Диктант на правописание парных согласных 2 класс

Диктант на правописание парных согласных 2 класс

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне, в середине и на конце слова» Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Выборочные диктанты по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне в середине слова»

1. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.

2. У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.

3. Приходили к Мухе блошки
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые —
В них застёжки золотые.
(К. Чуковский)

4. Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Дает мышонку отбежать
И опять бедняжку — хвать!
(С. Маршак)

1. Я написал в своей тетрадке, что кенгуру растут на грядке. 2. Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки. 3. Спешат к нему на зов трое рослых молодцов. 4. Сверкает на морозе серебристый гладкий снег. 5. Гриб растёт среди дорожки, — голова на тонкой ножке.
(С. Маршак)

1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2. Белый лебедь серому гусю не товарищ. 3. Береги нос в большой мороз. 4. Легко добыто, легко и прожито. 5. Лапки бархатные, да коготки острые. 6. Мёд — сладко, а мухе падко. 7. Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой ухваткой. 8. Нет такого дружка, как родная матушка. 9. Хороши в дорожку пирожки с горошком. 10. Хорошая травка — молока прибавка. 11. Был на свете человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на нем тряпка, на голове шапка — хороша ли моя сказка? (Докучливая сказка)

Зрительные диктанты по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне в середине слова»

1. Красна ягодка, да на вкус горька.
(Пословица)

2. Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

3. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
(К. Чуковский)

4. Толстый ранец с книжками
На спине.
А коньки под мышками
На ремне.

5. Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
(С. Маршак)

6. Дуб Качает головою,
Сосны ветками шумят,
И осыпан мокрой хвоей
По утрам осенний сад.
(А. Барто)

Зрительные диктанты по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне на конце слова»

1. Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла .
(С. Маршак)

2. Дуб качает головою,
Сосны ветками шумят .

3. Малыши среди двора
Хоровод водили. (А. Барто)

4. Однажды старушка отправилась в лес.
Приходит обратно, а пудель исчез.
(К. Чуковский)

5. Куропатки на ночлег
В голубой нырнули снег.
(Т. Белозеров)

6. Здоров в еде, да хил в труде.

7. В зимний холод всякий молод.
(Пословицы)

8. Хорошая книга — мой спутник и друг, —
С тобой интересней бывает досуг.
(Н. Найденова)

Объяснительные и проверочные диктанты по теме «Написание слов со звонкими — глухими согласными в корне»

Задание к диктантам: К выделенным словам с сомнительными согласными подобрать проверочные слова.

Диктант «Спортивные соревнования»
На спортивной площадке проходят детские соревнования. Бегуны бегут по дорожке. Атлеты совершают прыжки с шестом. Маленькие гимнастки делают зарядку. В конце будет парад чемпионов. Они пронесут флаг городской команды. Победителей ждёт много хороших подарков и наград.
38 слов.

Диктант «Осенняя сказка».
Смелыми мазками разрисовала осень лес. Но вот мягко опустился осенний вечер. Потухли краски. Над головой низкое небо. Лёгкий шорох упавших листьев. Резкий порыв ветра несёт их по дорожке. Редкие крики птиц. Над верхушкой высокой ели жёлтый глаз луны. Лес слушает осеннюю сказку. 44 слова.

Диктант «Цирк».
Вот и опять мы в цирке. Артисты по очереди выходят на манеж. Ловкий акробат мчится на спине белой лошадки. Кошка везёт повозку. В ней клетка с мышками. Красавец леопард мягко переступает лапами по ковровой дорожке. Громко хохочут зрители над шутками клоуна. 41 слово.

Диктант «Грибы»
Кто не любит прийти с лукошком в осенний лес? Крепкий боровичок похож на маленького гномика. Блестит на солнце скользкая шапка маслёнка. Весёлые сыроежки показывают свой разноцветный наряд. А вон на опушке белеет упругая ножка. Это вырос белый гриб. Я достаю нож. Полезайте, грибки, в лукошко! 46 слов.

Диктант «В поле»
Нелёгкий труд у хлеборобов. Вчера начался сев. Тянется от трактора рыхлый след. Золотые зёрнышки падают в мягкую землю. По небу плывут редкие облачка. Нужен дождь. Тогда хороша будет рожь. А осенью на столе будет тёплый и душистый хлеб. 40 слов.

Диктант «На прогулке»
На улице мороз. Я надеваю шубку, шапку, шарф, варежки и сапожки. На детской площадке веселье! Я легко качусь с горки на салазках. Горка возле катка. Там мои подружки катаются на коньках. Ловко бегают они по скользким ледяным дорожкам.
38 слов.


Проверочные диктанты по теме «Парные согласные на конце слова (проверка — изменение формы слова)»

Предложение под диктовку.

  1. Марк надел жилет и берет и вышел на улицу.
  2. Мороз схватил Ваню за лоб и за нос.
  3. Лесовоз вёз тяжёлый груз из брёвен.
  4. Пушистый кот прыгнул на ветвь дерева.
  5. Морской бриз налетел на берег и на пляж.
  6. В комнате стоял старый сервант и гардероб.
  7. Водолаз надел акваланг и спустился на дно озера.
  8. Глеб купил в магазине мармелад и грильяж.
  9. Опытный скалолаз покорил Эверест.
  10. Антип обошёл магазин и выбрал комод и трельяж.
  11. Утром Олег вышел на порог дома.
  12. Снег глубок — хлеб высок.
  13. Возьми утюг и погладь пояс и галстук.
  14. Наш завод выпустил новый троллейбус.
  15. Возьми трафарет и начерти по нему круг и квадрат.
  16. Остап взял жгут и остановил кровь.
  17. Марат пошёл служить на флот.
  18. Леонид уехал в город Волгоград.
  19. Грозный рёв заполнил лес.
  20. Марк взял простой карандаш и нарисовал дуб.
  21. Поставить правильно сруб — это опыт и тяжёлый физический труд.

Предложения под диктовку.

  1. Вот зоопарк. Тут есть верблюд и жираф.
  2. После ливня на улице много луж. В такую погоду за порог не выйти без сапог.
  3. Мост смыла вода. А вот здесь можно перейти реку в брод.
  4. Шуруп быстро вошёл в доску. Сервант был отремонтирован!
  5. Хвост у каждого зверя свой. Лис им заметает свой след.
  6. Судья дал старт. Забег был короткий.
  7. Перед нами был баркас. На нём можно было быстро поднять парус.
  8. В мой сад пробрался крот. Под яблоней он прорыл глубокий ход.
  9. Снег запорошил всё вокруг. Санки с горы летят в сугроб.
  10. Птицы летят на юг! В добрый путь!
  11. Глеб и Олег пошли на пруд. Не упадите в прорубь!

Проверочные диктанты по теме «Парные согласные в словах»

Предложение под диктовку.

  1. Узкая дорожка шла вдоль спортплощадки к дому.
  2. Серёжка влез на салазки.
  3. Кроватку подбирали под рост малютки.
  4. В салат добавили укропчик и редиску.
  5. В руках у ребят были флажки и ветки с броскими цветками.
  6. У Иришки-малышки на ножках сапожки с завязками.
  7. Лягушка сидела под сыроежкой на зелёной травке.
  8. Аришке подарили редкую книжку и раскраску.
  9. Рыбёшка-малютка юркнула в ракушку.
  10. Кошка лежала на грядке с петрушкой под веткой смородины.
  11. Что за ягодка в мороз сладка?
  12. Воробушки подбирали крошки на порожке.
  13. Мы выгрузили багаж и поспешили на пляж.
  14. Мелкие мошки летали над грядками с картошкой.
  15. Ходьба и бег укрепляют здоровье.
  16. Сядем рядком да поговорим ладком.
  17. Олег увидел голубые незабудки в лесной канавке.
  18. Остатки всегда сладки.
  19. Осип и его брат Алик катались на лошадке.
  20. Короткая проводка не могла дойти до розетки.

Предложения под диктовку.

  1. На повозку погрузили весь груз. Тележка направилась к избушке.
  2. Вот записка на листке в клетку. В ней Иришка допустила ошибку.
  3. У нашей кошки тихая и лёгкая походка. У неё хитрые повадки.
  4. У Антошки все тетрадки в полном порядке. Они все в обложках.
  5. Наш отряд идёт в поход. За плечами у нас палатки.
  6. У Серёжки новая клюшка. Он ей делает отличные броски.
  7. Белка на ветках сушит грибки. Это её запас и её зимняя кладовка.
  8. Ловкая рыжая плутовка залезла в хлев. Через него пробралась в курятник.
  9. Короткий репортаж с лесной опушки. На одной ветке берёзки поселились чиж и дрозд.
  10. Зарядка и пробежка укрепляют здоровье. Помогают не болеть ходьба и контрастный душ.
  11. Для окрошки нужна картошка и лук. В неё кладут укроп и редиску.

Проверочные диктанты по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне на конце слова»

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали
коньки. (20 слов)

Новая орфограмма: Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Большая буква в начале предложения
4. Точка в конце предложения

Словарные слова: ребята, коньки.

У дома сад. Красив сад весной. Летом там цветут кусты роз. Осенью будет много слив и груш. (19 слов)

Новая орфограмма: Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Большая буква в начале предложения
3. Точка в конце предложения

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)

Новая орфограмма: Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Большая буква в начале предложения
4. Точка в конце предложения

Словарные слова: деревня, окно.

Целый день идёт дождь. На земле много луж. Ребята надели пальто и сапоги. Скоро кончится дождь. (17 слов)

Новая орфограмма: Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Большая буква в начале предложения
4. Точка в конце предложения

Словарные слова: ребята, пальто, сапоги, скоро.

Проверочные диктанты по теме «Парные глухие и звонкие согласные в корне слова».

Жили два соседа. Пришла зима, выпал снег. Выходит первый сосед, в руках — лопата. Чистит снег, пот на лбу, вымок от работы. Удалась дорожка! А как дела у соседа?
(28 слов)

Слова для справок: дорога.

Мы пришли на пруд. Там сидел рыбак. В ведре улов — щука. Рот у щуки большой, и зубов пруд пруди, чтобы хватать скользкую рыбу.
(23 слова)
Слова для справок: чтобы.

Новобранец в армии первый раз заступил на пост. У него приказ: замедлять ход всех машин и спрашивать пропуск.
(18 слов)
Слова для справок: у него.

Диктант «Зачем нужен хвост?»

Белки используют свой хвост как канат, хватаются им за ветки. Кенгуру сидит на хвосте, словно это табурет. Лиса и барс используют свой хвост как склад.
(25 слов)
Слова для справок: хватаются, кенгуру, словно.

Мама готовила обед. Пекла пирог и варила суп. Пёс грыз кость, а голодный кот крутился под ногами. Мама просит дочку сходить в магазин. Надо купить творог, хлеб и рыбку для кота.
(31 слово)
Слова для справок: готовила, надо.

Диктант «У кого 300 зубов?»

Это пиявки. Они могут лечить больных людей. Пиявки пускают в ход свои мелкие зубки. Сказывал народ, что они высасывают дурную кровь. Это всё сказки! Есть у них своя загадка.
(29 слов)
Слова для справок: высасывают, что.

Это столовый прибор, у него есть ручка и узкие зубчики. Обед и ужин всегда с ним. Часто рядом лежат ложки и нож.
(22 слова)
Слова для справок: у него, всегда.

Диктант «Инструкция для Гагарина».

Если система корабля дала сбой, Юрий Гагарин должен был вскрыть пакет, вынуть лист, а там — код. Гагарин вводит код. Это доступ к ручному управлению.
(24 слова)
Слова для справок: должен, вводит.

Словарный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Плод, сад, зуб, лёд, бровь, глаз, труд, рыбка, холод, мороз, дождь, снег, хлеб, гриб, пруд, узкий, город, поезд, игрушки, дуб, герб, голубь, зуб, клуб, лоб, столб, сугроб, суп, серп, тулуп, цепь, укроп, кровь, клюв, лев, морковь, обрыв, обувь, остров, рёв, рукав, улов, шарф, шкаф, штраф, берег, друг, круг, луг, овраг, пирог, слог, рог, творог, утюг, флаг, шаг, юг, бак, бок, бык, волк, галстук, гудок, звук, крик, лак, лук, молоток, охотник, песок, рак, рыбак, парк, сок, урок, танк, фартук, язык, год, гвоздь, город, дед, дождь, доклад, дрозд, завод, мёд, лошадь, медведь, народ, наряд, огород, обед, парад, плод, поход, поезд, ряд, след, тетрадь, труд, холод, хоровод, бант, бинт, брат, буфет, винт, гость, букет, кость, кисть, кит, кот, крот, куст, балет, лифт, молот, мост, плот, прут, рост, рот, салют, свет, свист, флот, фронт, халат, хвост, арбуз, груз, грязь, мороз, низ, приз, таз, вальс, вкус, вес, голос, лес, лось, матрос, пёс, час, багаж, гараж, ёж, нож, пляж, стриж, сторож, уж, чиж, стаж, ёрш, камыш, карандаш, ландыш, марш, шалаш.

Выборочные диктанты по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Задание для диктантов: подчеркните парные звонкие и глухие согласные.

Диктант 1.
1. Гроздь рябины горела как костёр. 2. Начался сильный снегопад. 3. В нашем городе есть большой завод. 4. Из труб шёл дым .5. Виноград лежал на блюде. 6. Послышался знакомый мотив. 7. Крот — полезное животное. 8. У песни запоминающийся припев. 9. Сноп украшен лентами. 10. Дом выходил окнами на обрыв. 11. В ясную ночь на небе много звёзд. 12. На платье разошёлся шов. 13. Мальчик порвал рукав пальто. 14. У хищных птиц крючковатый клюв. 15. Раздался звонок в дверь.

Диктант 2.
1. На поляне расцвёл серебристый ландыш. 2. Жираф питается листьями деревьев. 3. На городской площади находится телеграф. 4. Больному поставили согревающий компресс. 5. Выступление певца вызвало восторг. 6. У меня разболелся зуб. 7. На море бывает прилив и отлив в определённое время суток. 8. С ветки вспорхнул стриж. 9. С работника высчитали большой налог. 10. Медь — мягкий металл. 11. На праздничное платье купили алый атлас. 12. Далеко в море показался парус рыбачьей лодки. 13. Бульдог сидел на поводке. 14. Верхолаз покорил неприступную скалу.

Диктант 3.
1. По реке плывёт плот. На ветке висит спелый плод. 2. На лугу расцвёл алый мак. На арене цирка выступал маг. 3. Мальчик открыл рот. Людской род. 4. Я прищурил глаз. Раздался громкий глас. 5. Пастух сорвал гибкий прут. Мальчик бросил в пруд камень. 6. Мальчик приехал на десятый этаж. 7. Мы ели спелый арбуз. 8. На улице много луж. 9. Машину поставили в гараж. 10. Вода капала со всех крыш. 11. Бабушка испекла хлеб. Овец загнали в хлев. 12. Грипп — заразная болезнь. Под берёзой растёт гриб. 13. Меня преследует злой рок. У нашей коровы сломался рог. 14. На остановке стоял велосипед. 15. Молот ударил по наковальне. Мужчина был очень молод.

Диктант 4.
1. Хлеб всему голова. 2. Худ обед, когда хлеба нет. 3. Чёрный хлеб — ещё не голод. 4. Трудовой хлеб сладок. 5. На чужой обед надейся, а свой припасай. 6. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. 7. Кто любит труд, того люди чтут. 8. Нужда и голод выгонят на холод. 9. Снег глубок — год хорош. 10. Без наук, как без рук. 11. Каков плод, таков и приплод. 12. Друг дороже денег.

Диктант 5. Загадки
1. В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живёт. (х—д—ь—к) 2. Рассыпался горох на семьдесят дорог. (г—) 3. Белый, а не снег, сладкий, а не мёд. (с- —р) 4. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (-и-а) 5. Шёл долговяз, в сыру земли увяз. (—ж—) 6. Без рук, без ног ползёт на батог. (г—х) 7. Колюч, да не ёж. (ё—)


Творческие диктанты по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Диктант 1.
Задание: измените данные слова так, чтобы речь шла об одном предмете, подчеркните парные звонкие и глухие согласные.

1. Камыши, этажи, флаги, города, сады, глаза, круги, ряды, столбы, плуги, плоды, плоты, клювы, шланги, рукава, острова, мотивы.
2. Морозы, снегопады, приветы, советы, грибы, швы, шаги, арбузы, карнизы, стрижи, паруса, глаза, голоса, хлеба, обеды, шарфы.

Диктант 2.
Задание: запишите слова, изменив в конце глухой согласный на парный ему звонкий и наоборот, подчеркните парные звонкие и глухие согласные. (При диктовке называется отчётливо последняя буква).

Высокий столп, большой порок, искусный маг, гибкий прут, звучный глас, под столом, плот из брёвен, человек очень молод (молодой), много роз, овечий хлев, опасный грипп, открытый рот, обет молчания, кривой рог.

Творческие диктанты по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне в середине слова»

Задание для диктантов: Составить с данными словами 3-4 предложения.

Диктант «Скоро зима».
Лёгкий мороз; резкий ветер; дубки, березки; робкий
зайчишка.

Диктант «На реке».
Лёд тронулся; высокой берег; льдины; вышла из берегов.

Задание для диктанта: дописать предложения словами противоположного значения.

1. Волк — враг, а собака — . (друг).
2. Дуб высокий, а шиповник . (низкий).
3. Дорога широкая, а тропинка . (узкая).
4. Лёд тяжелый, а снег . (лёгкий).
5. Клюква кислая, а малина . (сладкая).
6. Кожура шершавая, а орех . (гладкий).
7. Сеяли густо, да взошло . (редко).

Творческие диктанты по теме «Правописание звонких и глухих согласных в корне на конце слова»

Задание для диктантов: Составить с данными словами четыре предложения.

Лес.
Хорош, лес; много трав; дуб; гриб.

Зима в лесу.
Мороз; снег; лёд; сугроб.

На даче.
Дача; сад; много ягод; чиж.

Диктанты по русскому языку 2 класс по теме: Парные звонкие и глухие согласные (часть 2)

Диктанты по теме: «Парные звонкие и глухие согласные»

При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Парные звонкие и глухие согласные часть 2 использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Осень

Поздняя осень. На улице лёгкий мороз. Падает первый снег. Дорожки стали белыми. Лужи затянуло тонким ледком. Ребята выбежали на улицу. Они рады снежку. Дети по тропке спешат к реке. Но мороз ещё не успел сковать её льдом.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по два слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением» и «Парный согласный в корне слова» . Докажите правильность написания.
  2. Выпишите из текста однокоренные слова. Докажите.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова лужи.

Потомство

У нагей собаки Чапки появились щенки. Они похожи на шерстяные клубки с глазками-бусинками и холодными носиками. У каждого висят лохматые ушки. Щенки смешно переваливаются на коротких лапках, иногда падают на бок. Чапка внимательно следит за малышами.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три слова с парным согласным в корне и докажите написание.
  2. Выпишите из текста слово, в котором звуков больше, чем букв. Укажите количество звуков и букв.
  3. Подчеркните в тексте слово, в которм четыре слога и ударение падает на первый слог.

Первый снег

Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мягкий, пушистый снег. Рядом с домом намело маленький сугроб. Берёзка и куст сирени стоят в белоснежном наряде. Ребята надевают шапки, шубки, сапожки, варежки и бегут во двор. Дети радуются снежку!

Грамматические задания

  1. Выпишите из пятого предложения слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите корень.
  3. Определите количество звуков и букв в слове ночью.

Снежок

У нас живёт котёнок. Он белый, как снег. Мы назвали котёнка Снежком. У него маленькая головка, смешные ушки, зоркие глазки, острые зубки и большой пушистый хвост. Снежок редко сидит на месте. Он очень любит играть с клубком ниток.

Грамматические задания

  1. Выпишите из четвёртого предложения слова с парным согласным в корне слова. Подберите проверочные слова.
  2. Разберите по составу слова: котёнок, хвост, маленькая.

Петя и Архип мечтают построить плот. В лесу после бури были поваленные деревья. Мальчики вместе с папой обрубили ветки и прикатили брёвна на берег реки. Ребята крепкими верёвками связали брёвна. Папа прибил мачту и повесил парус. Плот готов! Вперёд!

Грамматические задания

  1. Выпишите из третьего предложения слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова» . Подберите проверочные слова.
  2. Укажите части речи над словами четвёртого предложения.

В деревне

У нас есть дом в деревне. За домом сад и огород. В саду растёт много слив, яблонь и груш. В огороде выстроились, как на парад, грядки. На них мы выращиваем картофель, морковь, капусту, салат. Рядом с домом грустит затянутый зеленью пруд.

Грамматические задания

  1. Выпишите слова с парным согласным в корне слова из 2-4 предложений. Запишите проверочные слова.
  2. Подчеркните в словах пятого предложения буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова.

В лодке

Летом Глеб Дубков отдыхал в деревне у бабушки. Часто Глеб и собака Бобик ходили гулять в лес или на озеро.

Однажды они решили прокатиться на лодке. На озере была лёгкая рябь. Воздух был свеж. Дул прохладный ветерок. Хороша прогулка!

Грамматические задания

  1. Выпишите из первых двух предложений слова, отвечающие на вопрос кто?
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с орфограммой «Парный согласный в корне» . Запишите проверочные слова.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова рябь.

Котёнок

Миша нашёл под дубком котёнка. Он был пушистый, рыжий, с грустными глазками. У малыша шла из лапки кровь. Миша аккуратно взял котёнка и отнёс домой. Мальчик промыл ранку и покормил больного. Малыш остался жить у Миши. Котёнка назвали Рыжиком.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста два имени существительных с парным согласным в корне слова. Запишите проверочные слова.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова глазки.

Зимой

Пушистый снег покрыл всё вокруг. У крыльца дома намело большой сугроб. Словно в белых шубках стоят деревья. Замёрз пруд. На нём крепкий лёд.

Дети надели шубки, шапки, варежки и выбежали на улицу. Они играют в снежки. Мороз им не страшен.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте три пары однокоренных слов, выделите в них корень.
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с парным согласным в корне слова. Подберите проверочные слова.
  3. Подберите к выделенным словам антонимы.

Зимний лес

Люблю я прогулки в зимний лес. Под ногами скрипит снег. Блеск разноцветных огоньков на солнце радует глаз. Узкая тропа убегает вглубь леса. Берёзки стоят в пуховых косынках. Ели и сосны надели меховые шапки и тёплые варежки.Не страшен им мороз!

2 класс: парные согласные в корне слова

Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:

Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.

Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.

6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.

Правило «Парные согласные в корне слова»

Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].

Например: плод — плоды, травка — трава.

Как проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: ду б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: а в тобус, во к зал, за в тра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»

Карточка 1

  1. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.

2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.

Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.

Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…

Карточка 2

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.

Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…

Карточка 3

  1. Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.

Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….

Карточка 4

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.

Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..

Карточка 5

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё. лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.

Каранда. пейза. глу..ь, ё. ланды. бро..ь, мор. гара. камы. ду. у. сторо.. .

Карточка 6

  1. Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой

2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.

Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.

3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.

Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.

Карточка 7

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

Карточка 8

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!

Карточка 9

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!

Карточка 10

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Репорта…

Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.

Карточка 11

  1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.

2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.

Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»

Наш луг

Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.

Зима

Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Родной край

У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

Зимний наряд

Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Весна пришла

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Во 2-м предложении выдели основу.

Подводная охота

Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Рыбки

В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 3-м предложении выдели основу.

Бурундук

Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Репка

Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 4-м предложении выдели основу.

На катке

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.

Тетерев

Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Выпиши из текста 3 слова с безударной гласной в корне слова. Напиши проверочные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Дом

Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. Подчеркни в тексте словарные слова.
  3. В 1-м предложении выдели основу.

Каток

Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)

Грамматическое задание:

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
  2. В 1-м предложении выдели основу.
  3. Выполни звуко-буквенный разбор словалёд.

Еще полезные статьи для 2 класса:

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


источники:

http://vprotl.com/diktant-2-klass/diktantyi-2-klass-parnyie-zvonkie-i-gluhie-soglasnyie-chast-2/

http://naymenok.ru/2-klass-parnye-soglasnye-v-korne-slova/