Диктант на правописание парных согласных в корне слова

Диктант на правописание парных согласных в корне слова

Диктант «Чудесная ёлка».
Снег. Снежные хлопья легли на землю, кусты и деревья. На поляне одиноко ставит стройная ёлка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягодки рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили крепкий кочан капусты. Утром над ёлкой крутила стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.
Слова для справок: прикрепили, положили, угощались.

Диктант «В лесу».
С деревьев опали последние листья. Повалил хлопьями снег. Снежные шапки укрыли старые пни. Лес ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Следы украсили лесную полянку.

Диктант «Доброе дело».
Быстро прошла осень. Ночью ударил сильный мороз. Льдины сковали лужи. Близка настоящая зима. На реке всё остановилось. Крепкий лёд сделал своё доброе дело. Он защитил рыб в реках и озёрах от стужи. Лёд всё живое спас от гибели.

Диктант «Гололёд».
После оттепели подкрался робкий ветер и холод. Снег покрылся крепкой коркой. Трудно птицам найти пищу.
Куропатки спят в снежных подземных норах. Ночью грянул мороз. Проснулись они утром. Как выйти бедняжкам из ледяного плена? Часто они в кровь разбивают о лёд свои головки.
По В. Бианки.
Слова для справок: оттепели, куропатки, ледяного, гололёд.

Диктант «На радость людям».
Встретили Новый год. Надя сняла игрушки и положила в коробку. Сухую ёлку бросили на улицу. Иголки с веток сыпались на мягкий снег. Ёлка имела жалкий вид. Через неделю от ёлки остался только ствол. Надя решила посадить весной маленькую елочку. Пусть растёт деревцо на радость людям.
Слова для справок: Новый, положила.

Диктант «Лесной пожар».
Стояли осенние дни. Мы ехали лесом. Стало пахнуть гарью. Зашумели ели. По узкой полоске поползли горящие хвойные ветки. Наша лошака быстро мчалась по дороге. Поверка запрыгала. С шумом пролетела стайка птиц. Блеснула змейка. Вспыхнула вершина ёлки. Страшен огонь в лесу!
Слова для справок: поползли, горящие, огонь, блеснула.

Диктант «Смелый».
В избушку вбежала собака, а за ней вошёл сторож. Мать сказала, что пропал Гек. Сторож подвинул собаке галоши Гека. Смелый обнюхал вещи и умными глазками посмотрел на хозяина. Сторож распахнул дверь. Собака ушла от двери в дальний угол избы. Там в старом сундуке крепко спал Гек. В руках он держал шарф и варежки.
По А. Гайдару.
Слова для справок: за ней, вошёл.

Объяснительные диктанты по теме: «Правописание слов с парными согласными в корне»

Диктант «Книга».
Был у Олега друг — любимая книга. Она рассказывала мальчику чудесные сказки. Раз Олег взял её на футбол. Там он взобрался на высокое дерево. Книжку положил на сучья. Игра кончилась. Он побежал домой. Книга осталась на дереве. Поднялся резкий ветер, пошёл дождь. Книжка упала с дерева. Она мокла под дождём. Олег побежал на стадион и принёс книгу домой.

Диктант «Лес».
Лес — это город с тысячами жителей. Дома в этом городе — глубокие норки, тёплые гнёзда. Вот пробилась первая робкая травка. Бьёт ключ из-под земли. Бежит ручей. На самом берегу ручья густо цветут незабудки. Приятно смотреть на голубой ковёр разросшихся у ручья незабудок. Лес — это чудо природы. Сбереги это чудо!

Диктант «Серебряное копытце».
Была ясная ночь. У избушки стоял козёл. Он поднял ножку, а на ней серебряное копытце блестит. Прыгнул козёл с узкой дорожки на крышу и давай копытцем бить. Из-под ножки камешки дорогие посыпались. Вернулся дед домой и не узнал избушку. Она вся была в дорогих камнях. Камни горели разными огнями.
По П. Бажову.

Диктант «Гадкий утёнок».
Утёнок жил на озере. Все называли его гадким. Стало холодно. Листья на деревьях побурели. Тёмные тучи сеяли на землю снег и град. Ворона каркала от стужи во всё горло. Пролетела стая чудесных птиц. Они были белые, с длинными гибкими шеями. Их звали лебеди.
По Г. X. Андерсену.

Диктант «В роще».
Нина решила находить в школу. Она украдкой прошла в рощу. Под куст девочка бросила связку книг и побежала догонять бабочку. На дорогу вышел малыш. В руках он держал книжку и тетрадку. Девочке стало стыдно, она заплакала.
По А. Гайдару.

Диктант «Ёж и телёнок».
Телёнок встретил ежа. Ёж свернулся клубком и фыркнул. Глупый телёнок лизнул ежа. Иголки больно укололи его язык.
Телёнок побежал к корове. Он стал жаловаться матери на ежа. Корова поглядела на сына и опять стала щипать мягкую травку.
Ёж покатился к своей норе. Он сказал ежихе, что победил большого зверя.
(Из сказки.)
Слова для справок: встретил, свернулся, жаловаться, поглядела, сказал ежихе, что.

Выборочные диктанты по теме: «Написание слов с парными звонкими — глухими согласными в корне»

Зрительные диктанты по теме: «Написание слов с парными звонкими — глухими согласными в корне»

Диктант «Телефон».
Один раз мы с Мишкой были в магазине. Там мы увидели игрушечный телефон. В большой деревянной коробке лежали два аппарата, две трубки и гибкий шнур. Две недели подряд мы с Мишкой не ели мороженого и пирожков.
Мы деньги копили. Собрали сколько нужно и купили телефон. (46 слов) (По Н. Носову)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине
слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Правописание слов с двойными согласными
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце
слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарные слова: магазин, телефон.

Диктант «Каток».
Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой.
К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарные слова: каток, коньки, фонарь, хоккей.

Диктант «Лесные красавицы».
Красавицей русских лесов называют берёзу. Она всегда вызывает восхищение и радость.
Каждый год берёзки засевают большие просторы миллионами своих мелких семян-орешков.
Молодые берёзки напоминают травку. У них всего два-три мелких, нежных листочка. Но из этих травинок вырастут стройные деревья.
(45 слов) (По С. Ивченко)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ,щн
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Разделительный мягкий знак .
7. Правописание слов с двойными согласными
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Словарные слова: берёза, миллион.

Диктант «Зелёная стража».
Лес задерживает влагу. Снег в лесах тает медленно. Талая вода спокойно просачивается в глубину почвы. Потом лес медленно и равномерно отдает эту влагу ближним полям и рекам.
Но лес не только хранитель вод. Он спасает землю от летучих песков и суховеев. Леса — лёгкие планеты.
(46 слов) (По К. Паустовскому)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Правописание слов с двойными согласными
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения
Словарное слово — потом.

Свободные диктанты по теме « Правописание звонких и глухих согласных в корне в середине слова»

Диктант «Воробьи».
У меня под окном палисадник с чугунной оградкой. Зимой дворник убирает улицу и сгребает за ограду снег. А я бросаю туда из окна кусочки хлеба для воробьев. Пичужки летят со всех сторон и клюют хлеб. Потом они сидят на дереве. Чистят носы о ветки. Вид у них довольный.
(48 слов) (По Н. Носову)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине
слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
5. Раздельное написание предлогов
6. Правописание слов с двойными согласными
7. Разделительный мягкий знак
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Словарные слова: воробьи, улица.
Слова для справок: палисадник, дворник, сгребает, ограду.

Диктант «Старый гриб».
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу. Было это под осень. Берёзки и осинки уже сыпали на молодые ёлочки золотые и красные пятачки.
День был тёплый. Мне захотелось пить. В частом ельнике я нашёл полянку. На ней росла огромная старая сыроежка. Она была как большая тарелка. Я лёг на живот и выпил лесную чашу до дна. (57 слов) (По М. Пришвину)
Новая орфограмма:
Правописание глухих и звонких согласных в корне в середине
слова
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв жи, ши
4. Сочетания букв ча, ща
5. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
6. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце
слова
7. Раздельное написание предлогов
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения
Слова для справок: вспомнилась, осинки, пятачки, огромная, тарелка.

Диктанты по русскому языку 2 класс по теме: Парные звонкие и глухие согласные (часть 2)

Диктанты по теме: «Парные звонкие и глухие согласные»

При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Парные звонкие и глухие согласные часть 2 использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Осень

Поздняя осень. На улице лёгкий мороз. Падает первый снег. Дорожки стали белыми. Лужи затянуло тонким ледком. Ребята выбежали на улицу. Они рады снежку. Дети по тропке спешат к реке. Но мороз ещё не успел сковать её льдом.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по два слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением» и «Парный согласный в корне слова» . Докажите правильность написания.
  2. Выпишите из текста однокоренные слова. Докажите.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова лужи.

Потомство

У нагей собаки Чапки появились щенки. Они похожи на шерстяные клубки с глазками-бусинками и холодными носиками. У каждого висят лохматые ушки. Щенки смешно переваливаются на коротких лапках, иногда падают на бок. Чапка внимательно следит за малышами.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три слова с парным согласным в корне и докажите написание.
  2. Выпишите из текста слово, в котором звуков больше, чем букв. Укажите количество звуков и букв.
  3. Подчеркните в тексте слово, в которм четыре слога и ударение падает на первый слог.

Первый снег

Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мягкий, пушистый снег. Рядом с домом намело маленький сугроб. Берёзка и куст сирени стоят в белоснежном наряде. Ребята надевают шапки, шубки, сапожки, варежки и бегут во двор. Дети радуются снежку!

Грамматические задания

  1. Выпишите из пятого предложения слова с парным согласным в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите корень.
  3. Определите количество звуков и букв в слове ночью.

Снежок

У нас живёт котёнок. Он белый, как снег. Мы назвали котёнка Снежком. У него маленькая головка, смешные ушки, зоркие глазки, острые зубки и большой пушистый хвост. Снежок редко сидит на месте. Он очень любит играть с клубком ниток.

Грамматические задания

  1. Выпишите из четвёртого предложения слова с парным согласным в корне слова. Подберите проверочные слова.
  2. Разберите по составу слова: котёнок, хвост, маленькая.

Петя и Архип мечтают построить плот. В лесу после бури были поваленные деревья. Мальчики вместе с папой обрубили ветки и прикатили брёвна на берег реки. Ребята крепкими верёвками связали брёвна. Папа прибил мачту и повесил парус. Плот готов! Вперёд!

Грамматические задания

  1. Выпишите из третьего предложения слова с орфограммой «Парный согласный в корне слова» . Подберите проверочные слова.
  2. Укажите части речи над словами четвёртого предложения.

В деревне

У нас есть дом в деревне. За домом сад и огород. В саду растёт много слив, яблонь и груш. В огороде выстроились, как на парад, грядки. На них мы выращиваем картофель, морковь, капусту, салат. Рядом с домом грустит затянутый зеленью пруд.

Грамматические задания

  1. Выпишите слова с парным согласным в корне слова из 2-4 предложений. Запишите проверочные слова.
  2. Подчеркните в словах пятого предложения буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова.

В лодке

Летом Глеб Дубков отдыхал в деревне у бабушки. Часто Глеб и собака Бобик ходили гулять в лес или на озеро.

Однажды они решили прокатиться на лодке. На озере была лёгкая рябь. Воздух был свеж. Дул прохладный ветерок. Хороша прогулка!

Грамматические задания

  1. Выпишите из первых двух предложений слова, отвечающие на вопрос кто?
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с орфограммой «Парный согласный в корне» . Запишите проверочные слова.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова рябь.

Котёнок

Миша нашёл под дубком котёнка. Он был пушистый, рыжий, с грустными глазками. У малыша шла из лапки кровь. Миша аккуратно взял котёнка и отнёс домой. Мальчик промыл ранку и покормил больного. Малыш остался жить у Миши. Котёнка назвали Рыжиком.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста два имени существительных с парным согласным в корне слова. Запишите проверочные слова.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова глазки.

Зимой

Пушистый снег покрыл всё вокруг. У крыльца дома намело большой сугроб. Словно в белых шубках стоят деревья. Замёрз пруд. На нём крепкий лёд.

Дети надели шубки, шапки, варежки и выбежали на улицу. Они играют в снежки. Мороз им не страшен.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте три пары однокоренных слов, выделите в них корень.
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с парным согласным в корне слова. Подберите проверочные слова.
  3. Подберите к выделенным словам антонимы.

Зимний лес

Люблю я прогулки в зимний лес. Под ногами скрипит снег. Блеск разноцветных огоньков на солнце радует глаз. Узкая тропа убегает вглубь леса. Берёзки стоят в пуховых косынках. Ели и сосны надели меховые шапки и тёплые варежки.Не страшен им мороз!

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ»

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ»

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 3 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 3 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 3 классов начальной школы.

1. Записать в первую группу слова с парным согласным звуком на конце слова, во вторую — с парным согласным звуком в середине слова перед согласным.

Березка, тетрадь, кукушка, сельдь, ошибка, багаж, бумажка, жираф, булавка, шалаш, ягодка, подружка, друг, слезки, бровь, кактус, монетка, легкий, мороз, морковь, загадка, лебедь, близкий, народ.

2. Записать в первую группу слова на правило правописания слов с парным согласным звуком, во вторую — на правило правописания слов с безударным гласным звуком.

Сторона, пряжка, дождь, горох, указка, север, столица, блузка, зарядка, молоко, помидор, борода, гвоздь, сторожить, просьба, дубки, резьба, деревья, дорога, ногти, овощи, сказка, далеко, утюг.

1) Был бы друг, найдётся и досуг. 2) Лошадь любит овёс, а земля навоз. 3) Кто ленив, тот и сонлив. 4) Мир да лад — большой клад. 5) У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. 6) Ошибка — не обман. 7) Будет хлеб, будет и обед. 8) Добрая пословица не в бровь, а в глаз. 9) Легко чужими руками жар загребать. 10) Рад Яков, что пирог с маком. 11) Огород — для семьи доход.

1) Белая морковка зимой растет. (Сосулька.) 2) Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Мороз.) 3) Красный сапог в земле горит. (Свекла.) 4) Сверху гладко, в середине сладко. (Орех.) 5) Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь.) 6) Легкий, а не пух, мягкий, а не мех, белый, а не снег, но оденет всех. (Хлопок.) 7) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.) 8) Есть корешок, есть шляпка, но не гриб. (Зонт.) 9) Полез в воду один, а вылез с семьей. (Невод с рыбой.)

1) Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замерз.

Насквозь продрогли елки.

2) Созвала детей калинка:

«Рвите ягодки, дружки,

Будет сладкая начинка

Тем, кто любит пирожки.»

3) Гвоздь, дождь, кость, груздь, грусть, кофта, кувшин, лифт.

Весной пестрый дятел прилетел к березке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус березовый сок сладкий. На сладкий сок к дятлу прилетают и приползают лесные гости.

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Холод сковал землю. Зимние ветры гуляли в макушках деревьев. Снежные шапки укрыли дубки. С берез сыпался иней. Под ногами хрустел снег. Снегири прыгали по шишкам елей. На снегу был виден звериный след.

Школьники шли по полю. Они собирали колоски. Вдруг Юра увидел гнездышко. В гнезде лежали сухая травка и мягкие стебельки. Это гнездышко жаворонка. Эта птичка вьет гнездо во ржи.

Был сильный мороз. Он сковал ледком лесные озерки и речки. На дорожках скользко. Зябко стало дубкам и березкам. Подул резкий ветер. Качнулась гибкая ветка рябины. Испугался робкий зайчишка, прижал от страха ушки. Вдалеке каркнул ворон. Запищали синички. Пташки спрятались в гнездышки. (42 слова)

Слова для справок: гнезд ы шки.

Ночью был легкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Деревья, крыши, ступеньки крыльца стали белые. Девочка Катя захотела по снежку погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой это зверь ходил по снегу? У зверька теплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это заяц. (51 слово)

Зима вошла в свои права. Мягкий снег укрыл землю. Мороз сковал реки и озера. Крепкий гладкий лед блестит на пруду. Красив стал зимний лес. Пушистые варежки зимушка надела на ели и сосны. Снежком укрылись молодые березки и осинки. Старые пни надели на головы шапки. На полях волнистыми коврами лег снег. Перестал зябнуть озимый хлеб. (56 слов)

Слова для справок: о зим ы й.

Хорошая погодка была в декабре. Лесная дорожка вела нас в лес. Всюду загадки. Под сосной и елью пустые шишки. Здесь крепким клювом поработал дятел. А кто грыз орешки и бросал скорлупки вниз? Это белка. Куда ведут заячьи следы? В осинник. Робкий зверек в белой шубке сидит под осинкой, прижал ушки. На макушку дуба уселся ворон. Под елью большой сугроб. Там берлога медведя. (64 слова)

Слова для справок: крепк им клюв ом .


источники:

http://vprotl.com/diktant-2-klass/diktantyi-2-klass-parnyie-zvonkie-i-gluhie-soglasnyie-chast-2/

http://infourok.ru/diktanti-po-russkomu-yaziku-dlya-uchaschihsya-klassa-po-teme-oboznachenie-bukvami-parnih-po-gluhostizvonkosti-soglasnih-zvukov-v-1496880.html