Диктант на правописание ь после шипящих 4 класс

Диктант на правописание ь после шипящих 4 класс

Диктанты по русскому языку для 4 класса по теме: «Мягкий знак после шипящих в личных окончаниях глаголов»
Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Предупредительные и объяснительные диктанты по теме: « Мягкий знак после шипящих в личных окончаниях глаголов».

Диктант 1.
1. Из пословицы слов не выкинешь. 2. Что посеешь, то и пожнёшь. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Шила в мешке не утаишь. 5. Одной рукой и узла не завяжешь. 6. За чем пойдёшь, то и найдёшь. 7. Правды не спрячешь. 8. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
9. Раньше начнёшь, раньше поспеешь. 10. На час опоздаешь — годом не наверстаешь. 11. Сам не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. 12. Как наладишь, так и поедешь. (Пословицы) (64 слова)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих в личных окончаниях глаголов
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Сочетания букв ча, ща
3. Проверяемые безударные гласные в корне слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Гласные и согласные буквы в приставках
6. Правописание НЕ с глаголами
7. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
8. Большая буква в начале предложения
9. Точка в конце предложения

Диктант «Ранним утром».
На ранней заре откроешь окно в прохладный сад. Сквозь туман блестит утреннее солнце. Не утерпишь — велишь закладывать лошадь. А сам побежишь на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода стала прозрачная,
ледяная. Она мгновенно прогоняет ночную лень.
Войдешь в дом и услышишь сначала запах яблок, а потом уже и все другие запахи. (63 слова)
(По И. Бунину)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих в личных окончаниях глаголов
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Сочетания букв жи, ши
3. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
4. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
5. Проверяемые безударные гласные в корне слова
6. Правописание слов с двойными согласными
7. Непроизносимые согласные
8. Раздельное написание предлогов
9. Гласные и согласные буквы в приставках
10. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
11. Правописание НЕ с глаголами
12. Большая буква в начале предложения
13. Точка в конце предложения
Словарные слова: яблоко, потом.

Диктант «Лесные цветы».
У высокой муравьиной кучи на лесной полянке ковром рассыпались цветы.
Бегают по земле под цветами муравьи. Они тащат в свой общий дом сухие хвоинки, мёртвых комаров, жучков. Глянешь хорошо и увидишь, как много больших и малых дорог, троп и тропинок протоптано в высокой траве.
Почти всё лето цветут жёлтые цветки под лиловыми листьями. Поставишь на стол скромный букет и вспомнишь лес, зелёную опушку, муравьиную кучу и хлопотливых муравьев. (70 слов) (По И. Соколову-Микитову)
Новая орфограмма:
Мягкий знак после шипящих в личных окончаниях глаголов
Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Сочетания букв ча, ща
3. Сочетания букв чу, щу
4. Сочетания букв чк, чн, нч, нщ, щн
5. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова
6. Проверяемые безударные гласные в корне слова
7. Гласные и согласные буквы в приставках
8. Раздельное написание предлогов
9. Разделительный мягкий знак
10. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
11. Безударные гласные в падежных окончаниях прилагательных
12. Большая буква в начале предложения
13. Точка в конце предложения
14. Запятая при однородных членах предложения
Словарное слово — хорошо.

Зрительные диктанты по теме: « Мягкий знак после шипящих в личных окончаниях глаголов».

Диктант 1.
В жару такой тропинкою
Идёшь, идёшь, идёшь,
Уморишься, намаешься —
Присядешь, отдохнёшь;
Зелёную былиночку
В раздумье пожуёшь
И снова на тропиночку
Встаёшь. (С. Михалков)

Диктант 2.
Здравствуй, лес
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе,
Как в серебре. (С. Погореловский)

Диктант 3.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного. (А. Пушкин)

Творческие диктанты по теме: «Мягкий знак после шипящих в личных окончаниях глаголов»

Диктант 1.
Задание: Допишите пословицы.
1. С кем поведёшься, от того и . (наберёшься). 2. Что посеешь, то и . (пожнёшь). 3. Из песни слова . (не выкинешь). 4. Выше головы . (не прыгнешь). 5. Близок локоток, да . (не укусишь). 6. Без ножа хлеба . (не отрежешь).

Диктант 2.
Задание: Запишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа.
1. Днём раньше (посеять), неделькой раньше (пожать). 2. Дальше (положить), ближе (взять). 3. Глубже (вспахать) — (быть) с хлебом зимой. 4. Не (попробовать) горького, не (узнать) сладкого. 5. Неправдой свет (пройти), да назад не (воротиться). 6. Ласковым словом и камень (растопить).

Контрольный диктант «Ь знак после шипящих»

Контрольный диктант по теме

«Употребление мягкого знака после шипящих на конце слов»

Хорошо весной в лесу! Берёзки распускают свои клейкие листья. Воздух чист и свеж. Пахнет молодым листом, прелой землёй. Небо без туч. Весеннее солнце сильно печёт, но в тени ещё холодно.

Цветёт душистая черёмуха. В прудах и озёрах видны крупные жёлтые цветы. С одного берега на другой летают стрекозы. Поднялась высокая трава. На полях уж зеленеет рожь. Пришла настоящая весна!

Открывай настежь окна! Теперь не усидишь дома! В такую пору хорошо сходить на рыбалку. Посидишь на берегу на ранней зорьке, поймаешь рыбку и радуешься.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(много) задач_ — ________

2.Выполнить морфемный разбор:

Силач, пахуч, сорвёшь, дач, замуж, ночь.

1.Вставь мягкий знак, где это необходимо. Письменно объясни написание слов.

(мало) свеч_ — __________

не пряч_ — ______________

2.Выполнить морфемный разбор:

Дичь, пожуёшь, колюч, крыш, наотмашь, крепыш

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Гусейнова Патимат СаидгаджиевнаНаписать 2216 06.12.2019

Номер материала: ДБ-841929

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.12.2019 33
    06.12.2019 34
    06.12.2019 110
    06.12.2019 39
    06.12.2019 52
    06.12.2019 20
    06.12.2019 71
    06.12.2019 152

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Диктанты на тему: Мягкий знак после шипящих

Диктант №1

Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много задач, съёжишься, жгуч, пустошь, шалаш, уж, запрячь, компот из груш, (не)собьёшься, беречь, пахуч, кирпич, из училищ, съешь, пригож, стричь, полночь, намажьте, мимо рощ и дач, хлеб свеж, любимая брошь, полюбишь, любуешься, цветок хорош.

1. Запишите под диктовку слова, распределяя их в два столбика (с Ь и без), укажите части речи.

Диктант №2

Стеречь, помощь, горяч, спрячь, много дач, сожмёшься, дремуч, монтаж, тишь, почитаешь, плющ, запрячь, с плеч, умоешься, меч, стричь, воздух пахуч.

Назначьте дежурного, испечь лаваш, увлечься фантастикой, детский плач, спрячься в зарослях, успех блестящ, терновник колюч, песок сыпуч, неважная мелочь, ряд удач, прячься побыстрей.

1. Запишите под диктовку слова, распределяя их на группы, связанные с написанием Ь после шипящих на конце слов. По какому принцип вы разделили эти слова?

Диктант №3

Грач, смерч, течь, силач, трюкач, ветошь, пять тысяч, много туч, остров сокровищ, ряд встреч, острый меч, брошь, ложь, чёрная тушь, решение задач, несколько кляч, бравурный туш, товарищ, возле пастбищ, несколько рощ, мощь государства, ранний овощ.

1. Запишите слова под диктовку, графически обозначьте орфограмму «Ь после шипящих».

Диктант №4

Брошь, ветошь, карандаш, мяч, мышь, стриж, калач, камыш, ба­гаж, рожь, дрожь, варенье из груш, молодёжь, грач, врач, дочь, ночь, дичь, сторож, сушь, ложь, помощь, ключ, глушь, шалаш, плащ, шире плеч, клещ, показалось из-за туч, много луж, морж, карандаш, борщ, кирпич, роскошь, тираж, синяя тушь, играть туш, из мясных туш, беречь одежду, печь пироги, стричь волосы, достичь успеха, помочь другу, увлечься спортом, привлечь внимание, отвлечься от работы, запрячь лошадь, течь из крана, стеречь склад, пишешь письмо, страдаешь от головной боли, построишь больницу, выполнишь задание, улыбаешься людям, занимаешься ри­сованием, катаешься на велосипеде.


источники:

http://infourok.ru/kontrolniy-diktant-znak-posle-shipyaschih-3987154.html

http://obrazovanie365.ru/diktanty/myagkij-znak-posle-shipyashhih