Диктант на правописание приставок бес и без

Диктант на правописание приставок бес и без

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: «БУКВЫ З и С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»

Словарные диктанты

1. Безлюдный, воспоминание, возрождение, взлететь, вспорхнуть, изгнать, испортить, низвергаться, нисходить, раздать, распустить, чрезмерный, чересчур, разжать, расширить, беспредельный, бесконечный, расхаживать, разбирать, расспрашивать, разговаривать, беспокоиться, бессмысленный.

2. Происшествие, измученный, рассыпать, неизгладимое, исследовать, воззвание, бессмертный, беззвучный, бессердечный, восстановить, воссоединить, рассердить, расстояние, разбежаться, развеселиться, безболезненный, бесхарактерный, бессвязный, беззаветный, бесстрашный, безлюдный, мировоззрение, восстановленный, безвкусный.

Выборочные диктанты

Распределить слова в два столбика:

а) с приставкой на -з;

б) с приставкой на -с.

1. Восполнить, восход, разгрызть, вознаградить, распечатать, раскритиковать, развалина, разомкнуть, беспринципный, расстрел, всплеснуть, истлеть, рассекретить, взломщик, возглавить, расщелина, исцелить, расчёска.

2. Расседлать, взлетная, расшить, воспламениться, разволноваться, вскипятить, раскрасавица, воспаление, восклицание, изгибаться, испортить, беззащитный, беспросветный, расчётный, рассчитать, бесконтрольный, безаварийный, взбесить.

3. Исподлобья, исподтишка, расплата, расфасовка, расценка, исчезнуть, ниспровергнуть, низвергнуть, исчезновение, раскопки, безбилетный, раскаяние, расследование, беспредельный, встревоженный, бесплодный, расположиться, безмолвие, испарение.

Объяснительные диктанты

Выделите приставки на -з и -с, написание которых зависит от последующей согласной.

1. Безбрежный простор, беззвёздная ночь, ранний рассвет, безоблачный день, распахнуть окно, вспорхнула птица, расправила крылья, взлетела на сосну, расцвели ландыши, описать происшествие, исследовать причину, расспросить свидетелей, холодный расчет, избежать опасности.

2. Научное исследование, разработать план, рассмотреть заявление, изучите материалы, возобновить занятие, сдать экзамен, расположиться на отдых, беззаботное детство, испугать ребенка, безграничная любовь, беспокойная ночь, исчезнувший остров, неисчерпаемые богатства, новое здание, непрерывные исследования.

Проверочные диктанты

Водопад

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Все кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном восхищении на это чрезвычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

Опасная переправа

Маша легко прыгала с льдины на льдину и скоро была уже далеко от берега. Вдруг льдины раздвинулись, и на реке образовалось широкое раздолье. Льдину с Машей стремительным течением понесло к мосту.

Это видел паренек. Он быстро подбежал к берегу, распахнул куртку, сдернул с себя ремень, сбросил рюкзак, оторвал от него лямки и связал с ремнем. Потом бесстрашный паренек прыгнул на лед и стал осторожно двигаться к Маше. Маша поймала конец ремня, и он стал медленно подтягивать её к себе.

Контрольные диктанты

Осенний день

С самого рассвета идёт мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и низвергается, подобно водопаду. Он льёт беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.

Первая весной распускается береза, и теперь она первая пожелтела. А осина расцветилась красными, багровыми, золотыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это последнее убранство; крутя в воздухе лёгкие, иссохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мертвая рука осени сжала и измяла их. Измокшие заборы смотрят уныло из-под бесконечной сетки дождя.

Московский Кремль

Какие сильные, живые, благодарные впечатления возбуждает один Кремль. Над его священными стенами, над его высокими башнями пролетело несколько веков. Я не могу истолковать себе тех чувств, которые возбуждаются во мне при взгляде на Кремль. Одна сторона Кремля открылась перед нами. Шумные клики, говор народа, треск экипажей и частый лес мачт с развевающимися разноцветными флагами, белокаменные стены Кремля, его высокие башни — всё это вместе поражало меня, возбуждало в душе удивление.

Приставки на з — с

В приставках, оканчивающихся на з,— без-, вз-, из-, низ-, раз-, чрез-, через- согласная запишется перед гласными и звонкими, согласными, но заменяется буквой с перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), например: безобидный, безжалостный — бесшумный; взимать, взбивать — вспахать; возыметь, возбудить — воспринять; изыскать, издать — исцарапать; низвергнуть — ниспадать; разахаться, разгромить — расщепить; розыск, роздых — роспуск. При этом на стыке приставки и корня могут удваиваться согласные з или с: воззрение — воссоздание, раззадорить — рассказать, череззерница — чересседельник и т. п.

1. В словах низкий, низший и близсидящий пишется з, так как низ и близ не являются приставками.

2. Правописание слов расчет, расчесть — рассчитать, рассчитывать и др. регулируется особым правилом: с пишется перед корнем -чет-, се — перед корнем -чит-. В словах разевать, разорить конечный согласный приставки выпал, поэтому они пишутся с одним з.

Упражнение 131. Образуйте от данных слов с помощью приставок новые слова.

а) Без-/бес-: бедный крайний, сердечный, болезненный, форменный, жизненный, ценный;

б) вз-/вс-: думать, метнуть, пучить, ломать, карабкаться, дуть, кинуть, брыкнусь;

в) воз-/вос-: зрение, торжествовать, делать, питать, кликнуть, вращать, соединить, звание;

г) из-/ис-: адить, тратить, пытать, водить, резать, черпать, сушить, бежать, сследовать, сечь; д) низ-/нис-: вести, послать, ринуться, пускать, ходить;

е) раз-/рас-: пускать, крыть, бить, пить, вести, дуть, дать, четный, считывать;

ж) чрез-, через-/чрес-, черес-: мерный, полосица, чур.

Упражнение 132. Перепишите слова, подчеркните приставки и объясните их правописание. Особо отметьте случаи удвоения согласных на стыке приставки и корня.

Беспомощный, беззаветный, беспокойный, бездумный, беспрерывный, беззащитный, взмолиться, всколыхнуться, встать, взвести, взволновать, воздеть, воспеть, восхвалить, возгордиться, испещренный, исторгнутый, извоз, иззябнуть, иссякнуть, нисторгнуть, низвержение, разгореться, рассудить, разбранить, развеять, рассеять, расчет, рассчитываться, расцвет, рассвет.

Упражнение 133. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Важно одно — оживить, привести в движение нетронутый слой тех личных впечатлений бытия, который лежит в душе каждого и обычно и…гнивает бе…плодно. (Горьк.) 2. Таня поглядела на другие лица и увидела, что многие одновременно и улыбаются, и всхлипывают, глядя на проходивших курсантов. (Сим.) 3. Если через неделю не услышу, что сам на фронт пошел, имей в виду, посодействую, чтоб ра…бронировали. (Сим.) 4. Виктор Сидорович и без Каплиных напутствий сидел на пленуме с железной внутренней установкой: не поддаваться нажиму, а взять обязательство, и…ходя из реальных возможностей. (Алекс.) 5. Во…пылавший было жаждой отмщения, гость вел себя сейчас более чем тихо и скромно. (Алекс.) 6. Клинок вошел в доску легко и бе…звучно, как в масло. (Рек.) 7, Николай сожмурился от яркого полдневного света и ра…смеялся — чтобы выразить это приятное чувство, чтобы в…пугнуть окружающую тишину. (Рек.) 8. Николай уже не раз в…тречал здесь, на Севере, таких непонятных ребят. Вроде бы они и стиляги, а вроде бы работают не хуже других. И лезут в тайгу без страха — прощупать там в…рывами землю. И кормят комарье на болотах — и…следуют грунтовые воды. И ничего, не жалуются. Только ра…певают самодельные песенки, от которых либо краснеют, либо плачут девчата … (Рек.)

Все виды диктантов на правописание приставок на –з и –с

Все виды диктантов на правописание приставок на –з и –с

Словарный диктант. Учащиеся вспоминают правила правописания отдельных слов. Объём контрольного диктанта зависит от класса. Кроме традиционных словарных диктантов, можно проводить словарный диктант с подсказкой; словарный диктант с грамматическим заданием; словарный диктант с элементами игры «Зоркий глаз» — поиск наибольшего количества орфограмм в тексте; «Справочное бюро» и др.

Без брежный простор; без звездная ночь; ранний рас свет; без облачный день; рас пахнуть окно; вс порхнула птица; рас правила крылья; вз летела на сосну; бес шумно подойти; рас цвели ландыши, описать про ис шествие; ис следовать причину; рас спросить свидетелей; бес сердечный поступок; холодный рас чет , из бежать опасности; исполнить долг.

В конце изучения каждой темы проводится контрольный диктант . Слова на еще не изученные орфограммы выписываются на доску. При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Далее текст диктуется по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Учащиеся проверяют написанное.

Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь рас пустившуюся зелень листвы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет.

Путешественник прокладывает путь среди раз росшихся лесных зарослей. Трудна дорога. На каждом шагу бес страшного ис следователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

Что там виднеется среди сучьев дерева? Изогнутая ветвь или огромный удав свесил свое гибкое тело?

Впереди поляна. Можно передохнуть. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Но не заметил он человека, прошел мимо.

Усталый путник ложится на траву и внимательно наблюдает. Вс пархивают и летают разноцветные бабочки и жучки. В чашечки цветов заползают хлопотливые пчелы. Муравьи волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит жизнь, полная приключений.

Кажется, так бы и лежал весь день, ра зглядывая жизнь в густых сочных зарослях.

(По Г. Скребицкому) (122 слова)

При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец оформляется на доске. Несколько примеров разбираются коллективно, затем класс работу выполняет самостоятельно. Этот вид диктантов проводится, когда тема достаточно закреплена.

На востоке нашей страны возвышаются Уральские горы, а за ними расстилается Западно-Сибирская равнина. Бесчисленные богатства находятся в недрах земли. Перед строительством моста надо рассчитать его конструкцию. Потом необходимо исследовать местность. Кто будет возглавлять строительство?

Тихое безоблачное у тро. Нежный аромат распространяют скромные фиалки. Среди ржи кое-где вспыхивают красные полевые маки. Я не люблю искусственные цветы. Птицы беспокойно перелетают с дерева на дерево. Скворцы умеют воспроизводить разные звуки. (68 слов)

Зрительный диктант. Текст показывается на доске. Учащиеся анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку учащиеся используют самопроверку.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко раз носится грохот низ вергающейся с обрыва воды. Все кругом вз драгивает от шума. Бес прерывно падает вода и рас сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в без молвном восхищении на это чрез вычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в без облачные дни, когда бес численные капельки как бы рас творяются в воздухе. (85 слов)

Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, постановка знаков препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи учащиеся сличают свои записи с оригиналом.


источники:

http://dictations.ru/pristavki-na-z-s/

http://infourok.ru/vse-vidi-diktantov-na-pravopisanie-pristavok-na-z-i-s-2313846.html