Диктант на тему правописание н и нн в наречиях

Диктант на тему правописание н и нн в наречиях

Словарные диктанты

I. Бешено мчаться; поступать обдуманно; бороться отчаянно; явиться нежданно-негаданно; ударить нечаянно; сделано искусно; вскрикнуть испуганно; поступить ветрено; слушать сосредоточенно; слушать рассеянно; говорить взволнованно.

II. Взволнованный разговор; дети взволнованы случившимся; голоса были резки и взволнованны; поведение необдуманно и несерьезно; планы не обдуманы; отвечал обдуманно; речи звучали проникновенно; речи проникновенны и торжественны; выглядел торжественно; не уверены в победе; говорил неуверенно; ягоды подавлены в корзине; спросил удивленно; удивлены поведением товарища; оскорбить незаслуженно; такое отношение к нему не заслужено им; сделать намеренно; намерены были устроить привал; слушал заинтересованно; заинтересованы в продолжении экспедиции; малышка обижена братом; говорил обиженно; вздохнуть облегченно; ухаживать преданно; предано забвению; рискованный трюк; поступать рискованно.

Предупредительный диктант

1) Он старался держаться уверенно. 2) Все были уверены в победе олимпийцев. 3) Я растерянно посмотрел на ребят. 4) План, придуманный нами, теперь осуществлять было совершенно бессмысленно. 5) «Меньше всего я ожидала такого», — ошеломленно сказала Катя. 6) Надо было немедленно выводить людей. 7 ) Во мне внезапно явилась уверенность, что теперь я непременно достигну цели. ( И . Тургенев) 8) Все, что случилось со мной, было так странно, так необыкновенно.( И . Тургенев) 9) Тихоокеанское побережье надо было всесторонне исследовать. (В. Малов) 10) Вдруг, медленно затрепетав, приподнялись широкие веки, темные пронзительные глаза впились в меня.( И . Тургенев) 11) Все эти сведения органично, естественно входят в ткань рассказа об экспедициях.(В. Малов) 12) Волны гряда за грядой надвигались на остров и бешено вскипали у подножия скал.(М. Семенова) 13) Странно было видеть этих водяных птиц, быстро мелькающих между соснами.( И . Тургенев) 14) Он думал об этом напряженно, взволнованно и непрестанно. (А. Адамов) 15) Он сочувственно посмотрел на смуглого человека с седыми висками. (А. Адамов) 16) Он сдержанно улыбнулся, и лицо его опять стало непроницаемым. (А.Адамов) 17) Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. (Л. Толстой) 18) Звук постепенно усиливался.

Н, НН в наречиях на -О, -Е — Правописание наречий на -О, -Е — НАРЕЧИЕ — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарные диктанты

Говорить необдуманно, держаться мужественно, произнести торжественно, отвечать путано, неожиданно вздрогнуть, искренне сожалеть, нечаянно ошибиться, посмотреть испуганно, двигаться медленно, поступить ветрено.

• Объясните правописание Н, НН в наречиях.

• Укажите способ образования слова необдуманно, разберите его по составу.

Напряжённо всматриваться; бесчисленными звёздами; гружёный вагон; гружённый зерном прицеп; серебряная цепочка; ветреная погода; традиционная встреча; лакированные туфли; работа выполнена; местность исследована; смышлёный ребёнок; увлечённо заниматься; чувствовать себя скованно; золочёные рамы. •

• Объясните правописание Н, НН в словах, указывайте части речи.

• Разберите наречия по составу. В чём особенность морфемного строения наречия?

• Какая ещё часть речи не имеет окончания? Почему наречия и деепричастия не имеют окончаний?

Объяснительные диктанты

1) Обещай медленно, выполняй быстро. (Английская пословица) 2) Всё истинно мудрое — просто и понятно. (М. Горький) 3) Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе. (Вольтер) 4) Кто смирил себя внутренне, тот не бывает окрадываем через уста. (Пр. Иоанн Лествичник) 5) Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие. (Г. Галилей) 6) Говорить лучше обдуманно, чем быстро. (Т. Мор)

• Выделите орфограмму “Н, НН в наречиях на -о, -е”, объясните выбор одной или двух букв Н в суффиксах наречий.

• Проведите морфологический разбор одного из наречий.

1) Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень. (Менандр) 2) Да не изрекают уста твои слов, которые не обдуманы в сердце. Ибо лучше споткнуться мысленно, чем споткнуться в разговоре. (Ахикар) 3) Когда народ стремится в своей речи только к эффекту, говорит готовыми фразами, невоздержанно исполненными громких слов, оставляющих вас холодными, как лёд, он в полном падении. (А. Герцен)

• Объясните правописание НЕ со словами.

• Найдите предложения: 1) с обособленным причастным оборотом; 2) с необособленным причастным оборотом. Подчеркните причастные обороты, укажите причину их обособления / необособления.

• Определите, какими частями речи являются слова так же (из предложения 1). В какой части речи данные слова имеют сопоставимую с ними словоформу? Каково будет её написание? Докажите, составив соответствующее предложение.

1) Таинственно луна сквозь тонкий пар сияет. (В. Жуковский) 2) Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звёзды и лапчатые листья светило солнце. (А. Толстой) 3) Блестящей скатертью подёрнулись долины, и ярким бисером усеяны поля. (77. Вяземский) 4) Мир в этот предзакатный час был несказанно хорош. (А. Мусатов) 5) Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума. (С. Есенин) 6) В небе серебрятся осенние паутины. (А. Зимин) 7) По всей реке тянулись барки, нагружённые товаром, и медленно двигались по течению длинные неуклюжие плоты. (К. Ушинский)

• Объясните правописание Н, НН в словах разных частей речи.

• Какое средство выразительности использовано в предложении “Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума” (С. Есенин)? Какова его роль? (Ключ: В этой поэтической строке использована аллитерация — скопление согласных звуков [щ], [ж], [ш], с помощью которых автор передаёт звуковой образ вьюги: и шум ветра, и шелест снега. А эпитеты “серебряный” (ветер) и “снежного” (шума) рисуют образ вьюги не пугающий, а манящий.)

Мы должны читать медленно, если мы читаем для того, чтобы приобретать знания. И мы неустанно должны записывать всё, чему научаемся из книги, что в ней встретится нам незнакомого. Так постепенно мы будем обогащать себя.

А затем следует перечитывать очень медленно всё, что мы написали. Это очень серьёзная и важная работа, и она непременно приносит свои драгоценные плоды.

• Объясните выбор одной или двух букв Н в словах записанного текста.

• Определите способ образования слов медленно, неустанно.

• Разберите по составу слова драгоценные, встретится, непременно.

Предупредительные диктанты

• Вспомните правило правописания Н, НН в наречиях.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Истина не знает тайного подручного шёпота; она любит говорить откровенно и смело. (Ф. Глинка) 2) Силы непременно найдутся, если неустанно к чему-то стремиться. (А. Моруа) 3) Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания. (С. Хьюз) 4) Будь скор к слушанию, обдуманно давай ответ. (Древняя мудрость) 5) Друг мой, не говори путано! (Народная мудрость) 6) Красноречие в поступках несравненно лучше красноречия в словах. (С. Смайлс)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в наречиях.

• Проведите морфологический разбор наречия несравненно из предложения 6.

• Проведите синтаксический разбор предложения 5.

• Укажите побудительные предложения.

• Вспомните правила правописания Н, НН в словах разных частей речи.

• Запишите предложения под диктовку.

1) Мы ответственны в своих мыслях. (С. Рерих) 2) Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно. (Аристофан) 3) Мелет, будто ветряная мельница. (Пословица) 4) Глиняные сосуды испытываются в печи, а человек — в разговоре. (Древняя мудрость) 5) Много наговорено, да мало сказано. (Пословица) 6) Сказанное слово не может вернуться. (Пословица) 7) Невоздержанный язык — худшее из зол. (Еврипид) 8) Лучшими речами считаю такие, которые посвящены самым важным предметам. (Исократ) 9) Наша речь преимущественно афористична. (М. Горький) 10) Путано говорить — душе вредить. (Пословица) 11) Кто непрестанно упражняется в слове добром, тот исполняется дара разумения. (Древняя мудрость)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в словах. Определите способ образования слов истинный, непрестанно.

• Подчеркните грамматическую основу в предложениях 1, 9, 11. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

• Вспомните и проговорите орфографическое правило: “Правописание Н, НН в суффиксах наречий”.

• Запишите текст под диктовку.

Я промок насквозь от росы и развёл костёр. Дым уверенно подымался к вершинам лиственниц и елей. Лиственницы уже облетели. Их тонкая хвоя непрестанно сыпалась сверху, хотя ветра и не было. На лиственнице около торжественно разгорающегося костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица — здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз, мне на голову, на реку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами, цеплялись за коряги, останавливались. Сзади постоянно наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и наконец отрывались и уплывали, то разгораясь, как золото, когда попадали на солнце, то погасая и чернея, когда на них падала тень от кустов.

(По К. Паустовскому)

• Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в наречиях.

• Какие ещё орфограммы наречий иллюстрирует записанный вами текст?

• Подчеркните отымённые наречия. Какое(-ие) из них имеет(-ют) созвучные с ними словоформы среди других частей речи? Обоснуйте свой выбор: составьте и запишите соответствующее(-ие) предложение(-ия); объясните правописание омонимичных частей речи.

Распределительный диктант

• Из диктуемых предложений выпишите слова с Н, НН в три колонки: 1) наречия, 2) причастия, 3) прилагательные.

1) Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. (Цицерон) 2) Сказанное словцо — серебряное, несказанное — золотое. (Пословица) 3) Пока что единственное лекарство, исцеляющее раненое сердце родителя, — ласка дочери, которая пронизана переживанием вины. (Ш. Амонашвили) 4) Чему быть суждено, то непременно сбудется. (Народная мудрость) 5) Человек мудрый мужественно переносит все жизненные испытания. (Народная мудрость)

• Объясните выбор одной или двух букв Н.

• Дополните каждую колонку своими примерами (по два-три примера).

• Запишите предложение 3, проведите его синтаксический разбор. Начертите схему. Чем интересно данное предложение с точки зрения пунктуации?

Выборочные диктанты

• Запишите слова с Н, НН в две колонки: 1) слова с Н, 2) слова с НН.

1) Наташа, оживлённая и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее, чем обыкновенно. (Л. Толстой) 2) Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны. (А. Островский) 3) Судёнышко, деревянное, некрашеное, казалось необычайно прочным. (Н. Никандров) 4) Пустынны и печальны улицы в осенний ветреный день. 5) Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (К. Паустовский) 6) Даша сидела в плетёном кресле. (А. Толстой) 7) Побольше вам, учителя, смышлёных учеников! 8) На улице было ветрено.

• Укажите части речи, обоснуйте графически выбор одной или двух букв Н в словах.

• Запишите только наречия вместе с теми словами, к которым они относятся.

1) Он отвечал уверенно. 2) Моё сердце уверено в правоте этого решения. 3) Мероприятие было хорошо организовано. 4) Команда выступила организованно. 5) Мы чувствовали себя в этой компании скованно. 6) Сердце его было сковано холодом непонимания. 7) Друг помогает бескорыстно. 8) Его участие бескорыстно.

• Объясните выбор одной и двух букв Н в наречиях.

Творческий диктант

• Разделите страницу на два столбика. Запишите в первый столбик:

1) нарочно, преднамеренно; 2) планомерно, аккуратно; 3) чистосердечно, открыто; 4) храбро, проявляя присутствие духа; 5) твёрдо, не колеблясь.

• Запишите во второй столбик наречия: уверенно, умышленно, организованно, мужественно, откровенно.

• Соедините стрелочками наречия с теми словами из первой колонки, которые соответствуют их значению.

• Какие из записанных наречий могут переходить в другую часть речи? Составьте с ними пары предложений, в которых они будут выступать: 1) в качестве наречий, 2) в качестве другой части речи (какой?). По-разному или одинаково будут писаться созвучные слова? Докажите.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Урок. «Правописание Н-НН в наречиях на о-е

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 7-х классах

Дата проведения урока: 20.12 № урока: 44

Тема : Правописание Н-НН в суффиксах наречий на –о, -е.

Цели: 1. Познакомить учащихся с условиями выбора Н-НН в наречиях на –о, -е, с орфографическим правилом написания Н-НН в наречиях. Умение находить данные орфограммы, правильно писать

2. Развивать мышление, устную и письменную речь учащихся

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка

Методы : словесный, наблюдение, сравнение, практический

Методы, приёмы, формы

3. Подготовка к восприятию нового материала

Устный и письменный опрос

Словарный 1) диктант с послед. самопроверкой

2 чел. у доски готовятся отвечать о правописании Н-НН в прилагательном и причастии

В это время весь класс:

Словарный диктант с последующей самопроверкой:

Песчаный берег, желанный друг, раненый боец, местность пустынна, вовремя организованное собрание, кожаная сумка, тренированный спортсмен, соломенная шляпа, гусиное перо, внимательный ученик, уверенный ответ, мороженая рыба, тушенное в печке мясо.

Дома вам нужно было повторить правописание Н-НН в прилагательном и причастии, проверим наши знания данных орфограмм.

2-е готовятся отвечать у доски

Пишут словарный диктант

4. Изучение нового материала

Повторение словообразования наречий

Наблюдение и сравнение

Формулировка 2 ) правила

Углубление знаний, правило — помощник

Сегодня мы познакомимся с правописанием Н-НН в наречиях.

-От каких частей речи и какими способами образуются наречия?

( прилагательные, причастия, числительные, существительные, глаголы)

Образуйте от данных прилагательных и причастий наречия:

— На что оканчиваются данные наречия? (на О-Е)

-Сравните правописание Н-НН в прилагательных, причастиях и образованных от них наречиях.

— Сделайте вывод о правописании Н-НН в наречиях на О-Е

Распределите слова в 2 столбика : 1-Н, 2-НН

Радостно, туманно, ритмично, мысленно, контрастно, письменно, безмолвно, буднично, революционно, энергично, удивлённо, душевно, медленно, ароматно, нечаянно, символично, эффективно, взволнованно, эмоционально, обдуманно, картинно

Следует отличать наречия от кратких прилагательных и причастий.

1.Если в пр-ии обстоятельство образа действия относится к глаголу, то это наречие, в котором пишется столько Н, сколько и в слове, от которого оно образовано. Его можно заменить другим наречием.( Мать огорчённо посмотрела на сына)

2.Если слово-сказуемое, то это может быть краткое прилагательное или краткое причастие. В кратком причастии всегда пишется одна Н, его можно заменить глаголом. ( Любопытство наше было возбуждено (возбудилось )

Краткое прилагательное можно заменить полным прилагательным, в нём пишется столько Н, сколько и в полном .

Проверяет знание теории

1.радостно, ритмично, контрастно, безмолвно, буднично, энергично, душевно, ароматно, символично, эффективно, эмоционально

2.туманно, мысленно, письменно, революционно, удивлённо, медленно, нечаянно, взволнованно, обдуманно, картинно

Вооружает учащихся правилом-помощником

рассказывают о способах образования наречий

Делают вывод, формулируют правило

Работают в тетрадях для правил

5. Закрепление материала

Отработка навыков правописания орфограмм, повторение членов пр-я

Творческое списывание, составление пр-ий

Работа по лексике (повторение синонимов)

Отработка навыка различения наречия и краткого прилагательного или причастия.

Озеро взволновано. Ученик отвечал быстро и взволнованно. Животное испугано выстрелом. Девочка от неожиданности испуганно вздрогнула. Всё было взвешено и обдумано. Он всегда действует не спеша, обдуманно. Состязание по лёгкой атлетике было организовано очень хорошо. Состязание прошло очень организованно.

Групповая работа (по рядам)

2 ряд — прилагательные

3 ряд – причастия

1.Газированная вода, листва озарена, испуганно вскрикнул,

2.странно посмотрел, местность пустынна, проблема решена

3.оборудованный кабинет, квашеная капуста, рассказывает замечательно

4. небо облачно, исследование закончено, огорчённо вздохнуть

5. ответить сдержанно, организованный отряд, осенний лист

6. недостатки выявлены, насыщенный влагой, буйно разрастаться

7. обдуманное предложение, улыбался восторженно, ветреный день

Устная работа по учебнику упр298 (подбор синонимов)

Контролирует выполнение, оказывает индивидуальную помощь слабоуспевающим уч-ся

Заслушивает ответы уч-ся

Работа по карточкам

Зачитывают только свои словосочетания

Подбирают синонимы к наречиям, встретившимся в упражнении

-Когда в наречиях пишется Н и когда НН?

— Как отличить наречия от кратких прилагательных и причастий?

Подводит итоги, выставляет оценки

Отвечают на вопросы учителя

Параграф 38, упр.297, повторить О-Е после шипящих

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Прусакова Ольга АнатольевнаНаписать 5256 29.03.2014

Номер материала: 45739032914

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    29.03.2014 787
    29.03.2014 6304
    29.03.2014 511
    29.03.2014 3731
    29.03.2014 3943
    29.03.2014 3108
    29.03.2014 13290

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://compendium.su/rus/7dictation/13.html

http://infourok.ru/material.html?mid=45739