зависит написание той или иной безударной гласной в корне слова, а именно:
— от места ударения в слове (гар— гор-);
— от наличия или отсутствия суффикса а после корня (кас кос-, бер бир-);
— от последующих согласных в корне (раст-/ ращ рос-, лаг лож-).

При формировании навыков грамотного письма необходимо, чтобы учащиеся усвоили следующую последовательность действий — «шаги алгоритма»:
1) выделить в слове корень и определить, какой он — «одновариантный» или «неодновариантный»: полянка — полевой — полюшко — поле;
2) если корень «одновариантный», то можно ли проверить безударную гласную с помощью опорного слова: полянка — поле;
3) если корень «одновариантный», но в нем нельзя проверить безударную гласную с помощью опорного слова (например: пилоты — пилотировать — пилотаж — беспилотный), то лингвистическая задача решается путем обращения за нормативным написанием к словарям — орфографическому, грамматико-орфографическому;
4) если корень «неодновариантный», то следует определить, к какой группировке он относится — а — о или е — и;
5) если корень с чередованием а — о (например: излагать — изложить), то применяется соответствующее орфографическое правило: «В корне -лаг лож- безударная а пишется перед г, безударная о — перед ж». (Аналогичным образом решаются вопросы, связанные с правописанием корней -раст-/-ращ рос-, -гар гор-, -кас кос-.);
6) если корень с чередованием е — и, например: соберу — собираю, то выбор того или иного написания мотивируется правилом: «В корнях с чередованием е — и (-бер бир-, -мер- — -мир-, -дер дир-, -пер пир-, -тер тир-, -жег жиг-, -стел стил-, -блеет блист-) пишется буква и, если после корня стоит суффикс а». Соберу (нет -а-); собираю (есть -а-).

Для усвоения правописания проверяемых безударных гласных в корне необходима длительная, систематическая, кропотливая работа. Эта работа должна вестись при изучении всех разделов школьного курса (фонетики, графики, словообразования, лексики, грамматики), на уроках обучения изложениям и сочинениям, а также на уроках анализа письменных работ. Важную роль в овладении навыками грамотного письма вообще и безударных гласных корня в особенности играет орфографическая зоркость, позволяющая запоминать «графические портреты одновариантных корней», пишущихся по морфологическому принципу — ведущему принципу нашей орфографии. Выше предлагается дидактический материал по рассмотренной теме.

Диктанты — Чередующиеся гласные в корне

КАС-КОС

Касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, неприкосновенность, соприкасаться.

ЛАГ-ЛОЖ

Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.

РАСТ-РАЩ-РОС

Взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, недоросль, обрастать, отраслевой, отрасль, отросток, перерастать, повзрослеть, подрастать, разрастись, растение, расти, растительный, рослый, Ростислав, Ростов, ростовщик, ростовщичество, срастись.

РАВН-РОВН

Выравнивание, выровненный, заровнять (поверхность), несравненный, подравняться (в строю), подровнять (листы), поравняться, приравнивать, равнение., равнина, равнинный, равноденствие, равнозначный, равноправие, разровнять (грядку), ровесник, ровный, сравнение, уравнение, уравновешенный.

МАК-МОК

Вымокнуть, вымоченный, макнуть, намоченный, непромокаемый, обмакнуть (перо в чернила), отмокать, подмочить, промокательная, промокший, смочить.

СКАК-СКОЧ

Вскакивать, вскочить, выскочить, доскакать, заскочить, наскакаться, наскакивать, обскакать, отскочить, перескакнуть, перескочить, подскочить, привскакивать, привскочить, скачет, скачки, скачок, соскакивать, соскочить, ускакать.

ПЛАВ-ПЛОВ, ПЛЫВ

Выплывать, заплыв, плавание, на плаву, плавун, плавунец, плавучесть, плавучий, пловец, пловчиха, плывущий, плыть, поплавать, поплавок, проплавать, проплыть, сплавать, сплавной.

ЗАР-ЗОР

Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.

ГАР-ГОР

Возгораемость, возгорание, возгореться, выгарки, выгореть, гарь, горелка, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагар, нагорать, нагоревший, обгореть, огарок, перегорать, погорелец, погореть, подгореть, подгорелый, пригорать, разгар, разгореться, самовозгораемость, сгорать, угар, угорать, угорелый.

КЛАН-КЛОН

Кланяться, клонить, наклон, наклонить, неуклонный, откланиваться, отклонение, поклон, поклонение, поклониться, преклонение, раскланиваться, склон, склонение, склонность, склоняемый.

ТВАР-ТВОР

Благотворительность, благотворительный, вытворять, натворить, одухотворенность, потворство, претворение, притворщица, растворимый, рукотворный, сотворить, тварь, творение, творчество, удовлетворение, утварь.

32 коммент. в « Диктанты — Чередующиеся гласные в корне »

не ТАР-ТОР, а ГАР-ГОР

Большое спасибо Настя, исправили.

Спасибо большое очень помогли

Спасибо за работу, хорошо подготовилась к диктанту и написала на 5

Спасибо вам большое за работу,благодаря вам подготовилась к диктанту и написала на 5, очень-0,очень рада.


источники:

http://www.hallenna.narod.ru/russian_cheredovanie_diktanty.html

http://diktanty.ru/diktanty-chereduyushhiesya-glasnye-v-korne/