Диктант на правописание жи ши ча ща

Диктант на правописание жи ши ча ща

Диктанты по русскому языку для 2 класса по теме: «Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН». Диктанты подобраны в соответствии с программами школ России и ФГОС.

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЖИ-ШИ»

1. В саду цветёт шиповник. 2. За домом широкая река. 3. У розы острые шипы. 4. Под ёлкой жил маленький ёжик. 5. Малыши ели груши. (20 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Раздельное написание предлогов;
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова;
3. Большая буква в начале предложения;
4. Точка в конце предложения

Диктант 2. «Зимой».

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк. (20 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
3. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 3 «Мышка и хорь».

Бежит мышка и видит: лежит на снегу шишка. А злой хорь по мышиным следам ползёт. Вот-вот мышку схватит. А мышка вдруг нырнула в снег. И нет её. (30 слов)
(По сказке)

Новая орфограмма: Сочетания букв жи, ши

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
3. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЖИ-ШИ»

Предложение под диктовку

1) Малыши окружили старших ребят.
2) Мама положила сушить фрукты в сушилку.
3) Стрижи кружились над полем перед дождём.
4) Быстрый ручей бежит около крушины.
5) Дуняша решила сама сшить кукле джинсы.
6) В нашем классе две Наташи и два Саши.
7) Жимолость окружили маленьким забором.
8) Орёл долго кружил над вершиной горы.
9) Жители города решили заложить аллею героев.
10) Малыши! Мойте и хорошо вытирайте уши!
11) Вася Жилин совершил проступок.
12) У Дуняши неприятно першит в горле.
13) Жирное пятно ширилось и разрасталось на асфальте.

Несколько предложений под диктовку

1) Саша заслужила похвалу. Она сама пришила кнопку.
2) Мы работали в поле. С утра сушили сено и ворошили.
3) Ваня ушибся. Мама наложила ему повязку.
4) Бабушка решила перешить рубашку. Она разложила выкройку на столе.
5) Паша подружился с Мишей. Они вместе играют с машинками.
6) Жители переезжают в новый дом. К дому подходит машина за машиной.
7) Под домом жили мыши. Ежи их прогнали.

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЧА, ЩА»

1. В чаще леса живут белки. 2. Для Миши вызвали врача. 3. В гнезде пищат грачата. 4. Весело журчат ручейки. 5. В рощах кричат грачи. (19 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв ча, ща

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Раздельное написание предлогов
3. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
4. Проверяемые безударные гласные в корне слова
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 2. Диктант «Друзья».

У Маши гости. Ребята играли в саду. Потом они рвали груши и щавель. На столе чайник и чашки. Сейчас дети будут пить душистый чай. (25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв ча, ща

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Сочетания букв жи, ши
3. Раздельное написание предлогов
4. Большая буква в начале предложения
5. Точка в конце предложения

Словарные слова: ребята, потом.

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЧА-ЩА»

Предложение под диктовку

1) Девочка восхищалась маленькими крольчатами.
2) Водоём всё мельчает и превращается в болото.
3) Все учащиеся встречают Новый год в школе.
4) Дима посещал товарища во время болезни.
5) За проказы бабушка часто прощает внучат.
6) Митя только отчасти причастен к разбитому окну.
7) Начальник отвечает за весь фронт работ на участке.
8) Мэр обращается к москвичам с просьбой о помощи.
9) Всегда выручай товарища из беды.
10) Сложные математические формулы надо упрощать.
11) Вася молчал и вдыхал аромат борща.
12) Случайно дождь застал меня в дороге без плаща.

Несколько предложений под диктовку

1) Свет включается быстро. Надо просто найти выключатель.
2) По ночам в чаще звери молчат. Только совы кричат и пугают.
3) Задача была необычайно трудная. Она никак не получалась.
4) В овчарне послышалось рычание. Это овчарка защищала овец.
5) Туча всё росла и росла. Она предвещала сильную грозу.
6) Рыбы молчат. А как они общаются?

Предупредительные диктанты на тему: «Сочетание букв ЧУ-ЩУ»

1. Я хочу поймать щуку. 2. В чаще леса живут белки. 3. Ветер быстро гнал по небу тучу. 4. Наши чашки полны молока. (19 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Сочетания букв жи, ши
2. Сочетания букв ча, ща
3. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
4. Раздельное написание предлогов
5. Проверяемые безударные гласные в корне слова
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения

Словарные слова: весело, ветер, быстро.

Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой. (25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Сочетания букв ча, ща
3. Раздельное написание предлогов
4. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Диктант 3. «Вороны».

Все лето кочуют вороны по рощам и лугам. А зимой они живут около жилья человека. Здесь легче найти пищу. Во дворах вороны ищут себе еду. (26 слов)
(Т. Рамзаева)

Новая орфограмма: Сочетания букв чу, щу

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова
2. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
3. Раздельное написание предлогов
4. Сочетания букв ча, ща
5. Сочетания букв жи, ши
6. Большая буква в начале предложения
7. Точка в конце предложения

Проверочные диктанты на тему «Сочетания букв ЧУ-ЩУ»

Предложение под диктовку

1) Утром включу швейную машинку и прострочу воротник.
2) Кручу, верчу, запутать хочу!
3) На чужбине ты чужой!
4) Поручу товарищу подготовить пищу для зверинца.
5) Размягчу садовый вар для смазки пенька дерева.
6) Я хочу поймать щурят.
7) Я шепчу на ухо соседу код домофона.
8) Лечу на вертолёте и ощущаю просторы степей.
9) В сельской больнице я лечу людей.
10) Я хохочу от щекотки.
11) От птиц на огороде бабушка поставила чучело.
12) Я прячу в карман ключи от дома.

Несколько предложений под диктовку

1) Я очищу щуку. Угощу Вас вкусной ухой.
2) Я хочу поехать на дачу. По пути мне надо пройти через берёзовую рощу.
3) Около деревни есть незамерзающее чудо-озеро. В нём зимой я полощу бельё.
4) Я грущу по подруге. Ищу возможность для встречи.
5) Намечу план работы. Очищу грядку от листвы и обозначу место для посадки.
6) Я в лесу ищу грибы. Скоро возвращусь назад.

Выборочные диктанты на тему «Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Задание для диктантов 1-4: подчеркните буквосочетания -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-.

1. Княжеская дружина вступила в бой. 2. Шило в мешке не утаишь. 3. Во дворе рос куст жимолости. 4. В июне зацвёл шиповник. 5. У малыша разболелся живот. 6. Жизнь даётся человеку один раз. 7. У подъезда остановилась новенькая машина 8. Серая шинель висела на вешалке. 9. В ящике стола лежали ножи, вилки и ложки. 10. Запись оказалась зашифрована.

1. Галчата — птенцы галки. 2. Вдоль дороги построили гаражи. 3. За ширмой стояла кровать. 4. Моржи плавают в ледяной воде. 5. Мыши спрятались в норке и перестали пищать. 6. Заяц опустил уши. 7. Любое домашнее животное требует заботы и внимания. 8. В жилетном кармане лежали маленькие часы. 9. Начало циркового представления в три часа. 10 . Я чуть-чуть не опоздал на поезд.

1. Молоко налили в кувшин. 2. Часовщик починил пружину в башенных часах. 3. За стеной раздавались чужие голоса. 4. Щенок щурился на солнце. 5. Чуткое ухо улавливает самый негромкий звук. 6. Нужно выручать товарища. 7. В кузнице глухо стучат тяжёлым молотом. 8. Кот-воришка забрался в чулан. 9. На столе стоит свеча. 10. Мой приятель — большой чудак.

1. Мы пришли в рощу. 2. Саша поймал щуку, леща и ерша. 3. Новый дом построен из кирпича. 4. Я горько плачу. 5. Я до блеска вычищу серебряные ножи. 6. К больному вызвали врача. 7. У берега растут камыши. 8. Мы с товарищами часто гуляем в центре города. 9. Из тёплых стран прилетели скворцы и чижи. 10. Часы люди придумали давно.

Диктант 5.
Задание: Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (А. Пушкин)

Горные вершины
Спят во тьме ночной.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К. Бальмонт )

ЗАГАДКИ
1. Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

2. Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы. (Щука)

3. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь. (тишина).

Объяснительные и проверочные диктанты на тему «Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Проверочные диктанты на тему» Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Диктант «История вилки».

До 17-го века чай пили из чашки, а пищу брали руками. Часть людей пытались накалывать на вилку фрукты. Вот чудаки!
(20 слов)
Слова для справок: из.

Диктант «Кошка и домовой»

Встретились кошка и домовой. Кошка хвост распушила и зашипела:
— Ты кто?
— Я домовой, порчу вещи, кричу по ночам, нашим хозяевам спать не даю. А ты кто? Кошка задумалась и говорит:
— Тогда я тоже домовой!
(26 слов)
Слова для справок: по ночам, хозяевам.

Моржи — жирные животные. У них серый цвет кожи, бивни и широкие морды. Их пища — рыба. Чуя чужих издали, они мычат и сразу уплывают. (23 слова)
Слова для справок: издали.

Примеры слов на орфограмму:
Бежит, ёжик, жить, жизнь, лыжи, малыши, уши, ежи, ужин, лужи, машина, пушинки, кувшин, шить, ножи, карандаши, дыши, ландыши, кувшинки, шишка, шиповник, жилетка, жираф, мыши, дружить, этажи, шило, ошибка, груши, пиши, наши, шины, мчат, стучат, рычат, прячут, скачут, пища, шучу, научу, изучу, чай, задача, дача, спрячу, чудо, чудак, звучат, рычаг, куча, добыча, чужие, роща, чума, чужой, чары, почудилось, причуда, щука, щупальца, ищу, тащу, щавель.

Предупредительные диктанты на тему » Сочетание букв ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ»

Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили её.
(25 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Правописание глухих и звонких согласных в корне на конце слова
3. Проверяемые безударные гласные в корне слова
4. Раздельное написание предлогов
5. Большая буква в начале предложения
6. Точка в конце предложения

Словарные слова: ребята, комната.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка. (26 слов)

Новая орфограмма: Сочетания букв чк, чн, нч, щн, нщ

Повторяем орфограммы и пунктограммы:
1. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
2. Проверяемые безударные гласные в корне слова
3. Сочетания букв ча, ща
4. Сочетания букв жи, ши
5. Сочетания букв чу, щу
6. Раздельное написание предлогов
7. Большая буква в начале предложения
8. Точка в конце предложения

Словарное слово — весело.

Выборочные диктанты на тему «Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН»

Задание для диктантов: подчеркните буквосочетания -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -щн-.

Червяк, червячки; бабочка; жучок, жучки; синица, синички; кисть, кисточка; окно, окошко, окошечко; око, очки; коляска, колясочка; салазки, салазочки; бумага, бумажка, бумажечка; вилка, вилочка; нож, ножик, ножички; сумка, сумочка; птица, птичка; лиса, лисичка; сердечко, сердце, сердечный; крыльцо, крылечко; лист, листок, листочки; дочь, дочка; строка, строчка, построчный.

Молоко, молочко, молочный, молочник; сливки, сливочный, сливочки, сливочный; кроха, крошка, крошечка, крошечный; ежевика, ежевичка, ежевичный; клубника, клубничка, клубничный; яблоко, яблочко, яблочный; черника, черничка, черничный; яйцо яичный, яичница; брусника, брусничка, брусничный.

Сок, сочный; конец, кончик, бесконечный; дача, дачный, дачник; больница, больничный; игрушка, игрушечный; прачка, прачечная; телефон, телефончик; флакон, флакончик; сестра, сестричка; сарафан, сарафанчик; барабан, барабанчик, барабанщик; чулан, чуланчик; камень, каменщик; помощь, помощник, помощница; диван, диванчик; овощи, овощной; бутон, бутончик.

Объяснительные и проверочные диктанты на тему «Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн»

Задание: Подчеркнуть слова с сочетаниями нч, чн, чк.

Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят по¬лакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки.
30 слов.

У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоке» на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается.
42 слова.

Диктант «Чем люди пишут»

Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями.
43 слова.

Диктант «Уличный музыкант»

На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и

Проверочные диктанты на тему» Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, ЧТ, НТ»

Диктант «Великан и Крошка».

Вот ручка. Пиши задачку в три строчки. Дай три точных ответа. Ставь точку.
(13 слов)
Слова для справок: ответа.

Задачка такая: от дома Великана до домика Крошки 5 великаньих шагов, а от домика Крошки до дома Великана 10 крошечных шагов.
1) Кому дальше идти в гости — Великану или Крошке?
2) Кому дольше идти в гости?
3) Чей шаг короче?

Ответы:
1) Расстояние между домиками одинаковое.
2) Дольше идти Крошке, так как ему надо сделать больше шагов и потратить больше времени на дорогу.
3) Короче шаг у Крошки, так как на одном отрезке шагов у него умещается больше.

Бабочкина дочка
Вся в мелких ярких точках.
У речки живёт,
Листочки грызёт.
(12 слов)
Слова для справок: бабочкина.

Удивительней раскраски,
У неё есть рот и глазки.
Если очень повезёт,
Скоро бабочкой вспорхнёт! (Гусеница)

Вот листочки и странички.
На них точки или птички?
(9 слов)

Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
(Ноты.)

Словарный диктант на тему» Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, ЧТ, НТ»

Беспомощный, апельсинчик, зрелищный, закончить, гонщик, мощный, окончание, венчание, женщина, помощник, пончик, саранча, сущность, бочка, ручка, птичка, свечка, печка, строчка, булочка, очки, ёлочка, белочка, точный, срочный, личный, вечный, скучный, шуточный, сердечный, встречный, крошечный, речной, звучный, мелочный, ночной, почта, кончик, мачта.

Творческие и выборочные диктанты по теме «Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн»


Задание: Записать слова. Рядом написать образованные от них слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Птенец, кошка, собака, ночь, булка, носки, коза, туча, вода, звезда, белка, лиса.

Задание: Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Выписать слова с сочетаниями чн, чк.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин)

Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
(И. Крылов )

Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С. Есенин )

Милые синички
Ростом невелички,
Так что жить не тужить
Могут в рукавичке.
(А. Прокофьев)

Я за свечку, свечка — в печку.
(К. Чуковский)

Но у мамы есть привычка
Говорить всегда не то.
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
(А. Барто)

Жёлтые комочки,
Бегают за квочкой.
Лёгкие, как вата,
Это кто?
(Цыплята)

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Чёрная собачка весь дом стережёт. (Замок)

На красной перекладинке белые курочки сидят. (Зубы)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в ручейке,
А широкий — в море. (Речка)

Далеко мой стук слышится вокруг.
Червячкам я враг, а деревьям — друг. (Дятел)

Диктанты. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ … ЖИ — ШИ

Диктанты. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ …

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин.

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы.

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты!

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют.

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин.

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит.

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши — утята.

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника.

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой.

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты!

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши!

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает.

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши!

У лисы будет шикарный ужин!

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком.

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено.

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки.

17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши.

18. Нарвалы — это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит.

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист.

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады.

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки!

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята.

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши.

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор.

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит.

26. Носороги — крупнейшие животные. Оружие носорога — рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут.

27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают.

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз.

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

Идёт снег. Ветер кружит пушистые снежинки. Они падают на землю и крыши домов. Всё стало чистым и свежим. Малыши рады!

Наступила зима. За окном кружились белые снежинки. У Ани и Маши новые лыжи. Малыши идут на горку.

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк.

Бежит мышка и видит: лежит на снегу шишка. А злой хорь по мышиным следам ползёт. Вот-вот мышку схватит. А мышка вдруг нырнула в снег. И нет её.

Жирафы живут в Африке среди высокой травы в небольших рощах. В листве пятнистая шкура жирафа незаметна. Но сам он с высоты своего роста видит очень далеко. Заметит хищника и побежит на своих ножищах.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Живёт в нашем доме чудесный кот. Кличка у него Рыжик. У кота пушистый хвост. Глазки зелёные, коготки острые. На лапах мягкие подушечки. Наш кот хитрый и ловкий. Он быстро бегает, залезает на деревья.

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача — грачата. У зайчихи пи­щат зайчата.

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой.

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну!

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков — волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора.

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата.

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать.

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом.

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща.

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата.

10. Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой.

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши.

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго — два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания.

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко — это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать.

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой.

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим.

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще.

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой.

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача.

У Маши гости. Ребята играли в саду. Потом они рвали щавель и груши. На столе чашки и чайник. Сейчас дети будут пить душистый чай.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило.

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс.

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши.

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза.

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом.

6. Пищуха — маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю — чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс.

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре.

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной.

9. Я хочу поймать большую щуку. Закинув удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу — схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости.

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой.

11. Пища песцов — рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике.

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища.

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый.

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку.

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине.

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша.

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды!

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.

Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой.

Всё лето кочуют вороны по рощам и лугам. А зимой они живут около жилья человека. Здесь легче найти пищу. Во дворах вороны ищут себе еду.

1. Строчка, ночка, дочка, точка, кочка, почка, ручка, внучка.

2. Ручной, дачный, речной, уличный, ночной, вечный, отличный, личный.

3. Печник, задачник, листочки, цветочки, чулочки, водичка, лисички, сестрички.

4. Начнут, ручной, срочный, хищный, мощный, сочный, ночной, кончик.

5. Хищник, женщина, каменщик, барабанщик, сварщик, изящный.

Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили её.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка.

У Даши живут чижи, стрижи и синички. Весь день они весело скачут и поют. Даша их любит. Она хорошо кормит птиц и чистит их клетку.

Задание. Выписать 2 слова, которые нельзя перенести.

Дети часто ходили в рощу. Весной там цвели душистые ландыши. А летом дети видели пушистый хвост лисы. Сегодня им встретился заяц. У него длинные уши.

1. Разделить для переноса слова ВЕСНОЙ, СЕГОДНЯ.

2. В 4-ом предложении подчеркнуть гласные, обозначающие мягкость согласных.

Айболит открыл дверь. У двери сидела ласточка. Какое чудо! Ведь зимой ласточки живут в Африке. Птичке холодно. Она сидит на снегу и дрожит. Доктор усадил её у печки. Ласточка прилетела из Африки. Её послали больные звери. Айболит спешит на помощь.

1. Выписать 3 слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.

2. Выписать 1 слово, в котором все согласные звонкие и 1 слово, в котором все согласные глухие.

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Это оляпка.

1. Выписать 3 слова с парными глухими и звонкими согласными в конце слова и подобрать к ним проверочные слова.

2. Подобрать родственные слова к слову РЕКА.

ПОВТОРЕНИЕ …

Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьёв подлетела к дому и клюёт хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовёт Барсика домой. (27 слов.)

Слова для справок записываются на доске: прИшла, кроШки, БарсИка, воробьёВ.

У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. С ними бежит Жучка.

В лесу чаща. Дети ищут грибы и ягоды. Вдруг туча закрыла небо. Началась гроза. Дети мчались домой.

У Миши Чадова карандаши и краски. Миша хорошо рисует животных. Вот кот Рыжик. А вот пушистая лисица. На ёлке белочка грызёт шишку. Чудесные рисунки у Миши!

а). Подчеркнуть в предпоследнем предложении выделить грамматическую основу.

б). Разделить для переноса: УЧЕНИК, ЧАЙНИК, УЖИН, ДЕВОЧКА.

в). Разделить слова на слоги: ОЛЕНЬ, ЛИНЕЙКА, ОСИНА, КОНЬЯК, УГОЛЬКИ.

Тексты диктантов на тему «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» (1 класс)

Диктанты по теме «Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу»

Дети пошли в рощу. Они зашли в глухую чащу. Шура стал кричать. Ребята слышат шум машин. Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу.

Дядя Ваня поймал щуку и леща. Тётя Люся сварила уху. Малыши угостили товарища. Хороша уха!

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кругом тишина. Только волки рыщут. Они ищут пищу.

В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Петя взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит туда. А там уже малыши на санках.

Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. Там вкусные семена.

За рекой дубовая роща. Мы часто гуляем в роще. Звонко поют чижи. Цветут ландыши. Как они душисты! Берегите эти цветы. Не рвите их.

У Наташи были гости. Она угощала их чаем и пирогом. Старший брат Саша принёс из кухни чайник. Наташа сама налила чай в чашки. Хорошая хозяйка наша Наташа!

Я рано встаю. Чищу зубы. Мои вещи на месте. Я не ищу их. Я хорошо учусь. Часто хожу на лыжах и бегаю на коньках. Хочу быть крепким. Я полечу к звёздам.

Живёт в пруду щука. Там плавают ерши и лещи. Прячутся рыбы от щуки. Но щука хитра. Она караулит свою добычу. Щука – рыба хищная.

Старшие школьники принесли малышам подарки. У Серёжи карандаши. У Алёши пенал. У Лёвы Шишкина машинка. А у Наташи книга. Хороши подарки!

Поют чижи. Летают стрижи. В лесу цветут ландыши. Под елью шуршат ежи. Ребята в лесу ищут шишки.

Жили у пруда мыши. Пришла весна. Мыши ушли на горку. А там жила лиса. Лиса рада мышам.

Жили в норе мыши. Мыши грызли сало и крупу. Тётя Оля дала нам кошку. Кошка стала ловить мышей. Мыши ушли в другую норку.

Кричат иволги. Трещат морозы. Скачут сороки. Стучат дятлы. Птицы ищут свои гнёзда.

Митя принёс из леса ёжика. В чулане жили мыши. Митя отнёс ежа в чулан. Ёжик ловил там мышей.

Коля и Федя были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой.

Я с папой был на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

В процессе обучения выясняется, что дети усваивают новое с разной скоростью, поэтому часто случается так, что ребёнок допускает ошибки, хотя в классе этот материал уже отработан.Эти упражнения могут быть использованы для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений как учителями в школе, так и родителями для самостоятельных занятий с детьми.

  • Кудашова Светлана АлександровнаНаписать 17848 17.02.2020

Номер материала: ДБ-1004768

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.02.2020 28
    17.02.2020 22
    17.02.2020 98
    17.02.2020 15
    17.02.2020 424
    17.02.2020 35
    16.02.2020 30
    16.02.2020 47

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://pandia.ru/text/80/581/50884.php

http://infourok.ru/teksty-diktantov-na-temu-pravopisanie-zhi-shi-cha-sha-chu-shu-1-klass-4147660.html