Диктант на правописание не с частями речи

Технология урока

Вы здесь

Словарный диктант «Не с разными частями речи». НЕ или НИ

Рубрика:

«Не» с разными частями речи — словарный диктант. Узнайте, как правильно писать — слитно или раздельно.
МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ

Нелепый вид; недозрелое яблоко; не жаль денег; не достает до турника; неоткуда взять силы; никуда не годится; сделать во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало; недостает доброты; небо не голубое; непродуманное выступление; задача не решена; не усвоив предыдущего; не чувствуя никакой привязанности; следы не лисьи; туфли не кожаные; не нужно так поступать; ваза не фарфоровая; рука не сломана; не обладающий тактом; поступил не по-товарищески; работа не проверена; не ответив на вопрос; не менее четырёх этажей; еще не замерзшая речонка; никем не интересовался; ни с кем не делился своими проблемами; не лучше этого; сделал не по-вашему; никогда не ссорился; негде яблоку упасть; никак не соглашался; нигде не видно; ничем не измерить; не предупредил вовремя; ничего не видел; нисколько не удивился; одет не по-летнему; ничего не жаль; не нужно; не было времени; не закрытая кем-то дверь; не продумав выступление; длительное ненастье; неряшливый вид; несуразный наряд; негодовать по поводу случившегося; не глубокое, а мелкое озеро; небольшая, а быстрая речонка; не пораженные сорняком; сделал не лучше; непрошеный гость; несмышленый малыш; далеко не интересный фильм; не завершенная, а только начатая работа; не говори несуразицы; далеко не легкая задача; всякие неожиданности; скрытая неприязнь; река неширокая, но глубокая; не высоко, а низко

УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ С ПОВТОРЯЮЩЕЙСЯ ЧАСТИЦЕЙ НИ
1. Ни дать ни взять — точь-в-точь, точно такой же
2. Ни к селу ни к городу — некстати, ни к чему
3. Ни много ни мало — ровно столько, сколько нужно
4. Ни два ни полтора — мало, недостаточно
5. Ни стать ни сесть — очень тесно
6. Ни там ни сям — нигде
7. Ни свет ни заря — очень рано
8. Ни конному ни пешему — никому (дороги нет)
9. Ни тот ни другой — никто
10. Ни туда ни сюда — никуда
11. Ни день ни ночь — никогда
12. Ни рыба ни мясо, ни то ни сё — нечто неопределённое, невыразительное

Не с разными частями речи

1. Недисциплинированность заключается не в шалостях и незначительных нарушениях правил поведения, а прежде всего в невыполнении обязанностей школьника в учении, в нерадивом отношении к общественно полезному производительному труду, в стремлении переложить свою долю труда на других (Сухомл.) 2. Несамостоятельное выполнение учебных заданий — первый шаг к тунеядству. (Сухомл.) 3. Жизнь современного человека немыслима без постоянного духовного общения с книгой. (Сухомл.) 4. В молчании добро должно твориться. Но нечего об этом толковать (П.) 5. На склоне неглубокого оврага виднелась пасека. (Т.) 6. Вечерняя заря погасла, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени. (Т.) 7. Никто в доме не знал о предполагаемом побеге. (П.) 8. Осень стояла небывалая, сухая, бодрая, с ясностью холодноватого воздуха. (Пауст.) 9. У нас не было воды, хотелось пить. (Пауст.) 10. Выше подымается солнце, нестерпимо раскатывается ружейная и пулеметная трескотня. (Сераф.) 11. Распахнув дверь, командир неторопливо спустился к коню. (Гайд.) 12. Кто хоть раз увидел Приамурье, тот его не мог не полюбить. (В. Гусев.) 13. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. (Л. Т.) 14. Несколько дней подряд я был занят чтением. (Гайд.) 15. Старик неохотно встал и вышел за мной на улицу. (Т.) 16. Высоко в небе над неоттаявшей землей заливался жаворонок. 17. На каникулах мы никуда не ездили, да и некуда было ехать. 18. Домой мы возвращались по неосвещенным улицам. 19. Дверь нам открыл мужчина. Заспанное его лицо было не злое, а скорее доброе. 20. Из соседней комнаты доносились голоса. Один из споривших явно негодовал. 21. У входа в кабинет беседовали двое. Один из них улыбался, но не мягко и дружелюбно, как обычно, а холодно и натянуто. 22. Недоумевая, я стал перечитывать письмо. 23. Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться не с кем. 24. Все места в зале уже были заняты, сесть нам было негде. 25 Лед на реке был не окрепший, а только слегка стянутый прозрачной корочкой. 26. Неожиданно мы вышли на большую солнечную поляну. Трава здесь была сочная, зеленая, никем не помятая. 27. Возвращаться на старую стоянку нам было уже незачем. 28. Многие вопросы сельскохозяйственной науки до сих пор не решены и ждут исследования. 29. Не зажигая огня, мы сидели тихо и переговаривались. 30. Не место красит человека, а человек место. (Посл.)

Кое-где желтеет запоздалый цветок. Травы высыпали в землю свои семена, и под ветром качаются их голые стебли. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травма, такой и под снег ляжет.

Далеко слышится пастушья труба. Еще держится изъеденный жучками лист на черной ольхе.

На перепаханных голых полях, за деревнею, убирают спелый картофель. Позднею осенью срезают на огородах капусту — тяжелые светло-зеленые кочаны. В высокие груды насыпана между грядами выкопанная красная морковка и толстая сладкая репа.

На краю леса еще краснеет обсыпанная ягодами высокая рябина, яркими круглыми бусами алеют на огороде ягоды малины. Кудрявый можжевельник обсыпан черными бусами — ждет не дождется снегу. Травы и деревья поют последнюю песню, хвалят землю, жаркое солнце, теплые дожди. (По И. Соколову-Микитову.) (109 сл.)

1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий.

2. Гласные в суффиксах страдательных причастий.

3. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. И, наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: «Белая тронулась!». В одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога; и какая-то несчастная черная корова бегала по ней, как безумная, от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, рев которого долетал до ушей моих, и мне стало очень его жаль. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылась за ним дорога и бегающая по ней черная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут и перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лед все еще шел крепкой, сплошной, неразрывной, бесконечной глыбой. (С. Аксаков.) (195 сл.)

1. Не с разными частями речи,

2 Безударные гласные в окончаниях причастий.

КРЕПЧЕ МЫШЦЫ — ОСТРЕЕ УМ

Связаны ли между собой интеллектуальная деятельность и двигательная активность? Михаил Ломоносов мог легко завязать в узел железную кочергу, Лорд Байрон участвовал в боксерских поединках. Писатель А. Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов Киева. Все они утверждали, что тренировка и укрепление мышц помогают им в умственной работе.

Мышцы и интеллект, тонкость натуры и мощь кулаков, светлый ум и физическая сила. Их близкое соседство кажется странным и непонятным. Но физиологи доказывают, что интеллект работающих, хорошо физически развитых людей гораздо выше, чем у людей, лишенных крепкой мускулатуры. Это объясняется тем, что поступающие от мышц сигналы — необходимая предпосылка для успешной работы мозга.

Необходимость постоянных тренировок для работы мозга уже вполне оценили руководители ряда американских фирм. Их сотрудники, занимающиеся физподготовкой, поддерживающие себя в надлежащей форме, получают надбавку к зарплате. (А. Суворов.) (131 сл.)

1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

3. Н — нн в суффиксах прилагательных.

Утром белел на лужах сквозной ледок, а теперь, за полдень, бегут ручьи, нежатся на солнышке собаки и полощутся бойко воробьи. Ветер тугой, сыровато-теплый. Потянет, рванет порой: бойкий, весенний ветер. Прислушаешься — шумит, смеется. И небо — в ветре: густо голубое за золотистыми прутьями тополей. Тепло и — свежесть. И в свежести этой — струйки от тающего снега, от потеплевшей земли и крыш, от бьющихся в ветре прутьев, которые посочнели и сияют от ветра, ветра, пронесшегося полями и лесами. И голубями как будто пахнет, томною воркотнею их, и теплой сыростью погребов с помягчевшим льдом. Весна… Она засматривает в глаза разрумяненными «жаворонками» и белыми колпачками пасох в бумажных розанах, кивает с телеги веселой вербой красноватыми прутьями и серенькими вербешками, золотится крестами в небе, кричит в голосах разносчиков. (И. Шмелев.) (124 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных, существительных, причастий.

2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

3. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, редевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом… Звездчатые цветы, белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады. (А. Куприн.) (76 сл.)

1. Н и нн в суффиксах отыменных прилагательных.

2. Не и ни с разными частями речи.

3. Безударные проверяемые и чередующиеся гласные в корне.

Кто не знает этих простых луговых и лесных милых цветов?

Идешь, бывало, в лес по нахоженной, давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики, у самого леса, уже под деревьями, цветет иван-да-марья. А у самой тропинки, по обочинам канав, на лесных зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки. На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками. (И Соколов-Микитов.) (78 сл.)

1. Гласные и согласные в приставках.

2. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

3. Непроизносимые согласные в корне.

4. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

5. Пунктуация при однородных членах, в сложных предложениях.

Из всех певчих птиц — лесных музыкантов — самая скрытная и красивая — золотисто-желтая иволга.

Живут иволги в березовых чистых рощах, в старинных тенистых парках, в высоких дубовых и липовых аллеях.

Весною иволги появляются поздно, когда рощи уже одеты зеленой листвою и все лесные певчие птицы давно при летели.

Кто не слыхал в березовой роще громкий свист иволги? Точно на невиданных музыкальных инструментах играют в лесу неведомые музыканты.

Трудно найти гнездо иволги, искусно подвешенное в зеленых ветвях деревьев. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу, скрытно пролетевшую от дерева к дереву. Лишь иногда, перелетая открытую, освещенную солнцем лесную полянку, блеснет она своим ярким оперением. (И. Соколов-Микитоа.) (103 сл.)

1 Буквы н — нн в суффиксах прилагательных и наречий.

2. Непроизносимые согласные в корне.

3. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

4. Пунктуация при однородных членах деепричастных и причастных оборотах.

Отец Ломоносова, поглощенный хозяйственными заботами, почти не занимался воспитанием сына. Тот рос в основном на попечении матери, здоровья был крепкого, ума быстрого и мечтательного. Он жадно впитывал в себя картины природы, таинства роста и цветения трав, запоминал повадки птиц и зверей. Свежий и зоркий взгляд сопутствовал ему на протяжении всей жизни. Не случайно спустя много лет великий ученый по памяти нарисовал карту родных мест.

В родительском доме юный помор впервые научился русской грамматике. Сначала Михайло освоил книги духовные, сборники старинных легенд. А потом и книги светского содержания.

Вьюжной декабрьской ночью 1730 года юный помор ушел в Москву, чтобы попытать счастья в науках и ремеслах. Пройдут годы Михайло Ломоносов закончит Славяно-греко-латинскую академию в Москве и Академический университет в Петербурге, уедет для продолжения образования в Германию и вернется на родину подающим надежды химиком, математиком, мастером стихотворного красноречия. (О. Ларин.) (138 сл.)

1. Буквы е и в падежных окончаниях существительных.

2. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных и причастий.

3. Пунктуация при однородных членах, при причастных оборотах.

НЕ ТРОГАЙТЕ ЛЕСНЫХ ДЕТЕНЫШЕЙ

Не все знают, что нельзя уносить из леса лесных детенышей.

Взрослея, зверята стремятся познавать жизнь, но у них еще нет достаточной осторожности, они не научились бояться людей. Поэтому порой в лесу можно встретить одиноких детенышей лесных обитателей. И не только в лесу — вблизи городов и поселков, на обочине шумного шоссе.

Однако это вовсе не значит, что звереныши потерялись и их надо спасать. Абсолютное большинство животных в естественных условиях обитания никогда не теряет и не бросает детенышей. И еще помните, что выходить «спасенного» детеныша дикого животного в домашних условиях крайне сложно. Не обязательно, конечно, он погибнет, однако нормального, здорового животного из него не вырастет, даже если вы устроите им сносную жизнь в течение осени все равно придется выпустить их в лес. Выпустить на погибель: птенец или звереныш, проживший стадию возмужания возле человека, не подготовлен к самостоятельней жизни в природе.

Не рассчитывайте всерьез, что, принеся в дом дикого звереныша, вы добьетесь с ним того же взаимопонимания, какое есть у человека с давно одомашненными животными. Не вырастить из рыси Кисы, из медвежонка добродушного Потапыча. И если доведется вам встретить во время загородной прогулки симпатичного звереныша, пожалуйста, не трогайте его. Оставьте его в чесу. (Г. Бажутн.) (196 сл.)

1. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

2. -Тся и -ться в глаголах.

3. Не с разными частями речи.

4. Пунктуация при деепричастиях и деепричастных оборотах, в сложных предложениях.

Для меня главным было служение Родине, своему народу. Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревога Родины, ее потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные.

С каждым годом по времени мы все дальше уходим от военной поры. Это было необычайно трудное, но и очень славное время. В те годы мы еще больше закалились и скопили огромный моральный капитал. Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех, кто не щадил себя для победы над врагом.

Наука побеждать — не простая наука. Но тот, кто стремится к победе, кто борется за дело, в правоту которого верит, всегда победит. (Г. Жуков.) (100 сл.)

1. Буквы е — и в падежных окончаниях существительных.

2. Не с разными частями речи.

3. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

4. Пунктуация при деепричастных оборотах, в сложных предложениях.

Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал… (М. Пришвин.) (71 сл.)

1. Буквы е — и в падежных окончаниях существительных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне.

3. Пунктуация при причастных оборотах, в сложных предложениях.

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В больших заповедниках, в наших нетронутых лесах водятся благородные олени. Благородный олень — очень красивое, стройное животное с большими ветвистыми рогами.

Когда-то оленей везде было много. В далекую старину на них охотились, травили собаками, убивали стрелами из луков и закалывали острыми копьями. Охотиться на оленей теперь строго- настрого запрещено.

Доверчиво относятся к людям красивые, смелые олени. На лесной поляне, в сосновом бору, устроена кормушка. Каждый вечер приходят сюда олени. Спокойно едят они сено и почти не боятся, когда близко подойдет человек, чтобы ими полюбоваться. (И. Соколов-Микитов.) (86 сл.)

1. Тся и -ться в глаголах.

2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

3. Безударные проверяемые гласные в корне.

4. Пунктуация при однородных членах, в сложных предложениях.

НА ОСТРОВЕ СПАСЕНИЯ

На великом разливе Волги там и тут виднелись копеечки незалитой земли, куда устремлялись разные зверьки.

Водяная крыса плыла, наверно, очень издалека и, усталая, прислонилась к ольховой веточке. Легкое волнение воды пыталось оторвать крысу от ее пристани. Тогда она поднялась немного по стволу, села на развилочку.

А на довольно-таки большом дереве, стоящем, наверно, под водой на высоком пригорке, сидела жадная, голодная ворона и выискивала себе добычу. Невозможно бы ей было углядеть в развилочке водяную крысу, но на волне от соприкосновения с хвостом крысы плыли кружочки, и вот эти-то кружочки и выдали вороне местопребывание крысы. Тут началась война не на живот, а на смерть.

Несколько раз от удара клюва вороны крыса падала в воду, и опять взбиралась на свою развилочку, и опять падала. И вот совсем было уже удалось вороне схватить свою жертву, но крыса не желала стать жертвой вороны.

Собрав последние силы, так ущипнула ворону, что из нее пух полетел. Ворона даже чуть не упала в воду и только с трудом справилась, ошалелая села на свое дерево и стала усердно оправлять свои перья, по-своему залечивать раны. (М. Пришвин.) (178 сл.)

1. Не с разными частями речи.

2. Гласные и согласные в приставках.

3. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

4. Пунктуация при обособленных членах, однородных членах, вводных словах.

Диктанты — Частица не с различными частями речи

Алгоритм правописания частицы не с существительными, прилагательными и наречиями на -о:

1. Имеется ли (или подразумевается) противопоставление к слову с частицей НЕ?
ДаНет
Пишется раздельно2. Относятся ли к этим частям речи отрицательные местоимения или наречия, усиливающие отрицание, либо частицы далеко не, вовсе не, отнюдь не?
ДаНет
Пишется раздельноПишется слитно

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки (Т.). Я невольно любовался Павлушей (Т.). Дышал ненастный ветер (П.). Небольшой котёльчик висел над одним из огней… (Т.) Она была далеко не красавица (Л.). Мы повели между собой неторопливый разговор (Пауст.). Солнце было не мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь (Пауст.). На глазах у нее выступили слезы, не робкие, не горькие, а гордые, сердитые слезы (Ч.). Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл (Ч.). Направо и налево от беседки тянулись неровные глинистые берега (Ч.). Давыдов шел неспешным, но широким шагом (Шол.). Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери (Л.). Направо желтая, немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами (А. Н. Т.). В необыкновенной тишине зарождается рассвет (Пауст.). Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка (Л.). Выражение этого взора было очень неопределенно, но не насмешливо (Л.). Незнакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, некрасивым собой и ничем не замечательным (Ч.). За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий свет (Пауст.). Изба была никуда не годна (А.Т.Н.). Воспоминания — это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир (Пауст.). Вихорь, не холодный, а теплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице (Т.). Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный (М.Г.). Она запела: голос ее недурен. (Л.)… Я намерен немедленно улизнуть (Т.).

Кто-то не спеша шел по аллее (Ч.). Метелица свирепо осадил жеребца перед самым носом мальчишки, едва не задавив его (Фад.). Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто (Ч.). Метелица пошарил глазами, прислушался и, не найдя ничего подозрительного, бесшумно и быстро перемахнул через забор (Фад.). Не убив медведя, шкуры не продают (посл.). Не зная, ни кто нас зовет, ни куда нужно идти, и я и старуха вскочили и бросились сквозь дым вслед за матросом (Т.).

Она негодовала, ненавидела тетю (Ч.). Рис в пирожках недоварен (Ч.). Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь — не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары (Гр.). Ни один не колыхнется на березках белый лист (П.). Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и ни в ком не нуждался (Т.). … И ничего ему не нужно было, и ничто его не связывало (Т.). Но, не признавая ничего, он не только не был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л.Т.). Клим никогда еще ни с кем не говорил так, как с Мариной (М. Г.). Киселев участвовал в войнах с Наполеоном, но ни разу не был не только ранен, но даже поцарапан (Пауст.). Кое-как простившись, не взглянув ни на чье лицо, Володя вышел из столовой (Ч.). Гусь нисколько не обиделся, что незнакомая собака поедает его корм (Ч.). Навек оставлю Рим: я рабство ненавижу (П.).

Вообще из всех людей, когда-либо встречавшихся с Чеховым, не было, кажется, ни одного, кто, вспоминая о нем, не отметил бы этой глубоко народной черты: лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству. Нельзя было поверить, что тот, перед кем благоговеет вся страна, может до такой степени не ощущать своей славы.

Он словно задачу перед собой поставил: стушеваться, не выпячивать ни перед кем своего «я», не угнетать никого своими заслугами. «Когда обо мне пишут, это меня неприятно волнует», — говорил Чехов.

Не извлекать из своего дарования никаких привилегий, чтобы оно не вставало преградой между ним и другими людьми. Никогда, ни при каких, обстоятельствах не разрешать себе ни зазнайства, ни чванства.

Чехов писал в редакцию журнала: «Пожалуйста, не печатайте в объявлениях меня так длинно. Это не принято». Когда печаталось полное собрание его сочинений, Чехов, как об особой услуге, просил издателя не печатать при этом ни его портрета, ни его биографии. Вообще было бы неплохо, если бы молодые писатели, подробно изучив биографию Чехова, сделали ее образцом своего поведения, потому что эта биография есть раньше всего учебник писательской скромности.


источники:

http://dictations.ru/ne-s-raznymi-chastyami-rechi/

http://diktanty.ru/diktanty-chastica-ne-s-razlichnymi-chastyami-rechi/